ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-31037/16 от 27.02.2016 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

27 февраля 2016 года                                                       Дело № А76-31037/2016

Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, г. Челябинск,

к обществу с ограниченной ответственностью "Интерсвязь-9",г. Челябинск,

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственностью "Интерсвязь-9" (далее – ответчик, общество, ООО «Интерсвязь-9»), к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 23.12.2016 судом  принято  заявление к  рассмотрению  в порядке упрощенного производства. Информация о сроках представления доказательств в форме публичного объявления была своевременно размещена на сайте в сети Интернет.

Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктами 2, 3, 5, 6 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ,)   о принятии заявления  к производству судом вынесено  определение, в котором указано на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и в соответствии со статьей 131  АПК РФ установлен срок для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком.

Стороны были  вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления  и  рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Судьей дело в порядке упрощенного производства рассмотрено без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Судом  исследованы  изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле.

Обществом  с ограниченной ответственностью «Интерсвязь-4»  требования    о привлечении   к  административной ответственности  отклонены,  ссылаясь на  нарушения   административным органом   порядка  административного    производства,   предусмотренного   ст. 25.1  Кодекса Российской  Федерации   об административным правонарушениях:  составление    протокола   об административном правонарушении   в  отсутствие  законного  представителя  общества  и  отсутствие  доказательств   совершения   обществом  вменяемого  ему  административного правонарушения. Так,  извещения   по электронной  почте  2479696@is74.ru о  времени и месте  составления   протокола  об  административном правонарушении   получено не  было,   представленные  скриншоты сайтов   не  являются  относимыми доказательствами,  поскольку  идентифицировать  их  невозможно  в  связи с  отсутствием  в  них    вебадресов   и  т д.,

Кроме того,   общество  ссылается    на  неправильно подключенное оборудование  в  связи, с  чем   были  выданы  данные  несоответствующие действительности, что ввело административный орган в заблуждение;   пропущен трехмесячный срок на привлечение к административной ответственности.

 Оснований  для перехода из упрощенного порядка в рассмотрение дела по общим правилам   административного  производства в силу  части 5 ст. 227 АПК РФ судом  не установлено.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования  не  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании лицензии № 101759, выданной 09.11.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, ООО «Интерсвязь-9»  оказывает  телематические услуги связи   сроком  до 09.11.2017. Условия осуществления лицензионной деятельности указаны в приложении, являющемся неотъемлемой частью лицензии.

Как следует из  материалов  дела  административным органом  на  основании  полученных  24.11.2016 Филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Уральском Федеральном округе  документов  о  проведении  мониторинг ограничения оператором связи ООО «Интерсвязь-9» доступа к информационным ресурсам в сети «Интернет», установлено, что общество не ограничивает доступ к информационным ресурсам, распространяемым посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

По  данному   факту   24.11.2016   составлен протокол мониторинга № 74/392 и акт мониторинга № 74/392.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Интерсвязь-9» в присутствии представителя общества ФИО1, действующего на основании специальной доверенности от 11.12.2016, составлен протокол № АП-74/4/2405 от 12.12.2016 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. Таким  образом, довод  ответчика  о  нарушении  порядка административного производства  и рассмотрение   дела  в  отсутствие   представителя  общества  не  соответствует фактическим  обстоятельствам дела.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Не  соответствует также  фактическим  обстоятельствам дела   довод  ответчика  об  отсутствии   в  протоколе  времени   и даты  совершения   административного правонарушения: п.6  протокола   содержит информацию о   времени и дате   совершения  административного правонарушения 08:03  23.11.2016

Между  тем,  указанное  обстоятельство  не  имеет  существенного значения,  поскольку  суд  пришел  к  выводу  об отсутствии доказательств   совершения   вменяемого  обществу  административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003. «О связи», условиями осуществления деятельности в области услуг связи, в том числе, является оказание пользователям услуг связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.

В соответствии с п.5 лицензионных требований к лицензии № 101759, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - ЕАИС).

Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101.

В силу п.13 Правил ведения ЕАИС перечень, доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

Как  видно  из  протокола  об административном правонарушении  Обществом  с ограниченной ответственностью  «Интерсвязь-9» не блокирован доступ своих пользователей к 26 адресам ресурсов в сети «Интернет», доступ к информации которых в Российской Федерации запрещен,  что является   нарушением  лицензионных требований и условий, предусмотренных п.5 Лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии № 101759 от 09.11.2012.,  и п.п. «а» п.26 «Правил оказания телематических услуг связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, п.5 ст.46 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003. «О связи».

Между  тем, необходимым условием для привлечения к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ является установление вины лица, совершившего правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.   Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. В  подтверждение    факта  совершения  обществом  с ограниченной ответственностью  «Интерсвязь-9» правонарушения   представлены протокол № АП-74/4/2405 от 12.12.2016 об административном правонарушении, протокол мониторинга № 74/392 от 24.11.2016 и акт мониторинга № 74/392 от 24.11.2016, скриншоты  интернет страниц.

Согласно п. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием сети Интернет, а также документы, подписанные электронно-цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Поскольку специальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок фиксации и использования в качестве доказательств информации содержащейся в сети Интернет, не принято, судом  применены нормы Инструктивных указаний Госарбитража СССР  от 29.06.1979 № И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств документов, представленных с помощью электронно-вычислительной техники», согласно абз. 1 п. 9 которых в документах, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники, должно быть указано, какой вычислительный (информационно-вычислительный) центр и когда их изготовил (наименование центра и дата изготовления документа могут проставляться автоматически с помощью электронно-вычислительной техники либо любым другим способом)

 Согласно пункту 4 названных указаний в документах, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники, должно быть указано, какой вычислительный (информационно-вычислительный) центр и когда их изготовил (наименование центра и дата изготовления документа могут проставляться автоматически с помощью электронно-вычислительной техники либо любым другим способом). Поскольку распечатки с Интернет-сайта (скриншоты) не содержат информацию о дате их получения, наименовании сайта, принадлежности заявителю, суд  считает, что они не имеют доказательственную силу в целях установления обстоятельств правонарушения. 

К  протоколу    об административном правонарушении   приобщены    письменное  пояснение      представителя  общества   и  инженера  ФИО2   по  обстоятельствам   вменяемого   правонарушения.  Между  тем,   из  протокола    следует,  что    административным органом   указанные  возражения  не  исследовались. 

Кроме того,    ссылаясь на  пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  о том,  что документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель,  ответчик   указывает,  что   административным органом   таких  доказательств   не  представлено.   Снимок экрана (скриншот, англ. screenshot) - изображение, полученное компьютером и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора или другого визуального устройства вывода в конкретный момент времени. Скриншот, используемый как доказательство по делу, должен иметь для него значение, а также содержать определенные данные, в  связи с  отсутствием    указанных данных в  приложенных  скриншотах, ответчик   считает,     что  принимать  в  доказательство  такие  скриншоты  нет оснований.

Ответчик  также  ссылается    на Приказ Роскомнадзора от 06.07.2010 г. № 420 «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», которым  установлено, что должностное лицо структурного подразделения при помощи стандартных средств операционной системы Windows, Интернет-браузера Internet Explorer производит сохранение снимка экрана (скриншота), содержащего web-страницу Интернет-СМИ. Снимок экрана распечатывается, подписывается должностным лицом с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также времени подписания. Файл, содержащий снимок экрана, сохраняется на жестком диске компьютера (Приложение №1,  но  в материалы дела заявителем  представлены распечатки, неустановленных носителей информации файл (без указания на электронный адрес страницы сайта), их содержащий имеет дату 24.11.2016, а в протоколе указано, что они являются скриншотами, что делает данные доказательства не относимыми к делу, в соответствии с положениями ст. 67 АПК РФ.

Никаких  возражений  с  документами   в   опровержение   доводов  ответчика  административным органом  также,   как  и  к  протоколу  об административном правонарушении, не  представлено.

Арбитражный  суд,   рассматривающий   настоящее  заявление   в  порядке  упрощенного  производства  не  имеет  возможности  истребовать  жесткий  диск   компьютера,   чтобы  установить  носителей  информации  файл (установить электронный  адрес   страницы  сайта)   и  даты   их    исследования.  У  суда  отсутствует   также  возможность  установить  имеются  ли другие  доказательства   в   опровержение    доводов   ответчика  о том,  что   приложенные  скриншоты   не   подтверждают   факта  нарушения  в  связи с  отсутствием   в  них информации  о дате,  наименовании сайта, принадлежности заявителю.

Определением  от  23.12.2016   сторонам  было  предложено  представить  суду,  рассматривающему  дело  в  порядке  упрощенного производства,   дополнительные  доказательства. Административный  орган,  несмотря  на  наличие  письменных  пояснений  от общества   никаких   доказательств   в  опровержение   его  возражений  не  представил.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких  обстоятельствах  суд   пришел  к  выводу  об отсутствии   оснований  полагать,    что  ответчиком  совершено  вменяемое  ему  административное   правонарушение  в  связи с  чем,  в  удовлетворении требований  следует отказать 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Интерсвязь-9" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в   Восемнадцатый  арбитражный  апелляционный  суд   в  течение   десяти  дней со дня его принятия   через  Арбитражный  суд   Челябинской области

Судья                                                                                    В.В. Худякова