ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-30089/16 от 06.04.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

13 апреля 2017 года Дело № А76-30089/2016

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2017 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Командирова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобошко М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании до и после перерыва дело по заявлению прокуратуры Челябинской области о признании бездействия администрации Трехгорного городского округа Челябинской области незаконным,

при участии в судебном заседании представителей: от прокуратуры Челябинской области – ФИО1 (до и после перерыва, служебное удостоверение), от администрации Трехгорного городского округа Челябинской области – ФИО2 (до перерыва, доверенность
 № 01-09/5448 от 30.12.2016, паспорт),

установил:

первый заместитель прокурора области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Трехгорного городского округа Челябинской области (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

В качестве восстановительной меры, вытекающей из основного требования о признании незаконным бездействия, прокурор просил обязать администрацию разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства:

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещаемых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ;

- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Администрация представила отзыв на заявление, в котором указала на признание заявленных требований и просила установить иной срок для исполнения ответчиком решения суда – до 01.09.2017 (л.д. 47).

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, представителем администрации представлено уточнение отзыва на заявление, в котором заинтересованное лицо указало на несогласие с требованиями прокуратуры, поскольку необходимая информация размещена на официальном сайте органа местного самоуправления.

Прокурор просил заявленные требования удовлетворить, поскольку нарушение администрацией устранено только после обращения прокуратуры в арбитражный суд.

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 30 марта 2017 года до 09 часов 00 минут 06 апреля 2017 года, о чем вынесено протокольное определение.

После перерыва судебное заседание продолжено, в судебном заседании присутствовал представитель прокуратуры.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значения для разрешения спора.

Прокуратурой ЗАТО г. Трехгорного на основании плана работы прокуратуры г. Трехгорного на 2 полугодие 2016 года 07 ноября 2016 года проведена проверка исполнения администрацией Трехгорного городского округа требований законодательства Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Уставом Трехгорного городского округа, принятым решением Собрания депутатов г. Трехгорного Челябинской области от 30.11.2005 № 95, установлено, что наименования «Трехгорный городской округ» и
 «г. Трехгорный» равнозначны (л.д. 19).

В результате проверки прокуратурой установлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в неразмещении администрацией в сети «Интернет» на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона
 № 209-ФЗ, а именно:

о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ;

об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Результаты проверки оформлены актом от 07.11.2016 (л.д. 11-12) с приложением скриншотов с официального сайта администрации органа местного самоуправления (л.д. 13-18).

Названные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора Челябинской области в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу приведенных норм права с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование прокурора к администрации предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность на территории соответствующего муниципального образования, и обусловлены неисполнением администрации возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления.

Как предусмотрено пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона
 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Аналогичное положение содержит пункт 35 статьи 13 Устава Трехгорного городского округа.

Статья 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций.

Согласно части 1 статьи 19 указанного Федерального закона оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией, в том числе:

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;

- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 названной статьи).

В соответствии с требованиями части 3 статьи 19 Федерального закона
 № 209-ФЗ вышеуказанная информация должна быть общедоступной и размещаться в сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет.

Таким образом, в силу приведенного правового регулирования органы местного самоуправления, в настоящем случае – администрация городского округа, обязаны размещать на своих официальных сайтах вышеуказанную информацию в порядке, установленном Федеральным законом № 209-ФЗ.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что на официальном сайте администрации информации по финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства не имеется.

Указанное обстоятельство также подтверждается пояснениями администрации, изложенными в отзыве на заявление прокуратуры (л.д. 47) и в судебных заседаниях.

Таким образом, суд признает доказанным факт бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом представлены доказательства размещения соответствующей информации на официальном сайте – скриншоты по состоянию на 21.03.2017.

В рамках объявленного в судебном заседании перерыва судом предложено проверить достоверность ссылки заинтересованного лица на полное размещение требуемой информации на официальном сайте администрации.

После окончания перерыва представитель прокурора подтвердил, что на дату судебного заседания (06.04.2016) все необходимые сведения заинтересованным лицом размещены (пояснения отражены в аудиопротоколе).

При таких обстоятельствах оснований для принятия просимой заявителем восстановительной меры в виде возложения на заинтересованное лицо вышеуказанной обязанности по размещению информации не имеется.

Между тем указанные действия администрацией осуществлены после обращения прокурора в суд, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, выразившемся в неисполнении установленной законом обязанности.

Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Трехгорного городского округа Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Командирова