ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2694/15 от 21.08.2015 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

28 августа 2015 года                                                              Дело № А76-2694/2015

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа  2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 августа 2015 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиблевым Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Уралавтоприцеп» о признании предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области незаконным в части,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области,

при участии в судебном заседании представителей заявителя ФИО1 (доверенность от 12.01.2015), ФИО2 (доверенность  от 15.06.2015),

установил:

открытое акционерное общество «Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов «Уралавтоприцеп» (далее – общество,
ОАО «Уралавтоприцеп») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее –  Управление МЧС) № 268/3/1 от 07.11.2014.

В представленном отзыве на заявление заинтересованное лицо указывает на необоснованность изложенных в нем доводов, считает оспариваемое предписание законным (т. 1 л.д. 45-46).

Определением суда от 26.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле,  в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседаниям извещены надлежащим образом (т. 2 л.д. 17, 28), что в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением МЧС издано распоряжение № 268 от 07.10.2014 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества «Уралавтоприцеп», по адресу: <...>
, с целью контроля за выполнением предписания по устранению нарушений в области гражданской обороны № 710/3/1-17 от 27.09.2013 (т. 1 л.д. 47-48).

07.11.2014 Управлением МЧС составлен акт проверки № 268,  которым установлено невыполнение в установленный срок пунктов 2, 4 предписания
№ 710/3/1-17 от 27.09.2013 по устранению нарушений в области гражданской обороны, копия которого направлена заявителю (т. 1 л.д. 49-52).

Управлением МЧС 07.11.2014 обществу «Уралавтоприцеп» выдано предписание № 268/3/1 (т. 1 л.д. 19-20), которым указано на необходимость принятия мер по устранению нарушений гражданской обороны, а именно:

- при эксплуатации ЗС ГО № 74/0101-64 в режиме повседневной деятельности обеспечить соблюдение требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- обеспечить сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время в эксплуатацию в режиме чрезвычайно ситуации (инженерно-техническое оборудование ЗС ГО привести в исправное состояние  и готовности к использованию по назначению;

- на рабочих местах не вывесить документацию, а именно: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища (ПРУ), сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ), план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого  оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

- санузлы закрыть и опечатать. Защитно-герметичные ворота и двери выполнить на подставках. Стены и потолок в фильтровентиляционной камере окрасить поливинилацетатными красками. В помещениях ЗС ГО № 74/0104-64 выполнить внутреннюю отделку помещений из несгораемых или трудносгораемых материалов.

Считая оспариваемое предписание в части пункта 1 незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленное требование, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд ненормативного правового акта, заявителем не пропущен.

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким предписанием прав и законных интересов заявителя.

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (абзац первый статьи 1 Закона № 28-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В силу статьи 6 Закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999
№ 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу пункта 2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Убежище – это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

В пункте 14 Порядка установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила № 583), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Пунктом 2.4 Правил № 583 установлено, что инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитных сооружений гражданской обороны и копии паспортов сооружений.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации 
№ 432-к от 31.07.1998 с ОАО Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов «Уралавтоприцеп» заключен договор № 432-к от 31.07.1998 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а  также на выполнение мероприятий гражданской обороны, в соответствие с которым предприятие ОАО Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов «Уралавтоприцеп» принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе убежище № 2 (встроенное в 9-ти этажное здание, класс 2, вместимость 800) (т. 1 л.д. 63-65, 144).

На ЗС ГО оформлен паспорт убежища № 2, согласно которому инвентарный номер 74/0104-64; адрес: Челябинский машиностроительный завод автоприцепов Металлургический район; принадлежит Челябинскому машиностроительному заводу автоприцепов; убежище принято в эксплуатацию в 1978 году, вместимость 800 человек; площадь 575 кв. м; убежище встроенное в КВЦ – 9 этажное здание; дата заполнения паспорта 1978 год; паспорт подписан представителем штаба ГО завода (л.д. 67-74). На оборотной стороне листов паспорта имеется оттиск печати заявителя, что было установлено в предварительном судебном заседании 24.04.2015.

В материалах дела имеется также паспорт убежища (противорадиационного укрытия) № 74/0104-64, в котором отражены следующие сведения: адрес: <...>, административно-бытовой корпус 9-этажный; кому принадлежит: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области; организация, эксплуатирующая убежище – ОАО «Уралавтоприцеп»; дата приемки в эксплуатацию: 1978 год; площадь 575 кв. м; приложена экспликация помещений данного защитного сооружения. Паспорт подписан генеральным директором ОАО «Урплавтоприцеп» ФИО3 с проставлением печати юридического лица (т. 1 л.д. 139-143).

В представленной Учетной карточке ЗС ГО (противорадиационное укрытие) № 74/0104-64 указано: место расположения: <...>, АБК 9-этажный; наименование организации, на балансе которой находится ЗС ГО: ОАО «Уралавтоприцеп»; площадь: 575 кв. м; год ввода в эксплуатацию 1978. Данный документ подписан директором
ОАО «Уралавтоприцеп» ФИО3 (т. 1 л.д. 78-82).

Согласно инвентаризационной ведомости  по состоянию на 01.05.2014 на территории ОАО «Уралавтоприцеп» находится, в том числе, противорадиационное укрытие гражданской обороны, расположенное по адресу: <...>, АБК 9-этажный, площадью
575 кв. м, год ввода в эксплуатацию 1978 (т. 1 л.д. 83).

Кром того, суд принимает во внимание письмо главного Управления МЧС по Челябинской области от 19.03.2014 № 2245-3-2-3, являющееся ответом на запрос ОАО «Уралавтоприцеп», в котором сообщается обществу, что представленные паспорта ЗС ГО № 74/0104-64 и 74/0104-65 рассмотрены и согласованы; на письме имеется оттиск печати ОАО «Уралавтоприцеп» (т. 1 л.д.108).

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что
ОАО «Уралавтоприцеп» является организацией, на учете которой находится и которая эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие) инвентарный номер 74/0104-64, расположенное по адресу: <...>, административно-бытовой корпус 9-этажный, площадь 575 кв. м, год ввода в эксплуатацию 1978.

В силу пунктов 1.3, 1.4, 1.7, 1.8 Правил № 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности НГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что  оспариваемое в части предписания соответствует нормам действующего законодательства.

Приведенные заявителем доводы суд находит подлежащими отклонению, поскольку опровергаются содержанием представленных в материалы дела доказательств и основаны на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным в части предписания № 268/3/1 от 07.11.2014, что исключает удовлетворение заявленного требования.

В силу положений статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                  Е.В. Белякович