ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-30089/16 от 25.05.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

01 июня 2017 года                                                       Дело № А76-30089/2016

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2017 года

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2017 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Командирова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобошко М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Челябинской области о признании незаконным бездействия администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области,

при участии в судебном заседании представителей: от прокуратуры Челябинской области – ФИО1 (служебное удостоверение), от администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области – не явился, извещен,

установил:

прокуратура Челябинской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 131-ФЗ), Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

В качестве восстановительной меры, вытекающей из основного требования о признании незаконным бездействия, прокурор просил обязать администрацию разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства:

- о числе замещаемых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Администрация представила отзыв на заявление, в котором указала на исполнение вышеуказанных требований и размещение необходимой информации на официальном сайте органа местного самоуправления (л.д. 57-58).

Прокурор в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить, поскольку нарушение администрацией устранено только после обращения прокуратуры в арбитражный суд. Кроме того, представитель заявителя подтвердил факт размещения испрашиваемой информации на сайте администрации, представлены письменные пояснения прокуратуры, распечатки сведений с сайта (л.д. 64-66).

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 12 часов 00 минут до 15 часов 15 минут 25 мая 2017 года, о чем вынесено протокольное определение.

После перерыва судебное заседание продолжено, в судебном заседании присутствовал представитель прокуратуры.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значения для разрешения спора.

Прокуратурой Еманжелинского муниципального района на основании плана работы прокуратуры 30 января 2017 года проведена проверка исполнения администрацией Еманжелинского муниципального района Челябинской области требований законодательства Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства, в результате которой выявлены нарушения органом местного самоуправления требований статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ.

прокуратурой проведена повторная проверка исполнения администрацией требований законодательства Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства.

14 марта 2017 года в результате повторной проверки прокуратурой установлено невыполнение органом местного самоуправления указаний,  нарушение требований действующего законодательства, выразившееся в неразмещении администрацией в сети «Интернет» на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ,а именно:

о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В подтверждение указанных обстоятельств приложены скриншоты с официального сайта администрации органа местного самоуправления (л.д. 19-23).

Названные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора Челябинской области в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу приведенных норм права с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование прокурора к администрации предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность на территории соответствующего муниципального образования, и обусловлены неисполнением администрации возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления.

Как предусмотрено пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона
№ 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Аналогичное положение содержит пункт 27 статьи 5 Устава Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

Статья 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций.

Согласно части 1 статьи 19 указанного Федерального закона оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией, в том числе:

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 названной статьи).

В соответствии с требованиями части 3 статьи 19 Федерального закона
№ 209-ФЗ вышеуказанная информация должна быть общедоступной и размещаться в сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет.

Таким образом, в силу приведенного правового регулирования органы местного самоуправления, в настоящем случае – администрация городского округа, обязаны размещать на своих официальных сайтах вышеуказанную информацию в порядке, установленном Федеральным законом № 209-ФЗ.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что на официальном сайте администрации информации по финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства представлена не в полном объеме.

Указанное обстоятельство также подтверждается проложенными к материалам проверки скриншотами (л.д. 19-23), не опровергается заинтересованным лицом, разместившим необходимую информацию на сайте после проведения проверки.

Таким образом, суд признает доказанным факт бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ходе судебного разбирательства администрацией представлен отзыв с указанием на размещения указанной информации на сайте органа местного самоуправления (л.д. 57-58).

В судебном заседании 17 мая 2017 года представитель прокуратуры подтвердил, что на дату судебного заседания все необходимые сведения заинтересованным лицом размещены (пояснения отражены в аудиопротоколе). По результатам проверки достоверности ссылки заинтересованного лица на полное размещение требуемой информации на официальном сайте прокуратурой представлены пояснения, согласно которым подтвержден факт размещения на сайте администрацией района необходимой информации (л.д. 64), в качестве приложения представлены заверенные распечатки сведений с сайта по состоянию на 17.05.2017 (л.д. 65-66).

При таких обстоятельствах оснований для принятия просимой заявителем восстановительной меры в виде возложения на заинтересованное лицо вышеуказанной обязанности по размещению информации не имеется.

Между тем указанные действия администрацией осуществлены после обращения прокурора в суд, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, выразившемся в неисполнении установленной законом обязанности.

Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Еманжелинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                               А.В. Командирова