Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
23 ноября 2009 года
Дело № А76-34018/2009-61-790
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2009года
Решение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2009 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Тиунова Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насыровой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа, г. Екатеринбург
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Челябинской области, г.Чебаркуль Челябинской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Государственное учреждение Войсковая часть № 21295, п.Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области;
Министерство обороны РФ
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 28.11.2008
от ответчика: не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Военного прокурора Приволжско - Уральского военного округа (далее –Прокурор, заявитель) обратился в интересах Министерства обороны РФ в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Челябинской области (далее-ответчик МИФНС России № 5 по Челябинской области) о признании недействительным решения №385 от 26.12.2002 о регистрации войсковой части 21295 путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи №1027401996203, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Челябинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи под номером 1027401996203 от 26.12.2002.
В судебном заседании представитель Прокурора требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны РФ. Министр обороны РФ решения о создании юридического лица с организационно-правовой формой «государственное учреждение» не принимал. Устав учреждения Министром обороны или уполномоченным им органом не утверждался. Заявление по форме Р 17001, представленное в инспекцию, не содержало достоверной информации для регистрации в качестве юридического лица, о допущенном нарушении закона заявителю стало известно 08.09.2009.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.51, 61).
Представитель Министерства обороны в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 60).
Представитель государственного учреждения Войсковая часть № 21295 в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании 13.11.2009 был объявлен перерыв до 16.11.2009 09.00 часов, о чем информация была размещена в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В отношении Войсковой части 21295 Инспекцией МНС России по Чебаркульскому району Челябинской области 26.12.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1027401996203 (л.д. 12-13)
Инспекцией МНС РФ по Чебаркульскому району Челябинской области 26.12.2002 принято решение № 385 о регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ на основании представленных для регистрации документов, полученных регистрирующим органом вх.№321 (л.д.38).
Государственная регистрация произведена на основании представленного уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности №18 от 26.12.2002 выданной командиром войсковой части 21295, ФИО2 заявления о государственной регистрации юридического лица по форме № Р17001 (л.д. 30-32).
На основании решения № 385 от 26.12.2002 Инспекцией МНС РФ по Чебаркульскому району Челябинской области в ЕГРЮЛ 26.01.2002 внесена запись о создании юридического лица– Государственного учреждения войсковой части 21295 за основным государственным регистрационным номером 1027401996203, что подтверждается свидетельством серии 74 № 004779228 (л.д. 37).
Заместитель военного прокурора Приволжско - Уральского военного округа, получив копии документов, послуживших основанием для государственной регистрации войсковой части 21295 (л.д. 22) и полагая незаконным соответствующее решение регистрирующего органа, на основании ст. 52, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон №129-ФЗ).
Согласно п.3 ст. 26 Закона №129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп. «а»-«д», «л» п.1 ч.5 Закона, а именно: о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организацией на русском языке, организационно-правовой форме, адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях (участниках) юридического лица.
Как усматривается из материалов дела, основанием для регистрации регистрирующим органом послужило заявление по форме Р 17001, представителем по доверенности №18 от 26.12.2002 выданной командиром войсковой части 21295 (л.д. 33).
В силу п. 11. Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента 11.11.1998 N 1357 (действовавшего в период издания оспариваемого акта), Министр обороны, в том числе создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных Сил; подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий, входящих в состав Вооруженных Сил, в соответствии с федеральным законодательством определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных), а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей указанных предприятий, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями;
В соответствии с ч.1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса (ч.1 ст. 120 ГК в редакции, действовавшей в период издания оспариваемого акта).
В силу ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции, действовавшей в период издания оспариваемого акта, далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации (ч.1). Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя) (ч.2).
Учредительными документами некоммерческих организаций в силу ч.1 ст. 14 Закона № 7-ФЗ являются, в том числе решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 16 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Управление федеральной собственностью пунктом «г» ч.1 ст. 114 Конституции РФ отнесено к полномочиям Правительства РФ.
Как усматривается из материалов дела, войсковая часть №21295 не имела учредительных документов на момент регистрации – 26.12.2002, в представленном войсковой частью №21295 заявлении сведения об организационно- правовой форме в нарушение п.2 Методических разъяснений по порядку заполнения формы №Р17001 не указаны, а сведения о наличии организационно- правовой формы «государственное учреждение» в ЕГРЮЛ инспекцией указаны необоснованно.
В сообщении войсковой части №21295 не заполнен Раздел 6 «Количество учредителей (участников)» установленной формы №Р17001 и отсутствует Лист А «Сведения об учредителях (участниках) – юридических лицах» к данной форме, где в обязательном порядке должны были содержаться названные сведения. Указанное противоречии п.7 Методических разъяснений по порядку заполнения формы №Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», утв.Приказом МНС РФ от 15.10.2002 №БГ-3-09/572).
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что устав учреждения, утвержденный в установленном порядке, решение собственника о создании учреждения, передаточные акты на государственную регистрацию не представлялись, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что ответчик должен был отказать в регистрации данного войскового подразделения в качестве юридического лица, т.к. обязательные сведения об учредителях и организационно-правовой форме в сообщении по форме №Р17001 войсковой части 21295 отсутствовали.
Согласно ст.5 Закона №129-ФЗ в едином государственном реестре содержаться сведения только о юридических лицах.
Между тем войсковая часть 21295 не являлась фактически юридическим лицом на момент регистрации.
Довод инспекции о том, что действующими нормативно- правовыми актами в Российской Федерации на тот период времени не был определен юридический статус воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, поэтому правовой статус регламентировался указаниями, приказами, методическими рекомендациями Министерства обороны РФ, содержащими сведения о том, что постановка на учет воинских частей, организаций Министерства обороны РФ, а также выдача свидетельства по остановке на учет в налоговом органе юридического лица. образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ, поставленного на учет в налоговые органы до 01.01.1999, осуществляется на основании общих требований, предъявляемых к налогоплательщикам-организациям, не принимается судом как необоснованный нормативно.
Войсковая часть 21295 до регистрации ее инспекцией статусом юридического лица не обладала, кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.08.2009, в государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения об учредителях (участниках) войсковой части 21295 (л.д. 11).
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в соответствии с письмом МНС РФ от 29.03.2003 №ММ-6-09/1007 налоговые органы не обладают правомочиями по осуществлению правовой экспертизы представленных документов, а также не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений и управленческую деятельность не принимается судом.
В соответствии с ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вопреки указанным требованиям закона, Инспекцией не представлено доказательств того, что Минобороны России принимало решение о создании юридического лица с организационно-правовой формой «государственное учреждение», что внесение сведений о войсковой части 21295 в ЕГРЮЛ является перерегистрицией юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, а не созданием, реорганизацией или ликвидацией войсковой части.
Имущество войсковой части является федеральной собственностью, в/ч 21295 финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам, на момент регистрации войсковая часть №21295 не имела утвержденных в установленном порядке учредительных документов, доказательств закрепления имущества на каком-либо праве.
Таким образом, доказательства наличия обязательных признаков, предусмотренных Гражданским кодексом юридического лица у войсковой части 21295 отсутствуют.
Поскольку заявление содержит сведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства, оно не может считаться представленным согласно ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в силу чего основания для регистрации в качестве юридического лица войсковой части 21295 отсутствовали.
Данные обстоятельства являются основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для регистрации войсковой части 21295 в качестве юридического лица.
Указанным решением Инспекции нарушены права и интересы Министерства обороны РФ, в чьих интересах Прокурором подано заявление, по определению правового статуса её структурных подразделений, что в силу п. 1 ст. 1, ст. 12, п. 1. ст. 51 Гражданского кодекса РФ, в их системной взаимосвязи, ведет к ограничению предусмотренного в рамках закона осуществления государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридического лица и к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников.
Оспариваемое решение о регистрации в качестве юридического лица войсковой части №21295 вынесено с нарушением действовавшего на тот момент законодательства и нарушает права и законные интересы Министерства обороны РФ, в связи с чем, является незаконным.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования Прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая принятие решения в пользу заявителя, с ответчика в соответствие со ст. 105, ч. 3 ст. 110 АПК РФ, п. 3 ч.1 ст. 333.21, ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции МНС по Чебаркульскому району Челябинской области от 26.12.2002 №385 по регистрации войсковой части 21295, выразившееся во внесении 26.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц записи под номером 1027401996203.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ № 5 по Челябинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи под номером 1027401996203 от 26.12.2002.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, а также в порядке кассационного производства - в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи жалобы через арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr. ru.
Судья Т.В. Тиунова