ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-32216/06 от 28.02.2007 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-32216/06-53-1123/64

06 марта 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2007 г.

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи: Васильевой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «ИФК «Титан», г. Челябинск

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу

об оспаривании постановления № 03-06/99 от 30.11.2006 о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, имеющая доверенность от 05.02.2007 № 33;

от ответчика - не явился, извещен;

от третьего лица – не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая компания «Титан» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - Управление) по делу № 03-06/99 от 30.11.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и взыскании штрафа в размере 100 000 рублей.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области.

Ответчик требования отклонил, согласно доводам, изложенным в отзыве (л.д. 72 том 1).

Представители Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу и Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, заявление рассмотрено в их отсутствие.

Судом объявлялся перерыв на основании статьи 163 АПК РФ до 28.02.2007 до 16-00 часов.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, Управлением проведена выездная проверка соблюдения Обществом в период с 22.10.2005 по 25.10.2006 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатам которой 24.11.2006 составлен акт № 44 (л.д. 18-22 том 1).

24 ноября 2006 г. Управлением принято определение о возбуждении дела № 03-06/99 об административном правонарушении и проведении административного расследования правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении ООО «ИФК «Титан», осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон).

По результатам административного расследования Управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ от 24.11.2006 № 03-06/99 (л.д. 10-13 том 1) и вынесено постановление от 30.11.2007 по делу № 03-06/99 (л.д. 6-9 том 1) о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно протоколу от 24.11.2006 № 03-06/99 и постановлению Управления от 30.11.2006 по делу № 03-06/99 основанием для привлечения к административной ответственности явилось совершение Обществом в проверяемый период двух операций, подлежащих обязательному контролю, сведения по которым в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона документально не фиксировались и в уполномоченный орган не представлялись, а именно:

- договор финансовой аренды (лизинга) от 21.12.2005 № 494-Л-50/ЛЗ, лизингополучатель ФГУП «Главный Центр Специальной Связи», сумма договора 724393, 35 рублей, акт передачи оборудования от 26.12.2005 (л.д. 24-37 том 1);

- договор уступки прав требований от 02.12.2005 № 471-Н, сумма договора 4 000 000 рублей, контрагент – ООО «Реал-Инвест» (л.д. 38-39).

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Как явствует из оспариваемого постановления от 30.11.2006 по делу № 03-06/99 ООО «ИФК «Титан» не представила сведений об операции, связанной с предоставлением лизингополучателю – ФГУП «Главный Центр Специальной Связи» имущества по договору финансовой аренды (лизинга) № 494-Л-50/ЛЗ от 21.12.2005 и об операции, связанной с уступкой права требования новому кредитору – ООО «Реал-Инвест» по договору уступки прав требований № 471-Н от 02.12.2005.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, включает в себя бездействие юридического лица в виде неисполнения обязанности по своевременному представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный Законом порядок фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Исполнение данной обязанности направлено на предотвращение экономических преступлений и терроризма, которые представляют угрозу целостности государства и безопасности граждан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов, предусмотренных данной статьей. В подпункте 4 пункта 1 указанной статьи предусмотрен такой вид операций с имуществом, как получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания её совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

В силу статьи 3 Закона операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу статей 665, 666 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

Исходя из понятия финансовой аренды (лизинга) под операцией с имуществом по договору финансовой аренды (лизинга) понимается приобретение лизингодателем имущества у определенного лизингополучателем продавца и предоставление этого имущества лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Исходя из системного анализа указанных норм материального права следует, что подлежит обязательному контролю только операция по фактическому получению или предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), стоимость которого равна или превышает 600 000 рублей.

В силу статьи 5 Закона ООО «ИФК «Титан» является организацией, обязанной сообщать сведения о проводимых операциях по договорам финансовой аренды (лизинга).

Судом установлено, что согласно пункту 1.2 договора финансовой аренды (лизинга) № 494-Л-50/ЛЗ от 21.12.2005 ООО «ИФК «Титан» приняло на себя обязательства по приобретению и передаче во временное владение и пользование лизингополучателю - ФГУП «Главный Центр Специальной Связи» определенного имущества - грузового фургона и автофургона, общей стоимостью с учетом НДС 576 000 рублей (л.д. 24, 33, 34 том 1). Сумма договора, согласно пункту 3.1 указанного договора, составляет 724 393 рубля. Данная сумма включает в себя не только стоимость передаваемого имущества, но иные показатели, согласованные сторонами по договору и не имеющие значение при определении стоимости имущества по сделке, подлежащей обязательному контролю: лизинговые платежи за владение и пользование предметом лизинга в течение срока действия договора (с декабря 2005 г. по декабрь 2007 г.), выкупные платежи, вознаграждение лизингодателя – ООО «ИФК «Титан».

В силу изложенного, суд определил, что Управлением неправильно применены нормы материального права при определении стоимости предмета договора финансовой аренды (лизинга) от 21.12.2005 № 494-Л-50/ЛЗ. Стоимость имущества, переданного лизингодателем ООО «ИФК» Титан» по указанному договору лизингополучателю ФГУП «Главный Центр Специальной Связи», составила 576 000 рублей. Таким образом, операция с имуществом, состоящая в предоставлении Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая компания «Титан» Федеральному государственному унитарному предприятию «Главный Центр Специальной Связи» имущества по договору финансовой аренды (лизинга) от 21.12.2005 № 494-Л-50/ЛЗ не относится к операции (сделке), подлежащей обязательному контролю со стороны уполномоченного органа, поскольку сумма, на которую она совершена, не равна и не превышает 600 000 рублей.

Следовательно, несообщение заявителем в Управление сведений о сделке по договору финансовой аренды (лизинга) от 21.12.2005 № 494-Л-50/ЛЗ (лизингополучатель ФГУП «Главный Центр Специальной Связи», сумма договора 724 393,35 рублей, акт передачи оборудования – 26.12.2005) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Кроме того, непредставление Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая компания «Титан» сведений по договору уступки прав требований от 02.12.2005 № 471-Н также квалифицировано Управлением как административное правонарушение по статье 15.27 КоАП РФ.

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма на которую она совершается, равна или превышается 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает её.

Судом установлено, что согласно пункту 1.1 договора уступки прав требований от 02.12.2005 № 471-Н ООО «ИФК «Титан» за 4 000 000 рублей уступлено ООО «Реал-Инвест» право требования из договора № 141/Кл-14 долевого участия в инвестировании строительства жилого дома (л.д. 38 том 1). В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ в указанном случае имеет место уступка прав на недвижимое имущество как объект незавершенного строительства. Правовой режим объектов незавершенного строительства закреплены Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 17 названного закона уступка прав требований по договору подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории регистрационного округа по месту нахождения строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, для строительства которых привлекаются денежные средства в соответствии с данным договором.

В этой связи, в силу пункта 3 Информационного письма Центрального Банка РФ от 31.08.2005 № 8 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых во исполнение него нормативных актов Банка России», договор об уступке права (требования) по договору долевого участия в строительстве (по договору инвестирования) является сделкой, подлежащей обязательному контролю, если она заключена на сумму, указанную в пункте 1.1 статьи 6 Закона, и только при условии государственной регистрации договора об уступке права.

Согласно письму Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 23.01.2007 № 1347 (л.д. 62 том 1), в Едином государственном реестре прав сведения о государственной регистрации уступки прав по договору уступки прав требований от 02.12.2005 № 471-Н, заключенному между ООО «ИФК «Титан» и ООО «Реал-Инвест», отсутствуют.

Следовательно, несообщение заявителем в Управление сведений о сделке по договору уступки прав требований от 02.12.2005 № 471-Н (контрагент ООО «Реал-Инвест», сумма договора 4 000 000 рублей) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения согласно пункту 2 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Руководствуясь ст.ст. 167 – 171, 176, 181, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 30.11.2006 по делу № 03-06/99 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-финансовая компания «Титан», место нахождения: <...> «б» (свидетельство о государственной регистрации 74 002172485 от 08.12.2003, ОГРН <***>, ИНН <***>), к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/

Судья

Т.Н. Васильева