Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
г. Челябинск
25 ноября 2020 года Дело № А76-33897/2020
Резолютивная часть решения изготовлена 18 ноября 2020 года
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И. В., рассмотрев дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, г. Челябинск к акционерному обществу «Областное телевидение», г. Челябинск о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Областное телевидение» (далее – ответчик, АО «Обл-ТВ») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 11.09.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В обоснование заявленных требований административный орган ссылается на доказанность наличия в действиях АО «Обл-ТВ» состава вменяемого ему административного правонарушения.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился. Представитель отзыв, дополнительный отзыв.
В своем отзыве ответчик указывает , что составление двух протоколов об административном правонарушении процессуально не обосновано, так как Обществом фактически не соблюдено одно требование – «параметры вещания», и в силу принципа недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение образуется требование однократности административной ответственности за одно правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).
Также ответчик указал, что в период проведения административным органом систематического наблюдения на территории Челябинской области в соответствии с Распоряжением Правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп (Далее Распоряжение) действовал режим повышенной готовности, в соответствии с которым работодателям было рекомендовано, в том числе, оказывать содействие работникам в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому. Таким образом, в момент проверки работу в дистанционной форме осуществляло более 20 сотрудников Общества, на больничном находилось более 10 сотрудников. Отсутствие работников на рабочем месте способствовало уменьшению возможности для соблюдения параметров вещания в полном объеме. За счет уменьшения репортажей и интервью была не соблюдена программная концепция вещания и следовательно, уменьшился объем собственного вещания, т.е. общество было вынуждено выпустить на освободившееся эфирное время контент сетевого партнера СМИ «Национальная радиостанция «Звезда-FM».
Также ответчик указал, что в силу п.3 Приказа Минкомсвязи России от 15.06.2020 N 281 "О временном сокращении перечней лицензионных требований и условий в сфере телевизионного вещания и (или) радиовещания" лицензиатам предоставлена возможность не осуществлять вещание (трансляцию) с 00 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин. по местному времени либо приостановить вещание (трансляцию). У Общества имелось законное право осуществлять вещания на 42 часа в неделю меньше, однако по условиям лицензии и по представленным Административным органам доказательства уменьшение объема составило 14 часов 46 минут 24 секунды. Общество не осуществляло вещание в период с 00.00 час. до 06.00 час, т.е. фактически воспользовалось своим правом, предусмотренным Приказом не осуществлять вещание.
05.11.2020 судом изготовлена резолютивная часть решения по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.
18.11.2020 от заявителя в арбитражный суд поступило ходатайство о составлении мотивированного решения, в связи с чем арбитражным судом изготовлено решение в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
АО «Обл-ТВ» является держателем Лицензии на осуществление наземного эфирного вещания серия РВ № 29429 от 24.08.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Лицензия), которой предусмотрено распространение средств массовой информации радиоканалов «НАЦИОНАЛЬНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ «ЗВЕЗДА-FМ» и «ОТВ74» (запись о регистрации СМИ - регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ЭЛ № ТУ 74 - 01362 от 20.04.2018, зарегистрировано Управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области) посредством наземного эфирного вещания на частоте 107,0 МГц в г. Магнитогорск Челябинской области.
На основании Плана деятельности Управления Роскомнадзора по Челябинской области в 2020 году, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области от 18.11.2019 № 171, Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в период с 03 августа 2020 года по 21 августа 2020 года проведено плановое мероприятие систематического наблюдения в отношении АО «Обл-ТВ».
В результате изучения записи эфира лицензиата за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 до 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 установлено, что в указанный период в эфир выходили следующие передачи радиоканала «ОТВ74»:
1.Радиопрограмма «Новости» - 23 выпуска. Общая продолжительность в неделю - 00 часов 58 минут 53 секунд;
2.Радиопрограмма «О погоде» - 17 выпусков. Общая продолжительность к неделю - 00 часов 03 минуты 05 секунд;
3.Музыкальные произведения - 2 выпуска. Общая продолжительность в неделю - 00 часов 00 минут 40 секунд;
4.Рекламные сообщения - 7 выпусков. Общая продолжительность в неделю -00 часов 01 минуту 09 секунд;
5.Выходные данные (16+) - 28 выпусков. Общая продолжительность в неделю - 00 часов 09 минут 49 секунд.
Общий объем вещания радиоканала «ОТВ74» в указанный период составил 01 час 13 минут 36 секунд, что на 14 часов 46 минут 24 секунды меньше объема, установленного Лицензией.
Приведенные обстоятельства расценены Управлением в качестве нарушения ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», п.п. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 1025 - несоблюдение соотношения объемов вещания продукции СМИ «ОТВ74» к общему объему вещания.
По результатам проведенной проверки в отношении АО «Обл-ТВ» составлен протокол об административном правонарушении №АП-74/5/991 от 01.09.2020, в котором зафиксирован факт осуществления деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Обл-ТВ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Настоящее заявление рассматривается в порядке параграфа 1 главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Протокол №АП-74/5/991 от 01.09.2020 об административном правонарушении составлен специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Челябинской области ФИО1 в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении №АП-74/5/991 от 01.09.2020 составлен в присутствии представителя общества по доверенности ФИО2
Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ административным органом при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого АО «Обл-ТВ» правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, … требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).
Деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию (пункт 36 части 1 статьи 12).
Согласно ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон), перечень лицензионных требований устанавливается Правительством РФ с учетом положений законодательства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания является, в числе прочих, соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание, в том числе требование: о соблюдении соотношения вещания продукции средства массовой информации к общему вещанию в неделю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 1025 устанавливает следующие параметры вещания:
1.Вещание указанного в Лицензии телеканала или радиоканала;
2.Вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в Лицензии;
3.Соблюдение объема вещания;
4.Соблюдение даты начала вещания;
5.Вещание телеканала или радиоканала в определенной Лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;
6.Вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;
7.Вещание телеканала или радиоканала на указанной в Лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;
8.Соблюдение параметров спутникового вещания для спутникового вещания;
9. Соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала.
Административным органом установлено, что общий объем вещания радиоканала «ОТВ74» в указанный период составил 01 час 13 минут 36 секунд, что на 14 часов 46 минут 24 секунды меньше объема, установленного Лицензией.
В соответствии с условиями Лицензии, объем вещания собственного СМИ «ОТВ74» должен составлять 16 час. 00 мин. 00 сек. в неделю.
К Акту систематического наблюдения от 21.08.2020 № А-74/5/32 Управлением приложена справка о результатах анализа записи эфира вещания на частоте 107,0 МГц в г. Магнитогорск Челябинской области за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020.
Управлением был проведен анализ справки эфира вещания и установлено, что в результате анализа записи эфира вещания в проверяемый период выходили в эфирСМИ «ОТВ74» и СМИ сетевого партнера «НАЦИОНАЛЬНАЯРАДИОСТАНЦИЯ «ЗВЕЗДА-FМ».
Согласно вышеуказанной выписке из справки, радиоканалом «ОТВ74» объявлены выходные данные только при начале эфира вещания, однако после завершения эфира не объявляются выходные данные.
Окончанием эфира вещания радиоканалом «ОТВ74» Управлением установлено, только по выходным данным в начале эфира сетевого партнера радиоканала «НАЦИОНАЛЬНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ «ЗВЕЗДА-FМ».
Общий объем вещания радиоканала «ОТВ74» в указанный период составил 01 час 13 минут 36 секунд, что на 14 часов 46 минут 24 секунды меньше объема, установленного Лицензией.
Согласно условиям Лицензии, объем вещания радиоканала «НАЦИОНАЛЬНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ «ЗВЕЗДА-FМ» должен составлять 152 час. 00 мин. 00 сек. в неделю. В результате изучения записи эфира лицензиата за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 до 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 установлено, что в указанный период объем вещания радиоканала «НАЦИОНАЛЬНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ «ЗВЕЗДА-FМ» составил 166 часов 46 минут 24 секунды, что на 14 часов 46 минут 24 секунды больше объема, установленного Лицензией.
Таким образом, требование о соотношении вещания продукции СМИ к общему вещанию в неделю - не соблюдается.
Факт нарушения лицензионных требований подтверждается Актом систематического наблюдения АО «Обл-ТВ» от 21.08.2020, справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии № 29429, протоколом об административном правонарушении АП-74/5/991 от 01.09.2020.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях АО «Обл-ТВ» имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, подлежат отклонению на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» продлен срок действий срочных Лицензий и иных разрешений срок действия которых истекает в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года на 12 месяцев.
Ка усматривается из материалов дела, Лицензия серия РВ № 29429 выдана АО «Обл-ТВ» 24.08.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком до 24.08.2028.
Таким образом, действия вышеуказанного постановления Правительства не распространяются на юридическое лицо, так как, срок действия Лицензии АО «Обл-ТВ» заканчивается 24.08.2028.
Нормы приказа Минкомсвязи Российской Федерации от 15.06.2020 № 281 «О временном сокращении перечней лицензионных требований и условий в сфере телевизионного вещания и (или) радиовещания» применяются к лицензиатам исключительно в части предоставления им возможности:
- не осуществлять вещание с 00 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин. по местному времени либо приостановить вещание (трансляцию).
Согласно Акту систематического наблюдения 21.08.2020 № А-74/5/32, записи эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 на частоте 107,0 МГц в г. Магнитогорск Челябинской области, справке о результатах анализа записей эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 СМИ радиоканал «ОТВ74» не выходил в эфир с 00 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин. по местному времени, что подтверждается материалами дела. Также, заявление о приостановлении деятельности СМИ радиоканала «ОТВ74» от АО «Обл-ТВ» не представлено.
Административный орган верно указал, что доказательства, приобщенные к протоколам об административном правонарушении являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода о виновности АО «Обл-ТВ» в инкриминируемом ему административном правонарушении.
Доводы ответчика о том, что он действовал в условиях крайней необходимости (режим повышенной готовности в соответствии с которым работодателям было рекомендовано, в том числе, оказывать содействие работникам в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому) также не могут быть приняты судом, поскольку не освобождают ответчика от соблюдения требования Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания о соотношении вещания продукции СМИ к общему вещанию в неделю.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние АО «Обл-ТВ» следует признать виновным, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения лицензионных требований. Вместе с тем, обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства в области оказания услуг связи.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения возложенных на общество лицензионных требований, не представлено.
С учетом указанных обстоятельств состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях АО «Обл-ТВ» установлен.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное ответчику правонарушение, на дату рассмотрения настоящего дела не истек.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения АО «Обл-ТВ» от административной ответственности не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд, учитывая, что Обществом правонарушение совершено впервые, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинения имущественного ущерба, суд полагает возможным изменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области удовлетворить.
Привлечь акционерное общество «Обл-ТВ» зарегистрированное в качестве юридического лица 04.05.2018 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья И.В. Мрез