ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2726/15 от 05.06.2015 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

15 июня 2015 года                                                               Дело № А76-2726/2015

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2015 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиблевым Ю.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тракт» о признании отказа администрации Миасского городского округа в выдаче разрешения на строительство незаконным,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Колесникова Д.А. (директор),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тракт» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации Миасского городского  округа (далее – администрация), изложенного в письме № 8080/1.1 от 15.12.2014 в выдаче разрешения на строительств павильона на земельном участке с кадастровым номером 74:34:04000009:39 по адресу: Челябинская область, г. Миасс, пр. Макеева, площадью 5 105 кв.м., и обязании администрацию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по данному делу выдать обществу разрешение на строительство объекта капитального строительства – нежилого здания – павильона (двухэтажный, общая площадь 374, 62 кв.м, площадь застройки 247, 12 кв.м, строительный объем 1704, 86 куб.м), нормативный срок строительства 36 месяцев, на земельном участке площадью 5105 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, по проспекту Макеева (кадастровый номер 74:34:04000009:39) на основании поданного 03.12.2014 вх. № 17819 заявления общества в администрацию.

Заинтересованное лицо о времени и  месте судебного заседания извещено надлежащим образом (т. 2 л.д. 46), однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В представленном отзыве заинтересованное лицо высказало возражения против удовлетворения заявленных требований, указав, что на момент обращения общества в администрацию  с заявлением о выдаче разрешения на строительство павильона, предоставленный в пакете документов градостроительный план земельного участка не соответствовал градостроительной документации в части видов разрешенного использования земельного участка. Проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана в части вида разрешенного использования земельного участка правомерно осуществлена администрацией с учетом внесенных в градостроительную документацию изменений. Также администрация указала, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в связи с намерением общества строить на земельном участке новый объект капитального строительства, размещение которого не предусмотрено разрешенным видом использования участка (т. 1 л.д. 141-144).

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 02.03.2010 администрацией издано постановление № 321 в соответствии с которым обществу предоставлен  в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 5 105 кв. м из земель населенных пунктов под проектирование и строительство павильона в
г. Миассе, по пр. Макеева (т. 1 л.д. 22).

27.04.2010 между обществом и администрацией заключен договор аренды земельного участка № 6119 (т. 1 л.д. 16-18), согласно условиям которого арендодатель (администрация) предоставляет, а арендатор (общество) принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:34:0400009:38, находящийся по адресу: Челябинская область, г. Миасс, пр. Макеева, площадью 5 105 кв. м. под проектирование и строительство павильона.

Срок действия названного договора с 27.04.2010 по 27.04.2015 года.

01.12.2014 общество обратилось к администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – нежилого здания – павильона (двухэтажный, общая площадь 374, 62 кв. м, площадь застройки 247, 12 кв. м, строительный объем 1704, 86 куб. м), нормативный срок строительства 36 месяцев, на выше обозначенном земельном участке (т. 1 л.д. 15), с приложением следующих документов: правоустанавливающие документы  на земельный участок и нежилое здание; градостроительный план земельного участка № RU74308000-106 от 10.05.2011; копии санитарно-эпидемиологического заключения от 02.02.2010 № 74.04.02.000.Т.000013.02.10; копия акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 220  от 04.09.2014 (т. 1 л.д. 15).

В письме № 8080/1.1 от 15.12.2014 администрацией указано на то, что в представленном обществом градостроительном плане земельного участка
№ RU74308000-106 от 10.05.2011, земельный участок (кадастровый номер 74:34:0400009:38, площадь 5 105 кв. м), по адресу: Челябинская область,
г. Миасс, пр. Макеева, расположен в территориальной зоне А4.2 Парки, скверы, бульвары, находящиеся в структуре застройки., в то время как Правилами землепользования и застройки Миасского городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов МГО № 1 от 25.11.2011, данный земельный участок отнесен к зоне А3.2 Зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары), в связи с чем в градостроительный план необходимо внести соответствующие изменения. Поскольку разрешенными видами использования на данном земельном участке не предусмотрено размещение объектов капитального строительства – павильонов, обществу отказано в выдаче  испрашиваемого разрешения по причине несоответствия представленных обществом документов требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 14).

Считая отказ администрации в выдаче разрешения на строительство незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленное требование, суд пришел к следующим выводам.  

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд оспариваемого решения, заявителем не пропущен.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя.

Как следует из частей 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, с приложением документов, перечисленных в пунктах 1 – 7 части 7 данной статьи. К таким документам отнесены: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49  Кодекса), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49  Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 названного Кодекса, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В рассматриваемой ситуации отказ администрации в выдаче разрешения на строительство мотивирован несоответствием представленных с заявлением документов градостроительному плану земельного участка. Позиция администрации аргументирована имевшим место на момент подачи обществом заявления изменением градостроительного регламента в отношении зоны, в границах которой расположен предоставленный обществу для строительства земельный участок, в связи с чем размещение планируемого к строительству объекта, ранее относившееся к разрешенным видам использования земельного участка, не предусмотрено разрешенными видами использования для данной зоны.

В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из указанных норм, градостроительная документация представляет собой совокупность правил землепользования и застройки, градостроительного регламента, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из градостроительной документации, применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в градостроительной документации в отношении территории, на которой расположен данный участок. В частности в градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Учитывая производный характер градостроительного плана земельного участка, в случае внесения каких-либо изменений в утвержденную документацию о планировке и межевании территории, в правила землепользования и застройки, в градостроительные регламенты, соответствующая выписка из указанных документов (градостроительный план земельного участка), сделанная до внесения соответствующих изменений, сохраняет свою актуальность только в части не противоречащей градостроительной документации, а в остальной части необходимые сведения дополняются непосредственно положениями действующей градостроительной документации (в том числе, правил землепользования и застройки).

В материалы дела представлен градостроительный план земельного участка № RU74308000-106, составленный по состоянию на 10.05.2011, в котором указано, что в Генеральным планом утвержденным решением собрания депутатов Миасского городского округа от 10.06.2008 № 3, земельный участок расположен в зоне А 4.2 – парки, скверы, бульвары, находящиеся в структуре застройки, и к основным видам разрешенного использования земельного участка отнесено в том числе размещение павильонов.

Между тем, решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 25.11.2011 № 1 утверждены Правила землепользования и застройки Миасского городского округа (опубликованные в Официальном вестнике Миасского городского округа № 24 за 2011 год), согласно которым, предоставленный обществу земельный участок относится к зоне А 3.2 – зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары). При этом возможность размещения павильонов не предусмотрена ни в основных видах разрешенного использования, ни в условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования.

Таким образом, на момент обращения общества  03.12.2014 в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство павильона, предоставленный в составе пакета документов градостроительный план земельного участка не соответствовал градостроительной документации в части видов разрешенного использования земельного участка. Проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка правомерно осуществлена администрацией с учетом внесенных в градостроительную документацию изменений.

В этой связи администрация, по результатам проверки соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, пришла к обоснованному выводу о том, что представленная обществом с заявлением проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана, что в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием отказа в выдаче такого разрешения.

Данные выводы суда согласуются со сложившимся в судебной практике правовым подходом (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2014 по делу № А76-3843/2014).

С учетом изложенного правовых оснований для признания оспоренного решения не соответствующим закону не имеется.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, что исключает удовлетворение заявленного требования.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167, 168, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                Е.В. Белякович