Арбитражный суд Челябинской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-29003/2015
«06» апреля 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена «31» марта 2016 г.
Полный текст решения изготовлен «06» апреля 2016 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.А. Кунышева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панфиленко М.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 607
дело по заявлению ФИО1 (г. Челябинск) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска, Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании недействительными решений
В судебном заседании участвуют:
от заявителя: ФИО1, паспорт
от ответчика (ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска): ФИО2, по доверенности, служебное удостоверение
от ответчика (УФНС России по Челябинской области): Квинт Е.М. по доверенности, служебное удостоверение, ФИО3 по доверенности, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (г. Челябинск) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска, Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска № 1938А от 14.09.2015 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 08-13/1/006829 от 23.10.2015, взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска убытков в сумме 4 000 руб. (с учетом уточнений требований по заявлению от 11.02.2016, л.д.132-133 т.1).
Определением суда от 06.04.2016 производство по делу № А76-29003/15 по заявлению ФИО1 о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 08-13/1/006829 от 23.10.2015 прекращено в связи с отказом от иска.
В обоснование требований заявитель ссылается на нарушение налоговым органом положений ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ответчик представил в материалы дела отзыв (л.д.52-57 т.1) согласно которому считает, что налоговым органом не нарушен Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при вынесении оспариваемого акта.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок регистрации юридических лиц при создании регулируется главой 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ). Указанный закон исходит из принципа достоверности сведений, включенных в реестр, носящих общедоступный характер.
Статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при создании, в том числе заявление по форме № Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-76/25@, в котором заявитель подтверждает, что представленные документы содержат достоверные сведения.
При этом ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным законом.
Представленные для государственной регистрации документы, в том числе об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра - федерального информационного ресурса, должны содержать достоверную информацию.
В соответствии с пп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона 129-ФЗ при наличии в регистрирующем органе подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации.
Указанная позиция изложена в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», согласно которому определены основания для признания адреса недостоверным, в том числе, когда адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества юридических лиц (адрес «массовой» регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).
При наличии данного обстоятельства сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В силу п. 8 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Согласно пп. 1, 3 ст. 49 ГК РФ с момента государственной регистрации возникает правоспособность юридического лица: оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что в ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска (далее- инспекция) 14.09.2015 для государственной регистрации создания ООО «КапиталПромСтрой» (далее - ООО «КПС», общество) от заявителя ФИО1 поступили следующие документы:
- заявление по форме № Р11001 с входящим номером 193 8А;
- решение от 14.09.2015 № 1 единственного учредителя;
-Устав ООО «КапиталПромСтрой»;
-чек - ордер от 14.09.2015 об оплате государственной пошлины;
-гарантийное письмо от 11.09.2015;
- копия свидетельства о регистрации права собственности на нежилое помещение;
- копии паспорта и свидетельства о заключении брака Устинович (ранее ФИО4) О.Д.
Инспекцией 21.09.2015 принято решение об отказе в государственной регистрации при создании Общества в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с данным решением Инспекции, ФИО1 обратилась с жалобой в УФНС РФ по Челябинской области, решением которого от 23.10.2015 № 08-13/1/006829 жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законом, а сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны.
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по представлению достоверной информации. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и сведениях реестра, имеющих общедоступный характер, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствуют осуществлению налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 4, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ сведения об адресе юридического лица при его создании включаются в ЕГРЮЛ.
Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно п. «а» ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица. Указанная норма предусматривает, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им информации.
Согласно разделу 2 заявления по форме № Р11001 адрес места нахождения создаваемого Общества: <...>, офис 209А.
Во исполнение обязанности, установленной п. 3 ст. 51 ГК РФ по проверке достоверности представленных юридическим лицом для регистрации данных, инспекцией в соответствии с правом, определенным ч. 4 ст. 7 Закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», было проведено обследование помещения на предмет достоверности заявленного адреса.
Согласно акту обследования от 16.09.2015 в ходе проведенного осмотра установлено следующее:
1) по данному адресу расположено 5-этажное административное здание, офис № 209А находится на 2 этаже здания, его площадь составляет 23,3 кв. м.;
2) собственником данного помещения, согласно Свидетельства о праве собственности от 16.02.2005 серия 74-АА №051334, является ФИО4 (в настоящее время Устинович) О.Д.;
3) вывески, реклама, иная информация о нахождении зарегистриро ванных по адресу юридических лиц, их исполнительных органов отсутствуют
По состоянию на 17.09.2015 по данным ЕГРЮЛ установлено, что в помещении по адресу: <...>, нежилое помещение 19 (офис 209А), площадью 23,3 кв.м., принадлежащем на праве собственности ФИО5, зарегистрировано 26 юридических лиц. В ходе осмотра помещения признаков, свидетельствующих о ведении организациями, располагающимися по вышеуказанному адресу хозяйственной деятельности, не выявлено (в помещении отсутствуют столы, стулья, компьютеры, телефонная и интернет-связь). В адрес данных юридических лиц были направлены телеграммы, которые не были доставлены адресатам по причине «офис закрыт», «адресат по извещению за телеграммой не является».
Инспекцией 30.09.2015 как регистрирующим органом принято решение о внесении сведений об ограничении в отношении использования адреса: 454010, <...>, при осуществлении регистрационных действий.
В силу положений ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Кроме того, судом установлено, что из гарантийного письма ФИО6 от 11.09.2015 следует, что ООО «КПС» после государственной регистрации будет предоставлено рабочее место в офисном помещении общей площадью 23,3 кв.м. по адресу: <...>, нежилое помещение 19 (офис 209А).
В соответствии со Свидетельством от 16.02.2005 серия 74-АА № 051334 о регистрации права собственности ФИО4 (в настоящее время Устинович) Ольге Дмитриевне на праве собственности принадлежит нежилое помещение № 19 общей площадью 23,3 кв.м. по адресу: <...>.
Инспекцией установлено, что в представленном заявителем свидетельстве о государственной регистрации права арендодателя и в гарантийном письме указан адрес, отличный от указанного в заявлении формы № Р11001 и учредительных документах. Соответственно, указание неполного адреса без указания конкретного помещения, которое предоставлено в аренду, по существу является предоставлением недостоверных (неполных) сведений относительно местонахождения юридического лица.
Согласно п. 2.20.4 Требований к оформлению документов, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, в случае если лист Н «Сведения о заявителе» заявления по форме Р11001 заполняется в отношении единственного учредителя - физического лица, раздел 4 «Сведения о заявителе» не заполняется.
В нарушение данных требований в Листе Н представленного заявления заполнен раздел 4.
Действующим законодательством установлено, что необходимым условием для государственной регистрации создания юридического лица является не только представление заявителем полного перечня документов, установленных ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ, но и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие форме, содержанию, установленным формам и порядку их заполнения.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Заявление, оформленное ненадлежащим образом, рассматривается как не представленное, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
Из представленных ФИО1 в материалы дела фотографий не представляется возможным идентифицировать местонахождение изображенного рабочего места и время размещения табличек с наименованием организации. Акт приема-передачи никем не подписан и имеющаяся на нем фотография рабочего места также не позволяет идентифицировать его местонахождение и время размещения табличек с наименованием организации.
На основании изложенного, суд считает, что основания для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта не имеются.
ФИО1 заявила также требование о взыскании с регистрирующего органа убытков в сумме 4000 рублей (государственная пошлина за регистрацию юридического лица), возникших как следствие отказа в регистрации юридического лица.
В части 2 статьи 24 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу частей 1, 2 статьи 27 и статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды в порядке искового производства рассматривают дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На основании пункта 3 части 1 статьи 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Указанные в части 1 данной статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (часть 2 статьи 33 АПК РФ).
В рассматриваемом случае заявителем является физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя.
В свою очередь, ни АПК РФ, ни Закон № 129-ФЗ не относят к подведомственности арбитражных судов споры о взыскании ущерба, причиненного физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах требование ФИО1 о взыскании убытков не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в соответствии с пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Руководствуясь п.1ч.1 ст. 150, ст.ст. 167-168,176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования ФИО1 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска № 1938А от 14.09.2015 отказать.
Прекратить производство по делу в части требования ФИО1 о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска убытков в сумме 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья подпись Н.А.Кунышева