ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-31716/15 от 06.04.2016 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

13 апреля 2016 года                                  Дело № А76-31716/2015

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Мрез,  при ведении протокола судебного заседания  с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Бакировой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: ул. Воровского, 2, каб. 416, дело по заявлению Главного управления лесами Челябинской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Министерство экологии Челябинской области, 2. ООО «Лесная опушка», 3. ООО «Небосвод», 4. Челябинское областное бюджетное учреждение «Миасское лесничество», 5. Правительство Челябинской области о признании незаконным решения, предписания в части

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1– представителя по доверенности № 0018  от 12.01.2016, личность установлена сл. удостоверением;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности № 15 от 19.01.2016  , личность установлена сл. удостоверением;

от третьих лиц: не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

Главное управление лесами Челябинской области (далее: заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее: ответчика, УФАС) в котором просит:

1. Признать недействительным пункт 2 Решения от 23 октября 2015
№ 16450/07 в части вывода: признать нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Главного управления лесами Челябинской области по наделению подведомственных ему областных бюджетных учреждений - лесничеств функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, заключением
соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, путем утверждения пункта 2.4.6. уставов лесничеств.

2.  Признать недействительным пункт 2 Предписания от 23.10.2015
№ 16452/07 в части вывода: Главному управлению лесами в срок до 21 декабря 2015 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения уставов подведомственных Главному управлению лесами областных бюджетных учреждений - лесничеств в соответствие с действующим законодательством, а именно исключить пункт 2.4.6 Уставов лесничеств.

        Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство экологии Челябинской области, ООО «Лесная опушка», ООО «Небосвод», Челябинское областное бюджетное учреждение «Миасское лесничество», Правительство Челябинской области.

        Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях наставил по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что в состав Главного управления лесами Челябинской области входят подведомственные учреждения – лесничества, Уставы которых являются типовыми. Пунктом 2.4.6 Устава закреплено оказание услуг по оформлению документов для передачи лесных участков для постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного пользования. Представитель  заявителя указал, что оказание данных услуг предусмотрено Постановлением Правительства Челябинской области от 08.09.2011 № 314-П. В указанной части, заявитель считает незаконным решение УФАС и предписание.

Представитель ответчика возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.

При рассмотрении дела в УФАС были установлены  следующие обстоятельства (в настоящем решении приводятся применительно к оспариваемой части).

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Лесная опушка» на действия Главного управления лесами Челябинской области по отказу в формировании испрашиваемых ООО «Лесная опушка» и ООО «Небосвод» лесных участков для последующего проведения аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков. По мнению Общества, указанные действия органа государственной власти субъекта Российской Федерации не соответствуют положениям лесного законодательства и направлены на ограничение конкуренции.

Решением от 23.10.2015 по делу №46-07/15 (в оспариваемой части) Комиссия УФАС признала нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Главного управления лесами Челябинской области по наделению подведомственных ему областных бюджетных учреждений – лесничеств функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, путем утверждения пункта 2.4.6 уставов лесничеств.

При этом, Главному управлению лесами Челябинской области предписано (в оспариваемой части) в срок до 21 декабря 2015 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем приведения уставов подведомственных Главному управлению лесами Челябинской области областных бюджетных учреждений – лесничеств в соответствие с действующим законодательством, а именно исключить пункт 2.4.6 уставов лесничеств.

Не согласившись с указанными решением и предписанием (в оспариваемой части), Главное управление лесами обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

      В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Статей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

       В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с ч.1 ст. 9.2. Закона о некоммерческих организациях, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч.2).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (ч.3).

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ч.4).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ), действие которого распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 государственных и муниципальных услуг.

Статья 8 Закона №210-ФЗ устанавливает требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. Так, государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи (ч.1).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя (ч.3).

При этом, статья 9 Закона №210-ФЗ устанавливает требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, согласно ч.1 указанной статьи, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается, в том числе, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг (п.п. 2).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются за счет средств заявителя (ч.2).

Размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральным законом, или федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления (ч.3).

Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч.4).

При предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни услуг, указанные в части 1 настоящей статьи, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг (ч.5).

В соответствии со статьей 9 Закона №210-ФЗ, Правительством Челябинской области издано Постановление от 08.09.2011 №314-П «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Челябинской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (далее – Перечень).

Пункт 17 Перечня относит обследование лесных участков и иных категорий земель, подготовку заключений, оформление акта натурного технического обследования, акта выбора и иных заключений по лесным участкам, планируемым к передаче в безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, к услугам, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Челябинской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

Как следует из материалов дела, установлено при рассмотрении дела в УФАС, и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле, положения Уставов лесничеств являются «типовыми» (идентичными).

Так, пункт 2.4.6. уставов лесничеств установил, что лесничества оказывают услуги по оформлению документов для передачи лесных участков для постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного пользования.

Как указал в ходе судебного разбирательства, а также и при рассмотрении дела в УФАС, представитель Главного управления лесами, услуги по оформлению документов являются необходимыми и обязательными для всех заявителей с целью обследования лесного участка в натуре, чтобы определить его точное местоположение и границы.

При этом, суд, с учетом выше указанных норм, а также исходя из их буквального толкования и из буквального толкования указанного пункта Устава, соглашается, что из содержания п. 2.4.6 Устава лесничеств не следует, что областные бюджетные учреждения - лесничества наделены функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.

Указанные полномочия осуществляются исключительно Главным управлением лесами Челябинской области в силу ст. 71, 74, 79, 83 Лесного кодекса РФ и Положения О Главном управлении лесами, утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 г. №385.

Областные бюджетные учреждения оказывают услуги по оформлению документовдля передачи лесных участков для постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного пользования.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС пришла к неверному выводу в оспариваемой части решения, что делает его (решение в оспариваемой части), незаконным.

Незаконным является и выданное на основе оспариваемого решения, предписание (в оспариваемой части). Предписание (в соответствующей части) следует судьбе решения.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.110, ст. 167-170, ст. 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требованияудовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 решения УФАС по Челябинской области от 23 октября 2015 № 16450/07 в части вывода о признании нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действий Главного управления лесами Челябинской области по наделению подведомственных ему областных бюджетных учреждений - лесничеств функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, путем утверждения пункта 2.4.6. уставов лесничеств.

Признать недействительным пункт 2 предписания УФАС по Челябинской области  от 23.10.2015 № 16452/07 в части возложения обязанности на Главное управление лесами в срок до 21 декабря 2015 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения уставов подведомственных Главному управлению лесами областных бюджетных учреждений - лесничеств в соответствие с действующим законодательством, а именно исключить пункт 2.4.6 Уставов лесничеств.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                         И.В. Мрез