ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-27057/19 от 12.09.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск      

17 сентября 2019 года                                                     Дело № А76-27057/2019

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Кудрявцева А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебедевой К.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Технометаллтрейд» (ОГРН <***>) ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 13.05.2019
№ <***>, к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании незаконными действий по отказу в удовлетворении заявления об отмене записи от 13.05.2019 № <***> и обязании устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании участвуют:

от заявителя: конкурсный управляющий ФИО1 (паспорт),

от ответчиков:

УФНС России по Челябинской области: ФИО2 (доверенность от 09.01.2019 № 06-31/1/008, паспорт),

МИФНС № 17 по Челябинской области: не явился, извещён,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Технометаллтрейд» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – заявитель, ООО «Технометаллтрейд») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области (далее – ответчик, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области, инспекция) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи от 13.05.2019 за ГРН <***>, к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – УФНС России по Челябинской области, Управление) о признании незаконными действий по отказу в удовлетворении заявления об отмене записи от 13.05.2019 № <***> и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие у конкурсного управляющего возможности и обязанности внести изменения в учредительные документы общества в части адреса местонахождения в виду наличия запрета на внесение изменения в учредительные документы ликвидируемой организации. Кроме того с момента открытия в отношении общества процедуры конкурсного производства последнее прекращает хозяйственную деятельность и его единоличным органом становится конкурсный управляющий, который, действуя от имени должника, получает всю направляемую должнику корреспонденцию.

Ответчик Межрайонная ИФНС России №17 по Челябинской области в отзыве на заявление против требований заявителя возражает, указывая, что введение в отношении общества «Технометаллтрейд» (далее - ООО «Технометаллтрейд») процедуры банкротства не исключает обязанность лица по отражению в ЕГРЮЛ достоверной информации, в том числе о юридическом адресе.

В возражениях Управление также ссылается на наличие у конкурсного управляющего права на изменение адреса юридического лица в пределах его местонахождения, указанного в Уставе, без внесения изменений в учредительные документы общества.

 Ответчик - Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание представителей не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание сторон, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителя и Управления поддержали доводы заявления и письменных возражений.

Заслушав доводы представителей заявителя и Управления, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2019 (резолютивная часть объявлена 22.01.2019) должник - ООО «Технометаллтрейд», ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>, признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура банкротства - конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 22.07.2019, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1, адрес для направления корреспонденции: 454091, <...>.

09.04.2019 в Межрайонную ИФНС России № 17 по Челябинской области от общества с ограниченной ответственностью «Сигма» поступило заявление по форме Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ о текущем адресе ООО «Технометаллтрейд» <...> в виду истечения срока действия договора аренды от 01.12.2016 и отсутствия согласия арендодателя на размещение по указанному адресу исполнительного органа ООО «Технометаллтрейд» (л.д. 43-48)

04.04.2019 Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области были направлены требования предписания № 5204898А в адрес ООО «Технометаллтрейд» <...>, а также в адрес участника и директора ООО «Технометаллтрейд» ФИО3, участника общества ФИО4, в котором предложено представить достоверные сведения об адресе юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (л.д. 49-54).

13.05.2019 в отношении ООО «Технометаллтрейд» в ЕГРЮЛ регистрирующим органом - Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области внесена запись за ГРН <***> о недостоверности адреса местонахождения общества <...>.

Конкурсный управляющий ООО «Технометаллтрейд» ФИО1 обратился в УФНС России по Челябинской области с обращением об отмене записи от 13.05.2019 № <***> о недостоверности адреса местонахождения ООО «Технометаллтрейд» (л.д. 28-30).

По результатам рассмотрения обращения УФНС России по Челябинской области письмом от 17.07.2019 № 08-13/003548 отказало в удовлетворении обращения. 

Управляющий, полагая, что принятые решения инспекции и управления являются незаконными и необоснованными и нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении ЕГРЮЛ, регулируются Гражданском кодексом Российской Федерации, Законом о государственной регистрации и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с положениями Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители.

При этом все третьи лица могут добросовестно полагаться  на действительность дань содержащихся в ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.

Место нахождения юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, определяется местом его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Законом № 129-ФЗ (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ).

В качестве адреса места нахождения общество может быть указан адрес лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или учредителя общества, в том числе место жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и (или) учредителя общества по адресу жилого объекта недвижимости.

В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующие органы наделены правом на проведение мероприятий по проверке достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее – Приказ№ ММВ-7-14/72 72).

Пунктом 4 Приказа № ММВ-7-14/72 определено, что основанием для проведения мероприятий проверке  достоверности    сведений,    включенных    в    ЕГРЮЛ,    является    получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (заявление по форме Р34002).

В силу норм пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

В настоящем случае, запись за <***> от 13.05.2019 внесена в ЕГРЮЛ, в связи с поступлением в регистрирующий орган информации о недостоверности сведений об адресе ООО «Технометаллтрейд».

Данный факт установлен на основании поступившего  01.04.2019 в Межрайонную ИФНС России № 17 по Челябинской области заявления директора ООО «Сигма» ФИО5 по форме P34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, о месте нахождения ООО «Технометаллтрейд»: <...>

В   указанном   заявлении   ФИО5   сообщила   об   отсутствии   договорных отношений    между    ООО    «Сигма»,    являющегося собственником помещения рассматриваемому адресу, и ООО «Технометаллтрейд».

Как было указано выше, получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица по форме Р34002, в соответствии с пунктом 4 Приказа 72, является основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

На дату поступления в регистрирующий орган заявления по форме P34002 в ЕГРЮЛ содержались следующие сведения в отношении ООО «Технометаллтрейд»: участники - Дородный А.Н., ФИО4, директор - Дородный А.Н.

Во исполнение обязанности, установленной пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области 04.04.2019 в адрес ООО «Технометаллтрейд», а также участников и директора общества заказным почтовом отправлением направлено требование-предписание № 5204898А о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений в части юридического адреса Общества.

Факт направления уведомлений подтверждается списком внутренних почтовых отправлений с оттиском календарного почтового штемпеля от 08.04.2019.

По сведениям информационного ресурса сайта www.russianpost.ru (Почта России - отслеживание почтовых отправлений), корреспонденция, направленная по адресу места нахождения ООО «Технометаллтрейд», адресатом не получена, выслана обратно отправителям 14.05.2019.

Корреспонденция, направленная по адресам места жительства ФИО3, ФИО4., была получена адресатами 16.04.2019.

В связи с тем, что в течение 30 дней с даты направления уведомления обществам не внесены в ЕГРЮЛ изменения в сведения об адресе и не представлены документы свидетельствующие о достоверности указанных сведений, регистрирующим органом 13.05.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2197456476798 о недостоверности сведений об адресе ООО «Технометаллтрейд».

Между тем, как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2019 (резолютивная часть объявлена 22.01.2019) должник - ООО «Технометаллтрейд», ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>, признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника открыта процедура банкротства - конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 22 июля 2019 года, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1, адрес для направления корреспонденции: 454091, <...>.

В силу пункта 2 статья 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2, пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего, осуществляющего полномочия руководителя должника, распространяются все права, обязанности и требования, предъявляемые к руководителям федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем в нарушение требований пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом не выполнена обязанность по направлению лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени ООО «Технометаллтрейд», а именно конкурсному управляющему ФИО1 уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.

При этом правилами о порядке внесения в государственный реестр записи о недостоверности сведений о юридическом лице, включающими в себя предварительное уведомление руководителя юридического лица, его участников (учредителей) о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, срок на устранение недостатков (пункт 6 статьи 11 Закона о регистрации), а также положениями закона о порядке оспаривания действий регистрирующего органа по внесению записи о недостоверности содержащихся в государственном реестре сведений о юридическом лице (глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)) обеспечивается защита контролирующих лиц от введения необоснованных ограничений.

При этом довод инспекции о том, что в ЕГРЮЛ на момент направления требования-уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений отсутствовали сведения о введении в отношении ООО «Технометаллтрейд» процедуры банкротства не имеет правового значения, поскольку в соответствии с положениями пункта 2 статья 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прекращение полномочия руководителя должника связывается с датой принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а не с датой внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом сведения о решении суда о признании юридического лица банкротом, назначении конкурсного управляющего являются общедоступными, публикуются в открытых официальных источниках и реестрах (ЕФРСБ).

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что регистрирующим органом не соблюден порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса юридического лица ООО «Технометаллтрейд», в виду несоблюдения прав конкурсного управляющего ООО «Технометаллтрейд», поскольку уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе общества в его адрес не направлялось.

Соответственно, действия Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 13.05.2019
№ <***> подлежат признанию незаконными, поскольку не соответствуют закону и нарушают права конкурсного управляющего.

В силу пунктов 1, 2 статьи 25.3  Закона № 129-ФЗ  жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Согласно статье 25.1 Закона № 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Жалобой признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Пунктом 3 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: об отмене решения регистрирующего органа либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Поскольку действия Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 13.05.2019
№ <***> являлись незаконными, и на момент рассмотрения жалобы конкурсного управляющего УФНС России по Челябинской области располагало сведениями о введении в отношении ООО «Технометаллтрейд» процедуры конкурсного производства (соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ 04.06.2019), и соответственно, несоблюдении инспекцией процедуры внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса ООО «Технометаллтрейд», 
действия УФНС России по Челябинской области по отказу в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ФИО1 об отмене записи от 13.05.2019 № <***>, оформленному письмом от 17.07.2019 № 08-13/003548, также являются незаконными.

В качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на регистрирующий орган обязанность в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи от 13.05.2019
№ <***>.

В то же время, судом отклоняются доводы заявителя об отсутствии у конкурсного управляющего обязанности и возможности внести изменения в ЕГРЮЛ в части достоверного адреса юридического лица, в виду нахождения ООО «Технометаллтрейд» в процедуре банкротства, поскольку в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.) сам по себе не влечет изменение места нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, определяется местом его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Законом № 129-ФЗ (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ).

В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Следовательно, названная статья запрещает производить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы должника, в отношении которого открыто конкурсное производство, поскольку такой должник находится в стадии ликвидации через процедуру банкротства.

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе (пункт 4 статьи 52 ГК РФ). Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ, подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, в учредительном документе юридического лица указывается место его нахождения, то есть населенный пункт или муниципальное образование, а в ЕГРЮЛ - полный адрес в пределах места нахождения юридического лица.

В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица» отмечается, что арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Вопреки доводам заявителя данные разъяснения предусматривают право изменить в ЕГРЮЛ адрес юридического лица в пределах местонахождения (населенного пункта), указанного в Уставе общества, вне зависимости от того, что в уставе местонахождение общества было определено путем указанием полного адреса юридического лица, а не только населенного пункта. Запрет на такое изменение должен быть прямо прописан в Уставе. Однако, соответствующих положений о запрете изменять в ЕГРЮЛ адрес юридического лица, указанный в Уставе общества, даже в пределах населенного пункта, Устав ООО «Технометаллтрейд» не содержит.

Соответственно, порядок государственной регистрации в связи с изменением адреса юридического лица зависит от того, меняется ли его место нахождения (ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Если при изменении адреса, изменяется место нахождения юридического лица (то есть меняется муниципальное образование или населенный пункт) необходима государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, что в ходе процедуры банкротства не допускается.

Если организация продолжит находиться в пределах одного муниципального образования или населенного пункта, в единый государственный реестр юридических лиц вносятся изменения, касающиеся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, что в процедуре банкротства допускается.

Таким образом, если организация меняет свой адрес в пределах одного муниципального образования, ей достаточно только подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Исходя из данных положений, конкурсный управляющий может, не нарушая запрет производить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы должника, внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений об изменении адреса юридического лица в пределах муниципального образования, указанного в учредительных документах общества.

Таким образом, по общему правилу, конкурсный управляющий не лишен возможности в том числе на стадии конкурсного производства как лицо, имеющее право действовать от лица должника без доверенности, вносить в ЕГРЮЛ информации о достоверном адресе ООО «Технометаллтрейд».

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным расходам отнесены государственная пошлина, судебные издержки.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным уплачивается физическим лицами в размере 300 рублей.

Учитывая, что требования заявителя удовлетворены, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления в сумме 300 рублей подлежат возмещению заявителю за счет ответчика - Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области, поскольку оспаривание решения управления, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, отдельной государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-168, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

требования конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Технометаллтрейд» ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 13.05.2019
№ <***>.

Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области по отказу в удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Технометаллтрейд» ФИО1 об отмене записи от 13.05.2019 № <***>, оформленному письмом от 17.07.2019 № 08-13/003548.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
№ 17 по Челябинской области в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности записи от 13.05.2019 № <***>.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                         А.В. Кудрявцева