АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
27 декабря 2017 года Дело № А76-33306/2017
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2017 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.В. Белый, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьменко В.Д. рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет 708 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бомбардир», ОГРН <***>, г. Челябинск
к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 16.10.2017г.
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 17.10.2017 г.
от ответчика:ФИО2, паспорт, доверенность от 15.12.2017 г, № 01/97, ФИО3, паспорт, доверенность от 15.12.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Бомбардир» (далее – заявитель, ООО «Бомбардир») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора (далее – административный орган, УГАН НОТБ УФО Ространснадзора) о признании недействительным Постановления от 16.10.2017 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемое постановление не соответствует закону, отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности.
Административный орган представил копии материалов административного дела, а также отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов административного дела, Челябинской транспортной прокуратурой в сентябре 2017 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования воздушного пространства при проведении фейерверка.
В ходе проверки должностным лицом УГАН НОТБ УФО Ространснадзора установлено, что 26.08.2017 ООО «Бомбардир» на основании муниципального контракта №80 от 10.08.2017 проведен праздничный фейерверк в Красногорском городском поселении Еманжелинского района Челябинской области.
Согласно акту приема-передачи оказанных услуг от 26.08.2017, обязательства по договору исполнены в полном объеме, в установленные сроки, в соответствии с условиями договора.
В соответствии с приложением №1 к муниципальному контракту от 10.08.2017 № 80 высота разрыва пиротехнических изделий равна 50 м (п. п. 1-5), 100м (п. п. 6-10), 170 м (п. п. 11-20), 200 м (п.п. 21-22).
В соответствии с п. 56 Правил использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 м осуществляется с разрешения центров Единой системы.
Проверкой установлено, что ООО «Бомбардир» разрешение на использование воздушного пространства органами единой системы организации воздушного движения не выдавалось.
В отношении ООО «Бомбардир» должностным лицом УГАН НОТБ УФО Ространснадзора 09.10.2017 составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола ООО «Бомбардир» извещено надлежащим образом. При составлении протокола присутствовал директор ООО «Бомбардир» - ФИО4
Копия протокола и определения получены директором ООО «Бомбардир» - ФИО4 лично.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением от 16.10.2017 ООО «Бомбардир» назначено административное наказание, предусмотренное ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО «Бомбардир» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 19 Воздушного кодекса Российской Федерации нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 113 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года №138 (далее - ФП ИВП-138) разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.
В силу п.п. «а» п.116 ФП ИВП-138 разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно п. 56 ФП ИВП-138 использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 м осуществляется с разрешения центров Единой системы. Производство салютов и фейерверков в границах проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность запрещается.
В силу п.п. «а» п. 147 ФП ИВП-138 к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 статьи 11.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет
-наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Бомбардир» 26.08.2017 около 18 ч. 00 мин. UTCпри осуществлении праздничного салюта использовало воздушное пространство над г.п. Красногорское, Еманжелинского района Челябинской области в нарушение требований, предусмотренных ст. 19 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. 56 ФП ИВП-138: «использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 м осуществляется с разрешения центров Единой системы. Производство салютов и фейерверков в границах проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность запрещается».
Правонарушение подтверждается ответом начальника Центра ОВД, согласно которого заявка на использование воздушного пространства (проведение фейерверка) в Красногорском городском поселении от ООО «Бомбардир» в Челябинский РЦ ЕС ОрВД не поступала. Разрешение на использование воздушного пространства ООО «Бомбардир» не выдавалось. 02.09.2017 пользователь воздушного пространства непосредственно в Челябинский РЦ ЕС ОрВД не обращался. Согласование и получение разрешения на использование воздушного пространства получил от ЗЦ ЕС ОрВД г. Екатеринбург.
Согласно ответа начальника ЗЦ ЕС ОрВД г. Екатеринбург 02.09.2017 от ООО «Бомбардир» по электронной почте получен запрос с темой «Согласование фейерверка» и приложением муниципального контракта №0169300014417000019 н проведение праздничного фейерверка в п. Зауральский Еманжелинского района Челябинской области.
Указанный запрос был рассмотрен начальником смены зонального центра и отправлен ответ с указанием разрешения использования воздушного пространства 02.09.2017 в г.т. 544658 с ш. 0611429 в.д. д высоты 150 метров.
Запроса о согласовании использования воздушного пространства при проведении фейерверка 26.08.2017 в Красногорском городском поселении Еманжелинского района Челябинской области от ООО «Бомбардир» не было, оперативными органами Единой системы ОрВД разрешение использования воздушного пространства не выдавалось.
ООО «Бомбардир» считает, что за данное правонарушение должностное лицо УГАН НОТБ УФО Ространснадзора имело все основания освободить ООО «Бомбардир» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в силу следующих обстоятельств: ООО «Бомбардир» является субъектом малого предпринимательства и за подобное правонарушение привлекается впервые.
УГАН НОТБ УФО Ространснадзора с доводами ООО «Бомбардир», что имелась возможность заменить штраф на предупреждение не согласно, поскольку при осуществлении деятельности, связанной с производством салюта 26.08.2017 в воздушном пространстве над Красногорским городским поселением Еманжелинского района Челябинской области негативно влияло на безопасность полетов и, как следствие, на жизнь и здоровье людей, так как в данном районе, вблизи населенного пункта, в воздушном пространстве не было установлено ограничение на выполнение полетов и в любой момент там могло оказаться воздушное судно, либо летательный аппарат с соответствующими вытекающими последствиями.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, зa нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у заявителя при организации салюта имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий, помешавших исполнению требований законодательства в сфере использования воздушного пространства при проведении фейерверка ООО «Бомбардир» не представлено.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами административного дела.
Заявитель просит заменить административный штраф на предупреждение или на приостановление деятельности общества в части оказания услуг по проведению фейерверков на 20 суток, поскольку ООО «Бомбардир» является субъектом малого предпринимательства; предусмотренная ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ ответственность в виде штрафа в силу значительности его размера несоизмерима с совершенным проступком, поскольку доход от оказанной услуги по проведению салюта составил 120000 руб., из которых себестоимость непосредственно фейерверка составила 58004 руб. 26 коп.; с учетом финансового положения ООО «Бомбардир» наложение и взыскание штрафа окажет существенное негативное воздействие на его хозяйственную деятельность, поскольку у общества нет значительных источников дохода и размер прибыли общества за 2016 год составил 312249 руб.; вменяемое правонарушение не повлекло за собой нарушение законных прав и интересов третьих лиц, публичных интересов государства, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда гражданам или иным лицам.
Судом установлено, что ООО «Бомбардир» относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 1 пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Целями указанных норм является обеспечение применения к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений.
В связи с этим в статью 1.4 КоАП РФ (принцип равенства перед законом) внесены соответствующие изменения в целях соблюдения части обеспечения особых условий применения к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства меры ответственности в виде предупреждения.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, поскольку ООО «Бомбардир» относится к субъектам малого предпринимательства, ранее не привлекалось к административной ответственности по части 2 ст. 11.4 КоАП РФ, суд усматривает основания для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 176, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Изменить постановление от 16.10.2017г., вынесенное Управлением Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора, о наложении штрафа наобщество с ограниченной ответственностью «Бомбардир», ОГРН <***>, г. Челябинск, по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ в размере 250.000 руб., заменив штраф на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru
Судья А.В. Белый