АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
09 июля 2012 года Дело № А76-262/2012
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2012 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, областное казенное учреждение Центр занятости населения города Челябинска, г. Челябинск, ФИО1, г. Челябинск
о признании незаконным решения от 30.09.2011
при участии в заседании:
заявителя: ФИО2 - представителя по доверенности от 31.01.2012 № 08, удостоверение;
ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 24.01.2012 № 33, удостоверение;
третьего лица - областного казенного учреждения Центра занятости населения города Челябинска: ФИО4 - представителя по доверенности от 28.04.2012 № 01, паспорт;
третьего лица - ФИО1: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган, ответчик) от 30.09.2011 по делу № 41-07/11.
УФАС по Челябинской области представило отзыв на заявление от 29.03.2012 № 2802/07 (т. 1 л.д. 131-132), просит в удовлетворении заявленного требования отказать.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определениями суда от 17.02.2012 и от 11.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены областное казенное учреждение Центр занятости населения города Челябинска, ФИО1 (далее – третьи лица).
Третье лицо - областное казенное учреждение Центр занятости населения города Челябинска представило мнение на заявление (т. 1 л.д. 127-130), в котором считает заявленное требование обоснованным.
Третье лицо - ФИО1 мнение на заявление не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом посредством направления в его адрес копии определения от 30.05.2012 заказным письмом с уведомлением (т. 3 л.д. 108), а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда (т. 3 л.д. 112).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие указанного третьего лица.
В судебном заседании представители сторон, третьего лица – областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска поддержали доводы, изложенные ими в заявлении, в отзыве на заявление и во мнении на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица – областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что 30.09.2011 комиссией УФАС по Челябинской области рассмотрено дело № 41-07/11 о нарушении Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области, ГУ «Центр занятости населения города Челябинска» (в настоящее время - областное казенное учреждение Центр занятости населения города Челябинска) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам которого вынесено решение (т. 1 л.д. 34-43), согласно которому признано нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» бездействие Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по необеспечению оказания Центрами занятости государственных услуг по осуществлению социальных выплат по безработице через кредитные организации, выбранные гражданами, встающими на учет в качестве безработных, а также отделения почтовой связи, в том числе посредством недоведения соответствующей информации до Центров занятости, и неосуществлению контроля за исполнением Центрами занятости требований Административного регламента в части соблюдения условий выплаты пособий по безработице, что ограничило получателям пособий по безработице выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по зачислению социальных выплат (пособий) и их выдаче гражданам, в том числе на возмездной основе.
Комиссией УФАС по Челябинской области вынесено предписание от 24.08.2011 Главному управлению по труду и занятости населения Челябинской области не позднее 15 рабочих дней с момента получения настоящего предписания совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: направить письма в подведомственные учреждения службы занятости Челябинской области о возможности зачисления и получения пособий по безработице на счета, открытые в кредитных организациях, наряду с ОАО «Сбербанк России», выбранных гражданами самостоятельно, либо в отделениях почтовой связи (т. 3 л.д. 62).
Не согласившись с решением от 30.09.2011, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
В УФАС по Челябинской области от гр. ФИО1 поступило обращение о признаках нарушения действующего законодательства в действиях Центра занятости населения г. Челябинска, его районных отделов, при выборе способа получения пособия по безработице. Из обращения следует, что районные Центры занятости населения понуждают граждан, встающих на учет в качестве безработных, открывать банковские счета в отделениях (филиалах) ОАО «Сбербанк России» для перечисления сумм пособий по безработице.
В ходе рассмотрения указанного обращения ответчиком установлено следующее. В январе и в декабре 2010 года Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области по заявке Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проведены аукционы на право заключить государственный контракт на оказание банковских услуг по обеспечению перечисления учреждениями службы занятости Челябинской области, зачисления на лицевые счета по вкладам или на счета банковских получателей и осуществление выплат по требованию получателей сумм пособия по безработице безработным гражданам, стипендий в период профессионального обучения граждан по направлению органов службы занятости, материальной помощи безработным гражданам и гражданам в период профессионального обучения по направлению службы занятости, материальной поддержки в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам и совершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, а также сумм удержаний из указанных видов выплат (аукционы № 143/А, № 528/А).
По результатам указанных аукционов заключены государственные контракты от 25.01.2010 № 23-2010 на срок с 25.01.2010 до 31.12.2010, от 17.01.2011 № 18-2011 на срок с 17.01.2011 до 31.12.2011 с ОАО «Сбербанк России» в лице Челябинского отделения № 8597.
По условиям государственных контрактов Банк обязуется оказать Главному управлению услуги по обслуживанию населения Челябинской области по обеспечению перечисления учреждениями службы занятости сумм пособия по безработице безработным гражданам, стипендий в период профессионального обучения граждан по направлению органов службы занятости, материальной помощи безработным гражданам и гражданам в период профессионального обучения по направлению службы занятости, материальной поддержки в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, а также сумм удержаний из указанных видов выплат в филиалы (отделения) Банка на территории Челябинской области для зачисления ими сумм выплат на лицевые счета по вкладам или счета банковских карт получателей и выплаты сумм по требованию получателей через сеть банкоматов или филиалы (отделения) Банка на территории Челябинской области.
Услуги, предусмотренные контрактами, оказываются банком через свои деления (филиалы) ГУ Центрам занятости населения Челябинской области путем заключения договора между отделением (филиалом) и Центрами занятости.
ГУ «Центр занятости населения города Челябинска» (далее — Центр занятости) представлен договор с ОАО «Сбербанк России» в лице Челябинского отделения № 8597 26.01.2010 № 72000307 о зачислении на счета физических лиц пособий, а также сумм удержаний из этих выплат.
В соответствии с пунктом 2.1. договора Банк по поручению за счет клиента осуществляет зачисление пособий по безработице, стипендий, материальной помощи, материальной поддержки, а также сумм удержаний из указанных видов выплат физическим лицам на счета банковских карт «Сбербанк-Maestro «Социальная» получателей либо на счета физических лиц - «Универсальный Сбербанка России», «Зарплатный Сбербанка России», «Пенсионный — плюс Сбербанка России» в соответствии с платежными поручениями и приложенными к ним реестрами получателей денежных средств/вкладчиков, а Центр занятости осуществляет регулярное перечисление денежных средств, надлежащее оформление расчетных документов и реестров, оплачивает услуги Банка.
Оплата услуг Банка по зачислению на счета получателей включает в себя все ходы Банка. Получатели выплат при получении наличных денежных средств через филиалы (отделения) Банка или банкоматы Банка дополнительные расходы не несут.
Из изложенного следует, что по условиям договора Банк зачисляет денежные средства (пособия) на счета получателей - клиентов данного Банка. На счета получателей — клиентов иных банков перечисление пособий в соответствии с указанным договором не производится.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) безработным гражданам гарантируется, в том числе, социальная поддержка.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 15 Закона о занятости населения деятельность государственной службы занятости населения направлена, в том числе, на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о занятости населения социальная поддержка безработных граждан является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице, стипендий является гарантией социальной поддержки безработных.
В соответствии с частью 3 статьи 7.1 Закона о занятости населения к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится оказание государственных услуг, в том числе, осуществление социальных выплат.
Согласно пункту 4 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 № 819 (далее — Административный регламент), территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) предоставляют гражданам, признанным безработными, государственную услугу.
Органы Федерального казначейства обеспечивают перечисление денежных средств, предназначенных гражданам, признанным в установленном порядке безработными, для социальных выплат в виде пособий по безработице, материальной помощи и стипендий, в кредитные организации и (или) почтовые отделения связи.
Кредитная организация осуществляет перечисление, зачисление на счета граждан, признанных в установленном порядке безработными, социальных выплат в виде пособий по безработице, материальной помощи и стипендий.
При выборе гражданином, признанным в установленном порядке безработным, кредитной организации, являющейся агентом Правительства Российской Федерации, комиссионное вознаграждение за перечисление, зачисление социальных выплат в виде пособий по безработице, материальной помощи и стипендий на открытый им счет осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
При выборе гражданином, признанным в установленном порядке безработным, иной кредитной организации комиссионное вознаграждение за перечисление, зачисление социальных выплат в виде пособий по безработице, материальной помощи и стипендий на открытый им счет осуществляется за счет личных средств гражданина в соответствии с заключенным договором.
Почтовые отделения связи осуществляют доставку гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособий по безработице, материальной помощи стипендии.
Согласно пункту 5 Административного регламента государственная услуга предоставляется бесплатно.
Из изложенного следует, что гражданин вправе самостоятельно выбирать кредитную организацию и (или) почтовое отделение связи, через которые будет получать соответствующие пособия.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» оплата услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых сами, определяемыми субъектами Российской Федерации (местными администрациями) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации гут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая то, что выплата пособия по безработице является мерой социальной поддержки и на указанные социальные выплаты предусмотрены расходы бюджетных обязательств, в том числе на оплату комиссионного вознаграждения кредитной организации, выбор такой организации может осуществляться в соответствии с Законом размещении заказов. Однако, это не исключает возможность гражданина выбрать как кредитную организацию для открытия счета, на который может быть перечислено пособие по безработице, и оплатить комиссионное вознаграждение за счет личных средств, так и воспользоваться услугами почтовой связи.
На основании Положения о Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области управление выполняет функции по контролю за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, обеспечению оказания государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что Главное управление «Центр занятости населения города Челябинска» не обеспечило организацию Центрами занятости выплаты социальных пособий по безработице через кредитные организации, выбранные гражданами, встающими на учет в качестве безработных, в том числе посредством не доведения информации до Центров занятости населения о возможности перечисления пособия как на счет, открытый в ОАО «Сбербанк России», так и на счет в кредитном учреждении, выбранном гражданином самостоятельно, либо получения такого пособия в отделении почтовой связи, и не осуществило контроль за исполнением подведомственными учреждениями требований Административного регламента в части соблюдения условий выплаты пособий по безработице по выбору граждан.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещено совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в частности запрещено устанавливать для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, бездействие Главного управления «Центр занятости населения города Челябинска», выразившееся в необеспечении организации Центрами занятости выплаты социальных пособий по безработице через кредитные организации, выбранные гражданами, встающими на учет качестве безработных, посредством не доведения соответствующей информации до Центров занятости и не осуществлению контроля за исполнением ими требований Административного регламента в части соблюдения условий выплаты пособий по безработице, привело к ограничению получателям пособий выбора хозяйствующих субъектов, через которые может осуществляться перечисление соответствующих пособий, что противоречит подпункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно Уставу ГУ «Центр занятости населения города Челябинска» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим на территории г. Челябинска и Сосновского муниципального района государственные услуги населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.
Из изложенного следует, что Центр занятости является организацией, осуществляющей функции (полномочия) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, непосредственно государственная услуга по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения).
Бездействие Центра занятости, выразившееся в недоведении до граждан, встающих на учет в качестве безработных, информации о возможности перечисления пособий как в кредитные организации, выбранные гражданами самостоятельно, так и в отделения почтовой связи, ограничивает получателям пособий выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, и является нарушением подпункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Таким образом, в удовлетворении заявления Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области следует отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.