Арбитражный суд Челябинской области
30 марта 2015 года Дело № А76-31931/2014
г. Челябинск
Резолютивная часть решения вынесена 25.03.2015
В полном объеме решение изготовлено 30.03.2015
Судья Арбитражного суда Челябинской области Тиунова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даминовой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, г. Челябинск,
к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, г. Бакал,
о взыскании 573 736 руб. 47 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 по доверенности № 76/ТО/11-82 от 12.01.2015, удостоверение,
от ответчика: ФИО2 по доверенности №687 от 11.12.2014, удостоверение
УСТАНОВИЛ:
главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области, г. Челябинск, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области», г. Бакал о взыскании кредиторской задолженности за удержание из заработной платы спецконтингента стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены в федеральный бюджет в размере 573 736 руб. 47 коп.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что по состоянию на 01.01.2014 согласно формы годового бухгалтерского баланса № 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» и реестра по кредиторской задолженности за ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области перед ГУФСИН Россия по Челябинской области числится кредиторская задолженность в размере 573 736 руб. 47 коп. за удержания из заработной платы спецконтингента (коммунально-бытовые услуги, питание, вещевое имущество, средства гигиены) в федеральный бюджет за период с 01.01.2011 по 30.11.2011.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, заявил о пропуске срока исковой давности.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Истец является главным администратором доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации «поступление денежных средств, удерживаемых из заработной платы осужденных», что в судебном заседании не оспаривалось.
На основании п. 68 приложения N 1 Приказа ФСИН России от 31.05.2013 г. N 291 "Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы" за Федеральной службой исполнения наказаний, учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, и территориальными органами ФСИН России по Свердловской области включено в перечень администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данным приказом утвержден перечень источников доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своей обязанности, предусмотренной бюджетным законодательством и уголовно-исполнительным законодательством.
По состоянию на 01.01.2014 согласно формы годового бухгалтерского баланса № 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» и реестра по кредиторской задолженности за ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области перед ГУФСИН России по Челябинской области числится кредиторская задолженность в размере 573 736 рублей 47 копеек за удержания из заработной платы спецконтингента (коммунально-бытовые услуги, питание, вещевое имущество, средства гигиены) в федеральный бюджет за период с 01.01.2011 по 30.11.2011
Согласно свода удержаний из заработной платы осужденных в Федеральный бюджет за период с 01.01.2011 по 30.11.2011 по бухгалтерскому счету 30403 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» задолженность ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области перед ГУФСИН России по Челябинской области составляет 573 736 рублей 47 копеек, из них коммунально-бытовые услуги - 45 278 рублей 34 копейки, питание - 520 612 рублей 81 копейка, вещевое имущество - 7 745 рублей 12 копеек, средства гигиены (пакеты) - 100 рублей 20 копеек.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области (далее по тексту - ЛИУ-9) является получателем бюджетных средств, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств является Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области.
В соответствии со статьей 107 и пунктом 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ предусмотрено, что осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, прои зведенных в данном месяце.
В соответствии со спецификой уголовно-исполнительного законодательства (статья 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) заработная плата непосредственно осужденным не выдается, а после всех удержаний, в том числе расходов на содержание, подлежит зачислению учреждением, исполняющим наказание, на их лицевые счета и в дальнейшем расходуется осужденными с учетом установленных ограничений.
Следовательно, осужденные не заключают трудовые договоры непосредственно с предприятиями, куда их направляют исправительные учреждения, и не получают заработную плату на этих предприятиях.
По состоянию на 01.01.2014 согласно формы годового бухгалтерского баланса № 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» и реестра по кредиторской задолженности за ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области перед ГУФСИН России по Челябинской области числится кредиторская задолженность в размере 573 736 рублей 47 копеек за удержания из заработной платы спецконтингента (коммунально-бытовые услуги, питание, вещевое имущество, средства гигиены) в федеральный бюджет за период с 01.01.2011 по 30.11.2011.
Согласно свода удержаний из заработной платы осужденных в Федеральный бюджет за период с 01.01.2011 г. по 30.11.2011г. по бухгалтерскому счету 30403 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» задолженность ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области перед ГУФСИН России по Челябинской области составляет 573 736 рублей 47 копеек, из них коммунально-бытовые услуги - 45 278 рублей 34 копейки, питание - 520 612 рублей 81 копейка, вещевое имущество - 7 745 рублей 12 копеек, средства гигиены (пакеты) - 100 рублей 20 копеек.
В пункте 1 Постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что в силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 382, 391 Трудового кодекса Российской Федерации дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
Учитывая это, при принятии искового заявления необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 15 ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.
Исходя из указанных разъяснений, а также перечисленных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, суду общей юрисдикции подведомственен трудовой спор, если он вытекает из отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем.
Данный спор основан на правоотношениях между двумя юридическими лицами, возникшими при заключении договоров, которые не являются трудовыми.
В силу статей 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 №11 арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В упомянутых статьях Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует конкретный и исчерпывающий по своему характеру перечень подведомственных арбитражному суду дел. Поэтому они не ограничивают содержание экономического спора только сферой предпринимательской деятельности. Арбитражный суд может и должен осуществлять защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав, основания возникновения которых установлены в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что спор по настоящему делу возник между юридическими лицами, носит экономический характер, он подведомственен арбитражному суду.
Однако в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать по мотиву пропуска истцом срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком.
Поскольку иск предъявлен истцом 23.12.2014, то в отношении кредиторской задолженности в размере 573 736 рублей 47 копеек за удержания из заработной платы спецконтингента (коммунально-бытовые услуги, питание, вещевое имущество, средства гигиены) в федеральный бюджет за периоды с 01.01.2011 по 30.11.2011 срок исковой давности уже истек.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии со ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и Приказом Минфина РФ от 13.11.2008. N 128н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» бюджетная отчетность составляется получателями бюджетных средств на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года. При этом, Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
Ответчик своевременно представлял истцу годовые, полугодовые, квартальные и месячные отчеты об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, в которых отражались сведения по кредиторской задолженности (код формы по ОКУД 0503169), в том числе и по удержаниям с осужденных на их содержание.
Таким образом, срок исковой давности по взысканию кредиторской
задолженности за период с 01.01.2011 по 30.11.2011 на момент
предъявления иска истек.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
При отказе в удовлетворении иска расходы по уплате госпошлины относятся на истца. Однако, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, она в доход федерального бюджета не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 102-110, 167-170, 171, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованийГлавного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, г. Челябинск, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, г. Бакал, о взыскании 573 736 руб. 47 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Т.В. Тиунова
Примечание: при переписке обязательно ссылайтесь на номер дела.
Кабинет информационно-справочной службы № 103, телефон <***>, факс <***>, е-mail:chel@chel.arbitr.ru.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела в первой инстанции можно получить на Интернет - сайте Арбитражного суда Челябинской области: , а также на Интернет – сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://HYPERLINK "http://kad.arbitr.ru/"kad.arbitr.ru.