ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-27525/14 от 22.01.2015 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск

22 января 2015 года Дело № А76-27525/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 января 2015г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мухлынина Л.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апаликовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Субъекта Российской Федерации - Челябинской области в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области

к администрации Металлургического района г. Челябинска и администрации города Челябинска

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, администрации г. Челябинска, ГСУ социального обслуживания "Челябинский психоневрологический диспансер", Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска

о признании права собственности

при участии представителей:

истца: Патрушевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 15.09.2014

ответчика администрации г. Челябинска: Шафиковой Н.Р., действующей на основании доверенности от 30.12.2014

УСТАНОВИЛ:

Субъекта Российской Федерации - Челябинской области в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее – истец, министерство) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к администрации Металлургического района г. Челябинска о признании за субъектом РФ права собственности муниципального образования на сооружение- автодорога асфальтированная площадью 41 669,7 кв.м., тротуары площадью 327,7 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0000000:497, находящийся по адресу- г. Челябинск, ул. Лазурная,6.

В обоснование заявленных требований истец со ссылкой на статьи 222 Гражданского кодекса РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 указал, что спорные объекты расположены на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Челябинской области. В отношении спорных объектов отсутствуют документы на ввод в эксплуатацию и/или разрешение на строительство, в то же время Управление Ростреестра приостановило регистрацию прав ссылаясь на то, что спорные объекты не являются объектами недвижимости. Объекты поставлены на учёт с 1992г.

На основании заявления истца от 22.01.2015 (протокол судебного заседания) суд привлек к участию в деле в порядке ст. 46 АПК РФ соответчиком администрацию г. Челябинска.

Администрация Металлургического района г. Челябинска отзыв не представила , надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила (л.д. 87).

Определениями суда от 11.11.2014 и от 09.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее- Росреестр), ГСУ социального обслуживания "Челябинский психоневрологический диспансер", Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска.

От Росреестра 24.11.2014 поступило мнение по заявленным требованиям, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 58-59).

От ГСУ социального обслуживания "Челябинский психоневрологический диспансер" 09.12.2014 поступило мнение.

Исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления администрации г. Челябинска от 19.01.1994 № 46 Челябинскому дому- интернату № 2, расположенному по ул. Лазурной,6 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 6,9101 га, что подтверждается Государственным актом (л.д. 17-20).

Права постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 19.05.2010 (л.д. 21).

Распоряжением Гласного управления по имуществу администрации Челябинской области от 03.07.1998 за № 137-у дому -интернату № 2 на праве оперативного управления предоставлено имущество указанное в перечне, в том числе автотодорога и тротуары (л.д. 50-55).

Из выписки из реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, следует, что указанные объекты внесены в реестр 30.11.1992г. (л.д. 49).

29 апреля 2014 истцу Управлением Росреестра было отказан в регистрации права собственности на спорные объекты по причинам- отсутствия выданных в установленном законом порядке документов на строительство объектов и ввод их в эксплуатацию, а также в связи с тем, что объекты благоустройства не являются объектами недвижимости, требующие государственной регистрации (л.д. 43-48).

Данный отказ в установленном законом порядке истцом не оспорен.

Рассмотрев основание требований в порядке ст. 222 Гражданского кодекса РФ, суд считает, что истцом неправильно определено основание иска в указанной части.

Так, понятие "самовольная постройка" распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, статьей 222 Гражданского кодекса РФ, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.

Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 12048/11).

Что касается остального:

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законом интересов в порядке, установленном названным кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо, гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В соответствии с положениями статьи 131 Гражданского кодекса РФ и ст.ст. 1, 4 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Регистрация объектов, не являющихся недвижимостью, законом не предусмотрена.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.

Истец просит признать право собственности на автомобильную дорогу площадью 4 669,7 кв.м., расположенную по адресу: г. Челябинск, ул. Лазурная,6.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 "Об утверждении норм отвода земель для автомобильных дорог", СНиП III-3-81 часть 3 "Правила производства и приемки работ", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.11.1981, СНиП 11-Д.5-72 глава 5 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 19.10.1972, строительство автодороги осуществлялось при наличии отвода земельного участка, проектно-технической документации и акта ввода автодороги в эксплуатацию, составленного с участием представителей Государственной автомобильной инспекции.

В соответствии с п. 1.14 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233, отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Спорная дорога включена в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области в 1992г.

Как следует из технического паспорта на дорогу, последняя расположена на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0000000:4977, который находится у ГСУСО «Челябинский психоневрологический диспансер» на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 21).

Согласно техническому паспорту назначение дороги определено как автомобильная дорога асфальтированная (л.д. 10).

Спорные автодороги по своему функциональному назначению созданы для проезда к зданиям и сооружениям комплекса. Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для проезда автомобилей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу и не должно препятствовать использованию такого имущества.

Доказательств возведения до 1992 г. спорного объекта как объекта недвижимости и введения его в эксплуатацию в установленном законом порядке, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.

В связи с указанным, суд пришёл к выводу, что спорная автодорога не является объектом недвижимости, в связи с чем, признание в отношении данного объекта права собственности с целью его дальнейшей регистрации невозможно.

Что касается требования о признании права собственности тротуары:

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

На основании ст.1 Градостроительного кодекса РФ, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство, которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Строительством является создание зданий, строений, сооружений. Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В силу п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство; разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка на основании заявлений застройщиков, правоустанавливающих документов на земельные участки, градостроительного плана земельного участка, материалов, содержащихся в проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (подп. 5 п. 1 ст. 8, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).

По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.

Как было указано выше, критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные дорожки предназначены. При этом возможность самостоятельного использования части земельного участка, содержащего искусственное покрытие, должна обеспечиваться именно за счет создания такого покрытия.

Кроме того, для отнесения объекта к недвижимым вещам должны быть представлены доказательства того, что спорные объекты создавались именно как объекты недвижимости в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. При этом наличие технического (кадастровый) паспорта и факт государственной регистрации права собственности на эти объекты, сам по себе не является бесспорным доказательством отнесения названного имущества к недвижимым объектам.

Понятие «недвижимости» является правовой категорией, поэтому признание объекта недвижимости в качестве объекта гражданских прав невозможно лишь на том основании, что оно прочно связано с землей и на него оформлен технический (кадастровый) паспорт.

В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, технический паспорт оформляется на каждый объект капитального строительства и является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Названный документ должен подтверждать проведение государственного технического учета в отношении объекта капитального строительства, имеющего определенные технические характеристики.

Проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества и осуществление в отношении него технического учета автоматически не может служить основанием для признания объекта недвижимостью. Кроме того, сама по себе государственная регистрация объекта не определяет статус объекта как недвижимого, поскольку для этого необходимо наличие определенных признаков.

Исходя из смысла положений гражданского и земельного законодательства объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям:

- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;

- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;

- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Тротуар (замощение) из бетона, асфальта, щебня, тротуарной плитки и других твердых материалов используемый для организации прохода, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца и в части признания права собственности на тротуары, удовлетворению не подлежит.

Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в суд подлежит уплате в соответствии со ст.333.18 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом ст.ст.333.21, 333.22, 333.41 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Истец освобожден от уплаты госпошлины, следовательно, оснований для распределения расходов по госпошлине не имеется.

Руководствуясь ст.ст.110, 156, 167-170, ч.1 ст.171, ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Л.Д. Мухлынина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.