Арбитражный суд Челябинской области
Воровского улица, дом 2, г. Челябинск, 454091, http://www.chelarbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
29 октября 2019 г. Дело №А76-33234/2019
Резолютивная часть решения подписана 21 октября 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2019 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Шумакова С.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арт-Экспресс», ОГРН <***>, г. Челябинск, к акционерному коммерческому банку «Авангард», ОГРН <***>, г. Москва, о взыскании 13 417 руб. 47 коп. неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Арт-Экспресс», ОГРН <***>, г. Челябинск, 21.08.2019 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному коммерческому банку «Авангард», ОГРН <***>, г. Москва, о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 13 417 руб. 47 коп. а также расходов на оплату государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Определением арбитражного суда от 28.02.2019 исковое заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о начавшемся судебном процессе извещены с соблюдением требований статей 121-123, 226, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д.53-54).
В арбитражный суд 15.10.2019 поступил отзыв ответчика, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В удовлетворении ходатайства ответчика о направлении дела по подсудности отказано, поскольку иск подан по месту нахождения филиала ответчика- в г. Магнитогорске.
Решением арбитражного суда от 21.10.2019, принятого путем подписания резолютивной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявлением от 22.10.2019 истец обратился с ходатайством о составлении мотивированного решения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 20.02.2019г. между истцом и ответчиком был заключен Договор расчетно-кассового обслуживания (далее - Договор банковского счета), в соответствии с которым истцу был открыт расчетный счет № <***> в валюте российский рубль.
В целях организации дистанционного банковского обслуживания между истцом и ответчиком 20.02.2019г был заключен Договор об осуществлении безналичных расчетов, иных банковских операций и сделок с использованием программно-технического комплекса «Авангард Интернет-Банк» (далее – Договор дистанционного банковского обслуживания).
В первом квартале 2019г. в ходе проведения мероприятий внутреннего контроля у Банка возникли подозрения, что деятельность Клиента может быть направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, поскольку 20.02.2019г на счет Клиента поступили денежные средства в размере 4 824 763,31 руб. с назначением платежа «перевод остатка денежных средств в связи с закрытием счета».
21.02.2019г. Банк на основании абз. 2,3 п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ посредством системы интернет-банк направил Клиенту запрос сведений и документов № 182260, в котором просил представить расширенную выписку по счету организации из АО «Райфффйзенбанк» за период с 10.10.2018г. по 21.02.2019г., с которого поступили денежные средства.
Клиент в ответ на запрос представил 21.02.2019г в Банк выписку по расчетному счету, выписки не устранили выводы Банка.
Банк на основании абз. 2,3 п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ посредством системы интернет-банк направил Клиенту второй запрос сведений и документов от 26.02.2019г № 182921, в котором просил представить документы и сведения по деятельности Клиента.
Одновременно с направлением запроса 26.02.2019г. банк приостановил работу Клиента в системе интернет-банк на основании пп. Б). п. 3.3.2. Условий дистанционного банковского обслуживания, как указано ответчиком, платежные поручения на бумажном носителе в случае предъявления в Банк принимались и обрабатывались в обычном порядке.
В связи с тем, что Клиент не представил запрошенные сведения и документы и наличием подозрений, что его деятельность может быть направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, Банк на основании п. 11 ст. 7 Закона 115-ФЗ отказал Клиенту в совершении операции по платежному поручению № 2 от 28.02.2019г., о чем сообщил в уполномоченный орган.
Договор банковского счета был расторгнут14.03.2019г., банковский счет закрыт на основании заявления Клиента.
Остаток денежных средств в размере 4 472 491 руб. 55 коп. был переведен 14.03.2019г. на счет Клиента в ПАО КБ «ВОСТОЧНЫЙ» по распоряжению Клиента. Банк удержал комиссию за дополнительный финансовый контроль в размере 13 417 руб. 47 коп., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Федеральным законом № 115-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства предусмотрен ряд обязательных мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В силу ст. 4 Закона № 115-ФЗ к таким мерам относятся: организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах и иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Закона № 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
Осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 3173/13 по делу N А40-32140/12-58-295 «Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации пунктом 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом Закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
…При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента».
В силу ч. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно ч. 13 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 настоящей статьи, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции.
В соответствии с изложенными положениями Закона № 115-ФЗ на Банк возложена обязанность по осуществлению внутреннего контроля, направленного на выявление операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. К мероприятиям внутреннего контроля законом отнесено право Банка запрашивать у клиентов сведения и документы по конкретной операции и деятельности клиента. Законом предусмотрена обязанность Банка документально фиксировать полученную информацию. В случае если запрошенная информация не представлена, а также наличия подозрений, что операции и деятельность клиента может быть направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, Банк вправе отказать Клиенту в совершении операции.
В соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ, Банком на основании «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (далее – Положение № 375-П) разработаны «Правила внутреннего контроля в ПАО АКБ «АВАНГАРД» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Приказом Председателя Правления ПАО АКБ «АВАНГАРД» № 582 от 01.10.2018г.) (далее – ПВК).
Разделом 5 ПВК предусмотрена программа выявления в деятельности клиентов операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно п. 5.2. Положения № 375-П в программу выявления операций включаются перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению. Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии).
Согласно п. 5.1.3. ПВК для целей выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма независимо от того, относится или не относится она к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона, сведения по которой предоставляются в Уполномоченный орган, сотрудники Банка используют признаки, указывающие на необычный характер сделки.
Решение о квалификации (неквалификации) операции Клиента в качестве подозрительной операции принимается на основании всей имеющейся в распоряжении Банка информации (в том числе внешние доступные Банку на законных основаниях источники информации, в том числе средства массовой информации и документы, характеризующие статус и деятельность Клиента, осуществляющего операцию, а также Представителя Клиента, Выгодоприобретателя, Бенефициарного владельца (при их наличии)).
Оценка сотрудниками подразделений Банка соответствия операции признакам операций, подлежащих обязательному контролю, или признакам, указывающим на необычный характер сделки, проводится до начала их совершения, в процессе их совершения, при отказе в их совершении.
До начала проведения операции Клиента сотрудник Банка оценивает соответствие операции признакам операции обязательного контроля, указывающим на необычный характер, а также выявляет наличие оснований, по которым Банк может отказать Клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции.
Для принятия решения о признании операции операцией, подлежащей обязательному контролю, или в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма независимо от того, относится или не относится она к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона, сведения по которой предоставляются в Уполномоченный орган, Банк вправе запрашивать у Клиента документы и сведения, связанные с операцией (сделкой), в том числе:
- документы, являющиеся основанием для проведения операции;
- документы, являющиеся основанием исполнения обязательств получателя перед плательщиком денежных средств;
- документы, подтверждающие экономическую обоснованность операций,
- бухгалтерские балансы, налоговые декларации и отчеты;
- письменные объяснения экономической целесообразности совершенных операций (сделок);
- иные документы и сведения, которые могут позволить Банку сделать корректную оценку операций и деятельности Клиента.
Если по истечении срока представления документов, указанного в запросе, Клиент не предоставил ответ, или предоставленные им сведения и документы не позволяют Банку должным образом квалифицировать операцию, то операция, в отношении которой Клиенту был направлен запрос, признается подозрительной.
На основании вышеизложенного Банк вправе запрашивать у Клиента документы и сведения, связанные как с конкретной операцией, так и с деятельностью Клиента. Банк принимает решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной самостоятельно на основании всей имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента. Если запрошенные документы не представлены или не позволяют Банку должным образом квалифицировать операцию, то операция признается подозрительной.
В настоящем случае у Банка в ходе осуществления мероприятий внутреннего контроля и мониторинга операций Клиента возникли подозрения, что деятельность Клиента может быть направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Возникновение подозрений обусловлено следующими обстоятельствами.
20.02.2019г. на счет Клиента поступили денежные средства в размере 4 824 763,31 руб. с назначением платежа «перевод остатка денежных средств в связи с закрытием счета».
21.02.2019г. Банк на основании абз. 2,3 п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ посредством системы интернет-банк направил Клиенту запрос сведений и документов № 182260, в котором просил представить расширенную выписку по счету организации из АО «Райфффйзенбанк» за период с 10.10.2018г. по 21.02.2019г.
21.02.2019г. Клиент в ответ на запрос представил в Банк выписку по расчетному счету из АО «Райфффйзенбанк».
В ходе анализа выписки было выявлено, что:
- со счета не производились выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам (за исключением выплаты з/п ген. директору - оплата 2 600р. в месяц с НДФЛ и взносами);
- фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания (средства поступали за транспортные услуги от множества различных контрагентов, накапливались на счете и в дальнейшем перечислялись за оплату транспортных услуг крупными суммами контрагентам, чей вид деятельности не связан с оказанием данного вида услуг);
- со счета не производились платежи, свойственные ведению обычной хозяйственной деятельности.
Указанные обстоятельства отвечают признакам совершения Клиентом сомнительных операций, указанных в Письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "Оповышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов утв. Банком России 13.04.2016 N 10-МР, Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР.
В целях корректной и полной оценки деятельности Клиента ему был направлен второй запрос сведений и документов № 182921 от 26.02.2019г., в котором Клиенту предлагалось представить документы и сведений по его деятельности.
Ответ на Запрос Клиентом представлен не был, в связи с тем, что Клиент не представил запрошенные сведения и документы и наличием подозрений, что его деятельность может быть направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, Банк на основании п. 11 ст. 7 Закона 115-ФЗ отказал 28.02.2019 Клиенту в совершении операции по платежному поручению № 2 от 28.02.2019г., что подтверждается выпиской из реестра отказов. Соответствующее сообщение было направлено в уполномоченный орган.
Отыскиваемые истцом денежные суммы являются комиссией за дополнительный финансовый контроль и правомерно удержаны банком по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, Клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Согласно ст. 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности» процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с Клиентом.
Между Банком и Клиентом 20.02.2019г. был заключен Договор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – Договор расчетно-кассового обслуживания), состоящий из Заявления на открытие счета и Условий расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – Условия расчетно-кассового обслуживания).
Согласно п. 1.2. Условий расчетно-кассового обслуживания Договор расчетно-кассового обслуживания одновременно является Договором банковского счета.
В соответствии с п. 2.6., п. 4.3.5., п. 6.1. Условий расчетно-кассового обслуживания Клиент обязался своевременно уплачивать услуги Банка, вознаграждение за открытие, обслуживание, осуществление операций по Счету, в том числе комиссии, взимаемые при закрытии счета, а также возмещение понесенных Банком фактических расходов, связанных с выполнением распоряжений Клиента, в соответствии с Тарифами Банка .
В п. 4.2.5. Условий расчетно-кассового обслуживания стороны согласовали, что Банк вправе списывать со счета Клиента без его распоряжения, дополнительного заявления и/или согласия в том числе суммы оплаты услуг Банка в соответствии с Тарифами Банка и иных расходов, понесенных Банком в процессе исполнения распоряжений Клиента.
Согласно п. 4.2.4. Условий расчетно-кассового обслуживания Банк вправе в одностороннем порядке устанавливать (принимать), изменять и отменять Тарифы. Информация о вновь принятых Тарифах, отмене или изменении Тарифов доводится до сведения Клиента по усмотрению Банка: путем направления по Системе и/или путем размещения информационного сообщения во всех филиалах, операционных офисах, дополнительных офисах, кредитно-кассовых офисах, операционных кассах и иных подразделениях Банка, осуществляющих обслуживание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и/или путем размещения на официальном сайте Банка соответствующего информационного сообщения и/или подписанием соглашения с Клиентом, иным способом по усмотрению Банка.
В целях организации дистанционного банковского обслуживания между Банком и Клиентом 26.12.2018г. был заключен Договор об осуществлении безналичных расчетов, иных банковских операций и сделок с использованием программно-технического комплекса «Авангард Интернет-Банк» (далее – Договор дистанционного банковского обслуживания), состоящий из Соглашения об осуществлении безналичных расчетов, иных банковских операций и сделок с использованием программно-технического комплекса «Авангард Интернет-Банк» (далее – Соглашение) и Условий осуществления безналичных расчетов, иных банковских операций и сделок с использованием программно-технического комплекса «Авангард Интернет-Банк» (далее – Условия дистанционного банковского обслуживания).
Согласно п. 2.3. Условий дистанционного банковского обслуживания Договор дистанционного банковского обслуживания является дополнением к Договору банковского счета.
В силу пп. Ж). п. 3.3.3. Условий дистанционного банковского обслуживания Клиент обязался следить за введением, изменением и отменой Тарифов Банка, а также за иной информацией и сообщениями Банка, которые касаются взаимоотношений Сторон по Договору.
Таким образом, заключив Договоры банковского счета и дистанционного банковского обслуживания, Клиент принял на себя обязательства по уплате комиссий, предусмотренных тарифами Банка, самостоятельно следить за их введением, изменением и отменой, а также предоставил Банку право списывать такие комиссии без распоряжения Клиента.
Действующие тарифы Банка - «Базовые тарифы комиссионного вознаграждения ПАО АКБ «АВАНГАРД» по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой» (далее – Тарифы Банка) - размещены на официальном сайте Банка в сети интернет по адресу https://www.avangard.ru/rus/corporate/basetarifs/ul.pdf.
На момент заключения Договора банковского счета 20.02.2018г. Тарифами Банка была предусмотрена комиссия за перевод денежных средств с осуществлением Банком дополнительного финансового контроля (пункт 2.1.8. Тарифов) (далее – Комиссия).
Согласно Тарифам Комиссия взимается за перевод денежных средств с осуществлением Банком дополнительного финансового контроля (кроме переводов в бюджет и внебюджетные фонды в уплату налоговых и иных обязательных платежей, а также платежей на счета любых физических и юридических лиц, открытые в Банке) в дополнение к комиссиям, предусмотренным п.п.2.1.3.-2.1.7, и компенсации расходов согласно п.2.1.8. раздела 2 Тарифов, взимается комиссия в размере 0,3% от суммы перевода.
Комиссия была введена Приказом Банка от 06.11.2015г. № 516 «О внесении изменений в Приказ от 06.04.2000г. № 107 «О Тарифах АКБ «АВАНГАРД» в размере 0,15% от суммы перевода. Приказом Банка от 02.08.2017г. с 14.08.2017г. размер комиссии был изменен и составил 0,3% от суммы перевода.
Согласно Тарифам дополнительный финансовый контроль осуществляется Банком в случае сомнений в источниках происхождения денежных средств, за счет которых осуществляется перевод, и/ или соответствия перевода целям финансово-хозяйственной деятельности Клиента, в соответствии с рекомендациями Банка России, а также в случае, если на дату получения документа на перевод сумма уплаченных Клиентом налогов и сборов (в том числе, налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налоги на совокупный доход, НДФЛ, транспортный налог, земельный налог, налоги и сборы за пользование природными ресурсами, акцизы, страховые взносы на обязательное социальное страхование, взносы в Пенсионный фонд РФ и так далее, за исключением таможенных платежей) с его банковских счетов в рублях, открытых в Банке, за текущий календарный квартал составляет незначительную часть от внешнего дебетового оборота за текущий календарный квартал по всем банковским счетам Клиента в рублях, открытым в Банке.
Спорная Комиссия применяется исключительно в отношении клиентов, операции которых подлежат дополнительному финансовому контролю.
Таким образом, действия Банка по взиманию с Клиента комиссии за перевод денежных средств с осуществлением Банком дополнительного финансового контроля соответствуют требованиям гражданского законодательства и условиям соглашений между сторонами спора. Заключив Договор банковского счета и Договор об осуществлении безналичных расчетов с использованием программно-технического комплекса «Авангард Интернет-Банк», Клиент принял на себя обязательства по уплате Комиссий, предусмотренной Тарифами Банка, которые были ему известны. Осведомленность Клиента о наличии спорной Комиссии, а также её размер Истцом не оспаривается.
Совершаемые Клиентом операции имели признаки, требующие согласно Правил внутреннего контроля Банка по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, указаний ЦБ РФ и Тарифов Банка повышенного внимание ко всем операциям Клиента. Основания для проведения в отношении Клиента дополнительного финансового контроля у Банка имелись. Такой контроль Банком осуществлялся.
Списание банком спорной комиссии, установленной в предусмотренном законом порядке, не создает неосновательного обогащения (ст. 1102). Банк, списывая комиссию, получил оплату в соответствии с Тарифами, на основании заключенного с Клиентом соглашения, а потому основания для взыскания списанных в качестве комиссии денежных средств, отсутствуют, заявленные истцом требования поданы в отсутствие правовых и фактических оснований, а потому в исле судом отказано в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст. ст. 167, 168, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства ответчика- акционерного коммерческого банка «Авангард», ОГРН <***>, г. Москва о передаче дела по подсудности отказать.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья подпись С.М. Шумакова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.