ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-28094/17 от 24.01.2018 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

«31» января 2018 года Дело №А76-28094/2017

Резолютивная часть решения объявлена «24» января 2018 года

Полный текст решения изготовлен «31» января 2018 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салыковой Е.Н., рассматривает в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЯЗЬМА-УРАЛ" (ИНН 6685022821) к Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области (ИНН 7453148664), с участием третьего лица - АО «Вяземский машиностроительный завод», о взыскании задолженности 199248 руб.

В судебном заседании участвуют:

от истца: Мехонцев В.Ю. – представитель по доверенности от 28.08.2017, удостоверение адвоката;

от ответчика: Кузнецов Д.О. – представитель по доверенности №03-01-01-08/3167 от 26.12.2017, паспорт; Дьячковская А.С. – представитель по доверенности №03-01-01-08/3167, от 26.12.2017, паспорт.

от третьего лица: не явилось, извещено.

УСТАНОВИЛ:

ООО "ВЯЗЬМА-УРАЛ"(далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту от 24.04.2017 № 157/17-К в размере 199 248 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылается, что свои обязательства по договору поставки выполнил в полном объеме, при этом оплаты товара от ответчика не последовало.

Ответчик в письменном отзыве требования отклонил.

Определением суда от 13.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено АО «Вяземский машиностроительный завод».

Третье лицо представило в материалы дела отзыв, в котором поддержало доводы истца.

Третье лицо в заседание не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьего лица.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовое регулирование заключения и исполнения государственных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с п. 1 ст. 527 названного Кодекса законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного Закона.

Пункт 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик при описании объекта закупки должен среди прочего указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Приведенные нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение приобретения за счет бюджетных средств по государственному контракту товаров, технические характеристики и качество которых соответствуют предъявляемым требованиям в размещенной конкурсной документации.

Судом установлено, что на основании результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (протокол от 12.04.2017, номер извещения 0169200000817000052) между Управлением делами и ООО «ВЯЗЬМА-УРАЛ» заключен государственный контракт № 157/17-К от 24.04.2017 (далее – контракт) на поставку машины стирально-отжимной (далее – товар).

Согласно пункту 2.1.1 контракта Поставщик обязался произвести поставку товара надлежащего качества, в количестве, комплектности, по наименованию, цене и характеристикам согласно Спецификации (Приложение № 1 к контракту), в сроки и порядке, предусмотренные контрактом.

Согласно пункту 4.1 контракта товар должен быть поставлен в течение 90 календарных дней с момента заключения контракта, т.е. по 23.07.2017.

Поставка товара, его подключение и пуско-наладка были произведены 20.07.2017 согласно товарной накладной №100 от 20.07.2017.

Согласно пункту 4.9 контракта приемка товара осуществляется в течение 5-ти рабочих дней после установки товара. Срок приемки товара не входит в срок поставки товара, указанный в пункте 4.1 контракта.

Согласно пункту 4.11 контракта по решению Государственного заказчика для приемки поставленного товара может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Приказом № 03-01-01-02/414 от 27.04.2017 Управлением делами создана приемочная комиссия, состоящая из пяти человек.

Согласно пункту 4.12 контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Государственный заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Государственным заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующих контрактов.

Из материалов дела следует, что экспертом заказчика подготовлено заключение от 24.07.2017, в соответствии с которым выявлены несоответствия поставленного товара условиям контракта в части диаметра (600 мм) и глубины (360 мм) барабана.

Согласно пункту 4.16 контракта в случае выявления недостатков товара по характеристикам заказчик составляет мотивированный (с указанием выявленных несоответствий) отказ от подписания акта о приемке товара и направляет его Поставщику почтовым отправлением либо по каналам электронной связи.

Комиссией заказчика составлен мотивированный отказ от подписания акта о приемке товаров № 157/17 от 26.07.2017, направленный 26 июля 2017 года на адрес электронный почты Поставщика. Подтверждение в получении электронного письма содержится в претензии ООО «ВЯЗЬМА-УРАЛ» от 07.08.2017 вх. № 03-01-01-09/4982.

Согласно пункту 4.17 контракта Поставщик обязан в течение 10 календарных дней со дня получения указанного акта устранить выявленные недостатки своими силами и за свой счет. Непринятый Товар по государственному контракту не оплачивается и остается на ответственном хранении у заказчика до замены или возврата поставщику.

Согласно пункту 4.12 контракта экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Государственным заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующих контрактов.

Управлением делами 04.09.2017 заключен государственный контракт № 468/17-Д с ООО «Экспертно-консультационный центр «Первая независимая» на оказание услугу по независимой экспертизе поставки стирально-отжимной машины.

06 сентября 2017 года ООО «Экспертно-консультационный центр «Первая независимая» проведена независимая экспертиза поставки машины стирально-отжимной (эксперт Мюллер А.А.). В ходе осмотра были произведены измерения размерных характеристик машины стирально-отжимной в соответствии со спецификацией (Приложение № 1 к контракту), по результатам которого было установлено, что размерные характеристики фактические не соответствуют размерным характеристикам, указанным в спецификации (Приложение № 1 к контракту).

Таблица несоответствий:

Наименование показателя

Значение в контракте

Фактическое значение

Объем барабана, л

100

101,7

Диаметр барабана, мм

530

600

Глубина барабана, мм

470

360

Диаметр загрузочной двери, мм

365

350

Также экспертом выявлены недостатки товара по качеству, а именно: «по всему диаметру загрузочной двери приклеен уплотнитель, который при незначительном воздействии эксперта отклеивается и оголяет необработанный край отверстия для загрузки».

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что поставленный ООО «ВЯЗЬМА УРАЛ» товар не соответствует условиям контракта.

В письменном мнении на заявление (л.д.132), третье лицо указало, что спорный товар ошибочно укомплектован барабаном диаметром 600 мм. Х 360 мм., вместо 530 мм х 470 мм.

Довод истца о не уведомлении его ответчиком о проведении экспертизы, что лишило возможности истца дать свои пояснения по поставленной стиральной машине и поставить перед экспертом иные вопросы, судом отклонен. Поскольку из указанного заключения следует, что экспертом установлено, что товар, поставленный по контакту, не соответствует условиям в нем согласованным по характеристикам машины. При этом, истцом не оспаривается и третьим лицом подтверждено, что поставленная машина имеет иные характеристики, отличные от условий контракта. Кроме того, из условий контракта не следует, что заказчик обязан уведомить поставщика о проведении заказчиком независимой экспертизы.

В соответствии с частью 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Пунктом 8.2 контракта установлена возможность одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Заказчик, руководствуясь пунктом 2 статьи 523 ГК РФ, 08.09.2017 приняло решение № 03-01-01-08/1786 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 157/17-К от 24.04.2017.

Решение об одностороннем отказе было направлено ООО «ВЯЗЬМА-УРАЛ» 08.09.2017 на электронный адрес Истца, указанный в контракте, и заказным письмом с уведомлением, что подтверждается почтовой квитанцией, а также заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе 08.09.2017.

Таким образом, решение об одностороннем отказе от контракта вступит в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления. Датой надлежащего уведомления Истца, при отсутствии на 09.10.2017 у Управления делами подтверждения о вручении Поставщику решения об одностороннем отказе от контракта или информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в контракте, будет считаться 09.10.2017.

Согласно пункту 4.12 контракта Государственный заказчик производит оплату по факту поставки на основании предоставленного Поставщиком счета (счета-фактуры при наличии НДС), подписанной Сторонами товарной накладной (либо универсального передаточного документа) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания акта о приемке товара и акта сдачи-приемки оказанных услуг по подключению и пусконаладочным работам (либо универсального передаточного документа).

Суд, исследовав вышеизложенные материалы дела, считает обоснованным довод ответчика об отсутствии оснований для оплаты товара.

Довод общества о том, что расхождение в технических характеристиках машины не может являться ее недостатком, а, напротив ее характеристики улучшены, в связи с чем отказ заказчика от принятия товара не обоснован, также не может быть принят судом.

Так, согласно части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Доказательства того, что сторонами согласовывалась поставка товара с улучшенными качествами, материалы дела не содержат.

Вышеизложенные обстоятельства, по мнению суда, являются основанием для отказа в удовлетворении требований.

В связи с отказом в удовлетворении иска понесенные истцом расходы относятся на последнего.

Руководствуясь ст. ст. 167-168,176, 110 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.

Судья подпись Н.А.Кунышева