Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru, http:www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
10 апреля 2013 года Дело №А76-33/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 апреля 2013 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Позднякова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусихиной С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФКМ – Ресурс», г.Магнитогорск Челябинской области
к Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области
о признании недействительным решения налогового органа от 01.10.2012 об отказе в государственной регистрации ООО «ФКМ – Ресурс» в связи с его ликвидацией.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.02.2013, паспорт
от ответчика: ФИО2 по доверенности №05-69/1-Ю от 09.01.2013, служебное удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» (ИНН <***>, г.Магнитогорск Челябинской области) (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области (далее – ответчик, регистрирующий орган, налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконным решения от 01.10.2012 об отказе в государственной регистрации ООО «ФКМ-Ресурс» в связи с его ликвидацией и обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО «ФКМ-Ресурс» в связи с его ликвидацией.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Считает, что обществом выполнено требование Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ, предоставлены все необходимые документы для государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, в том числе ликвидационный баланс предприятия.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.38-39). Указал, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией вынесено законно и обоснованно, поскольку представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037402173456 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - л.д. 12-14).
Внеочередным общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» 05.12.2011 года принято решение о ликвидации ООО «ФКМ-Ресурс» (протокол от 05.12.2011 - л.д.22). Председателем ликвидационной комиссии назначен ФИО3
Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области 13.12.2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены записи №2117455065968 о принятии решения о ликвидации юридического лица общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» и №2117455065979 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора ФИО3.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 28.12.2011 №51 (358) ликвидатором размещена публикация о ликвидации ООО «ФКМ-Ресурс» (л.д.53, порядковый номер записи 1011).
По истечении двухмесячного срока, установленного для предъявления претензий кредиторов, 09.07.2012г. был составлен промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс был принят Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области, в Единый государственный реестр юридических лиц 16.07.2012 внесена запись №2127455041756 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Внеочередным общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» 24.09.2012 года принято решение о утверждении ликвидационного баланса ООО «ФКМ-Ресурс» (протокол от 24.09.2012 – л.д.18).
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001), ликвидационный баланс, справка по страховым взносам, пеням, штрафам, выданная УПФР в г.Магнитогорске Челябинской области, протокол внеочередного общего собрания участников, копия сведений о публикации ликвидации юридического лица, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, поданы в регистрирующий орган Председателем ликвидационной комиссии ФИО3 24.09.2012, что подтверждается распиской о получении регистрирующим органом документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (л.д.26).
Решением Межрайонной Инспекции ФНС России №16 по Челябинской области от 01.10.2012, ООО «ФКМ-Ресурс» было отказано в государственной регистрации в связи с его ликвидацией (л.д. 25) на основании пп. «а» п.1 ст.23 ФЗ Закона № 129-ФЗ в связи с непредставлением определенных ст. 17 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов – отсутствует ликвидационный баланс.
Общество полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
По смыслу ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом такое прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (ст. 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон №129-ФЗ, Закон о регистрации).
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Из оспариваемого решения следует, что оно принято на основании пп. «а» п.1 ст.23 ФЗ Закона № 129-ФЗ в связи с непредставлением определенных ст. 17 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
При этом в решении указано, что заявителем представлен ликвидационный баланс, в котором кредиторская задолженность равна нулю, что не соответствует действительности. По данным налогового органа юридическое лицо имеет задолженность в сумме 138952 руб. 42 коп. В связи с чем ликвидационный баланс считается не представленным.
Как пояснил представитель налогового органа в судебном заседании, задолженность в размере 138952 руб. 42 коп. образовалась в 2004-2006 годах.
Доказательств образования налоговых обязательств не представлено. К таким доказательствам относятся налоговые декларации, расчеты (ст. 80 НК РФ). Соответственно не представлено доказательств в обоснование начисления пени. Не представлено доказательств в обоснование взыскания штрафов. Взыскание штрафов представляет собой ответственность за нарушение налогового законодательства. Решений о привлечении к налоговой ответственности не представлено (ст.ст. 88,89 НК РФ).
При этом налоговым органом в отношении данной задолженности мер принудительного взыскания (ст.ст. 46, 47 НК РФ) в установленные сроки не принималось. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Также судом установлено, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.02.2012г. за ООО «ФКМ-Ресурс» числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 89139 руб. 62 коп., а также переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2590 руб. 31 коп.
Однако доказательств проведения зачета в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, на указанные суммы налоговым в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих срок и основания возникновения указанной задолженности.
При этом, заявителем в подтверждение довода об отсутствии задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда в материалы дела представлены ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) за 2010 год (л.д.70), справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам №084 037 13 СР 0008531 от 21.03.2013, выданная УПФР в г.Магнитогорске (л.д.71) из которых видно, что у ООО «ФКМ-Ресурс» отсутствует задолженность перед бюджетом Пенсионного фонда.
Как следует из материалов дела, внеочередным общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» 05.12.2011 года принято решение о ликвидации ООО «ФКМ-Ресурс» (протокол от 05.12.2011 - л.д.22). Председателем ликвидационной комиссии назначен ФИО3
Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области 13.12.2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены записи №2117455065968 о принятии решения о ликвидации юридического лица общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» и №2117455065979 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора ФИО3.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 28.12.2011 №51 (358) ликвидатором размещена публикация о ликвидации ООО «ФКМ-Ресурс» (л.д.53, порядковый номер записи 1011). Следовательно, срок предъявления требований кредиторами истекает – 28.02.2012г.
В сроки, установленные для предъявления требований, Межрайонная ИФНС России №16 по Челябинской области обратилась к председателю ликвидационной комиссии ООО «ФКМ-Ресурс» с письмом от 09.12.2011 №11-10/012465, в котором содержалось требование о включениии задолженности по налогам, пени и штрафам в размере 167096 руб. 33 коп., образовавшейся по состоянию на 06.12.2011г., в реестр требований кредиторов (л.д.27).
Председатель ликвидационной комиссии ООО «ФКМ-Ресурс» ФИО3 письмом от 06.02.2012 Исх.№5 уведомил Межрайонную ИФНС России №16 по Челябинской области о невозможности включения в реестр требований кредиторов суммы задолженности в связи с отсутствием в письме налогового органа сведений, необходимых для учета обязательств: вид налога, по которому возникла недоимка и начислена пеня; реквизиты документа, являющегося основанием возникновения требования и подтверждающего соблюдение установленного порядка предъявления требований об уплате налогов или сборов; дата возникновения обязательства и периоды, за которые возникли недоимки и начислена неустойка; начисленные суммы с разбивкой по периодам начисления и с учетом произведенных выплат. Налоговому органу для подтверждения своих требований было предложено предоставить справку по расчетам с бюджетом, содержащую всю необходимую информацию (л.д.28).
09.02.2012г. налоговый орган направил в адрес председателя ликвидационной комиссии ФИО3 письмо №17-39/0012227, содержащее сведения о видах налогов, сроках и основаниях образования задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов (л.д.29-30). Также в адрес председателя ликвидационной комиссии направлена справка №52809 о состоянии расчетов по налогам сборам, взносам по состоянию на 07.02.2012, согласно которой у общества имеется непогашенная недоимка по налогам, сборам и штрафам (л.д.31-32).
При этом суд отмечает, что задолженность, отраженная в письме от 09.02.2012 №17-39/0012227 (л.д.29-30), не совпадает с задолженностью, отраженной в справке №52809 от 07.02.2012г. (л.д.31-32), по видам налогов и суммам, подлежащим уплате в бюджет.
Указанное письмо было направлено налоговым органом 13.02.2012 в адрес председателя ликвидационной комиссии ООО «ФКМ-Ресурс» ФИО3 по адресу: ул.Комсомольская, 52, г.Магнитогорск Челябинская область, о чем свидетельствует представленная в материалы дела копия реестра №856 заказных писем (л.д.54). Однако не было вручено председателю ликвидационной комиссии по причине истечения срока хранения на отделении почтовой связи (л.д.55).
При этом налоговым органом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств направления письма от 09.02.2012 №17-39/0012227 по адресу: <...>, который является юридическим адресом общества и указан в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д.12-14) и по которому общество получает почтовую корреспонденцию.
Письмо №17-39/0012227 от 09.02.2012 было получено представителем ООО «ФКМ-Ресурс» ФИО1 только 02.04.2012, о чем свидетельствует подпись последней на стр.2 письма от 09.02.2012 (л.д.63).
09.07.2012г. внеочередным общим собранием участников ООО «ФКМ-Ресурс» принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что кредиторская задолженность в промежуточном ликвидационном балансе ООО «ФКМ-Ресурс» равна нулю.
Сведения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса внесены Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области в Единый государственный реестр юридических лиц 16.07.2012г., о чем ООО «ФКМ-Ресурс» выдано свидетельство 74 №005900930.
Доказательств оспаривания сведений, отраженных в промежуточном ликвидационном балансе, в части недостоверности отражения размера кредиторской задолженности, налоговым органом в материалы дела не представлено.
Внеочередным общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» 24.09.2012 года принято решение об утверждении ликвидационного баланса ООО «ФКМ-Ресурс» (протокол от 24.09.2012 – л.д.18).
Согласно п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Из указанной нормы следует, что при наличии спора по задолженности между ликвидационной комиссией юридического лица и кредитором (в данном случае налоговым органом) последний вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии и в этом случае задолженность подлежит взысканию в порядке искового производства.
Письмом №32 от 09.07.2012г., то есть до составления ликвидационного баланса и обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (24.09.2012), ООО «ФКМ-Ресурс» отказало во включении указанной налоговым органом задолженности в состав кредиторской задолженности в связи с отсутствием правовых оснований: отсутствием расчета пени, отсутствием расшифровки части задолженности, отсутствием реализованных налоговым органом процедур принудительного взыскания недоимки, и утратой налоговым органом права требования от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате недоимки и задолженности по пени в связи с истечением сроков взыскания. Указанное письмо было вручено налоговому органу 09.07.2012, о чем свидетельствует оттиск штампа налогового органа на письме (л.д.33)
Однако, в налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в материалы дела не представлено доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии, после получения отказа, содержащегося в письме от 09.07.2012 Исх.№32 (л.д.33), равно как и не представлены доказательства, подтверждающие сам факт наличия задолженности и не представлено доказательств того, что им (налоговым органом) приняты меры, направленные на взыскание задолженности заявителя перед бюджетом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.
При этом суд отмечает, что между составлением промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса прошло более трех месяцев, и сведения указанные в промежуточном ликвидационном балансе (отсутствие информации о задолженности) было зарегистрировано Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обществом соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса РФ.
В силу п.6 ст. 64 ГК РФ погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.
Следовательно, задолженность, отраженная в оспариваемом решении от 01.10.2012, при отсутствии доказательств, подтверждающих основания возникновения и доказательств оспаривания отказа ликвидационной комиссии во включении требований в реестр кредиторов, считается погашенной.
При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным довод общества об отсутствии у него обязанности отражать в ликвидационном балансе сведения о наличии непогашенной задолженности, которая не подтверждена налоговым органом, поскольку единственным доказательством наличия у общества задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, согласно действующего законодательства может является только установленная и документально подтвержденная недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам.
Учитывая изложенное, суд считает решение налогового органа об отказе в государственной регистрации от 01.10.2012 принято инспекцией неправомерно, в связи с чем заявленные ООО «ФКМ-Ресурс» требования подлежат удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст.201 АПК РФ.
Кроме того, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, в связи с чем в качестве способа устранения допущенных прав и законных интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Межрайонную ИФНС России № 16 по Челябинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс».
В соответствии со ст. 102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 2000 руб. по квитанции от 29.12.2012 (л.д.10).
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в рассматриваемом деле решение принято в пользу заявителя, а Межрайонная ИФНС России №16 по Челябинской области принимала участие в качестве ответчика, в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, с последнего подлежат взысканию в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при обращении в арбитражный суд в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» (ИНН <***>, г.Магнитогорск Челябинской области) требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Челябинской области «об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 01.10.2012
Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России №16 по Челябинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» (ИНН <***>, г.Магнитогорск Челябинской области).
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФКМ-Ресурс» (ИНН <***>, г.Магнитогорск Челябинской области) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья подпись Е.А. Позднякова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18ааs.arbitr.ru.