ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-27412/08 от 06.06.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Челябинск

14 июня 2011 года Дело № А76-27412/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2011 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хинёвой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 1. Администрации города Челябинска,

2. Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области,

о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м., с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, расположенный в г.Челябинске,

заинтересованные лица:

1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области  , г.Челябинск

2. Государственное научное учреждение «Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства» Россельхозакадемии  , г.Челябинск,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителей:

1. не явился, извещён (уведомление № 20155 с отметкой о получении определения суда 16.05.2011.),

2. ФИО1,   доверенность № 4 от 11.01.2011., удостоверение № 314,

от ответчика: не явился, извещён (уведомление № 20157 с отметкой о получении определения суда 13.05.2011.),

от заинтересованных лиц:

1. ФИО2,   доверенность № 231 от 21.04.2011., удостоверение № 014 выдано 21.12.2010.,

2. не явился, извещен (уведомление № 20158 с отметкой о получении определения суда 17.05.2011.),

у с т а н о в и л :

Администрации города Челябинска и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий по государственной регистрации 02.09.2008. права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м. с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, расположенный в г.Челябинске.

Свои требования заявители обосновывают следующим. При государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м., с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, расположенный в г.Челябинске, регистрирующим органом не было учтено, что представленное в качестве правоустанавливающего документа Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962., в соответствии с которым Челябинской областной плодоовощной станции был отведен земельный участок, не соответствовало требованиям законодательства, действовавшего на момент его издания. Так, согласно п.166 Земельного кодекса РСФСР 1922 года, действовавшего на дату принятия Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962., отвод земли производится по результатам землеустройства, что предусматривает государственную запись образованного землепользования (земельная регистрация) и выдачу участникам землеустройства надлежаще удостоверенных документов, содержащих сведения о границах, местоположении участка, наименовании землепользователей (ст.179, ст.192 Земельного кодекса РСФСР 1922 года). Другие акты землеустройства, составленные помимо землеустроительных учреждений или ими не удостоверенные, признаются недействительными. Таким образом, Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. в отсутствие земельной регистрации и документов, выданных органами землеустройства, не могло рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа. Кроме того, Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. издано неуполномоченным органом, поскольку в силу статей 3, 148, 157 Земельного кодекса РСФСР 1922 года, издание подобных распорядительных актов относилось к компетенции Народного комиссариата земледелия, а после 15.03.1946. – к компетенции Министерства сельского хозяйства РСФСР. Также, Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. не содержит описания границ земельного участка, его местоположения, что не позволяет установить в отношении какого земельного участка выдан документ. На момент государственной регистрации земельного участка имелись противоречия между заявляемыми правами на земельный участок и уже зарегистрированными правами на земельные участки, находящимися в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, так как уже было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Полифарм» и других лиц, являющихся арендаторами.

В отзыве на заявление ответчик против требований возражает, мотивируя тем, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. Совет Министров РСФСР, согласно Конституции 1937 года, являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, а потому был наделен функциями по предоставлению в пользование земельных участков. Документом, позволяющим идентифицировать земельный участок, является представленный кадастровый план от 06.03.2007. На момент рассмотрения документов в ЕГРП не имелось записей о праве собственности на заявляемый земельный участок (т.1 л.д.65-73).

Заинтересованные лица – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области и Государственное научное учреждение «Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства» Россельхозакадемии письменных мнений по заявлению не представили.

Представитель заявителя - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области в судебном заседании против заявленных требований возражал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве ответчика.

Заявитель - Администрация города Челябинска, ответчик, заинтересованное лицо – Государственное научное учреждение «Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства» Россельхозакадемии своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с ч.3, ч.5 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание заявителя, ответчика, заинтересованного лица надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает необходимым требования заявителей удовлетворить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Российская Федерация 07.03.2007. обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г.Челябинск на основании п.1 ст.3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Распоряжения Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. (т.1 л.д.77).

Земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м. с кадастровым номером
 74:36:00 00 000:0262, был поставлен на кадастровый учет, что видно из кадастрового плана земельного участка по состоянию на 06.07.2007. – выписка № 36.08107-01-1187 (т.1 л.д.136-183).

На основании представленных документов, Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 02.09.2008. произведена регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м. с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 02.09.2008. № 74 АА 785968.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со ст.17 указанного Закона, являются в том числе:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно ч.1 ст.18 указанного закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Из регистрационного дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 (т.1, л.д.74-83) следует, что документом – основанием для государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 послужило Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962., согласно которому принято предложение Челябинского облисполкома об отводе земель Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР для расширения опытной базы общей площадью 1 238 га (т.1 л.д.77).

Приказом по Министерству сельского хозяйства СССР № 63 от 26.03.1964. Челябинская плодоовощная опытная станция была переименована в Челябинскую плодоовощную селекционную станцию им И.В. Мичурина.

Приказом Российской Академии сельскохозяйственных наук № 09-нк от 14.11.1991. на базе Челябинской областной плодоовощной опытной станции им. И.В. Мичурина Министерства сельского хозяйства РСФСР создан Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства.

В соответствии со ст.13 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав включает в себя:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно ч.3 ст.9 указанного закона, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и органов по государственной регистрации, в том числе, относится:

проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

В силу ч.1 ст.17 указанного закона, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

В соответствии с положениями п.1 ст.3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Вводный закон), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

По смыслу п.2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 30.06.2006., в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка некоммерческой организации, созданной органом государственной власти Российской Федерации, документами-основаниями для государственной регистрации права собственности являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка такой организации или её предшественнику.

В рассматриваемом случае документом-основанием для регистрации оспариваемого права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок 74:36:00 00 000:0262 послужило Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962., которое не подтверждает отвод (предоставление) конкретного земельного участка Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР и, соответственно, наличие права постоянного (бессрочного) пользования у ГНУ «ЮУНИИПОК» и права собственности на него у Российской Федерации.

Как следует из текста указанного Распоряжения, Советом Министров РСФСР лишь принято предложение Челябинского облисполкома об отводе земель площадью 1238 га Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР для расширения опытной базы.

В то же время в силу ст.ст. 157, 166, 168, 179, 184, 186, 187, 190, 191, 193 Земельного кодекса РСФСР 1922 года, действовавшего на дату принятия Распоряжения Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962., государственные земельные имущества состояли в общем заведывании и распоряжении Народного Комиссариата Земледелия и его органов и использовались ими либо в порядке непосредственного ведения хозяйства, либо путем предоставления их в пользование, на особых основаниях, государственным и общественным организациям, учреждениям и предприятиям, а также отдельным лицам.

В порядке, установленном Земельным кодексом РСФСР 1922 года, производятся землеустроительные действия по отводу земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям.

Землеустроительные действия производятся по ходатайствам о том заинтересованных сторон. Дела по землеустройству производятся в следующей постепенности: 1) возбуждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.

Подготовка землеустроительного дела состоит в установлении состава земель, подлежащих устройству (дачи разверстания), в хозяйственно - техническом обследовании землеустраиваемой местности, определении земельных прав, выяснении землеустроительных пожеланий участников землеустройства и в составлении предварительного проекта наиболее правильного и целесообразного устройства означенной местности.

Составление проекта землеустройства заключается в подробном и точном указании мест отвода земель участникам землеустройства, с соблюдением их прав и законных интересов, а также требований хозяйственно - технических правил землеустройства, с изображением отвода земель на проектном плане землеустройства. Проектируемые границы земель обозначаются на месте временными знаками, а при отсутствии споров и жалоб укрепляются постоянными межевыми знаками.

Составленный проект землеустройства предъявляется сторонам на плане и в натуре.

Исполнение проекта землеустройства состоит в укреплении проектированных на местности границ землепользований постоянными межевыми знаками, если таковое укрепление не было произведено при предъявлении проекта.

Правильно исполненный проект землеустройства окончательно утверждается землеустроительным учреждением. При этом в постановлении об окончательном утверждении исполненного проекта землеустройства должно быть обозначено, с соответствующими ссылками на проектный план: а) когда, в какой местности, по какому распоряжению и какие именно произведены землеустроительные действия; б) какие земли (по их роду, количеству, местоположению и границам), кому и для какой надобности отводятся.

По окончательном утверждении проекта землеустройства землеустроительными учреждениями составляются и после государственной записи образованных землепользований (земельной регистрации) выдаются участникам землеустройства надлежаще удостоверенные документы. В названных документах должны быть означены границы, местоположение, пространство и состав землепользований, а также показаны их названия, наименования землепользователей, время исполнения землеустройства и его основание, условия землепользования и прочие существенные сведения, содержащиеся в постановлении об утверждении проекта землеустройства. Подлинные землеустроительные планы, акты и делопроизводства хранятся при землеустроительных учреждениях.

Всякого рода планы и другие акты землеустройства, составленные помимо землеустроительных учреждений или надлежаще ими неудостоверенные, признаются недействительными и не могут служить доказательствами закономерности происходящего по ним землепользования.

Таким образом, исходя из данных норм Земельного кодекса РСФСР 1922 года, отвод земли государственному учреждению должен был производиться по результатам землеустройства. В соответствии с правилами о землеустройстве предусматривалась государственная запись образованного землепользования (земельная регистрация), а также выдача участникам землеустройства надлежаще удостоверенных документов, содержащих сведения о границах, местоположении, пространстве и составе землепользований, наименовании землепользователей и иных сведений.

Следовательно, само по себе Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. в отсутствие иных доказательств осуществления фактических действий по отводу земельного участка, проведения землеустроительных работ, последующей земельной регистрации и выдачи надлежащим образом удостоверенных документов органами землеустройства, не может быть рассмотрено в качестве документа, подтверждающего отвод (предоставление) спорного земельного участка Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР.

Кроме того, Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. не содержит сведений о местоположении и границах земельного участка, в отношении которого принято предложение об отводе Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР, и в отсутствие землеустроительных документов, которые бы определяли местоположение, границы на местности и фактическую площадь земельного участка, не может служить основанием для возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на какой-либо конкретный земельный участок, в том числе, и на земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, действия по государственной регистрации права собственности РФ на который являются предметом настоящего спора.

Ссылку ответчика на материалы инвентаризации земель Челябинской областной плодоовощной опытной станции им. И.В. Мичурина 1989 года нельзя признать обоснованной, поскольку данные документы содержат сведения о землях общей площадью 920 га, а не 1238 га, как было указано в распоряжении Совета Министров РСФСР от 29.06.1962 № 2797-р, они не содержат сведений о границах земельного участка, его местоположении, а имеется лишь указание на местонахождение земельного участка, как на территории Сосновского района Челябинской области, так и на территории города Челябинска.

При этом, как указано в ст.193 Земельного кодекса РСФСР 1922 года все иные документы, составленные помимо землеустроительных учреждений или надлежаще ими не удостоверенные, признаются недействительными и не могут служить доказательствами закономерности происходящего по ним землепользования.

Пунктом 9 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако, в материалах регистрационного дела отсутствуют другие документы, подтверждающие какие-либо права Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР, Челябинской областной плодоовощной опытной станции им. И.В. Мичурина либо ГНУ «ЮУНИИПОК» на спорный земельный участок с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262 и оформленных в установленном порядке, действующим в период с 1962 года по настоящее время земельным законодательством.

Вывод о том, что Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. не является документом, подтверждающим отвод (предоставление) спорного земельного участка Челябинской областной плодоовощной опытной станции Министерства сельского хозяйства РСФСР подтверждается также Постановлением 18 арбитражного апелляционного суда № 18АП-2252/2010, № 18АП-5189/2010 от 27.09.2010. по делу № А76-11268/2009.

Таким образом, регистрирующий орган в нарушение ч.3 ст.9, ч.1 ст.17 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не проверил юридическую силу поданного заявителем документа, а именно - обладал ли Совета Министров РСФСР соответствующей компетенцией на издание указанного распоряжения, соблюден ли порядок его издания, подписано ли оно уполномоченным лицом.

В нарушение ч.1 ст.18 указанного закона, регистрирующим органом не было установлено, содержат ли документы, устанавливающие наличие, прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, описание недвижимого имущества, в то время как, Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2797-р от 29.06.1962. такого описания не содержит.

На основании ч.1 ст.20 Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

Таким образом, регистрирующим органом в государственной регистрации прав Российской Федерации на земельный участок должно было быть отказано по указанным основаниям.

Как следует из ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ, решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п.10 ст.3 Вводного закона, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.

При этом в данной норме указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из материалов настоящего дела следует, что право истца, как органа местного самоуправления, распоряжаться спорными земельными участками, имевшееся у него в силу положений п.10 ст.3 Вводного закона до разграничения государственной собственности, было прекращено именно в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Согласно пункту 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов, за исключением входящих в состав имущества предприятий.

В границах спорного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерации, расположены городские дороги общего пользования, которые постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 отнесены к объектам муниципальной собственности.

В силу изложенного, государственная регистрация права собственности на основе документа, не подтверждающего такое право, изданного с превышением полномочий, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как ограничивает его право на распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При подаче заявления в арбитражный суд Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска платёжными поручениями № 504823 от 03.12.2008. и № 532279 от 12.12.2008. уплачена госпошлина на общую сумму 4000 рублей.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

На основании п.п.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.

Руководствуясь ч.1 ст.110, ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, п.п.1.1 п.1 ст.333.37, п.1 ч.1 ст.333.40 НК РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

1. Требование Администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска удовлетворить.

2. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, выразившиеся в государственной регистрации 02.09.2008. права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 7 747 736,4 кв.м., с кадастровым номером 74:36:00 00 000:0262, расположенный в г.Челябинске.

3. Возвратить Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, находящемуся по адресу: 454113, <...>, из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.В. Зайцев

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).