Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«18» марта 2009 года Дело № А76-28326/2008-61-650/21
Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2009.
Решения в полном объеме изготовлено 18.03.2009.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Т.В. Тиунова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Овен-БЛ» г. Челябинск
к Администрации г. Челябинска
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинск; Всероссийское Общество автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации;
Общество с ограниченной ответственностью «СпецСтрой»;
Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска
о признании недействительными распоряжений
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: директора Вольфа А.Г. действующего на основании протокола №3 от 25.04.2007; Смирновой А.В. по доверенности от 13.01.2008 №1/13.01;
от ответчика: Недотко Ю.В. по доверенности от 14.12.2007
от третьих лиц: Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска – Соколова М.М., по доверенности от 26.12.2008 №12763; Усольцевой М.Н. по доверенности от 26.12.2008 №12759;
Всероссийское Общество автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации – Солодилова Д.Е., по доверенности от 11.01.2009 №1
Общество с ограниченной ответственностью «СпецСтрой» - не явился; извещен;
Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска- не явился; извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Овен-БЛ», г. Челябинск (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Овен-БЛ») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации г.Челябинска (далее по тексту- ответчик, Администрация, орган местного самоуправления) с требованием о признании недействительными распоряжения первого заместителя главы города Челябинска от 25.08.2008 №3321-д «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска, Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации»; распоряжения первого заместителя главы города Челябинска от 15.10.2008 №4312-д «Об утверждении акта выбора земельного участка №003 109-02-2008 и предварительном согласовании места размещения общественно-торгового комплекса по ул. Комарова в Тракторозаводском районе г. Челябинска обществу с ограниченной ответственностью «СпецСтрой».
В судебном заседании 17.03.2009 общество заявило ходатайство о прекращении производства по делу в части в связи с отказом от заявленных требований о признании недействительным распоряжения первого заместителя главы города Челябинска от 15.10.2008 №4312-д «Об утверждении акта выбора земельного участка №003 109-02-2008 и предварительном согласовании места размещения общественно-торгового комплекса по ул. Комарова в Тракторозаводском районе г. Челябинска обществу с ограниченной ответственностью «СпецСтрой».
В соответствии с ч.1 п.4 ст. 151 АПК РФ определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2009 принят отказ заявителя от требований в части признания недействительным распоряжения первого заместителя главы города Челябинска от 15.10.2008 №4312-д «Об утверждении акта выбора земельного участка №003 109-02-2008 и предварительном согласовании места размещения общественно-торгового комплекса по ул. Комарова в Тракторозаводском районе г. Челябинска обществу с ограниченной ответственностью «СпецСтрой», производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании заявитель настаивал на требовании о признании недействительным распоряжения первого заместителя главы города Челябинска от 25.08.2008 №3321-д «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска, Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации» по мотивам, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Пояснил, что оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы, поскольку данным распоряжением обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации разрешено размещение автостоянки на земельном участке, принадлежащем ему на праве пользования.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве, пояснил, что оспариваемое распоряжение вынесено в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, заявитель не доказал, что у него имеется зарегистрированное в установленном порядке право собственности на объект незавершенного строительства, который расположен на спорном земельном участке.
Представитель Комитета по имуществу и земельным отношениям г.Челябинска (далее- КУиЗО г.Челябинска) в судебном заседании требования не признал по мотивам изложенным во мнении, пояснил, что заявителем не представлено доказательств нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Всероссийского Общества автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации в судебном заседании требования не признал по основаниям, указанным во мнении, пояснил, что оспариваемое постановление вынесено законно и обосновано в соответствии с действующим законодательством, кроме того, оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Общества с ограниченной ответственностью «СпецСтрой» и Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании 11.03.2009 объявлялся перерыв до 17.03.2009 до 11 часов 00 минут. Информация о перерыве в судебном заседании была размещена в сети «Интернет» на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области http: www.chel.arbitr.ru.
Обществом с ограниченной ответственностью «Овен-БЛ» заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд в связи с тем, что им стало известно о распоряжении первого заместителя главы города Челябинска от 25.08.2008 №3321-д «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска, Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации» 18.09.2008.
Учитывая право суда на восстановление пропущенного срока на обжалование ненормативных правовых актов (ст. 198 АПК РФ), непродолжительность пропуска срока, предоставленного законом на обжалование ненормативных правовых актов, с целью реализации заявителем права на защиту нарушенного права, суд признает указанные заявителем причины пропуска срока уважительными и считает возможным восстановить срок обжалования решения органа местного самоуправления органа по ходатайству заявителя.
Выслушав мнения лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.
Общество с ограниченной ответственностью «ОВЕН-БЛ» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Челябинска 27.11.1995, основной государственный регистрационный номер 1027402909995, путем реорганизации фирмы «Лабор» (т.1 л.д. 10 - свидетельство, л.д. 20 – Устав, л.д.13-учредительный договор).
Из материалов дела следует, что согласно протоколу № 93 от 15.03.1994 победителем открытого коммерческого конкурса объекта приватизации - ОНС «Кинотеатр», местонахождение: г.Челябинск, микрорайон №34, был ЧИП «Лабор», правопреемником которого является ООО «Овен-БЛ» (т.1 л.д.38 - протокол, л.д. 20 – Устав, л.д.13-учредительный договор).
На основании решения аукционной комиссии от 15.04.1994, 22.03.1994 между фондом имущества г.Челябинска и ЧИП «Лабор» заключен договор № 228/457 купли-продажи объекта незавершенного строительства – Кинотеатр, расположенный по адресу г.Челябинск, микрорайон № 34 по пр.Комарова. Согласно п.п.6.1,6.2 договора вместе с правом собственности на объект к обществу перешло право пользования земельным участком площадью 0,8 га. (т.1 л.д. 39-44). Данный договор зарегистрирован 22.10.1995 за №7 в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Челябинска.
Постановлением Главы г.Челябинска от 30.06.1997 №825 «О предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для проектирования общественно-торгового центра в микрорайоне №34 по пр.Комарова в Тракторозаводском районе для ООО «Овен-БЛ» обществу предоставлен земельный участок площадью 0,54 га в краткосрочную аренду сроком на два года для проектирования общественно-торгового центра в микрорайоне №34 по пр.Комарова в Тракторозаводском районе. Согласно п.2 постановления на заявителя возложена обязанность регистрации договора аренды в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; разработки проекта общественно-торгового центра и представления на согласование в Главное управление архитектуры и градостроительства г.Челябинска; после получения положительного заключения и согласования проекта оформление постановления и землеотводных документов на строительство объекта. Обществу разрешено на время проектирования размещение платной автостоянки на указанном участке с разработкой и согласованием проекта. В силу п.3.2 постановления при невыполнении пункта 2 по истечении срока аренды данное постановление утрачивает силу, участок изымается без возмещения арендатору понесенных им затрат (т.1 л.д.89).
02.07.1997 между Администрацией г.Челябинска и ООО «Овен-БЛ» заключен краткосрочный договор аренды 74-36-02 №000707-97 сроком на два года, земельного участка 5400 кв.м., расположенный г.Челябинск в микрорайоне №34 по пр.Комарова для проектирования общественно-торгового центра (т.1 л.д.45-47).
Дополнительным соглашением №2 к указанному договору на основании постановления Главы г.Челябинска №1561-п от 26.11.1999, договор аренды пролонгирован на два года с изменением площади и целевого назначения земельного участка: земельный участок площадью 5401 кв.м. в микрорайоне №34 по пр.Комарова в Тракторозаводском районе передан для проектирования общественно-торгового центра, эксплуатации действующей временной некапитальной платной автостоянки, площадью 3500 кв.м. на время проектирования общественно-торгового центра. Данное соглашение зарегистрировано в Комитете по управлению имуществом г.Челябинска 01.12.1999 (т.1 л.д. 48-49).
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что впоследствии указанный договор аренды земельного участка пролонгирован не был.
18.12.2002 ( вх. №18088 от 18.12.2002) заявитель обращался в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска об оформлении земельного участка, площадью 0,8 га. по объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: г.Челябинск, Тракторозаводский район, микрорайон №34 по пр.Комарова в долгосрочную аренду с правом выкупа (т.1 л.д.95).
Письмом №31 от 24.05.2002 общество обращалось к Главе г.Челябинска о предоставлении земельного участка, площадью 0,8 га. по объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: г.Челябинск, Тракторозаводский район, микрорайон №34 по пр.Комарова в собственность или бессрочное пользование (т.1 л.д.112).
Письмом от 04.11.2003 б/н общество обращалось к Главе г.Челябинска о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 0,8 га. по объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: г.Челябинск, Тракторозаводский район, микрорайон №34 по пр.Комарова (т.1 л.д.96).
В ответ на указанное обращение Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска от 03.12.2003 №7760 заявителю было указано на необходимость предоставления документов (т.1 л.д.113).
Письмом от 15.11.2004 №11 общество обращалось к Главе г.Челябинска о предоставлении земельного участка, площадью 0,8 га. по объектом незавершенного строительства, расположенного по адресу: г.Челябинск, Тракторозаводский район, микрорайон №34 по пр.Комарова (т.1 л.д.114).
Письмом от 02.12.2004 (вх.№20672) общество обращалось в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о закреплении за ООО «Овен-БЛ» земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, расположенного по адресу: г.Челябинск, Тракторозаводский район, микрорайон №34 по пр.Комарова (т.1 л.д.115).
В ответ на указанное обращение Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска 10.03.2005 за №1694 сообщено заявителю, что ему необходимо представить документы, подтверждающие право собственности, технический паспорт на строения и справку БТИ о принадлежности и общих площадях (т.1 л.д.116).
Постановлением Главы г.Челябинска № 765-п от 02.06.2003 «О продаже права аренды земельного участка на торгах» выставлено на торги (конкурс, аукцион) право аренды земельного участка площадью 5400 кв.м., расположенного на пересечении ул.Комарова и ул.Октябрьской в Тракторозаводском районе г.Челябинска. Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска поручено подготовить необходимые документы для постановки земельного участка на кадастровый учет и передать для регистрации в земельную кадастровую палату (т.1 л.д.94).
Земельный участок площадью 5400 кв.м., расположенный: г.Челябинск, Тракторозаводский район, на пересечении ул.Комарова и ул.Октябрьской поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:36:02: 03 029:0017, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 04.04.2007 №36.08/07-01-1749 (т.1 л.д. 53-55).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2004 постановление Главы г.Челябинска № 765-п от 02.06.2003 «О продаже права аренды земельного участка на торгах» признано недействительным (т.1 л.д.79-81).
Соглашением о признании сторонами обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания от 11.02.2004, заключенного между ООО «Овен-БЛ» и Администрацией г.Челябинска, установлено, что земельный участок 0,8 га, указанный в п.п.6.1,6.2 договора купли-продажи объекта приватизации незавершенного строительства от 22.03.1994 за №228/57, соответствует земельному участку 5400 кв.м., указанному в постановлении Главы г.Челябинска № 765-п от 02.06.2003 «О продаже права аренды земельного участка на торгах» по площади (размеру) и месторасположению (т.1 л.д.67).
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что объект незавершенного строительства на спорном земельном участке разрушен.
11.11.2008 общество обратилось в Администрацию г.Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:02: 03 029:0017 в собственность, в порядке ст.36 ЗК РФ (т.1 л.д.59).
Между тем Всероссийское общество автомобилистов Челябинское областное отделение общественной организации (далее по тексту – ВОА ЧООО) 07.07.2008 обратилось к Главе г.Челябинска с просьбой разрешить размещение временной некапитальной автостоянки по ул.Комарова-Октябрьская в Тракторозаводском районе г.Челябинска, приобщив анкету претендента и проект «Автостоянка по пр.Комарова в Тракторозаводском районе» (т.1 л.д.80, 81-85, 86).
25.08.2008 распоряжением первого заместителя главы города Челябинска №3321-д «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации» разрешено размещение временного некапитального стационарного объекта-автостоянки на пересечении ул.Комарова и ул.Октябрьской в Тракторозаводском районе г.Челябинска ВОА ЧООО (т.1 л.д. 87-88).
04.09.2008 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска и ВОА ЧООО заключен договор №209-НС на размещение (установку) и эксплуатацию некапитального стационарного объекта – автостоянку, расположенного по адресу: на пересечении ул.Комарова и Октябрьской в Тракторозаводском районе г.Челябинска (т.2 л.д.77-79).
18.09.2008 общество обратилось в Администрацию г.Челябинска об отмене распоряжения первого заместителя главы города Челябинска №3321-д от 25.08.2008 «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации», поскольку оно нарушает право общества на пользование земельным участком (т.1 л.д.58).
На данное обращение письмом от 05.12.2008 за №10190/юр Главное управление архитектуры и градостроительства г.Челябинска сообщило заявителю, что срок действия договора аренды 74-36-02 №000707-97 от 02.07.1997 истек. Данные о продлении данного договора и регистрации права арены отсутствуют. В дальнейшем незавершенный строительством объект был самовольно снесен ООО «Овен-БЛ» (т.1 л.д.110-111).
Согласно справке ОГУП «ОблЦТИ» от 05.03.2009 объект незавершенного строительства по адресу: г.Челябинск, микрорайон 34 по пр.Комарова, на техническом учете не состоит (т.2 л.д.3).
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п.11 ст.22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 №171-30 «О земельных отношениях» к компетенции органов местного самоуправления относятся, в том числе, и полномочия по принятию нормативных правовых актов по управлению и распоряжению землями в пределах своей компетенции.
Согласно п.1 ст. 2, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления - избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании п.п. 3 п. 1 ст. 24 Устава г. Челябинска, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу (26.03.2007 RU743150002007001), Администрация г. Челябинска как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления г. Челябинска.
В соответствии с п.1 ст. 36 Устава г. Челябинска, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является администрация города Челябинска.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно ст.37 ЗК РСФСР, действовавшего на момент передачи заявителю объекта незавершенного строительства, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п.п.13,16,20 Порядка размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории г. Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 26.02.2008№29/13, действовавшего на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта, автомобильная стоянка (автостоянка) - стационарный некапитальный объект в виде специально оборудованного плоскостного сооружения, ограниченного для общего пользования, предназначенного для стоянки и организованного хранения транспортных средств; размещение (установка) и эксплуатация временных некапитальных стационарных объектов осуществляется на основании муниципального правового акта Главы города или должностного лица, принятого в пределах компетенции, определенной правовыми актами, с ежегодным заключением договора на размещение (установку) и эксплуатацию временных некапитальных стационарных объектов. К заявлению прилагаются следующие документы (подлинники для обозрения и их копии):
1) анкета претендента (приложение 1 к Порядку);
2) свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
3) свидетельство о постановке на налоговый учет (для юридических лиц);
4) информационное письмо об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций Челябинского областного комитета государственной статистики Госкомстата России или выписка из него (для юридических лиц);
5) документы, подтверждающие полномочия заявителя (заказчика и (или) его представителя) - для юридических лиц;
6) документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт, временное удостоверение личности) - для физических лиц;
7) эскизный проект временного некапитального стационарного объекта (и) элементов благоустройства (в случае необходимости в последующем - разработки проекта временного объекта), согласованный с главой соответствующего района в городе и Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (ГУАиГ). Эскизный проект должен в обязательном порядке содержать схему размещения (установки) временного некапитального стационарного объекта на местности, подъездов и проходов к нему, сведений о расположении сетей инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривалось, что ВОА ЧООО для получения разрешения на размещение автостоянки были представлены документы, предусмотренные п. 20 Порядка размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории г. Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 26.02.2008№29/13.
В соответствии с п. 26 Порядка размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории г. Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 26.02.2008№29/13 (далее – Порядок), основаниями для принятия решения об отказе в размещении временного некапитального стационарного объекта являются:
1) нарушение в случае размещения временного некапитального стационарного объекта требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) нецелесообразность размещения объекта в определенной зоне экономической ценности, а также на основных магистралях города, гостевых маршрутах (в соответствии с перечнем основных магистралей, гостевых маршрутов города Челябинска, утвержденным Постановлением Главы города Челябинска от 16.04.2004 N 611-п, приложение N 3);
3) невыполнение требований настоящего Порядка.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что размещение автостоянки нарушает требования законодательства либо имеется нецелесообразность ее размещения требования или ВОА ЧООО нарушены требования Порядка.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение первого заместителя главы города Челябинска №3321-д от 25.08.2008 «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации» соответствует Порядку размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории г. Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 26.02.2008№29/13, действовавшего на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта.
В силу ч.1 ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Учитывая фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, на основании следующего.
В обоснование нарушения прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом заявитель ссылается на наличие права пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:36:02: 03 029:0017, на котором в настоящее время, по мнению общества, расположена автостоянка ВОА ЧООО.
Между тем суду не представлено доказательств подтверждающих право заявителя на земельный участок площадью 5400 кв.м., расположенный: г.Челябинск, Тракторозаводский район, на пересечении ул.Комарова и ул.Октябрьской с кадастровым номером 74:36:02: 03 029:0017.
Так, срок договора аренды земельного участка 74-36-02 К №000707-97 от 02.07.1997, заключенного между Администрацией г.Челябинска и ООО «Овен-БЛ», с учетом дополнительного соглашения №2 к нему, предоставленный для проектирования общественно-торгового центра истек 02.07.2001.
Согласно п.2 Постановления Главы г.Челябинска от 30.06.1997 №825 «О предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для проектирования общественно-торгового центра в микрорайоне №34 по пр.Комарова в Тракторозаводском районе для ООО «Овен-БЛ» на заявителя была возложена обязанность регистрации договора аренды в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; разработки проекта общественно-торгового центра и представления на согласование в Главное управление архитектуры и градостроительства г.Челябинска; после получения положительного заключения и согласования проекта оформление постановления и землеотводных документов на строительство объекта. В силу п.3.2 постановления при невыполнении пункта 2 по истечении срока аренды данное постановление утрачивает силу, участок изымается без возмещения арендатору понесенных им затрат (т.1 л.д.89).
В материалах дела отсутствуют и суду не представлены доказательства того, что спорный земельный участок был предоставлен обществу в постоянное бессрочное пользование либо принадлежал ему на иных основаниях. В материалах дела отсутствуют доказательства, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что приобретенный по договору купли-продажи от 22.03.1994 за № 228/457 объект незавершенного строительства – Кинотеатр, расположенный по адресу г.Челябинск, микрорайон № 34 по пр.Комарова (т.1 л.д. 39-44) разрушен. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается письмом Главного управления архитектуры и градостроительства от 05.12.2008 №10190/юр (т.1 л.д.110-111), а также кадастровом планом земельного участка от 04.04.2007 свидетельствующим об отсутствии на спорном земельном участке каких-либо объектов (т.1 л.д.53-57).
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2004 по делу №А76-21722/04-35-662/87 по делу по заявлению ООО «Овен-БЛ» к Администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главному управлению архитектуры и градостроительства г.Челябинска о признании недействительным постановления (т.1 л.д.79-81), судом отклоняется, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего спора.
Представленные заявителем налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (т.2 л.д.94-95), платежное поручение №2 от 16.01.2009 (т.2 л.д.96), уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (т.2 л.д.97), судом не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии объекта незавершенного строительства. Корме того, они противоречат пояснениям самого заявителя в судебном заседании о том, что какие-либо объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют.
Ссылка заявителя на положения ст.39 ЗК РФ в обоснование права на земельный участок, судом отклоняется на основании следующего.
Согласно ч.1 ст.39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, вправе продлить этот срок.
Судом установлено, что общество не обладает правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на спорный земельный участок. Кроме того, суду не представлено доказательств начала восстановления в установленном порядке разрушенного объекта незавершенного строительства.
Ссылка заявителя на положения ст.37 ЗК РСФСР, судом отклоняется, поскольку документ, удостоверяющий право на землю, не представлен.
Помимо того, суд обращает внимание на то обстоятельство, оспариваемое распоряжение первого заместителя главы города Челябинска №3321-д от 25.08.2008 «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации» свидетельствует о разрешении размещения автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска, а не предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч.3 ст.1, ч.1 ст.5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. При этом каждый земельный участок имеет кадастровый номер, который подтверждает существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Земельный участок, на котором размещена автостоянка, не поставлен на кадастровый учет, следовательно, не является объектом земельных отношений, в связи с чем, его нельзя индивидуализировать и сделать вывод о совпадении границ полностью или в части данного земельного участка с границами земельного участка, о правах на который заявляет ООО «Овен-БЛ».
Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства от 26.02.2009 №1462/юр следует, что распоряжением первого заместителя главы города Челябинска №3321-д от 25.08.2008 разрешено размещение временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации. Указанный земельный участок не прошел процедуру кадастрового учета, в связи с чем, сделать вывод о совпадении границ полностью или в части данного земельного участка с границами земельного участка, предоставленного заявителю в краткосрочную аренду на основании постановления Главы города Челябинска №825-п от 30.06.1997, не представляется возможным (т.2 л.д.4).
При таких обстоятельствах судом отклоняются ссылка заявителя на заключения ООО «УралЗемля» и ООО «Южноуральская инновационная компания» о наложении земельных участков (т.2 л.д.6, 27).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права ООО «Овен-БЛ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Овен-БЛ» г. Челябинск к Администрации г. Челябинска о признании недействительным Распоряжения первого заместителя главы города Челябинска от 25.08.2008 № 3321-д «О разрешении размещения временного некапитального стационарного объекта автостоянки на пересечении ул. Комарова и ул. Октябрьской в Тракторозаводском районе г. Челябинска, Всероссийскому обществу автомобилистов Челябинского областного отделения общественной организации», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области путем подачи жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru/
СудьяТ.В. Тиунова