ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2692/20 от 06.05.2020 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

27 мая 2020 года                                                             Дело №А76-2692/2020

Резолютивная часть решения вынесена 06 мая 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2020 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н.А., в порядке упрощенного производства рассмотрев заявление ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БАЗА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» к государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска о признании недействительным решения

 без вызова сторон

У С Т А Н О В И Л:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЗА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска об отмене решения от 09.01.2020 №2377.

Дело рассматривается в соответствии с главой 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.

Ответчик, в соответствии с п.1 ст. 131 АПК РФ, представил отзыв, считает заявленные требования необоснованными.

Ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии с ч. 5 ст. 227 АПК РФ, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

В рассматриваемой ситуации, ответчиком не представлено суду доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для рассмотрения настоящего дела по общим правилам искового производства, ответчиком не указаны обстоятельства либо доказательства, которые необходимо суду дополнительно исследовать.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

06.05.2020 судом вынесена резолютивная часть решения по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.

От ответчика поступило ходатайство о составлении мотивированного решения по делу.

В силу ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" мотивированное решение может быть изготовлено только судьей, подписавшим резолютивную часть решения (ст. 10, ч. 2 ст. 18 АПК РФ).

Установив отсутствие обстоятельств, препятствующих составлению мотивированного решения арбитражного суда по настоящему делу, суд приходит к выводу, что заявленное фондом ходатайство подлежит удовлетворению.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что страхователем 11.10.2019г в УПФР Центрального района г. Челябинска отправлены сведения по форме СЗВМ за сентябрь 2019 по типу формы «исходная» (л.д.68) в отношении 69-ти застрахованных лиц, в том числе,  по ФИО1. При этом, страхователь допустил опечатку в отчестве ФИО1: вместо «Валерьевна» указал «Валерьена».

       Фонд направил 11.10.2019 в адрес страхователя уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок в ФИО ФИО1 При  этом, в указанном уведомлении отражено, что сведения приняты фондом частично с указанием перечня выявленных ошибок.

Страхователь 24.10.2019 представил в УПФР Центрального района г. Челябинска сведения по форме СЗВМ за сентябрь 2019 по типу формы «дополняющая» (л.д.71) в отношении 70-ти застрахованных лиц, в том числе,  по ФИО1 и ФИО2. При этом, страхователь вновь допустил опечатку в отчестве: вместо «Валерьевна» указал «Валерьена».

Фонд направил 24.10.2019 в адрес страхователя уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок в ФИО ФИО1 При  этом, в указанном уведомлении отражено, что сведения приняты фондом частично с указанием перечня выявленных ошибок. Судом установлено, что указанном уведомлении фонда не отражено наличие ошибок в представленных сведениях в отношении ФИО2

       Из материалов дела следует, что фондом 02.12.2019 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере  законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 2377, который направлен в адрес заявителя. При этом, в указанном акте фондом отражено, что страхователем 24.10.2019, после установленного срока (15.10.2019) представлены сведения в отношении ФИО2, отсутствовавшие в «исходной форме. 

Заявителем на акт представлены возражения, указав, что ФИО3, принят на работу с 13.09.2019г. (пр. ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Челябинской области от 16.09.2019 №Ш-лс), уволен 16.10.2019 (пр. ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Челябинской области от 15.10.2019 №123-лс.) пояснил, что у него отсутствует свидетельство обязательного пенсионного страхования. ФИО3 отбывал наказание за совершенное им общественно-опасного деяния (преступление), в виде принудительных работ, что согласно Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, осужденный должен быть привлечен к труду. Позднее, 01.10.2019г., ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН России по Челябинской области было направлено заявление в УПФР г. Копейска, об обмене дубликата страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования формы АДВ-3. Ответ о готовности СНИЛС получен 22.10.2019 года. После получения сведений о наличии у ФИО3 свидетельства обязательного пенсионного страхования, 24.10.2019 года в адрес УПФР Центрального района г. Челябинска, было направлены сведения о застрахованных лицах (отчет, тип формы-доп., за сентябрь месяц 2019г.), в котором, были отражены необходимые сведения в отношении ФИО3

Как следует из материалов дела, решением заместителя начальника управления ПФР УПФР в Центральном районе города Челябинска от 09.01.2020 №2377, ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Челябинской области привлечено к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ, по факту непредставления страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за сентябрь 2019. Основанием для вынесения указанного решения послужило установление фондом, что страхователем 24.10.2019, после установленного срока (15.10.2019) представлены сведения в отношении ФИО2, отсутствовавшие в «исходной форме. 

Исследовав представленные доказательства арбитражный суд, считает заявленные требования подлежащими  удовлетворению. 

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа (до 01.01.2017 - не позднее 10-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей до 01.01.2017), страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).

Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Судом установлено, что в связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в «исходной» отчетности, 24.10.2019 страхователем подана форма СЗВ-М "дополняющая" в отношении 1 застрахованного лица - ФИО2

Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций. Между тем, Управлением неполнота представленных обществом сведений не выявлялась, не было направлено ни одного уведомления об устранении имеющихся расхождений в части сведения о застрахованном лице – ФИО2, то есть несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления страхователем дополняющей формы самостоятельно Управлением не обнаружены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Суд считает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.

Кроме того, как указано в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Самостоятельное обнаружение ошибок в отчетности и представление дополняющей формы не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности, поскольку является правом страхователя, предоставленным ему законом.

Изложенная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 №303-КГ18-99.

Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Судом установлено, что в акте проверки от 02.12.2019 № 2377 и решении от 09.01.2019  № 2377 о привлечении к ответственности отсутствует установление и оценка всех элементов состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, исследование вопроса о виновности заинтересованного лица, поскольку фондом не отражены допущенные заинтересованным лицом нарушения, следующие из уведомлений об устранении ошибок от 11.10.2019 и 24.10.2019 фактически без надлежащего, однозначного определения объективной стороны правонарушения). При этом, заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.

В данном случае орган пенсионного фонда ограничился описанием факта представления заинтересованным лицом недостоверных и неполных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив, в чем конкретно выражена недостоверность, какие действия совершены противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, т.е. ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.

Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н).

Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок (в Инструкции от 21.12.2016 N 766н - 5 рабочих дней), который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Применительно к положениям статьи Федерального закона 17 №27-ФЗ, неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющие осуществить индивидуальный (персонифицированный) учёт.

Из представленных фондом материалов проверки следует, что сведения по форме СЗВМ за сентябрь 2019 по типу формы «исходная» (л.д.68) в отношении 69-ти застрахованных лиц, в том числе,  по ФИО1 содержали опечатку в отчестве: вместо «Валерьевна» указано «Валерьена», о чем фонд уведомил страхователя, установив срок для устранения ошибки.

Вместе с тем, неверное указание отчества застрахованного лица  не свидетельствует о представлении неполных либо недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, так как выявленная ошибка не препятствует идентификации этого лица, поскольку сведения (фамилия, имя, СНИЛС, ИНН застрахованного лица), отраженные страхователем в исходной форме СЗВ-М, указаны верно.

Таким образом, суд считает, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 167-168,176, 110, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска № 2377 от 09.01.2020

 Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                           Н.А. Кунышева