АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-3487/2012
25 апреля 2012 г.
Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2012 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добронравовым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб.708 дело по заявлению
Администрации Тимирязевского сельского поселения, посёлок Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области
к ГУ МЧС России по Челябинской области, г. Челябинск
третье лицо: ООО «Жилкомус-Бишкиль», посёлок Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участи в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – главы Тимирязевского сельского поселения;
ФИО2 – представителя, действующего по доверенности б/н от 08.09.2011.
от заинтересованного лица: ФИО3 – главного специалиста, действующего по доверенности от 19.04.2011 № 1999-2-11-24.
от третьего лица: ФИО4 – представителя, действующего по доверенности № 2 от 10.01.2012.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 183 от 21.07.2011 о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором отдела надзорной деятельности № 5 по пожарному надзору.
Указанным постановлением заявитель был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности № 5 ГУ МЧС России по Челябинской области на основании распоряжения начальника отдела от 30.06.2011 № 166 проведена внеплановая выездная проверка Администрации Тимирязевского сельского поселения на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на территории сельского поселения.
В ходе проверки административным органом на территории сельского поселения были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые выразились в следующем:
1.Пожарный гидрант, расположенный в 10 метрах западнее газовой котельной, заглублён, в стояке гидранта вода, у гидранта и по направлению движения к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
2.К пожарному гидранту, расположенному в 10 метрах южнее газовой котельной, отсутствует дорога, обеспечивающая подъезд к нему пожарной техники, у гидранта и по направлению движения к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта, в колодце стоит вода, отсутствует крышка люка колодца (нарушены пунктов 89, 90 ППБ 01-03).
3.У гидранта, расположенного в 5 метрах восточнее дома 18 по ул. Уральская, и по направлению к нему отсутствуют указатель с указанием расстояния до гидранта и подъезд, обеспечивающий доступ к нему пожарной техники, требует расчистки, бетонное основание крышки люка колодца, разрушено (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
4.У пожарного гидранта, расположенного в 5 метрах восточнее дома 12 по ул. Уральская, отсутствуют колпак и крышка люка колодца, фланцевое соединение трубопроводов с гидрантом засыпано землёй, у гидранта и по направлению к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
5.Пожарный гидрант, расположенный в 5 метрах северо-западнее дома № 1 по ул. Южная, заглублён, клапан подачи воды не открывается, сливной клапан засыпан землёй, у гидранта и по направлению к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
6.Пожарный гидрант, расположенный в 10 метрах северо-западнее дома № 3 по ул. Труда, неисправен, а именно: ось гидранта смещена относительно центральной оси люка колодца; у гидранта и по направлению к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
7.Пожарный гидрант, расположенный в 10 метрах севернее средней школы, по адресу ул. Чайковского, 25, неисправен: в стояке гидранта находится вода, отсутствует крышка люка колодца, клапан подачи воды протекает, фланцевое соединение трубопроводов с гидрантом засыпано землёй; подъезд к гидранту, обеспечивающий доступ нему пожарной техники, перекрыт железными воротами, которые не открываются, у гидранта и по направлению движения к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены 89, 90 ППБ 01-03).
8.Пожарный гидрант, расположенный в 3 метрах северо- западнее дома 28 по ул. Чайковского заглублён, отсутствует дорога, подъезд к гидранту, обеспечивающие доступ к нему пожарной техники, в стояке гидранта вода, ось гидранта смещена относительно центральной оси люка колодца, отсутствует колпак гидранта, у гидранта и по направлению движения к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены 89, 90 ППБ 01-03).
9.Ось пожарного гидранта, расположенного в 3 метрах юго-восточное дома 24 по ул. Чайковского, смещена относительно центральной оси люка колодца; резьбовое соединение в месте подсоединения пожарной колонки имеет наслоение грязи и ржавчины; у гидранта и по направлению движения к нему имеется указатель с указанием расстояния до гидранта, выполненный с нарушением требований пунктов 89, 90 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.4.026-2001, прил. Ж, таблица Ж1, строка F09.
10.К пожарному гидранту, расположенному в 8 метрах юго-западнее дома 14 по ул. Чайковского, отсутствует дорога и подъезд, обеспечивающие доступ к нему пожарной техники; колпак гидранта не имеет крепления, у гидранта и по направлению движения к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
11. Пожарный гидрант, расположенный в 6 метрах севернее дома 12 по ул. Чайковского, заглублён, в стояке гидранта вода, сливной клапан забит, ось гидранта смещена относительно центральной оси люка колодца; у гидранта и по направлению движения к нему отсутствуют указатели (нарушены пункты 89 и 90 ППБ 01-03).
12.К пожарному гидранту, расположенному в 10 метрах севернее дома 12 по ул. Мичурина, отсутствуют дорога и подъезд, обеспечивающие доступ к гидранту пожарной техники; гидрант закрыт сплошной железобетонной плитой, у гидранта и по направлению движения к нему отсутствует указатель с указанием расстояния до гидранта (нарушены пункты 89, 90 ППБ 01-03).
13. К озеру Лобановка с северной стороны устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием, однако размер её составляет менее 12х12 м., покрытие частично разбито, забор воды невозможен, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки № 166 оформленном 04.07.2011 /л.д. 7 том 1/.
На основании обнаруженных нарушений государственным инспектором по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области 07.07.2011 был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, главный государственный инспектор отдела надзорной деятельности № 5 постановлением от 21.07.2011 привлёк администрацию Тимирязевского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Считая вынесенное постановление незаконным, администрация обжаловала данное постановление в Чебаркульский городской суд.
Решением Чебаркульского городского суда от 22.08.2011 спорное постановление признано законным, но изменено в части размера административного штрафа, который снижен до 160 000 рублей.
Решением кассационной инстанции Челябинского областного суда от 30.09.2011 решение Чебаркульского городского суда оставлено без изменения.
Постановлением надзорной инстанции Челябинского областного суда от 22.12.2012 решение Чебаркульского областного суда от 22.08.2011 было отменно, а дело направлено на новое рассмотрение в Чебаркульский городской суд.
Определением Чебаркульского областного суда от 15.02.2012 заявление администрации Тимирязевского сельского поселения о признании незаконным спорного постановления № 183 от 21.07.2011 передано по подведомственности в Арбитражный суд Челябинской области.
В связи с поступлением заявления Администрации Тимирязевского сельского поселения в арбитражный суд по определению суда общей юрисдикции заявление подлежит рассмотрению вне зависимости от истечения срока для обращения.
В представленном в арбитражный суд заявлении администрация Тимирязевского сельского поселения на отмене спорного постановления настаивает.
В обоснование заявления администрация указывает, что спорная проверка проведена с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного, муниципального контроля» при отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки.
При рассмотрении административного дела не были исследованы существенные обстоятельства дела, в частности не принят во внимание довод об ответственности за состояние спорных гидрантов ООО «Жилкомус- Бишкиль», которое осуществляет обслуживание водопроводной сети, частью которой являются пожарные гидранты.
Кроме того, заявитель считает, что административное дело рассмотрено без надлежащего уведомления о дате рассмотрения законного представителя администрации.
Представитель ГУ МЧС России заявленные требования не признал, указав, что заявитель привлечён к ответственности правомерно, поскольку орган местного самоуправления обязан соблюдать требования пожарной безопасности на территории муниципального образования.
Третье лицо ООО «Жилкомус – Бишкиль» с заявлением администрации не согласилось, указав, что общество обслуживает только водопроводную сеть и обязано соблюдать противопожарные требования только к тому имуществу, которое было передано обществу по договору обслуживания. Пожарные гидранты обществу не передавались, они являются самостоятельными гидротехническими сооружениями. Вследствие чего общество не ответственно за соблюдение пожарных требований в отношении спорных гидрантов.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявление Администрации подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные правоотношения, обеспечивающие защищённость личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Непосредственными объектами противопожарной защиты в соответствии с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент пожарной безопасности» являются здания, сооружения и строения, технические установки, оборудование, агрегаты и иное имущество, принадлежащие физическим и юридическим лицам (объекты противопожарной защиты).
Требования пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно при эксплуатации объектов защиты содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в области противопожарной защиты.
К указанным нормативным правовым актам относятся Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) и Правила пожарной безопасности, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03).
В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с Правилами пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
К указанным документам относятся нормативные акты, содержащие нормы, обеспечивающие противопожарную безопасность, в частности Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», своды правил противопожарной безопасности (СП), Государственные стандарты (ГОСТы).
Пунктами 89 и 90 ППБ 01-03 предусмотрено, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Требования к указателям пожарных гидрантов установлены ГОСТ Р 12.4.026-2001, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 N 387-ст. У мест нахождения подземных пожарных гидрантов на знаке должны быть цифры, обозначающие расстояние от знака до гидранта в метрах.
При проведении внеплановой проверки было установлено, что данные требования не были соблюдены, вышеуказанные пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии.
Требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) распространяются на всех юридических лиц, эксплуатирующих объекты пожарной защиты. Требования пожарной безопасности в отношении организаций распространяются независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что пожарные гидранты находятся на территории Тимирязевского сельского поселения.
Вместе с тем указанные гидранты располагаются на водопроводной сети, обязанность по обслуживанию которой была передана Тимирязевским сельским поселением по соглашению № 31 от 30.12.2005 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения» муниципальному образованию Чебаркульский муниципальный район /л.д. 18 том 1/.
Из данного соглашения следует, что МУ Чебаркульский сельский район приняло на себя обязательства по организации в границах Тимирязевского сельского поселения водоснабжения и водоотведения. По условиям соглашения Тимирязевское сельское поселение обязалось передать Чебаркульскому муниципальному району в безвозмездное пользование имущество, предназначенного для водоснабжения населения и водоотведения (пункт 3 соглашения). Данный договор заключен сроком на 5 лет и вступил в силу с 01.01.2006. При отсутствии возражений стороны предусмотрели пролонгацию договора на очередной срок на тех же условиях (пункт 5 соглашения).
По договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 28.12.2010 № 52/2010 водопровод, расположенный на территории Тимирязевского сельского поселения был передан Чебаркульским муниципальным районом в безвозмездное пользование ООО «Жилкомус – Бишкиль» /л.д. 20 том 1/.
По указанному договору ООО «Жилкомус – Бишкиль» должно производить ремонт и улучшения переданного ему по настоящему договору имущества за счёт собственных средств (пункт 2.5.5 договора), а также содержать в порядке прилегающую к имуществу территорию, осуществлять ее благоустройство, уборку мусора (пункт 2.5.8).
При этом согласно пункту 2.5.4 Договора общество обязано соблюдать технические, экологические и противопожарные (в полном объёме исполнять требования и предписания органов пожарной охраны) и иные требования, предъявляемые к закреплённому по настоящему договору имуществу. Срок действия договора сторонами определен по 31 декабря 2015 года.
Имущество, в том числе водопровод, было передано ООО «Жилкомус-Башкиль» по акту приема-передачи от 28 декабря 2010 года (л.д. 22-24 том 1).
Как установлено частью 2 статьи 68 Закона № 123-ФЗ к источникам наружного пожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Противопожарные требования к водопроводной сети установлены Сводом правил (СП) 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178.
Согласно разделу 3 данного Свода Правил, пожарный гидрант – это техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Водопровод – это система сооружений и устройств, доставляющая воду по трубам от водоисточника к месту потребления.
Водопроводная сеть - совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.
Из анализа пунктов 8.6 СП 8.13130.2009 и ст. 99 Закона № 123-ФЗ следует, что пожарные гидранты устанавливаются на водопроводной сети.
В силу пункта 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на ее обслуживании
В соответствии с разделом "Пожарное оборудование" ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения", пожарные гидранты отнесены к пожарному оборудованию водопроводных сетей, предназначенному для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара, в силу ГОСТ 8220-85 "Гидранты пожарные подземные" пожарные подземные гидранты устанавливаются в водопроводной сети и обслуживаются в соответствии с ГОСТ 12.3.006-75 "Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности". Водопроводные сети и относящее к ним иное оборудование, в том числе и пожарные гидранты, являются основным и вспомогательным оборудованием системы водоснабжения.
В судебном заседании установлено, что на территории спорного поселения противопожарный водопровод отсутствует. Гидранты установлены на хозяйственно-питьевом водопроводе, переданном в безвозмездное пользование ООО «Жилкомус-Бишкиль», в связи с чем, на последнего возлагается обязанность по содержанию в надлежащем состоянии водопроводных сетей, в состав которых входят пожарные гидранты.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов перечислены в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". К ним относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
При этом в указанной статье обозначено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313. Пунктом 10 ППБ 01-03 установлен перечень лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности (указаны выше).
Таким образом, исходя из спектра возложенных на администрации сельских поселений обязанностей, административный орган должен в целях привлечения к административной ответственности установить не только объективную сторону правонарушения, но и вину в его совершении конкретным лицом (субъектом административной ответственности).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В контексте положений Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 вина подлежит установлению при привлечении к административной ответственности административным органом и не может устанавливаться судом.
В постановлении административным органом указано на наличие нарушений правил пожарной безопасности, при этом вина лица, привлеченного к административной ответственности не описана.
Вместе с тем, заявителем было указано на отсутствие обязанности по содержанию спорных гидрантов и площадки (пирса) у водоисточника, так как последние не находятся в его собственности (не стоят на его балансе) и, соответственно, в бюджете отсутствуют денежные средства, которые вправе Администрация использовать на содержание спорных гидрантов. Указанное обстоятельство не было оценено административным органом, при этом материалами дела факт принадлежности (передачи от собственника) гидрантов заявителю не установлен.
Кроме того, Часть обязанностей (установка указателей расстояния до гидрантов) в силу закона подлежит возложению при определенных обстоятельствах на лицо, владеющее (пользователя) водопроводом, являющегося одновременно противопожарным. Часть описанных в постановлении нарушений не относится к категории свидетельствующих о неисправности гидрантов.
При указанных обстоятельствах административным органом не доказано, что субъектом ответственности по спорному правонарушению является Администрация Тимирязевского сельского поселения, вина которого не установлена.
При отсутствии вины, привлечение к ответственности произведено неправомерно, в связи с чем, постановление о привлечении к ответственности в силу части 3 статьи 211 АПК РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, пункт 2 ст. 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить
Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 5 по пожарному надзору от 21.07.2011 г. № 183 о назначении Муниципальному учреждению «Администрация Тимирязевского сельского поселения», юридический адрес: <...>, административного наказания по основанию части 1статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 180000 руб.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Л.А. Елькина
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ra или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.