ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-29014/17 от 17.11.2017 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г. Челябинск                                                                   Дело № А76-29014/2017

24 ноября 2017 г.

          Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2017 г.

          Решение в полном объеме изготовлено   24 ноября 2017 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Бахарева Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазер Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ОГРН <***>, г. Челябинск,

к публичному акционерному обществу «Магнитогорский Металлургический Комбинат», ОГРН <***>, г.Магнитогорск,

о взыскании 115 794 руб. 70 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 25.05.2017, сроком по 02.05.2020, предъявлен паспорт;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 27.02.2017, сроком по 31.12.2019, предъявлен паспорт.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги", ОГРН <***>, в лице филиала Южно-Уральской железной дороги, г. Челябинск обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Магнитогорский Металлургический Комбинат", ОГРН <***>, Челябинская область, г. Магнитогорск о взыскании платы за пользование путями общего пользования и вагонами в размере 115 794 руб. 70 коп.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2017 осуществлен переход к рассмотрению искового заявления по общим правилам искового производства.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик исковые требования не признает, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, ссылается на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, зависящим от истца: в соответствии с п. 3.2.8 ЕТП дежурный станции ФИО3 подает локомотивы ПАО «ММК», прибывшие с передаточными поездами или резервом под составы, подготовленные к сдаче на железнодорожный путь необщего пользования ПАО «ММК». Оборот локомотивов ПАО «ММК» на путях станции ФИО3 устанавливается 70 минут. При превышении установленного норматива времени простоя поездного локомотива ПАО «ММК» на станции ФИО3, УЖДТ ПАО «ММК» передает телефонограмму, фиксируемую старшим подъездным диспетчером в книге приказов и телефонограмм, на имя начальника станции ФИО3 и станции Передача ПАО «ММК» следующего содержания: «В нарушение ЕТП локомотив № (группа) простаивает (время) на станции ФИО3 сверх нормативного времени. Все группы будут засчитаны по фактическому времени отправления». Простой вагонов на станции ФИО3 в период с 20.07.2016 по 27.07.2016 произошел в результате необеспечения ОАО «РЖД» нормального режима оборота вагонов со станции ФИО3 и нарушения ПАО «РЖД» сроков оборота составов с путей необщего пользования ПАО «ММК». Учитывая вышеизложенное, вина ПАО «ММК» в простое вагонов отсутствует. Имеющиеся в материалах дела и представленные с настоящим отзывом документы свидетельствуют о вине перевозчика в задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования  (л.д. 60-62, т. 5). 

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 05.06.2017 внесены изменения в учредительные документы, а именно изменена организационно-правовая форма с открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск Челябинской области на публичное акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск Челябинской области.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявленные исковые требования истец основывает на нормах п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей общего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 26 (далее – Правила).

Между истцом (Перевозчиком) и ответчиком (Владельцем) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станциях Магнитогорск - Грузовой и ФИО4 ЮУЖД №5/12 от 01.02.2013, сроком действия с 01.07.2013 по 31.03.2018, на условиях вышеуказанного Договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции ФИО4 - стрелочным переводом №6.

В соответствии с п. 5 пп. 5.1 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ПАО «ММК» (Владелец) при станции ФИО3 и ФИО4 от 01.02.2013 №5/12 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика: по станции ФИО3 - на выставочные пути: пути парков «А» и «С» станции ФИО3, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца. Вагоны, принятые Владельцем на выставочных путях станции ФИО3, должны быть убраны его локомотивом не позднее, чем через 30 минут после приема.

Согласно п.3.2.9 Единого технологического процесса работы  железнодорожного пути необщего пользования ПАО «ММК» и станцией примыкания ФИО3 и ФИО4 ЮУЖД старший поездной диспетчер УЖДТ ПАО «ММК» обязан обеспечить прием на железнодорожный путь необщего пользования ПАО «ММК» передаточного состава в течение 30 минут с момента зачисления его на ответственный простой. В случае неприема передаточного состава на ПАО «ММК» оператор станции ФИО3 составляет акт общей формы для взыскания платы за занятие пути станции ФИО5, который подписывает приемосдатчик станции Передача ПАО «ММК».

Согласно редакции Дополнительного соглашения №4 от 10.10.2015 к Договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 в соответствии с пунктом 20 подпунктом «Г» Договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от Владельца и независящим от Перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в периоды с 20.07.2016 по 27.07.2016 , в нарушение п.5.1 Договора на станции Магнитогорск - Грузовой ЮУЖД прибывшие в адрес ПАО «ММК» вагоны приняты владельцем на выставочных путях станции, которые являются путями общего пользования, но не убраны его локомотивом через 30 минут.

Кроме того, истец пояснил, что согласно актам общей формы № 6/10087, № 6/10107 от 24.07.2016 в период с 24.07.2017 – 06 ч. 30 мин. по 24.07.2016 -  14 ч. 15 мин. на путях общего пользования в ожидании приема простаивал вагон №44688935, принадлежащий перевозчику, по причинам, зависящим от ПАО «ММК», в связи с чем начислена плата за пользование вагоном в размере 429 руб. 40 коп. (с учетом НДС 18% в сумме 506 руб.  69 коп.).

Согласно актам общей формы № 6/10070 от 23.07.2016, № 6/10081 от 24.07.2016 в период с 23.07.2016 - 20 ч. 00 мин. по 24.07.2016 – 02 ч. 20 мин. на путях общего пользования в ожидании приема простаивал вагон №44688679, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от ПАО «ММК», в связи с чем начислена плата за пользование вагонами в размере 375 руб. 70 коп. (с учетом НДС 18% в сумме 443 руб. 33 коп.).

В адрес ПАО «ММК» направлены претензия об оплате сумм начисленной платы в течение 30 календарных дней с момента получения претензий. Претензии оставлены без ответа и удовлетворения.

В судебном заседании истец пояснил, что за время простоя вагонов после зачисления передаточного состава более 30 минут и за пользование вагонами ОАО «ММК» начислена плата на общую сумму 115 794 руб. 70 коп. (с учетом НДС) на основании ст. 39 УЖТ РФ (114 844 руб. 68 коп. (плата за пользование путями) + 950 руб. 02  коп. (плата за пользование вагонами)) на основании ст.39 УЖТ РФ.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с  перевозками услуг определены в Федеральном законе от 10.01.2003 №18-ФЗ  «Устав  железнодорожного  транспорта  в  Российской  Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта).

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке предусмотрена  пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в  соответствии с которым в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную  настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.

В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ).

Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.

Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).

Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.

В соответствии с п.20 п.п. В вышеуказанного Договора, Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику, установленную Тарифным руководством №2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки, ожидания подачи или приема вагонов, как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от Владельца и не зависящим от Перевозчика.

Согласно п.2.3.2 ЕТП железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивами ПАО «ММК». Подача и уборка контрагентам производится локомотивами ПАО «ММК».

Согласно инструкции о порядке обслуживания и организации движения поездов на ж\д пути необщего пользования ПАО «ММК», примыкающего к станциям ФИО3 и ФИО4, согласованной сторонами (п.5.1) обслуживание подъездного пути ПАО «ММК» производится локомотивами локомотивного цеха ЖДТ ПАО «ММК», как и перестановка вагонов со станций примыкания на внутризаводские станции, на фронты погрузки -выгрузки.

В соответствии с п.3.3.1 Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ПАО «ММК» и станций примыкания ФИО3 и ФИО4 ЮУЖД, согласованного сторонами в 2013 и о применении которого стороны договорились в п.4 и п.26 Договора приёмосдаточные операции с передаточными составами производятся в следующем порядке:- на путях парков «А» и «С» станции Магнитогорск - Грузовой, при сдаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ПАО «ММК». Передача вагонов от одной стороны другой оформляется памяткой приёмосдатчика и натурным листом. Время фактического зачисления вагонов на ответственный простой ПАО «ММК» отражается также в памятке приёмосдатчика (п.3.3.4 ЕТП).

В соответствии с п.8.1 Договора при отказе ПАО «ММК» от приёма вагонов со станции Магнитогорск - Грузовой Перевозчик в установленном порядке оформляет акт общей формы и все задержанные по этой причине вагоны находятся на ответственном простое Владельца с оплатой времени нахождения вагонов на путях станции Магнитогорск - Грузовой согласно пункта 20 настоящего договора.

Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. № 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.

Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).

Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за сверхнормативное (согласованное в договоре) нахождение вагонов на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены акты общей формы (на начало и окончание простоя), составленные по факту простоя вагонов в ожидании их уборки локомотивом ответчика на пути необщего пользования ответчика.

Представленные акты общей формы составлены в соответствии с предъявляемыми законом требованиями. Во всех актах зафиксировано «Вагоны простаивают на выставочном пути ст. Магнитогорск - Грузовой. В нарушение п.5.1 договора №5/12 от 01.02.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования вагоны приняты владельцем на выставочных путях станции, но не убраны его локомотивом через 30 минут. Таким образом, в актах общей формы, зафиксированы те обстоятельства, которые послужили основанием для составления актов общей формы.

Таким образом, акты соответствуют установленным законом требованиям к их оформлению, а ответчик документально не опроверг содержащуюся в них информацию.

Расчет времени задержки уборки вагонов определен истцом на основании сведений о времени выдачи груза в памятках приемосдатчика и времени фактической уборки вагонов согласно актам общей формы.

Ответчик (ПАО «ММК») имел возможность исполнить обязательство по своевременной уборке вагонов с выставочных путей на основании следующего.

В соответствии с п.8.2.1 ЕТП Предварительная информация о наличии на сети ОАО «РЖД» вагонов в разборочных поездах и организованных маршрутах в адрес ПАО «ММК» передаются из дорожного вычислительного центра по 3-часовым периодам через станционный вычислительный центр станции ФИО3 в вычислительный центр АСУ УЖДТ ПАО «ММК» по машинному обмену по мере её поступления.

В соответствии с п.8.2.2. ЕТП Старший поездной диспетчер УЖДТ ПАО «ММК» и маневровый диспетчер станции Магнитогорск в начале каждой смены обмениваются данными сложившегося положения грузовой и поездной работы на путях станции ФИО3 и ПАО «ММК» (наличие гружёных вагонов по направлениям, наличие порожних вагонов, количество вагонов под грузовыми операциями).

В соответствии с п.8.4 ЕТП Старший поездной диспетчер УЖДТ ПАО «ММК» и маневровый диспетчер станции Магнитогорск - Грузовой на основании данных информации о подходе поездов и положения на путях станции Магнитогорск - Грузовой и ПАО «ММК» совместно планируют работу смены в целом по узлу, составляя план при приёму и сдаче вагонов.

В соответствии с п.22.16 Договора прибывший в адрес Владельца и его контрагентов груз считается доставленным, когда он прибыл на станцию Магнитогорск - Грузовой. Дата прибытия удостоверяется календарным штемпелем станции назначения.

Согласно пункту 1.15 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила № 39), перевозка груза по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя.

Между истцом и ответчиком заключен договор об электронном документообороте.

Кроме того согласно п.3.3.2 ЕТП в целях заблаговременной организации обработки поездов и обмена передаточными составами маневровый диспетчер станции Магнитогорск - Грузовой со старшим поездным диспетчером УЖДТ ОАО «ММК» передаёт в СТЦ, КПБ станции Магнитогорск - Грузовой план отправления передаточных составов не менее, чем за 3 часа.

Таким образом, из указанных условий согласованных сторонами ответчик заблаговременно располагал сведениями         о количестве прибывающих и прибывших составов в адрес ответчика, как располагал данными, зафиксированными электронных железнодорожных транспортных накладных о дате прибытии вагонов, дате уведомления о прибытии вагонов и имел возможность направить свой локомотив для своевременной уборки принятых составов с выставочных путей.

Согласно схемы путей станции Магнитогорск - Грузовой с примыканием путей необщего пользования ответчика расположение выставочных путей станции Магнитогорск - Грузовой позволяло и позволяет ответчику направить свой локомотив непосредственно для уборки вагонов с выставочных путей парка А и С, при этом не совмещая работу локомотива по сдаче передаточного состава с путей необщего пользования на пути станции с одновременной уборкой этим же локомотивом принятого состава с выставочных путей.

Ответчик не представил доказательств, что нарушение срока уборки стало следствием действий ОАО «РЖД», как не представил доказательств нарушения ОАО «РЖД» процедуры, предусмотренной выше указанными пунктами договоров и ЕТП.

В отношении довода о не предоставлении доказательств того, что ПАО «ММК было надлежащим образом уведомлено о вагонах, готовых к передаче на пути необщего пользования и зачислении их на ответственный простой, о начале простоя считаем обратить внимание на следующее.

Довод ответчика об отсутствии его уведомления со стороны железной дороги о вагонах, готовых к передаче на пути необщего пользования ОАО «РЖД» подлежат отклонению.

Ни условиями договора, ни действующим законодательством такого уведомления не предусмотрено, поскольку все вагоны, которые заявлены в иске уже приняты ответчиком на выставочных путях, груз выдан и все отношения по перевозке уже закончены. Принятие подтверждается памяткой приёмосдатчика. Всё содержание пунктов, регулирующих порядок передачи вагонов указан выше в настоящих возражениях.

В отношении уведомления о зачислении вагонов на ответственный простой также не принимаем довод ответчика.

Порядок зачисления на ответственный простой также перечислен в возражениях выше. Подписанием памятки приёмосдатчика представитель ответчика подтверждает факт зачисления на ответственный простой ПАО «ММК» вагонов. Никаких дополнительных уведомлений не требуется.

Время фактического зачисления вагонов на ответственный простой ПАО «ММК» отражается также в памятке приёмосдатчика (п.3.3.4 ЕТП).

Кроме того составленные перевозчику акты общей формы, составленные перевозчиком предлагались на подпись представителю ответчика.

В соответствии с п.3.2.8 ЕТП: «Дежурный по станции ФИО3 подает локомотивы ПАО «ММК», прибывшие с передаточными поездами или резервом под составы, подготовленные к сдаче на железнодорожный путь необщего пользования ПАО «ММК» на ближайшие три интервала. Отправление локомотивов на ПАО «ММК» резервом может быть произведено только по приказу старшего поездного диспетчера УЖДТ ОАО «ММК». Оборот локомотивов ПАО «ММК» на путях станции ФИО3 устанавливается 70 минут, при этом количество локомотивов, одновременно находящихся на путях станции ФИО5, должно быть не более трех. При превышении установленного норматива времени простоя поездного локомотива ПАО «ММК» на станции ФИО3, УЖДТ передает телефонограмму, фиксируемую старшим поездным диспетчером в книге приказов и телефонограмм на имя начальника станции Магнитогорск - Грузовой и станции Передача ПАО «ММК» следующего содержания: «В нарушение ЕТП локомотив № (группа) простаивает (время) на станции Магнитогорск - Грузовой сверх нормативного времени. Все группы будут засчитаны по фактическому времени отправления». Учет оборота локомотивов и анализ причин их перепростоя на путях станции Магнитогорск -Грузовой возлагается на сменного приемосдатчика станции Передача ПАО «ММК» и дежурного по станции Магнитогорск - Грузовой. Смена бригад ПАО «ММК» производится на путях станции Магнитогорск - Грузовой при норме не более 20 минут.

Дежурный по станции Магнитогорск - Грузовой обязан обеспечить оборот локомотивов ПАО «ММК» на путях станции ФИО3. В случае превышения простоя локомотива ПАО «ММК» установленных сроков приемосдатчик станции Передача ПАО «ММК» составляет акт общей формы для взыскания платы за простой локомотива ПАО «ММК» на путях станции ФИО3, который подписывает оператор СТЦ станции ФИО3».

Таким образом, данный пункт определяет порядок работы локомотива ПАО «ММК», а также действия работников станции Магнитогорск - Грузовой и ПАО «ММК» при превышении простоя локомотива ПАО «ММК» установленных сроков, для взыскания с ОАО «РЖД» платы за простой локомотива ОАО «ММК».

Однако исковые требования ОАО «РЖД» заявлены о взыскании платы за время нахождение вагонов на путях общего пользования станции ФИО3 ЮУЖД и платы за пользование вагоном принадлежащим перевозчику, на основании п. 20 п.п.

В Договора №5/12 от 01.02.2013, и п.3.2.9 ЕТП в соответствии с которым ответчику начисляется плата за сверхнормативное нахождение вагонов в связи с нарушением согласованных обязательств ОАО «ММК» по освобождению выставочных путей, которые являются путями общего пользования в течение 30 минут после приёма.

Согласно редакции Дополнительного соглашения №4 от 10.10.2015 к Договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 в соответствии с пунктом 20 подпунктом «Г» Договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от Владельца и независящим от Перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.

В данном пункте договора, перечислены случаи начисления платы, в том числе задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки.

Фраза «Приведших к нарушению сроков доставки» относится только к задержке вагонов в пути следования. Аналогичная норма предусмотрена ч. 1 ст.39 УЖТ.

Кроме того, согласно ст. 2 ФЗ № 17 от 10.01.2003  (в ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчик -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

В силу ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.

Согласно ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 № 27, установлено, что в соответствии со ст. 33 УЖТ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Согласно п. 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, установлено, что грузы считаются доставленными в срок: если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателями или владельцами железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случаях их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

На основании ст. 36 Устава по прибытии грузов на железно дорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Таким образом, поставив отметку в перевозочных документах о прибытии и выдаче груза грузополучателю, перевозчик исполнил свою обязанность по доставке груза, а процесс перевозки окончен.

Таким образом, доставка груза в срок, установленный железнодорожной накладной или ранее установленного срока, считается исполнением обязательств по перевозке.

Поскольку выполнение ответчиком обязанности по уборке принятых от ОАО «РЖД» вагонов напрямую зависело от надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных как договором (п.5 пп.5.1), Единым технологическим процессом (п.3.2.9), а также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3.1 Правил при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути.

Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно пункту 3.2 Правил сдача и прием вагонов с проверкой пригодности в техническом и коммерческом отношении, в том числе с грузами при обслуживании локомотивом, принадлежащим перевозчику, производятся на местах погрузки, выгрузки, а при обслуживании локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных железнодорожных путях. Порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

Согласно подпункту 7.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, при подаче под выгрузку вагонов локомотивом, не принадлежащим перевозчику, на железнодорожные пути необщего пользования подтверждением фактической выдачи грузов являются подписи в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" уполномоченных представителей перевозчика и владельца железнодорожных путей необщего пользования, между которыми осуществляются приемосдаточные операции на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Приемо-сдаточные операции осуществляются между перевозчиком и владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователем, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, на выставочных путях

Таким образом, выдача груза лицу, которое самостоятельно осуществляет его последующую доставку до мест выгрузки на подъездных путях в рамках заключенного договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, завершает отношения по перевозке груза.

Таким образом, учитывая конкретные условия обязательства, считаем, что доводы ответчика не соответствуют как условиям обязательства, так и положениям действующего законодательства.

Ответчик, получая информацию о прибывающих в его адрес вагонов, не отказывался от их приемки, самостоятельно регулировал необходимый ему грузопоток, производил приёмку передаточных составов, но обязательств по своевременной уборке принятых составов не исполнял.

Доказательства того, что причина задержки вагонов на путях общего пользования произошла по вине истца, ответчик в материалы дела не представил.

Анализируя положения ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в их системном толковании, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331указал, что из толкования приведенных положений видно, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования).

В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.

Кроме того, в частях 18 и 19 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта указано, в каких случаях владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приёма грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных ст. 29 Устава, по причинам зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.

Арбитражный суд обращает внимание на то, что основанием для взыскания платы с ответчика является наличие акта общей формы, составленного в соответствии с установленными правилами, а также наличие причин зависящих от ответчика, и независящих от ОАО «РЖД» (п.20 Договора №211186 от 16.04.2013).

В связи с чем, ПАО «ММК» доказывает отсутствие причины в простое вагонов на путях общего пользования, зависящей от ПАО «ММК», и наличие причин, зависящих от истца.

В соответствии с п.3.2.8 Единого технологического процесса оборот локомотивов ОАО «ММК» на путях станции ФИО3 устанавливается 70 минут.

При превышении установленного норматива времени простоя поездного локомотива ОАО «ММК» на станции ФИО3, УЖДТ передает телефонограмму, фиксируемую старшим поездным диспетчером в книге приказов и телефонограмм на имя начальника станции ФИО3 и станции Передача ОАО «ММК» следующего содержания: «В нарушение ЕТП локомотив №(группа) простаивает время на станции ФИО3 сверх нормативного времени. Все группы будут засчитаны по фактическому времени отправления». Учет оборота локомотивов и анализ причин их перепростоя на станции ФИО3 возлагается на сменного приемосдатчика станции Передача ОАО «ММК» и дежурного по станции ФИО3.

Дежурный по станции ФИО3 обязан обеспечить оборот локомотивов ОАО «ММК» на путях станции ФИО3.

Более того Распоряжением ОАО «РЖД» от 29.09.2016 №104, с целью своевременного обмена передачами, а также рационального использования тягового подвижного состава установлен порядок учета оборота локомотивов ПАО «ММК».

В п.4 Распоряжения №104 указана обязанность дежурного по станции ФИО3 вести бланк установленного образца (прил.1 к распоряжению) для учета оборота локомотивов ПАО «ММК» с указанием причин невыполнения норматива.

Телефонограммы, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о фактах простоя локомотивов ПАО «ММК» на путях станции ФИО3.

П. 10.3 ЕТП: Сменный машинист-инструктор локомотивного цеха ПАО «ММК» после проверки документов (на их наличие и правильность заполнения) сообщает оператору при ДСП станции ФИО3 номера локомотивов и фамилии машинистов, имеющих право выезда на станции в течении смены.

Выезд на пути парка «А» передаточных поездов ПАО «ММК» ДСП станции ФИО3 разрешает только после получения от диспетчера станции Входная ПАО «ММК» информации о номере локомотива, фамилии машиниста и наличии у машиниста справки о тормозах. ДСП по списку локомотивных бригад, имеющих право выезда на пути общего пользования станции, производит сверку и дает согласие на прием передаточного состава.

Изложенное подтверждает тот факт, что локомотивы выходят на пути общего пользования только после согласования с дежурным по станции, т.е. с ОАО «РЖД».

Кроме того, в соответствии с п. 10.2 Единого технологического процесса дежурный по станции при приеме смены локомотивной бригады на графике исполненного движения в графе «Особые отметки» указывает номер пути, на котором произведена смена локомотивной бригады ПАО «ММК», номер локомотива, время смены и фамилия машиниста, сдавшего и принявшего смену.

В соответствии с приложением №10 (Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 №286) к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ, регулирующей порядок организации работы диспетчера поездного п.4: поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке.

На графике исполненного движения указываются: номера поездов и поездных локомотивов; время отправления, прибытия и проследования поездов по железнодорожным станциям участка.

Кроме того, ПАО «ММК», повторно направило письмо УЛ-35/1040 от 21.08.2017 в ОАО «РЖД» о предоставлении бланков учета простоя локомотивов ПАО «ММК», графиков исполненного движения за период с 20.07.2016 по 27.07.2016 со станции ФИО3. Указанные документы, подтверждают тот факт, что вагоны простаивали на путях общего пользования по причинам, независящим от ПАО «ММК» и зависящим от ОАО «РЖД», а именно по причине несоблюдения Истцом нормативного срока оборота локомотивов (п.3.2.8 ЕТП).

Обстоятельств, перечисленных в указанных положениях, судом не установлено.

На основании изложенного, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что плата начислена обоснованно и подлежит взысканию с ответчика в размере 115 794 руб. 70 коп. (с учетом НДС).

Госпошлина по настоящему делу составляет 4 473 руб. 84 коп.

Истец при подаче искового заявления уплатил государственную пошлину в сумме 4 473 руб. 84 коп., что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением №1190466 от 29.11.2016 (т. 1, л.д. 149).

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит отнесению на ответчика и взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.

Взыскать с публичного акционерного общества «Магнитогорский Металлургический Комбинат», ОГРН <***>, г. Магнитогорск в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>,  плату в сумме 115 794 руб. 70 коп.,  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 473 руб. 84 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                   Е.А. Бахарева