ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-3110/2022 от 22.09.2022 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

29 сентября 2022 г.                                                                            Дело № А76-3110/2022

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2022 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Максимкина Г.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Банновой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Восточная транспортная компания» ОГРН <***>, г. Хабаровск, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» ОГРН <***>, г. Москва, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», ОГРН <***>, о взыскании 130 529 руб. 34 коп.,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: представитель ФИО1, доверенность от 17.12.2020, диплом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Восточная транспортная компания» (далее – истец, ООО «Восточная транспортная компания») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ответчик,
ОАО «РЖД») о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 1 109 362 руб. 88 коп.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2021 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу
№ А73-17100/2021 (т.1, л.д. 5).

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.12.2021 по делу
№ А73-17100/2021 (т.1, л.д. 104-107) в отдельное производство выделены требования по накладным: № ЭЬ830474; № ЭА614900 станция назначения – Дубровка-Челябинская Южно-Уральской ЖД. сумма накладных – 130 529 руб. 34 коп., с присвоением делу №А73-17100/2021, которое передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Челябинской
области.

Определением суда от 10.02.2022 исковое заявление ООО «Восточная транспортная компания» о взыскании с ОАО «РЖД» 130 529 руб. 34 коп. пени за просрочку доставки груза в размере 130 529 руб. 34 коп. принято к производству (т.1, л.д. 1).

В обоснование исковых требований ООО «Восточная транспортная компания» сослалось на ст.ст. 309, 792, 793 Гражданского кодекса Росстйской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта, УЖТ), указав на нарушение ответчиком срока выдачи груза, направленного по электронным накладным № ЭЬ830474; № ЭА614900.

От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, письменные пояснения (т.2, л.д. 6-9, 24-25, 93-94, 135-137; т.3, л.д. 5-12, 128-135), в которых ОАО «РЖД» просило в иске отказать, указывая, что грузоотправитель обязан был обеспечить надлежащую погрузку груза на двух платформах на всем протяжении пути от станции отправления до станции назначения, фактически перевозимый в двух спорных платформах груз не соответствует Непредусмотренным техническим условиям, на которые ссылается истец в накладных.

Истец представил дополнительные пояснения, возражения на пояснения ответчика (т.2, л.д. 10-12), в которых сослался на то, что ответчиком не представлено доказательств ненадлежащего выполнения ООО «Восточная транспортная компания» обязанности по креплению груза. Не исключена возможность возникновения коммерческих неисправностей в пути следования в результате нарушений в процессе перевозки со стороны ответчика (резких торможений, троганий, столкновений, действий третьих лиц), приняв груз к перевозке ответчик подтвердил надлежащую погрузку и несет ответственность за нарушение погрузки груза в пути следования.

Определением суда от 14.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – третье лицо, ФГП «ВОХР»).

Третье лицо представило в суд мнение по иску с подтверждением факта сопровождения грузов по накладным №ЭЬ830474, №ЭА614900 (т.2, л.д. 89-90).

В судебном заседании представитель ответчика просил в иске отказать.

Истец, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (т.2, л.д.67-68).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в период с июня по август 2021 года
ОАО «РЖД» осуществлена перевозка грузов от грузоотправителя - ООО «Восточная транспортная компания» по железнодорожным транспортным накладным №ЭЬ830474, №ЭА614900 (т.1, л.д. 22-24).

Согласно расчету ООО «Восточная транспортная компания» (т.1, л.д. 11) просрочка доставки грузов по вышеуказанным перевозочным документам составила трое суток.

В связи с нарушением установленных сроков доставки грузов по указанным транспортным железнодорожным накладным истец направил ответчику претензию на 130 529 руб. 34 коп. исх. № 66 от 16.08.2021 (т.1, л.д. 15) с просьбой об уплате пеней за просрочку доставки грузов.

Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения - ООО «Восточная транспортная компания» в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно п. 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

В силу ст. 33 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 настоящего Устава.

Абзацем 1 ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установлено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

В силу ст.120 Устава железнодорожного транспорта право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска в случае просрочки доставки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель).

К числу обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, ст. 29 Устава железнодорожного транспорта относит обстоятельства непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства.

В п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30) разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с п. 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 если погрузка обеспечивается грузоотправителем, то он определяет пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов. Понятие коммерческой пригодности содержится в статье 20 Устава.

Указанные правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 (далее – Правила № 245).

В силу п. 2 Правил № 245 исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).

Согласно п. 2.1. Правил № 245 нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в настоящих Правилах.

Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом. При перевозке грузовой скоростью повагонных, контейнерных и мелких отправок в зависимости от расстояния перевозки (п.2.2. Правил № 245).

ООО «Восточная транспортная компания» по факту просрочки доставки грузов произведено начисление пеней согласно абзацу 1 ст. 97 Устава железнодорожного транспорта в размере шести процентов платы за перевозку грузов, указанной в железнодорожных транспортных накладных, на общую сумму на 130 529 руб. 34 коп.

Из материалов дела следует, что в рамках договора перевозки груза 26.05.2021 по электронной железнодорожной транспортной накладной № ЭЬ830474 истец, со станции отправления Угольная ДВОСТ ж.д. под охраной третьего лица – ФГП «ВОХР» направил в адрес ООО «Коркинский экскаваторо-вагоноремонтный завод» на станцию назначения Дубровка-Челябинская Ю-УР ж.д. вагон № 54447131 (платформа) с грузом  части самосвала KOMATSU HD-7 с/н 33245, число мест 2.

В графе № 33 накладной истец указал:

«Груз размещен и закреплен согласно Непредусмотренным техническим условиям - НТУ 98-690 от 31.05.2018 г., перечислены реквизиты крепления».

Погрузка осуществлена силами и средствами истца. Вагон принят перевозчиком к перевозке без замечаний.

Вагон № 54447131 в составе грузового поезда следовал по маршруту, 02.06.2021 на станции Карымская ЗБК ж.д. обнаружен сдвиг погрузки, о чем составлен акт общей формы № 94310-4-1/42411 от 02.06.2021 (т.2, л.д. 28), в котором зафиксировано: продольный сдвиг всей погрузки на восток на 50 мм, зазор между упорным брусом и грузом 50 мм. Восточная подкладка раздавлена (излом на 100%) в местах опирания груза, под подкладкой излом досок пола. С востока растяжки в ослабленном состоянии, с запада в напряженном. Акт общей формы подписан двумя сотрудниками перевозчика и сотрудником ФГП «ВО ЖДТ России» -  третьего лица.

На задержку вагона № 54447131 оформлены акты общей формы: № 113 от 02.06.21 (начало задержки), № 10/6556 от 07.06.21 (окончание задержки). Поскольку вагон угрожал безопасности движения, он был отцеплен на товарный двор для исправления погрузки (т.2, л.д. 45, 47).

Исправление погрузки силами и средствами Перевозчика подтверждается актом общей формы № 2/1192 от 07.06.2021 (т.2, л.д. 48), выписками из Книги учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115, из Книги регистрации коммерческих неисправностей вагонов формы ГУ-98ВЦ.

Непредусмотренные технические условия НТУ № 690-18/МО от 31.05.2018 согласованы и утверждены перевозчиком на отправку со станции Владивосток на размещение и крепление на универсальной платформе комплектующих самосвала HD-785.

В действительности на платформе № 54447131 перевозились части самосвала KOMATSU HD785-7 с/н 33245, то есть части других самосвалов, отличных от согласованных в НТУ.

Согласно п. 2 Расчетно-пояснительной записки № 15.05ВТК.18 к НТУ № 690-18/МО от 31.05.2018 «Выбор подвижного состава» под перевозку необходимо использовать 4-х осную платформу моделей 13-401, 13-4012, 13-4019, 13-Н451 высотой пола от УГР на 1310мм, высотой ЦТ от УГР на 800 мм, с дерево-металлическим настилом пола с металлической полосой не более 1200мм, с торцевыми бортами.

Из раздела 4 Расчетно-пояснительной записки № 15.05ВТК.18 «Размещение и крепление груза на платформе» стороны согласовали, что ответственность за надёжное крепление груза несет грузоотправитель.

Однако, как следует из обстоятельств спора, грузоотправитель к перевозке предъявил загруженный вагон № 54447131 модель вагона № 13-6887. То есть истец подготовил коммерчески непригодный вагон, поскольку модель конкретного вагона в указанном  НТУ не согласовывалась.

Кроме этого, в п. 1 Расчетно-пояснительной записки № 15.05ВТК.18 к НТУ № 690-18/МО от 31.05.2018 «Характеристика груза» длина груза № 1 составляет  5100 мм, а в общедоступном прайсе на KOMATSU HD-785-7 указывается, что ширина заднего моста составляет 5200 мм., то есть превышающее заявленный в НТУ размер на 100 мм, что требовало для перевозки выбора надлежащей платформы и дополнительных средств крепления. Заявленных в НТУ средств крепления было недостаточно, что привело к сдвигу погрузки.

По электронной железнодорожной транспортной накладной № ЭА614900 (т.1, л.д. 23 оборот-24) истец со станции отправления Угольная ДВОСТ ж.д. под охраной третьего лица – ФГП «ВОХР» направил в адрес грузополучателя  - ООО «Коркинский экскаваторо-вагоноремонтный завод» на станцию назначения Дубровка-Челябинская Ю-УР ж.д. вагон №42663930 (платформа) с грузом  части самосвала KOMATSU HD-785-7 с/н 33292,число мест 2.

При этом в графе № 33 накладной истец указал:

«Груз размещен и закреплен согласно Непредусмотренным техническим условиям - НТУ 96-03-091-04.06.2021 г.». Приведен перечень реквизитов крепления.

Таким образом, погрузка груза на платформу была осуществлена силами и средствами истца.

Платформа с грузом была принята перевозчиком к перевозке без замечаний.

Вагон № 42663930 в составе грузового поезда следовал по маршруту, 28.07.2021 на станции Карымская ЗБК ж.д. обнаружено нарушение погрузки, о чем оформлен акт общей формы:  № 94310-1-1/46315 от 28.07.21 (т.2, л.д. 34), в котором зафиксировано следующее: с восточной стороны под грузом раздавлена сдвоенная деревянная подкладка, продавлена металлическая накладка, излом доски пола, растяжки в ослабленном состоянии. Акт общей формы подписан двумя сотрудниками перевозчика и сотрудником ФГП «ВО ЖДТ России» -  третьего лица.

На задержку вагона оформлены акты общей формы: акт № 10/9067 от 28.07.21 (начало задержки), акт № 1/2808 от 30.07.21 (окончание задержки) (т.2, л.д. 53, 27).

Поскольку вагон № 42663930 угрожал безопасности движения, он был отцеплен на товарный двор для исправления погрузки.

Исправление погрузки силами и средствами перевозчика подтверждается имеющимися в материалах дела № 2/1557 от 30.07.2021, выписками из Книги учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115, из Книги регистрации коммерческих неисправностей вагонов формы ГУ-98ВЦ.

НТУ № 96-03-091 от 04.06.2021 согласованы и утверждены Перевозчиком на размещение и крепление на универсальной платформе комплектующих самосвала HD-785.

В действительности перевозились на платформе № 42663930 части самосвала KOMATSU HD785-7 с/н 33292, то есть части других самосвалов, отличных от согласованных в НТУ.

Согласно п. 2 Расчетно-пояснительной записки № 11.05ВТК.21 к НТУ №96-03-091 от 04.06.2021 «Выбор подвижного состава» под перевозку необходимо использовать 4-х осную платформу  моделей 13-2114, 13-401, 13-4012, 13-6887 и др. высотой пола от УГР на 1300-1320 мм, высотой ЦТ от УГР на 800 мм, с дерево-металлическим настилом пола с металлической полосой не более 1200 мм, с бортами и без.

Как следует из обстоятельств спора, грузоотправитель к перевозке предъявил загруженный вагон № 42663930 модель вагона №13-6887.

Из раздела 3 Расчетно-пояснительной записки № 11.05ВТК.21  «Подготовка, размещение и крепление груза на платформе»  стороны согласовали, что ответственность за надежное крепление груза несет грузоотправитель.

Таким образом, на спорной платформе № 42663930 перевозились части самосвалов, отличных от согласованных в НТУ.

Кроме этого,  в  п. 1  Расчетно-пояснительной  записки  № 11.05ВТК.21 к НТУ № 96-03-091 от 04.06.2021 «Характеристика груза» длина груза №1  составляет  5100 мм, а в общедоступном прайсе на KOMATSU HD-785-7 указывается, что ширина заднего моста составляет 5200мм., то есть превышающее заявленный в НТУ размер на 100 мм,  что требовало для перевозки выбора надлежащей платформы и дополнительных средств крепления. Заявленных в НТУ средств крепления было недостаточно, что неизбежно привело к сдвигу погрузки.

Статья 18 Устава железнодорожного транспорта обязывает грузоотправителей (отправителей) подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Согласно данной норме требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими стандартами, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, техническим условиям и иным актам.

Согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется: в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.

В соответствии с п. 80.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом от 07.12.2016 №374 прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Согласно п. 1.1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации 27.05.2003 № ЦМ-943 (далее – Технические условия), устанавливаются порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям, имеющим ширину колеи 1520 мм, со скоростью движения до 100 км/ч включительно.

В соответствии с п. 1.2 Технических условий размещение и крепление грузов способами, которые не предусмотрены настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее - МТУ) согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 настоящей главы. Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее - НТУ) согласно положениям п. 7.3 настоящей главы.

Согласно п.7.3 Технических условий разработка и утверждение НТУ, не предусмотренные настоящими ТУ и МТУ, способы размещения и крепления грузов разрабатываются грузоотправителем для разовых либо нерегулярных перевозок грузов.

Пунктом 8.2 Технических условий проверку соблюдения грузоотправителем условий размещения и крепления груза выполняет уполномоченное перевозчиком лицо (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, - уполномоченный работник железнодорожной станции).

Таким образом, истец (грузоотправитель) в нарушение Технических условий не разработал НТУ под фактически перевозимый груз - самосвалы KOMATSU HD785-7 с/н 33245, KOMATSU HD785-7 с/н 33292, с перевозчиком НТУ не согласовал, разместил и закрепил груз в нарушение Технических условий, не обеспечил надежность закрепления груза от сдвига, для перевозки по накладной № ЭЬ830474 использовал коммерчески непригодный для перевозки вагон № 54447131.

Как следует из пункта 23 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374 (далее - Правила №374), погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Несоблюдения истцом (грузоотправителем) требований технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, и непредусмотренных технических условий, повлекло за собой нарушение безопасности движения поездов, поскольку смещение груза является угрозой аварийной ситуации, которая ответчиком была предотвращена путем исправления погрузки на двух платформах в пути следования.

Кроме этого, несоблюдение грузоотправителем требований НТУ, а именно размещение и крепление (погрузка) частей самосвалов на платформы, одновременно не исключает обязанность грузоотправителя по соблюдению требований пункта 5.1 Технических условий «Предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров».

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу правовой позиции, содержащейся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», непроявление должником хотя бы минимальной степени заботливости и осмотрительности при исполнении обязательства признается умышленным нарушением обязательства.

В соответствии с п.п. 1.3., 1.4. Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р) (далее – Распоряжение № 3116/р) коммерческий осмотр проводится в целях обеспечения сохранности и безопасности грузовых перевозок; коммерческий осмотр проводится перед отправлением состава поезда на станциях погрузки, по прибытии на станциях выгрузки, а также в пути следования на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах (далее - ПКО).

Согласно п. 2.1. Распоряжения № 3116/р в ходе проведения коммерческого осмотра проверяется:

- соблюдение условий погрузки, в том числе:

- состояние и правильность размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе;

- соблюдение габарита погрузки;

- наличие необходимых знаков, надписей и маркировок на вагоне, контейнере;

- соответствие фактической массы груза данным, указанным в перевозочном документе;

- и другие, касающиеся соблюдений условий погрузки;

- состояние груза, в том числе:

- наличие выемок грузов;

- видимые следы порчи, повреждения, недостачи груза;

- и другие, касающиеся состояния груза;

- исправность и состояние вагонов, контейнеров в коммерческом отношении, в том числе:

- исправность верхних разгрузочных люков;

- исправность загрузочных люков специализированных вагонов;

- исправность дверей;

- исправность кузовов вагонов (наличие повреждений, прорубов);

- исправность фитингов контейнеров;

- полное закрытие бортов, люков, дверей и наличие необходимых зазоров;

- наличие остатков ранее перевозимых грузов, не снятых реквизитов крепления и мусора;

- и другие, касающиеся состояния вагонов, контейнеров в коммерческом отношении;

- наличие и состояние запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб и закруток.

При приеме грузов к перевозке сравнивать параметров погрузки с согласованными НТУ в обязанности приемосдатчика ОАО «РЖД» не входит, поскольку соответствие погрузки условиям НТУ гарантировал истец.

Определение коммерческих неисправностей возможно автоматически посредством  специального оборудования, одновременно визуальным осмотром и с помощью оборудования, визуальным осмотром в парке, визуальным осмотром «сходу» в процессе движения поезда.

При этом при коммерческом осмотре вагонов работники ОАО «РЖД» могут осмотреть только видимую часть погрузки груза, недостатки же размещения и крепления груза носили скрытый характер и не могли быть обнаружены при приемке к перевозке на станции отправления Угольная ДВОСТ ж.д.

Отсутствие замечаний и претензий при приемке груза работниками
ОАО «РЖД», на что ссылается истец, подтверждает лишь отсутствие внешний и видимых дефектов размещения груза в вагонах.

Согласно п.п. 5.4.1, 5.4.2. Распоряжения № 3116/р при обнаружении угрожающего безопасности движения сдвига груза или расстройства крепления, вагон (транспортер) с негабаритным или тяжеловесным грузом, грузом, погруженным по МТУ, НТУ, отцепляется от поезда для дальнейшей проверки и устранения коммерческой неисправности. Для определения соответствия погрузки требованию технических условий погрузки работники, проводящие коммерческий осмотр, руководствуются условиями погрузки, приведенными в Листке коммерческого осмотра. При погрузке по МТУ или НТУ схемы размещения и реквизиты крепления груза может быть сделан запрос у станции приема груза к перевозке сведений для уточнения способа его размещения и крепления, наименования, количества и порядка установки средств крепления, чертежа (для негабаритных грузов) или схемы размещения и крепления груза (при погрузке по МТУ или НТУ).

Факт возникновения в пути следования выявленного нарушения – сдвига погрузки, частичного разрушения реквизитов крепления по причинам, зависящим от перевозчика, в нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не доказан.

В соответствии с п. 6.2 Правил № 245 при задержке вагонов, контейнеров в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем, срок доставки грузов увеличивается на все время задержки.

Основанием для применения ответственности за просрочку в доставке груза является вина перевозчика, которая презюмируется. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается соответствующая отметка (абзац 2 п. 6.7 Правил № 245).

Согласно пункту 5.1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации от 27.05.2003 № ЦМ-943, предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. Следовательно, именно на грузоотправителей возложена обязанность по соблюдению правил размещения и крепления грузов в вагонах при их погрузке.

По двум спорным отправкам истец (грузоотправитель) не обеспечил подготовку груза таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, чем нарушил технические условия размещения груза в вагоне.

Таким образом, с учетом исправления сдвига погрузки груза ответчиком подтверждено основание для увеличения срока доставки грузов на основании  п. 6.2. Правил № 245.

Согласно контррасчету ответчика, который судом проверен и признан верным,  при перевозке по накладной № ЭЬ830474 срок доставки подлежал увеличению на 6 суток на основании  п. 6.2. Правил № 245 - увеличение срока доставки груза в связи с задержкой грузов в пути следования для исправления погрузки. Таким образом, неустойка за нарушение сроков доставки груза в сумме 64 946 руб. 52 коп. начислена истцом ответчику необоснованно.

Также согласно контррасчету ответчика, принятому судом, при перевозке по накладной № ЭА614900 срок доставки подлежал увеличению на 5 суток на основании  п. 6.2. Правил №245 - увеличение срока доставки груза в связи с задержкой грузов в пути следования для исправления погрузки. Таким образом, неустойка за нарушение сроков доставки груза в сумме 65 582 руб. 82 коп. начислена истцом необоснованно.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований
ООО «Восточная транспортная компания» о взыскании 130 529 руб. 34 коп. неустойки следует отказать.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в суд подлежит уплате в соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом ст. ст. 333.21, 333.22, 333.41 НК РФ.

При обращении в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 1 109 362 руб. 88 коп.
ООО «Восточная транспортная компания» уплачена государственная пошлина в размере 24 094 руб. 00 коп. платежным поручением № 2104 от 25.10.2021 (т.1, л.д. 9), что соответствовало цене иска, с учетом суммы выделенных в отдельное производство требований (130 529 руб. 34 коп.), на цену рассмотренных требований относится государственная пошлина в размере 2 834 руб. 94 коп. (130 529,34 х 24 094 / 1 109 362,88).

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на счет ООО «Восточная транспортная компания».

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                               Г.Р. Максимкина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.arbitr.ru.