ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-29254/16 от 26.01.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск     

«27» января 2017 г.                                   Дело № А76-29254/2016

Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2017.

Полный текст решения изготовлен 27.01.2017.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Костылев И.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Ершовой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Мечел-Энерго» г. Челябинск

к Государственному учреждению – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ ЧРО ФСС РФ)

о  признании не действительным решения от 23.09.2016 № 136/418,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Миленьтьевой Л.Н. - представителя по доверенности от 31.12.2016, удостоверение

УСТАНОВИЛ:

Главным управлением Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 3 (далее по тексту – ответчик, Фонд) в отношении ООО «Мечел-Энерго»  (далее по тексту – Заявитель) была  проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ за период с 01.01.2016 по 30.06.2016г., о чем составлен акт проверки от 01.09.2016 № 418 ОСС (расходы).

Налогоплательщиком были поданы возражения по акту проверки.

По результатам проверки принято решение от 23.09.2016 № 308/418 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Решением № 308/148 не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 15 217 руб. 54 коп., в том числе:

- за январь 2016г. – 1747 руб. 21 коп.,

- за февраль 2016г. – 1791 руб. 82 коп.,

- за март 2016г. – 1813 руб. 29 коп.,

- апрель 2016г. – 1847 руб. 27 коп.,

- май 2016г. – 3991 руб. 78 коп.,

- июнь 2016г. – 4026 руб. 17 коп.

- Заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов  на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 15 217 руб. 54 коп. в бухгалтерском учете.

Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения Заявителя в арбитражный суд с заявлением к ГУ Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 3 (л.д. 2-3) о признании недействительным решения от 23.09.2016 № 136/148 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В рассматриваемой ситуации суд учитывает, что заявителем в заявлении в суд допущена опечатка в номере оспариваемого решения, а именно: вместо № 308/418, указан номер 136/418.

Из материалов дела суд имеет возможность однозначно определить какой ненормативный правовой акт оспаривает заявитель.

Наличие допущенной заявителем опечатки не влияет на правомерность заявленных требований.

В обоснование заявленных требований Заявитель указывает следующее.

Фонд в решении указал на то, что нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. При этом, ссылаясь на Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) ФСС утверждает, что при 40-часовой рабочей неделе норма рабочего времени составляет 8 часов.

Вместе с тем, из содержания статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, введение суммированного учета рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов.

Учетный период не может превышать одного года.

Суммированный учет - это специальный порядок распределения и учета рабочего времени. Введение суммированного учета позволяет корректировать продолжительность отработанного времени в рамках учетного периода (месяца, квартала или года), если оно отклоняется о г установленной нормы, т.е. переработка в одни дни компенсируется недоработкой и другие. Суммированный учет рабочего времени ведется в соответствии с установленными правилами внутреннего трудового распорядка.

Следовательно, по мнению Заявителя, в определенных случаях законодателем допускается возможность отступления от общего правила от нормальной продолжительности рабочего времени (не может превышать 40 часов в неделю) и применение специального, при котором продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Соблюдение этого специального порядка означает выполнение установленной законодателем нормы часов рабочего времени.

Заявитель указывает, с 23.10.2014 вступили в силу «Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 №1048, в соответствии с п. 11 которого при суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, увеличенного в 4 раза.

Порядок исчисления среднего заработка установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 (далее - Положение).

Согласно п. 13 Положения при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний 5 часовой заработок исчисляется путем деления сумм: л заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов то графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Индивидуальными трудовыми договорами для работников, указанных в решении установлен 4-х сменный график с продолжительностью смены в 12 часов. Следовательно, для работников, указанных в обжалуемом решении, при суммировании учета рабочего времени норма нормальной продолжительностью рабочего дня является 12 часовая рабочая смена.

При таких обстоятельствах, Заявитель считает, что обществом правомерно применялся суммированный учет рабочего времени.

Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами произведена указанным работникам исходя из количества фактически отработанных смен.

Поскольку график работы составлен без нарушений трудового законодательства, то часы, по которым фондом отказано в зачете расходов, являются рабочими часами.

Ни пунктом 10 Постановления, ни пунктом 13 Положения не определено количество часов, за которые оплачиваются дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами.

Доказательств того, что график работ составлен с нарушением требований трудового законодательства и, следовательно, часы, по которым отказано в зачете расходов, являлись нерабочими часами фондом не представлено.

Заявитель считает доводы фонда о том, что при установлении работникам работы по 11 и более часов им предоставляется только 32 часа в месяц дополнительного время отдыха для осуществления ухода за ребенком-инвалидом, и не может быть предоставлено в виде дополнительных оплачиваемых дней отдыха, не основанными на законе.

Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять га ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение грудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В связи с чем, оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами произведена обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Ответчик пояснил, что согласно ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, а с 01.01.2015г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 №468-ФЗ) включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

То есть, финансовое обеспечение расходов работодателя как на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так и с 01.01.2015г. на страховые взносы, начисленные на данные суммы, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования РФ.

Оплата таких выходных должна производиться в размере и в порядке, установленными федеральными законами.

Поскольку в настоящее время отсутствует данный закон, вопрос оплаты с 24.10.2014 года (нарушение порядка оплаты дополнительных выходных дней в 2015 г.) регулируется Правилами предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 г. № 1048 (далее — Правила).

Согласно п. 12 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере среднего дневного заработка.

В соответствии с п. 11 Правил при суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, увеличенного в 4 раза.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ч.2 ст.91 ТК РФ). Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 г. №588н.

Данный Порядок предусматривает, что норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы: при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.

Заявитель указывает, при расчете оплаты дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами работникам при суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств федерального бюджета, должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, но не более 32 часов в месяц, т. е. вопрос о количестве часов, подлежащих оплате при суммированном учете рабочего времени Правилами конкретизирован.

При проверке было установлено (в части обжалуемой страхователем), что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом работникам Серенко Н.В., Баймухамбетовой И.Н. производилась из расчета 12 часов в день вместо 8 часов в день, переплата составила 11680,64 руб.

В Правилах же четко сказано, что оплата должна быть произведена из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, увеличенного в 4 раза.

Следовательно, средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств федерального бюджета, должен определяться путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате, исходя из нормы рабочего времени, это не более 32 часов в месяц.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом должна производиться из расчета нормальной продолжительности рабочего времени - 8 часов в день.

Сумма взносов, начисленных во внебюджетные фонды на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию составила 3536,90 руб. (11680,64 х 30,28%).

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы ответчика, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Главным управлением Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 3 (далее по тексту – ответчик, Фонд) в отношении ООО «Мечел-Энерго»  (далее по тексту – Заявитель) была  проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ за период с 01.01.2016 по 30.06.2016г.,  о чем составлен акт проверки от 01.09.2016 № 418 ОСС (расходы).

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заявителя,  фондом вынесено решение  № 308/148 от 23.09.2016 которым не приняты к зачету суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Фондом не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 15217 руб. 54 коп. по оплате четырех дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Спор между сторонами относительно правильности примененного Фондом арифметического порядка для расчета оспариваемой суммы страховых взносов отсутствует.

Исходя из положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского   страхования"   (далее  Закон  №212-ФЗ),   объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в рамках трудовых отношений..

Согласно ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, а с 01.01.2015г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 №468-ФЗ) включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

То есть, финансовое обеспечение расходов работодателя как на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так и с 01.01.2015г. на страховые взносы, начисленные на данные суммы, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования РФ.

Оплата таких выходных должна производиться в размере и в порядке, установленными федеральными законами.

Поскольку в настоящее время отсутствует данный закон, вопрос оплаты с 24.10.2014 года (нарушение порядка оплаты дополнительных выходных дней в 2015 г.) регулируется Правилами предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 г. № 1048 (далее — Правила).

Согласно п. 12 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет производится в размере среднего дневного заработка.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Между тем статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка в порядке, который устанавливается федеральными законами.

Согласно п. 13 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

В спорной ситуации действовал суммированный учет рабочего времени - 12-часовой рабочий день, в связи с чем обществом оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами произведена работникам исходя из количества часов фактически отработанного ими времени согласно табелям учета рабочего времени.

В связи с вышеизложенным требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 3 от 23.09.2016 № 308/418.

Взыскать с Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 3 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мечел-Энерго» расходы по госпошлине в сумме 3000 руб., уплаченные по платежному поручению от 08.02.2016 № 44.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

 Судья                                                                                    И.В. Костылев