Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-26991/2006-49-1226/57-1243
27 декабря 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2006 года.
Судья арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С., при ведении протокола судебного заседания судьёй Щукиной Г.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ФГУП «Федеральный центр логистики» г.Екатеринбург к
УФРС РФ по Челябинской области
о признании недействительным решения от 06.09.06. № 226/2006-168 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации, об обязании выдать свидетельство о регистрации права хозяйственного ведения на нежилое помещение,
третьи лица:
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – адвокат, доверенность № 174 от 15.12.05., удостоверение,
от ответчика: ФИО2 – зам.нач. отдела, доверенность № 02/06 от 25.09.06., паспорт,
от третьих лиц:
1. ФИО3 – гл.специалист, доверенность № 609 от 27.09.06., удостоверение,
2. не явился, извещён,
у с т а н о в и л :
ФГУП «Федеральный центр логистики» обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к УФРС РФ по Челябинской области о признании недействительным решения от 06.09.06. № 226/2006-168 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации, об обязании выдать свидетельство о регистрации права хозяйственного ведения на нежилое помещение.
При этом заявитель мотивирует следующим:
для регистрации права хозяйственного ведения были предоставлены необходимые и достаточные документы,
право хозяйственного ведения является вещным титульным, самостоятельным неограниченным правом, аренда – обязательственное ограниченное договором право, поэтому противоречий между заявленным правом хозяйственного ведения и уже зарегистрированным правом аренды возникнуть не могло,
отказ был вынесен за пределами сроков, предусмотренных ст.20 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, просит признать решения от 06.09.06. № 226/2006-168 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект федерального имущества - нежилое помещение V/1 (7 этаж, литера А, номера по плану строения 22-29, 36\1), общей площадью 258,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, недействительным в силу его незаконности, обязав ГУ ФРС РФ по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя незаконным отказом от 06.09.06. путём проведения в установленный законом срок государственной регистрации права хозяйственного ведения, в результате чего, выдать ФГУП «Федеральный центр логистики» свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанный объект.
Принимая во внимание, что право на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований предоставлено заявителю ч.1 ст.49 АПК РФ, уточнённые требования судом приняты.
В отзыве на заявление ответчик против требований возражает, считает, что отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения соответствует нормам действующего законодательства, поскольку в представленных на регистрацию документах содержались противоречия между заявленными и зарегистрированными правами, так как в ЕГРП 30.09.05. уже был зарегистрирован договор аренды данного нежилого помещения площадью 260,2 кв.м., заключённый с ООО Компания «ЧАКА», в связи с чем данное имущество не может быть закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Федеральный центр логистики» без прекращения договора аренды; при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти рабочих дней направляется сообщение о причине отказа, указанный срок регистрирующим органом был соблюдён.
Третье лицо – ТУ ФАУФИ по Челябинской области в отзыве на заявление требования заявителя поддерживает, считает, что отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения не соответствует нормам действующего законодательства, так как согласно ч.1 ст.617 ГК РФ, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненно наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Третье лицо - ООО Компания «ЧАКА» отзыва и возражений на заявление не представило.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо – ТУ ФАУФИ по Челябинской области поддерживает доводы заявителя по основаниям, изложенным в мнении на заявление.
Третье лицо – ООО Компания «ЧАКА» надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. В соответствии с ч.5 ст.156 АПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает необходимым требования заявителя удовлетворить частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение V/1 (7 этаж, литера А, номера по плану строения 22-29, 30\2) расположенное по адресу: <...>, на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», является собственностью РФ и относится к государственной казне РФ.
В соответствии с договором аренды № 1060-р от 22.06.05., заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области и ООО Компания «ЧАКА», указанное помещение общей площадью 260,2 кв.м. предоставлено обществу в аренду до 01.06.10. для использования под офис.
Согласно распоряжений ТУ ФАУФИ по Челябинской области № 282-р от 28.02.06., № 722-р от 22.05.06., акта от 28.02.06. о приеме-передаче нежилого помещения, за ФГУП «Федеральный центр логистики»закреплено на праве хозяйственного ведения нежилое помещение V/1 (7 этаж, литера А, номера по плану строения 22-29, 36\1) расположенное по адресу: <...>, обременённое долгосрочным договором аренды.
03.04.06. ФГУП «Федеральный центр логистики»обратилось в ГУ ФРС РФ по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое помещение V/1 (7 этаж, литера А, номера по плану строения 22-29, 36\1) расположенное по адресу: <...>.
По результатам проведенной правовой экспертизы документов ГУ ФРС РФ по Челябинской области 01.09.06. принято решение об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на основании абз. 4, 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а именно: 30.09.05. в ЕГРП был зарегистрирован договор аренды указанного нежилого помещения, заключённый с ООО Компания «ЧАКА», в связи с чем имущество не может быть передано в хозяйственное ведение ФГУП «Федеральный центр логистики» без прекращения договора аренды.
В соответствии со ст.2 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 указанного Закона, государственная регистрация прав включает в себя:
прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Статья 294 ГК РФ определяет право хозяйственного ведения как вещное право, предоставляющее государственному или муниципальному предприятию (за исключением казенных предприятий) возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на этом праве имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Содержание права хозяйственного ведения определяется законом и не может изменяться по усмотрению собственника имущества и обладателя права хозяйственного ведения.
Право хозяйственного ведения носит ограниченный характер, поскольку одновременно у другого субъекта существует право собственности на это же имущество. Ограничения касаются главным образом распоряжения имуществом. Так, без согласия собственника предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом.
В соответствии со ст.606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст.617 ГК РФ, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Таким образом, собственник имущества в силу ст.209 ГК РФ вправе распорядиться им по своему усмотрению, в том числе передать право владения, пользования, распоряжения, то есть право хозяйственного ведения, что не затрагивает прав арендатора, пользующегося имуществом на законном основании.
Таким образом, при переходе права собственности или иного ограниченного вещного права на вещь к третьим лицам договор аренды сохраняет силу в полном объеме. За правом аренды признается право следования за вещью. Первоначальный арендодатель при таких обстоятельствах должен быть заменен новым - приобретателем права собственности (аналогичного вещного права) на данное имущество.
Доводы заявителя о том, что отказ в государственной регистрации был вынесен за пределами сроков, предусмотренных законодательством, не соответствует действительности.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения заявителем были поданы 03.04.06. На основании заявления ФГУП «Федеральный центр логистики» государственная регистрация была приостановлена сроком с 03.05.06. до 03.08.06. Месячный срок, установленный для рассмотрения заявления истекал 03.09.06. Сообщение об отказе было направлено заявителю 06.09.06., то есть в срок не более пяти рабочих дней после окончания срока.
В соответствии со ст.201 АПК РФ, суд по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при принятии решения о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными, разрешает также вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд полагает возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения, путем принятия соответствующих закону решений.
Суд не может удовлетворить требование заявителя об обязании ответчика провести государственную регистрацию права хозяйственного ведения и выдать свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения, поскольку данная обязанность возникает у ответчика в силу закона, а не на основании решения суда.
При указанных обстоятельствах суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
Судья: Г.С. Щукина