ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-34562/17 от 15.03.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

19 марта 2018 года Дело № А76-34562/2017

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2018 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Горлатых И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гнездиной М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Ломбардини", ОГРН <***>, г. Челябинск

к Отделению по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Челябинск),

об оспаривании постановления

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности,

ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Ломбардини" (далее – заявитель, ООО «Ломбард Ломбардини») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к отделению по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Челябинск) (далее – ответчик, Отделение по Челябинской области) об оспаривании постановления от 11.10.2017 №17-11938/31110-1 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Настоящее заявление определением от 10.11.2017 принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (статьи 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т. 1, л.д. 1-2).

Определением суда от 17.01.2018, в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений, раскрытия доказательств, их подтверждающих, дело назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении (т. 1, л.д. 3-5)

В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление (т. 1, л.д. 56-65).

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Как следует из материалов дела, ООО «Ломбард Ломбардини» с 16.02.2016 осуществляет деятельность в качестве ломбарда, о чем имеется соответствующая запись в Государственном реестре ломбардов.

Из материалов дела следует, что 05.07.2017 Отделением по Челябинской области в адрес ООО «Ломбард Ломбардини» направлено уведомление о необходимости представить в срок до 20.07.2017 документы с целью проведения их оценки в рамках дистанционного надзора (т. 2, л.д. 90-93), которое получено заявителем 11.07.2017.

19.07.2017 в Отделение по Челябинской области от заявителя поступили запрашиваемые документы (т. 1, л.д. 128-157, т. 2, л.д. 1-89)

Далее, в рамках дистанционного надзора Отделением по Челябинской области проведена проверка Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ ООО «Ломбард Ломбардини» (далее – Правила) редакции, утвержденной 01.06.2016 директором заявителя.

В ходе проведения надзора установлены следующие нарушения:

1.В программе организации системы ПОД/ФТ не установлены:

- положения о статусе ответственного сотрудника;

-порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками ломбарда;

2. В правилах не предусмотрены:

- функции ответственного сотрудника, а именно контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;

- права и обязанности ответственного сотрудника, а именно:

давать указания, касающиеся проведения операции
(заключения сделки), в том числе о задержке ее проведения (заключения) в
целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о
клиенте или об операции (сделке);

доступа в помещения подразделений НФО, а также в
помещения, используемые для хранения документов (архивы),
компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях;

обеспечивать сохранность и возврат полученных от
руководителей и сотрудников подразделений документов;

- процедуры, связанные со сбором следующих сведений в отношении индивидуального предпринимателя:

о целях установления и предполагаемом характере деловых
отношений с НФО, о целях финансово-хозяйственной деятельности (о
планируемых операциях);

о финансовом положении;

о деловой репутации;

- в порядке оформления анкет клиента содержатся ограничение данных;

3.В программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца не включены:

перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию Ломбардом бенефициарных владельцев;

основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента;

особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован Ломбардом до приема клиента на

обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках)

с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание;

порядок обеспечения доступа сотрудников НФО к информации,
полученной при проведении идентификации;

способы взаимодействия Ломбарда с клиентом при запросе сведений
и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления
идентификационных сведений);

порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом
операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска;

4.В программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма не предусмотрены:

оценка степени (уровня) риска клиента по шкале определения степени (уровня) риска клиента, состоящей не менее чем из двух степеней (уровней);

фиксирование обоснования отнесения клиента к определенной степени (определённому уровню) риска (или не отнесения клиента к повышенному уровню риска в случае, если статус клиента (и/или его деятельность) соответствует одному либо нескольким фактором рискам, предусмотренным Приложением №2 «Факторы, влияющие на оценку риска клиента» к Положению Банка России №445-П;

5. В Программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма не включены:

организация системы управления риском легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в
зависимости от оценки риска использования услуг НФО в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма;

методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг НФО в целях легализации «отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня)
риска клиента и риска использования услуг НФО в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма;

порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и
контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;

способы управления риском легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию;

особенности мониторинга и анализа операций клиента, относящихся к
различным степеням (уровням) риска.

6. В Программе выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма не предусмотрены:

механизм взаимодействия между сотрудниками Ломбарда, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником Ломбарда;

положения о сроках принятия решений о квалификации (переквалификации) операции клиента в качестве подозрительной;

порядок представления в уполномоченный орган сведений об
операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

положения о мерах, которые применяются НФО исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции.

7. В программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не включены:

порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте
уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков (такого имущества);

положения о порядке проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки;

порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень;

порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона № 115-ФЗ;

порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у НФО информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

8. В программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения
клиента о совершении операции не предусмотрены:

положения о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированные с учетом Программы управления риском и Программы выявления операций, а также специфики деятельности Ломбарда;

порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

9. Программа подготовки и обучения кадров НФО в сфере ПОД/ФТне соответствует Указанию Банка России № 3471-У.

10. Не исполнена обязанность по приведению Правил в соответствие с Указанием Банка России в установленные сроки.

Таким образом, Отделением по Челябинской области установлены в действиях ООО «Ломбард Ломбардини» нарушения требований пунктов 1.4, 1.10, 2.8, 2.10, 2.11, 3.1, 3.2, 4.2, 4.4, 5.2, 6.1, 6.3, 7.1, 7.3 «Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утверждённых Банком России 15.12.2014 №445-П (далее – Положения Банка России №445-П), положения Указания Банка России от 05.12.2014 №3471-у (далее – Указание Банка №3471-у), от 28.07.2016 №4086-у (далее – Указание Банка №4086-у), от 18.08.2016 №4105-у (далее – Указание Банка №4105-у), Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

По результатам проведенной проверки составлен протокол от 27.09.2017 №ТУ-75-ЮЛ-17-11938/1020-1 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт допущенных нарушений (т. 1, л.д. 110-124).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением от 11.10.2014 №17-11938/31110-1 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (т. 1, л.д. 7-23, 82-99).

Данное постановление оспорено ООО «Ломбард Ломбардини» в арбитражный суд.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (статьи 207-211).

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление ответчиком принято 11.10.2016 и получено заявителем 20.10.2017 (т. 1, л.д. 32-34, 81). Заявление ООО «Ломбард Ломбардини» в арбитражный суд подано 02.11.2017.

Таким образом, заявитель не пропустил установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьями 28.3, 23.62 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, а также рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьей 15.27 КоАП РФ, осуществляется должностными лицами Банка России.

Протокол об административном правонарушении от 27.09.2017 составлен главным экономистом сектора финансового мониторинга некредитных финансовых организацией отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения по Челябинской области ФИО3, постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 11.10.2017 №17-11938/31110-1 вынесено заместителем управляющего Отделением по Челябинской области ФИО4 в пределах предоставленных указанным должностным лицам полномочий.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1).

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении №ТУ-75-ЮЛ-17-11938/1020-1 от 27.09.2017 составлен в отсутствие законного представителя ООО «Ломбард Ломбардини» (т. 1, л.д. 110-124). Телеграммой от 25.09.2017 заявитель уведомлен о времени и месте составления протокола.

Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ административным органом при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого ООО «Ломбард Ломбардини» правонарушения.

В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены 11.10.2017 в присутствии полномочного представителя ООО «Ломбард Ломбардини» ФИО1 (т. 1, л.д. 99-100).

Доводы заявителя о том, что телеграмма вручена неуполномоченному лицу, судом не принимается.

Из материалов дела следует, что 22.09.2017 Отделением по Челябинской области в адрес ответчика направлена телеграмма с извещением о времени и месте составления протокола – 27.09.2017 10 час. 00 мин. (т. 1, л.д. 126).

Указанная телеграмма вручена 25.09.2017 уполномоченному на получение телеграмм ФИО1 (т. 1, л.д. 125).

Вместе с тем, представитель заявителя на составление протокола об административном правонарушении не явился.

Далее, 28.09.2017 Отделением по Челябинской области в адрес ответчика направлена телеграмма (т. 1, л.д. 106).

Указанная телеграмма вручена 29.09.2017 уполномоченному на получение телеграмм ФИО1 (т. 1, л.д. 105).

10.10.2017 на рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель ООО «Ломбард Ломбардини» - ФИО1, действующая на основании доверенности (т. 1, л.д. 100).

Суд отмечает, что телеграммы с уведомлением о времени и месте составления как протокола об административном правонарушении, так и об участии в рассмотрении дела об административном правонарушении направлены по юридическому адресу и по фактическому адресу ООО «Ломбард Ломбардини». Ссылка заявителя на получение данных телеграмм неуполномоченным лицом, не свидетельствует о ненадлежащем извещении о времени и месте как составления протокола об административном правонарушении, так и рассмотрении дела об административном правонарушении, а могут свидетельствовать лишь о ненадлежащей организации юридическим лицом деятельности по получению направленной в его адрес почтовой корреспонденции.

Более того, представитель ООО «Ломбард Ломбардини», которому вручены телеграммы, явился как на рассмотрение дела об административном правонарушении, так и на рассмотрение настоящего дела.

Приведенные обстоятельства в совокупности подтверждают факт соблюдения Отделением по Челябинской области порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Субъектом ответственности являются, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды также вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите». При этом ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных услуг (часть 4 статьи 2).

Как следует из материалов дела, ООО «Ломбард Ломбардини» с 16.02.2016 осуществляет деятельность в качестве ломбарда, о чем имеется соответствующая запись в Государственном реестре ломбардов.

В связи с чем, суд полагает, что ООО «Ломбард Ломбардини» может нести ответственность за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом №115-ФЗ.

Организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (статья 5).

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (пункт 2 статьи 7).

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Банком России 15.12.2014 утверждено Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма N 445-П.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе ломбарды обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Таким образом, осуществляя свою деятельность, организации обязаны исполнять в полном объеме требования специального законодательства, регламентирующего основы его деятельности, а также внутренних документов организаций.

Из представленных материалов дела следует, что во исполнение указанных норм действующего законодательства, 01.06.2016 директором ООО «Ломбард Ломбардини» утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (т. 1, л.д. 129-157, т. 2, л.д. 1-30).

Между тем, в представленных правилах не учтены в полном объеме требования специального законодательства.

Так, согласно пункту 2.8 Положения Банка России №445-П, в программу организации системы ПОД/ФТ включаются, в том числе: положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, порядок взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с иными сотрудниками некредитной финансовой организации (при наличии таких сотрудников в некредитной финансовой организации).

Вместе с тем, в представленных заявителем Правилах не установлены: положения о статусе ответственного сотрудника, а также порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками ломбарда.

Согласно пункту 2.10 Положения Банка России №445-П, программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены функции ответственного сотрудника, в том числе организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган.

Вместе с тем, в представленных заявителем Правилах не установлены функции ответственного сотрудника, а именно контроль за представлением сведений в уполномоченный орган.

В силу пункта 2.11 Положения Банка России №445-П, для выполнения ответственным сотрудником возложенных на него функций в программе организации системы ПОД/ФТ определяются следующие его права и обязанности, в том числе: право давать указания, касающиеся проведения операции (заключения сделки), в том числе о задержке ее проведения (заключения) в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или об операции (сделке); право доступа в помещения подразделений некредитной финансовой организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях; обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений документов.

Вместе с тем, в представленных заявителем Правилах не предусмотрены права и обязанности ответственного сотрудника, а именно:

давать указания, касающиеся проведения операции
(заключения сделки), в том числе о задержке ее проведения (заключения) в
целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о
клиенте или об операции (сделке);

доступа в помещения подразделений НФО, а также в
помещения, используемые для хранения документов (архивы),
компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях;

обеспечивать сохранность и возврат полученных от
руководителей и сотрудников подразделений документов.

Пунктом 3.1 Положения Банка России №445-П предусмотрено, что некредитная финансовая организация разрабатывает программу идентификации с учетом требований к идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных Положением Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Некредитная финансовая организация может разработать самостоятельные программы идентификации для каждой категории лиц: клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Согласно пункту 2.1 Положения Банка России №444-П (в редакции Указания Банка №4105-у), в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца некредитной финансовой организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения операций. Некредитная финансовая организация использует, в том числе иные сведения (документы), самостоятельно определяемые некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, приведенные в приложении 3 к настоящему Положению, фиксируются в анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленные на бумажном и (или) электронном носителе.

По усмотрению некредитной финансовой организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента, сформированная (сформированное) в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника некредитной финансовой организации, уполномоченного заверять анкету (досье).

В анкете (досье) клиента помимо сведений могут храниться надлежащим образом заверенные копии документов на бумажном носителе и (или) документы (копии документов) в электронном виде.

Форма анкеты (досье) клиента и (или) порядок ведения анкеты (досье) клиента определяется некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Анкета (досье) клиента подлежит хранению в некредитной финансовой организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (пункт 2.5).

Вместе с тем, в представленной заявителем Программе идентификации клиента не установлены процедуры, связанные со сбором следующих сведений в отношении индивидуального предпринимателя:

о целях установления и предполагаемом характере деловых
отношений с НФО, о целях финансово-хозяйственной деятельности (о
планируемых операциях);

о финансовом положении;

о деловой репутации.

Кроме того, в порядке оформления анкет клиента содержатся ограничение данных.

Согласно пункту 3.2 Положения Банка России №445-П, в программу идентификации включаются, в том числе:

- перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию некредитной финансовой организацией бенефициарных владельцев клиентов;

- основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента (в обязательном порядке используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия "бенефициарный владелец", установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо наличие возможности контролировать действия клиента);

- особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован некредитной финансовой организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание;

- порядок обеспечения доступа сотрудников некредитной финансовой организации к информации, полученной при проведении идентификации (за исключением некредитных финансовых организаций, не привлекающих иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющих иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такой некредитной финансовой организации (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника;

- порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска;

-указание способов взаимодействия некредитной финансовой организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов).

Вместе с тем, в представленной заявителем Программе идентификации клиента не установлены:

перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию Ломбардом бенефициарных владельцев;

основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента;

особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован Ломбардом до приема клиента на

обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках)

с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание;

порядок обеспечения доступа сотрудников НФО к информации,
полученной при проведении идентификации;

способы взаимодействия Ломбарда с клиентом при запросе сведений
и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления
идентификационных сведений);

порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом
операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска.

В силу пункта 4.2 Положения Банка России №445-П, оценка риска проводится в отношении всех клиентов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, при которых идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. Степень (уровень) риска клиента оценивается по шкале определения степени (уровня) риска клиента, которая не может состоять менее чем из двух степеней (уровней).

Оценка риска клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков: риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца; страновой риск; риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.

Факторы, влияющие на оценку риска клиента по каждой из указанных категорий рисков, определяются некредитной финансовой организацией в программе управления риском в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.

Некредитная финансовая организация принимает решение об отнесении клиента к определенной степени (определенному уровню) риска клиента самостоятельно в соответствии с программой управления риском с учетом факторов, влияющих на оценку риска клиента, предусмотренных приложением 2 к настоящему Положению. Некредитная финансовая организация в порядке, предусмотренном программой управления риском, фиксирует результаты оценки степени (уровня) риска клиента, а также обоснование отнесения клиента к определенной степени (определенному уровню) риска (или неотнесения клиента к повышенному уровню риска в случае, если статус клиента (и/или его деятельность) соответствует одному либо нескольким факторам, предусмотренным приложением 2 к настоящему Положению).

Вместе с тем, в представленной заявителем программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма не предусмотрены:

оценка степени (уровня) риска клиента по шкале определения степени (уровня) риска клиента, состоящей не менее чем из двух степеней (уровней);

фиксирование обоснования отнесения клиента к определенной степени (определённому уровню) риска (или не отнесения клиента к повышенному уровню риска в случае, если статус клиента (и/или его деятельность) соответствует одному либо нескольким фактором рискам, предусмотренным Приложением №2 «Факторы, влияющие на оценку риска клиента» к Положению Банка России №445-П.

Согласно пункту 4.4 Положения Банка России №445-П, в программу управления риском включаются, в том числе:

- организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением некредитными финансовыми организациями операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;

- указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию;

- особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска.

Вместе с тем, в представленной заявителем Программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма не включены:

организация системы управления риском легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в
зависимости от оценки риска использования услуг НФО в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма;

методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг НФО в целях легализации «отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня)
риска клиента и риска использования услуг НФО в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма;

порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и
контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;

способы управления риском легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию;

особенности мониторинга и анализа операций клиента, относящихся к
различным степеням (уровням) риска.

Пунктом 5.2 Положения Банка России №445-П предусмотрено, что В программу выявления операций включаются, в том числе:

- механизм взаимодействия между сотрудниками некредитной финансовой организации, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником некредитной финансовой организации (сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ) (за исключением некредитных финансовых организаций, не привлекающих иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющих иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такого юридического лица (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника);

- положения о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной, а также порядок фиксирования принятого решения;

- порядок документального фиксирования (в том числе способы фиксирования) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обеспечивающий возможность воспроизведения деталей операции (в том числе сумму операции, валюту операции, данные о контрагенте клиента), а также порядок представления в уполномоченный орган сведений о таких операциях;

- положения о мерах, которые применяются некредитной финансовой организацией исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции.

Вместе с тем, в представленной заявителем Программе выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма не предусмотрены:

механизм взаимодействия между сотрудниками Ломбарда, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником Ломбарда;

положения о сроках принятия решений о квалификации (переквалификации) операции клиента в качестве подозрительной;

порядок представления в уполномоченный орган сведений об
операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

положения о мерах, которые применяются НФО исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции.

Согласно пункту 6.1 Положения Банка России №445-П, в программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки включаются, в том числе:

-порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети "Интернет"

- порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества);

- положения о порядке и периодичности проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки;

- порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

- порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона.

Вместе с тем, в представленной заявителем программе, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не включены:

порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте
уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков (такого имущества);

положения о порядке проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки;

порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень;

порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона № 115-ФЗ.

Пунктом 6.3. Положения Банка России №445-П предусмотрено, что некредитная финансовая организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у некредитной финансовой организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

Вместе с тем, в представленной заявителем программе, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не предусмотрен порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у НФО информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

В силу пункта 7.1 Положения Банка России №445-П, в программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции включаются, в том числе: положения о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированные с учетом программы управления риском и программы выявления операций, а также специфики деятельности некредитной финансовой организации.

Вместе с тем, в представленной заявителем программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции не предусмотрены положения о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированные с учетом Программы управления риском и Программы выявления операций, а также специфики деятельности Ломбарда.

Так, пунктом 7.3 Положения Банка России №445-П предусмотрено, что некредитная финансовая организация предусматривает в ПВК по ПОД/ФТ порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

Вместе с тем, в представленной заявителем программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции не предусмотрен порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

Согласно пункту 3.5 Указания Банка №3471-у, повышение квалификации (плановый инструктаж) осуществляется в форме участия в семинарах и иных обучающих мероприятиях. Ответственные сотрудники некредитных финансовых организаций проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

Вместе с тем, в представленной заявителем Программе подготовки и обучения кадров НФО в сфере ПОД/ФТ предусмотрено повышение квалификации ответственного сотрудника и сотрудников, перечисленных в программе не реже одного раза в три года.

В силу пункта 1.10 Положения Банка России №445-П, ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

Так, Указание Банка №4086-у вступило в силу 03.09.2016, Указание Банка №4105-у – 15.10.2016, в связи с чем заявитель обязан привести Правила в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 03.12.2016, и, соответственно, 15.01.2017.

Вместе с тем, ООО «Ломбард Ломбардини» не исполнило данную обязанность, не привело Правила в соответствие с Указаниями Банка России в установленные сроки.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Ломбард Ломбардини» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлена Отделением по Челябинской области при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.

Таким образом, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд полагает, что действия (бездействие) ООО «Ломбард Ломбардини» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное ООО «Ломбард Ломбардини» правонарушение, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

При таких обстоятельствах, постановление от 11.10.2017 №17-11938/31110-1 о назначении ООО «Ломбард Ломбардини» административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, является законным.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо состава административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решать дело об административном правонарушении.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Суд, заслушав доводы представителей сторон, оценил представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, обстоятельства совершения правонарушения, приняв во внимание то, что допущенные нарушения не повлекли за собой никаких неблагоприятных последствий.

Более того, привлечение заявителя к ответственности не будет оправдывать установленной законом цели. Применение статьи 2.9 КоАП РФ соответствует не только интересам лица, привлекаемого к административной ответственности, но и интересам государства, поскольку нерационально принимать административные меры, необходимость в которых отсутствует. Охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, в то же время факт возбуждения административного дела и объявления устного замечания выполняют предупредительную функцию.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд полагает возможным освободить заявителя от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что допущенные нарушения устранены до вынесения постановления об административном правонарушении, судом принимается как основание для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Ломбардини" удовлетворить.

Отменить постановление №17-11938/3110-1 от 11.10.2017, вынесенного Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Челябинск) о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья подпись И.А. Горлатых

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru