ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-31125/2023 от 01.03.2024 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

07 марта 2024 года Дело № А76-31125/2023

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Горизонт», г. Копейск, ОГРН <***>

к Уральской электронной таможне, г. Екатеринбург, ОГРН <***>

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.09.2023 № 10511000-517/2023

при участии в судебном заседании:

заявителя: ФИО2 - представителя по доверенности от 31.08.2023, диплом от 05.03.2004, паспорт;

заинтересованного лица: ФИО3 - представителя по доверенности от 27.12.2023, диплом от 23.06.2020, удостоверение; ФИО4 - представителя по доверенности от 27.12.2023, удостоверение; ФИО5 - представителя по доверенности от 18.01.2024, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Горизонт» (далее – заявитель, ООО «Горизонт») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.09.2023 № 10511000-517/2023 Уральской электронной таможни (далее – заинтересованное лицо).

В обоснование заявления указано, что оспариваемое постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.

Уральская электронная таможня представила отзыв на заявление от 31.10.2023, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований ООО «Горизонт», оспариваемое постановление находит правомерным.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает спорное постановление подлежит изменению в части назначения наказания по следующим мотивам.

22.07.2023 декларантом ООО «ГОРИЗОНТ» (ИНН: <***>; КПП: 743001001; ОГРН: <***>; ОКПО: 41946077; юридический адрес: 456601, Челябинская область, г.о. город Копейский, <...>; адрес электронной почты: OFFICE@SKYMETALL.RU; дата государственной регистрации - 21.10.2019; микропредприятие) с целью таможенного декларирования товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союза) в Турцию, в соответствии с таможенной процедурой «экспорт» на Уральский таможенный пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни подана электронная ДТ №10511010/220723/3086035 с заявлением сведений о товарах:

товар №1: «лом легированной стали эп410 в виде кусков. Содержание основных элементов: ni - 5,02%, cu - 2,77%, mn - 0.60%, cr - 16.00%), nb - 0,17%. Опасные примеси отсутствуют. Отходы и лом прочей легированной стали. Для дальнейшего использования в металлургической промышленности в качестве сырья, производитель ООО «Горизонт», тов. знак отсутствует, артикул отсутствует, кол-во 8.937 т». Страна происхождения - Россия. Код ТН ВЭД ЕАЭС - 7204219000. Вес брутто - 9097.000 кг, вес нетто - 8937.000 кг. Цена товара - 13405.50 евро. Таможенная стоимость – 1 349 346 руб. 69коп.;

товар №2: «отходы никелевых сплавов в виде кусков. Содержание основных элементов: ni - 18,45%, ti - 0.64%, si - 0.20%, со - 8.67%, fe - 66,87%, mo -5,10%, cr -0,07%). Опасные примеси отсутствуют. Отходы и лом прочей легированной стали. Для дальнейшего использования в металлургической промышленности в качестве сырья, производитель ООО «Горизонт», товарный знак отсутствует, артикул отсутствует, количество 13.055 т». Страна происхождения - Россия. Код ТН ВЭД ЕАЭС -7204219000. Вес брутто - 13378.000 кг, вес нетто - 13055.000 кг. Цена товара -65275.00 евро. Таможенная стоимость – 6 570 333руб. 46коп.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 (в редакции решения ЕврАзЭС от 26.04.2012 № 39 «О внесении изменений и дополнений»), в графе 54 ДТ указывается лицо, заполнившее декларацию на товары.

В графе 54 ДТ №10511010/220723/3086035 в качестве лица, заполнившего ДТ указан генеральный директор ООО «ГОРИЗОНТ» ФИО6, действующий на основании решения единственного учредителя от 16.02.2021 №6 со сроком действия до 15.02.2026.

Заявленные в ДТ №10511010/220723/3086035 товары вывозились с таможенной территории Союза автомобильным транспортом по транспортной накладной (CMR) от 22.07.2023 № 179, в соответствии с договором (контрактом) от 07.06.2022 №1, заключенным между ООО «ГОРИЗОНТ» (Россия) и компанией «YORUKOGLU METAL SANAYI TICARET NAKLIYAT DOKUM VE IMALAT INSAAT ITHALAT IHRACAT LTD ST (Турция), по дополнению/приложению/спецификации к договору (контракту) от 22.07.2023 б/н, по счет - фактуре от 22.07.2023 № ГТБП2207-002 на условиях поставки «СРТ ANKARA».

Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «вывоз товаров с таможенной территории Союза» - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

Согласно пункту 1 статьи 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе путем предоставления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант вправе, в том числе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан, в том числе: представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно положениям статьи 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля, применяемого таможенными органами, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.

Согласно пункту 1 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:

таможенной декларации;

иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;

документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;

сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;

иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 324 ТК ЕАЭС, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно пункту 1 статьи 46 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта
товаров;

разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Статьей 47 Договора государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением №7 к настоящему Договору.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 08 марта 2022 г. № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» (далее - Указ Президента № 100), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 марта 2022 г. № 313 (далее - Постановление Правительства РФ № 313), Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни произведена проверка представленных при таможенном декларировании документов и сведений.

В рамках проведения проверки документов и сведений, заявленных по ДТ №10511010/220723/3086035, Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни установлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП России. Так, в ДТ №10511010/220723/3086035 заявлен товар №1 «лом легированной стали эп410 в виде кусков. Содержание основных элементов: ni - 5,02%, cu - 2,77%, mn - 0.60%, cr -16.00%, nb - 0,17%. Опасные примеси отсутствуют. Отходы и лом прочей легированной стали. Для дальнейшего использования в металлургической промышленности в качестве сырья, производитель ООО «Горизонт», товарный знак отсутствует, артикул отсутствует, кол-во 8.937 т», а также заявлен товар №2 «отходы никелевых сплавов в виде кусков. Содержание основных элементов: ni - 18,45%, ti -0.64%, si - 0.20%, со - 8.67%, fe - 66,87%, mo - 5,10%, cr -0,07%. Опасные примеси отсутствуют. Отходы и лом прочей легированной стали. Для дальнейшего использования в металлургической промышленности в качестве сырья, производитель ООО «Горизонт», товарный знак отсутствует, артикул отсутствует, кол-во 13.055 т», вывозимые за пределы территории Российской Федерации, код ТН ВЭД ЕАЭС которых попадает в «Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится запрет на вывоз» в иностранные государства, не указанные в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ № 313, но по внешнеторговому договору (контракту) предусматривающему расчеты через кредитные организации, зарегистрированные в юрисдикции таких иностранных государств и территорий согласно приложению №1 к Постановлению Правительства РФ №313.

Как следует из текста Постановления Правительства РФ № 313, и во исполнение подпункта «а» пункта 1 Указа Президента РФ № 100, Правительством Российской Федерации до 31 декабря 2023 г. включительно введен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации в иностранные государства и территории товаров по перечню согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства РФ № 313 отдельных видов товаров по перечням согласно приложениям N 2 и 3 к Постановлению Правительства РФ № 313.

Пунктом 1.1 Постановления Правительства РФ № 313 установлено, что запрет, указанный в пункте 1 Постановления Правительства РФ № 313, также распространяется на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров по перечню, предусмотренному приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ № 313, в иностранные государства, не указанные в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ № 313, при условии, что такие товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным с лицами, зарегистрированными в юрисдикции иностранных государств и территорий по перечню, предусмотренному приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ № 313, или предусматривающим расчеты через кредитные организации, зарегистрированные в юрисдикции таких иностранных государств и территорий, за исключением товаров, указанных в пункте 2 Постановления Правительства РФ №313.

В соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства РФ №313 введен запрет к вывозу из Российской Федерации товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7204219000 «Отходы и лом коррозионностойкой стали прочей».

Согласно Примечанию к Перечню отдельных видов товаров, в отношении которых вводится запрет на вывоз, для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.

Соблюдение запретов и ограничений контролируется как на этапе пересечения таможенной границы, так и при помещении товаров под таможенные процедуры.

Понятия «вывоз товаров», «запреты и ограничения» применительно к случаям перемещения товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в Российскую Федерацию, раскрыты в статье 2 ТК ЕАЭС и в статье 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено введение Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.

22.07.2023 Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни в отношении товаров №№1,2, заявленных в ДТ №10511010/220723/3086035, выявлен профиль риска, обязательный к применению, по контролю за соблюдением мер нетарифного регулирования.

22.07.2023 Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни декларанту ООО «ГОРИЗОНТ» направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, с указанием на необходимость внесения в графу 44 ДТ контракта в сканированном виде под кодом 09023.

23.07.2023 декларантом ООО «ГОРИЗОНТ» в графу 44 ДТ внесен договор о поставке от 07.06.2022 №1 в сканированном формате.

23.07.2023 Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни декларанту ООО «ГОРИЗОНТ» направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, с указанием на необходимость внесения в графу 44 ДТ дополнительного соглашения от 24.06.2022 №1 в сканированном виде под кодом 09023.

23.07.2023 Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни срок выпуска товаров №№1,2, заявленных в ДТ №10511010/220723/3086035, продлен до 01.08.2023.

24.07.2023 декларантом ООО «ГОРИЗОНТ» в графу 44 ДТ внесено дополнительное соглашение от 24.06.2022 №1 в сканированном формате.

В результате анализа представленных декларантом ООО «ГОРИЗОНТ» документов, а именно договора о поставке от 07.06.2022 №1, дополнительного соглашения от 24.06.2022 №1, Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни в ходе таможенного контроля установлено следующее:

Поставка товаров, заявленных в ДТ №10511010/220723/3086035, осуществляется в соответствии с внешнеторговым контрактом (договором о поставке) от 07.06.2022 №1, заключенным между ООО «ГОРИЗОНТ» (Россия) и «YORUKOGLU METAL SANAYI TICARET NAKLIYAT DOKUM VE IMALAT INSAAT ITHALAT IHRACAT LTD STI» (Турция).

Исходя из пункта 4.2 Договора от 07.06.2022 №1 оплата поставленного товара производится с любого банковского счета покупателя в следующих валютах: Доллары США (USD), Евро (EUR), Китайский юань (CNY), Турецкая лира (TRY).

Согласно сведениям, указанным в разделе Договора от 07.06.2022 №1 «Юридические адреса и реквизиты сторон», ООО «ГОРИЗОНТ» открыто три расчетных счета (валюты счетов - USD, EUR, CNY) в банковском учреждении: АО RAIFFEISENBANK, SWIFT: RZBMRUMM, SWIFT Correspondent bank: RZBAATWW.

В дополнительном соглашении от 22.07.2023 указана сумма спецификации в валюте Евро.

Кроме того, в дополнительном соглашении от 24.06.2022 №1 указано, что ООО «ГОРИЗОНТ» имеет валютные счета (валюты счетов - Доллары США, Евро) в кредитной организации ПАО «БАНК УРАЛСИБ», где банки - корреспонденты зарегистрированы в юрисдикции государств, указанных в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ № 313.

Исходя из сведений, указанных в ведомости банковского контроля от 10.06.2023 № 22060046/3292/0002/1/1 с 13.06.2023 ООО «ГОРИЗОНТ» перевел контракт от 07.06.2022 №1 на обслуживание в Публичное акционерное общество банк «ФК ОТКРЫТИЕ» (далее - ПАО «ФК ОТКРЫТИЕ»).

Согласно открытым источникам информации сети интернет (https://www.open.ru/) ПАО «ФК ОТКРЫТИЕ» установил корреспондентские отношения с ведущими отечественными и зарубежными банками, в том числе в США и Германии.

Следует отметить, что счета, открытые в Долларах США (USD) и Евро (EUR) обслуживаются в кредитных организациях (банках - посредниках, банках - корреспондентах), зарегистрированных в юрисдикции иностранных государств поименованных в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ №313.

Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни установлено, что на момент регистрации ДТ № 10511010/220723/3086035, согласно сведениям из ведомости банковского контроля от 10.06.2023 №22060046/3292/0002/1/1, расчеты по контракту от 07.06.2022 №1 производятся в валюте Евро.

Таким образом, если условиями внешнеторгового договора (контракта) предусмотрены расчеты через счета контрагента, а также через счета участника внешнеэкономической деятельности, открытые в кредитных организациях, в том числе банках - корреспондентах, зарегистрированных в юрисдикции недружественных иностранных государств и территорий, - усматриваются признаки нарушения требований пункта 1.1 Постановления Правительства РФ №313 в части осуществления расчетов, и в отношении таких контрактов на поставку отдельных видов товаров по перечню, предусмотренному приложением №2 к Постановлению Правительства РФ №313, применяется запрет.

В связи с вышеизложенным, декларантом ООО «ГОРИЗОНТ» нарушены нормы Указа Президента РФ № 100 от 08.03.2022, а также Постановления Правительства РФ № 313 от 09.03.2022.

24.07.2023 Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в помещении товара №1, заявленного в ДТ №10511010/220723/3086035, под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Вместе с тем, исходя из содержания статьи 6,7 ТК ЕАЭС запреты и ограничения действуют на дату регистрации ДТ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее - Федеральный закон № 281-ФЗ) установлено, что специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона №281-ФЗ установлено, что к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении, в том числе, иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены, среди прочих, на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона №281-ФЗ определено, что реализация специальных экономических мер обязательна, в том числе, для находящихся под юрисдикцией РФ организаций.

Таким образом, Уральским таможенным постом (ЦЭД) установлено, что в действиях декларанта ООО «ГОРИЗОНТ» усматриваются достаточные данные, указывающие на наличие события и состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации запрета на вывоз товаров из Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 17.08.2023 Уральским таможенным постом (ЦЭД) в отношении ООО «ГОРИЗОНТ» по статье 16.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении №10511000-517/2023 о привлечении ООО «Горизонт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской 3 Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Сведения о соблюдении запретов и ограничений подлежат указанию в декларации на товары (подпункт 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом, в том числе, соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 ТК ЕЭАС таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами.

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕЭАС (статья 140 ТК ЕЭАС).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» (далее - Указ Президента РФ № 100) до 31 декабря 2025 г. установлен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 1 Указа Президента РФ № 100).

Во исполнение подпункта «а» пункта 1 Указа Президента РФ № 100 Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (далее - Постановление № 313) до 31 декабря 2023 г. включительно введен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации в иностранные государства и территории по перечню согласно приложению № 1 отдельных видов товаров по перечням согласно приложениям № 2 и №3.

Пунктом 1(1) Постановления № 313 установлено, что запрет также распространяется на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров по перечню, предусмотренному приложением № 2 к постановлению, в иностранные государства, не указанные в приложении № 1 к постановлению, при условии, что такие товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным с лицами, зарегистрированными в юрисдикции иностранных государств и территорий по перечню, предусмотренному приложением № 1 к постановлению, или предусматривающим расчеты через кредитные организации, зарегистрированные в юрисдикции таких иностранных государств и территорий, за исключением товаров, указанных в пункте 2 Постановления № 313.

При применении перечня, указанного в приложении № 2 к Постановлению № 313, следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.

Таким образом, если условиями внешнеторгового договора (контракта) на поставку отдельных видов товаров по перечню, предусмотренному приложением № 2 к Постановлению № 313, предусмотрены расчеты через счета, открытые в кредитных организациях, в том числе банках - корреспондентах, зарегистрированных в юрисдикции недружественных иностранных государств и территорий – указанное является нарушением требований пункта 1(1) Постановления № 313.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, декларантом были представлены к таможенному оформлению следующие товары:

товар №1: «лом легированной стали эп410 в виде кусков. Содержание основных элементов: ni - 5,02%, cu - 2,77%, mn - 0.60%, cr - 16.00%), nb - 0,17%. Опасные примеси отсутствуют. Отходы и лом прочей легированной стали. Для дальнейшего использования в металлургической промышленности в качестве сырья, производитель ООО «Горизонт», тов. знак отсутствует, артикул отсутствует, кол-во 8.937 т». Страна происхождения - Россия. Код ТН ВЭД ЕАЭС - 7204219000. Вес брутто - 9097.000 кг, вес нетто - 8937.000 кг. Цена товара - 13405.50 евро. Таможенная стоимость – 1 349 346 руб. 69коп.;

товар №2: «отходы никелевых сплавов в виде кусков. Содержание основных элементов: ni - 18,45%, ti - 0.64%, si - 0.20%, со - 8.67%, fe - 66,87%, mo -5,10%, cr -0,07%). Опасные примеси отсутствуют. Отходы и лом прочей легированной стали. Для дальнейшего использования в металлургической промышленности в качестве сырья, производитель ООО «Горизонт», товарный знак отсутствует, артикул отсутствует, количество 13.055 т». Страна происхождения - Россия. Код ТН ВЭД ЕАЭС -7204219000. Вес брутто - 13378.000 кг, вес нетто - 13055.000 кг. Цена товара -65275.00 евро. Таможенная стоимость – 6 570 333руб. 46коп.

Поставка товаров, заявленных в ДТ №10511010/220723/3086035, осуществляется в соответствии с внешнеторговым контрактом (договором о поставке) от 07.06.2022 №1, заключенным между ООО «ГОРИЗОНТ» (Россия) и «YORUKOGLU METAL SANAYI TICARET NAKLIYAT DOKUM VE IMALAT INSAAT ITHALAT IHRACAT LTD STI» (Турция).

Исходя из пункта 4.2 Договора от 07.06.2022 №1 оплата поставленного товара производится с любого банковского счета покупателя в следующих валютах: Доллары США (USD), Евро (EUR), Китайский юань (CNY), Турецкая лира (TRY).

Согласно сведениям, указанным в разделе Договора от 07.06.2022 №1 «Юридические адреса и реквизиты сторон» у ООО «ГОРИЗОНТ» открыто три расчетных счета (валюты счетов - USD, EUR, CNY) в банковском учреждении: АО RAIFFEISENBANK, SWIFT: RZBMRUMM, SWIFT Correspondent bank: RZBAATWW.

В дополнительном соглашении от 22.07.2023 указана сумма спецификации в валюте Евро.

Кроме того, в дополнительном соглашении от 24.06.2022 №1 указано, что ООО «ГОРИЗОНТ» имеет валютные счета (валюты счетов - Доллары США, Евро) в кредитной организации ПАО «БАНК УРАЛСИБ», где банки - корреспонденты зарегистрированы в юрисдикции государств, указанных в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ № 313.

Исходя из сведений, указанных в ведомости банковского контроля от 10.06.2023 № 22060046/3292/0002/1/1 с 13.06.2023 ООО «ГОРИЗОНТ» перевел контракт от 07.06.2022 №1 на обслуживание в Публичное акционерное общество банк «ФК ОТКРЫТИЕ» (далее - ПАО «ФК ОТКРЫТИЕ»).

Согласно открытым источникам информации сети интернет (https://www.open.ru/) ПАО «ФК ОТКРЫТИЕ» установил корреспондентские отношения с ведущими отечественными и зарубежными банками, в том числе в США и Германии.

Следует отметить, что счета, открытые в Долларах США (USD) и Евро (EUR) обслуживаются в кредитных организациях (банках - посредниках, банках - корреспондентах), зарегистрированных в юрисдикции иностранных государств поименованных в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ №313.

Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни установлено, что на момент регистрации ДТ № 10511010/220723/3086035, согласно сведениям из ведомости банковского контроля от 10.06.2023 №22060046/3292/0002/1/1, расчеты по контракту от 07.06.2022 №1 производятся в валюте Евро.

Указанное нарушение подлежит квалификации по статье 16.3 КоАП РФ.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующие его обязанностям, в свою очередь, определяют ту степень заботливости, и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом. Именно на декларанта таможенным законодательством возложена обязанность по представлению документов в таможенный орган.

В рассматриваемом случае ООО "Горизонт" имело реальную возможность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, по мнению суда, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.

Срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ соблюден.

Доводы ООО «Горизонт» об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку общество не производились расчеты через банки, зарегистрированные в юрисдикции иностранных государств и территорий, включенных в перечень, предусмотренный приложением № 1 к Постановлению № 313 противоречит материалам дела.

Кроме того, согласно условиям контракта предусмотрены расчеты в долларах США, евро, рубли (с учетом доп. согл. от 05.06.2023 №3), при этом в банке указанном в дополнительном соглашении от 05.06.2023 №3 со счетов, открытых в ПАО Банк «ФК Открытие», расчетов между ООО «Горизонт» и YORUKOGLU METAL SANAYI TICARET NAKLIYAT DOKUM VE IMALAT INSAAT ITHALAT IHRACAT LTD STI не осуществлялось (письмо банка от 10.08.2023 б/н).

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ответчиком административного правонарушения (включая обстоятельства, установленные статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Следовательно, при применении статьи 2.9 КоАП РФ ответчик не освобождается от ответственности, к нему применяется такая мера, как устное замечание. Оно направлено на то, чтобы проинформировать и предостеречь нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац третий пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При этом отсутствие негативных последствий не является основанием для признания правонарушения малозначительным. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Эти обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Вместе с тем применение такого правового института, как малозначительность административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законом.

Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу и в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем, суд считает возможным применить, в данном конкретном случае, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП РФ внесена статья 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 4.1).

В соответствии со сведениями Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Горизонт» является микропредприятием.

Оценив в совокупности представленные доказательства по делу, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также факт того, что ООО «Горизонт» впервые совершило административное правонарушение, является микропредприятием, суд полагает возможным применить в данном конкретном случае положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и изменить наказание в части назначения административного штрафа, заменив его, на предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Изменить принятое в г.Екатеринбурге в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горизонт», г.Копейск, ОГРН <***>, постановление Уральской электронной таможни от 21.09.2023 № 10511000-517/2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в части назначения наказания посредством замены административного штрафа на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья О.Г. Наконечная