Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
г. Челябинск
21 февраля 2022 года Дело № А76-35024/2021
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марининой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>) к Управлению по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области о признании недействительным отказа, в предоставлении в собственность за палату без проведения торгов земельных участков
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, Администрации Октябрьского сельского поселения Челябинской области
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 10.02.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области о признании недействительным отказа от 05.07.2021 в предоставлении ИП ФИО3 К(Ф)Х ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 74:17:1701001:79; 74:17:1701001:71 74:17:1701001:80; 74:17:1701001:77; 74:17:1701001:76; 74:17:1701001:78; 74:17:1701001:75; 74:17:1701001:73; 74:17:1701001:72; 74:17:1703001:40; 74:17:1701016:13; 74:17:1701015:11; 74:17:1703009:6; 74:17:1709001:89; 74:17:1709001:88; 74:17:1709001:90; 74:17:1701017:41; 74:17:1703003:76; 74:17:1701002:3; 74:17:1701001:74; 74:17:1703006:108; 74:17:1701002:5; 74:17:1701002:6 74:17:1005001:3; 74:17:0000000:2185; 74:17:0000000:2184; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством обеспечения совершения действий, предусмотренных пп.1 п.5 ст.39.17 ЗК РФ, взыскании с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области судебные расходы связные с уплатой услуг представителя в размере 20 000 рублей, государственную пошлину 3000 рублей.
В процессе рассмотрения дела судом в порядке ст.47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области на надлежащего - Управление по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Октябрьского муниципального района, Администрация Октябрьского сельского поселения Челябинской области.
Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области от 06.08.2021 исх.№ 449 об отказе в предоставлении ИП ФИО3 К(Ф)Х ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 74:17:1701001:71 74:17:1701001:80; 74:17:1701001:77; 74:17:1701001:76; 74:17:1701001:78; 74:17:1701001:75; 74:17:1701001:73; 74:17:1701001:72; 74:17:1701016:13; 74:17:1701015:11; 74:17:1703009:6; 74:17:1709001:89; 74:17:1709001:88; 74:17:1709001:90; 74:17:1701017:41; 74:17:1703003:76; 74:17:1701002:3; 74:17:1701001:74; 74:17:1703006:108; 74:17:1701002:5; 74:17:1701002:6 74:17:1005001:3; 74:17:0000000:2185; 74:17:0000000:2184.
Судом уточнения заявленных требований приняты.
Также в процессе рассмотрения дела заявитель отказался от заявленных требований о признании недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, выраженного в письме от 06.08.2021 №449 в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:17:1703001:40, 74:17:1703003:76, 74:17:1701001:79.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от требования полностью или частично. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что заявитель отказался от требования и отказ принят судом.
Учитывая, изложенное, суд считает возможным принять отказ заявителя от заявленных требований о признании недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, выраженного в письме от 06.08.2021 №449 в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:17:1703001:40, 74:17:1703003:76, 74:17:1701001:79, как не противоречащий закону и не нарушающий прав других лиц в порядке ст. 49 АПК РФ и производство в указанной части иска прекратить.
Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей, не явившихся лиц, в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основания изложенным в заявлении, уточненном заявлении.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв, дополнительные пояснения.
От Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области в материалы дела поступил отзыв.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 20.02.2004 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателяглавы крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности которого является выращивание зерновых культур, в связи с чем, 01.08.2016 года включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
21.05.20210 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Октябрьского района Челябинской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Арендатор) заключен договор № 7/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 28-34 т.1).
В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером-74:17:1701001:79, площадью 138,93 га, имеющий адресные ориентиры: в 3,9 км по направлению на северо-восток от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.1);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:71, площадью 12,63 га, имеющий адресные ориентиры: в 1,5 км по направлению на юго-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.2);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:80, площадью 309,40 га, имеющий адресные ориентиры: в 5,4 км по направлению на юго-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.3);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:77, площадью 227,34 га, имеющий адресные ориентиры: в 3,7 км по направлению на юго-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.4);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:76, площадью 227,34 га, имеющий адресные ориентиры: в 2,2 км по направлению на юго-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.5);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:78, площадью 202,08 га, имеющий адресные ориентиры: в 3,5 км по направлению на юго-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.6);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:75, площадью 202,08 га, имеющий адресные ориентиры: в 5 км по направлению на северо-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.7);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:73, площадью 239,97 га, имеющий адресные ориентиры: в 4,8 км по направлению на северо-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.8);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:72, площадью 252,60 га, имеющий адресные ориентиры: в 4,2 км по направлению на северо-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.9),
для использования в целях сельскохозяйственного производства,в границах, указанных в кадастровых паспортах Участков, прилагаемых к настоящему Договору и являющихся его неотъемлемой частью, общей площадью 1 81237 га.
21.05.2010 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Октябрьского района Челябинской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Арендатор) заключен договор № 9/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 38-43 т.1).
В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 74:17:1703001:40, площадью 63,15 га, имеющий адресные ориентиры: в 2,3 км по направлению на северо-восток от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Челябинская, р-н Октябрьский (п.п.1.1.1);
- с кадастровым номером 74:17:1701016:13, площадью 252,60 га, имеющий адресные ориентиры: в 3,0 км по направлению на юг от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.2);
- с кадастровым номером 74:17:1701015:11, площадью 88,41 га, имеющий адресные ориентиры: в 1,7 км по направлению на юго-запад ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский (п.п.1.1.3);
- с кадастровым номером 74:17:1703009:6, площадью 25,26 га, имеющий адресные ориентиры: в 4,1 км по направлению на северо-восток от ориентира д.Шишминка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский(п.п.1.1.4);
- с кадастровым номером 74:17:1709001:89, площадью 189,45 га, имеющий адресные ориентиры: в 6,6 км по направлению на северо-восток от ориентира д.Шишминка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.5);
- с кадастровым номером 74:17:1709001:88, площадью 28,60 га, имеющий адресные ориентиры: в 7,7 км по направлению на северо-восток от ориентира д.Шишминка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.6);
- с кадастровым номером 74:17:1709001:90, площадью 63,15 га, имеющий адресные ориентиры: в 8,1 км по направлению на северо-восток от ориентира д.Шишминка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.7);
- с кадастровым номером 74:17:1701017:41, площадью 13,40 га, имеющий адресные ориентиры: в 3,3 км по направлению на юго-восток от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.8);
- с кадастровым номером 74:17:1703003:76, площадью 37,89 га, имеющий адресные ориентиры: в 2,0 км по направлению на восток от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.9);
- с кадастровым номером 74:17:1701002:3, площадью 239,97 га, имеющий адресные ориентиры: в 2,5 км по направлению на запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.10);
- с кадастровым номером 74:17:1701001:74, площадью 214,71 га, имеющий адресные ориентиры: в 4,5 км по направлению на северо-запад от ориентира д.Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское (п.п.1.1.11),
для использования в целях сельскохозяйственного производства,в границах, указанных в кадастровых паспортах Участков, прилагаемых к настоящему Договору и являющихся его неотъемлемой частью, общей площадью 1 216,59 га.
21.05.2010 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Октябрьского района Челябинской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Арендатор) заключен договор № 10/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 57-62 т.1).
В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 74:17:1701002:5, площадью 372,48 га, имеющий адресные ориентиры: в 2,8 км по направлению на запад от ориентира д. Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское;
- с кадастровым номером 74:17:1701002:6, площадью 74,1338 га, имеющий адресные ориентиры: в 2,8 км по направлению на запад от ориентира д. Шипкино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское,
для использования в целях сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровых паспортах Участков, прилагаемых к настоящему Договору и являющихся его неотъемлемой частью, общей площадью 446,6138 га.
28.05.2010 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Октябрьского района Челябинской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Арендатор) заключен договор № 11/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 48-52 т.1).
В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:17:1703006:108, площадью 97,40 га, имеющий адресные ориентиры: в 1,0 км по направлению на северо-восток от ориентира д. Сысоево, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Челябинская, р-н Октябрьский, с/п Маякское, для использования в целях сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемого к настоящему Договору и являющемся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора).
Срок аренды участка установлен с 28.05.2010 по 27.05.2059 (пункт 2.1 договора).
17.03.2014 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Челябинской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Арендатор) заключен договор № 1/45-117 аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 70-72 т.1).
В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения Октябрьского сельского поселения:
- 74:17:0000000:2185, находящийся по адресу: Челябинская обл., Октябрьский район, примерно в 8,8 км по направлению на юго-запад от с. Октябрьское, для сельскохозяйственного производства, общей площадью 201,45 га;
- 74:17:0000000:2184, находящийся по адресу: Челябинская обл., Октябрьский район, примерно в 8,0 км по направлению на юго-запад от с. Октябрьское, для сельскохозяйственного производства, общей площадью 367,35га.
01.02.2018 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Челябинской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Арендатор) заключен договор № 1/45-126 аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 66-68 т.1).
В соответствии с указанным договором Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Октябрьского сельского поселения с кадастровым номером 74:17:1005001:3, находящийся по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от д. Семеновка , для сельскохозяйственного производства, общей площадью 2065300 кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1 договора, настоящий договор заключен сроком на 5 лет, с 01.02.2018 по 31.01.2023.
Вышеуказанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
04.02.2021 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанных арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании статьи 39.16 ЗК РФ (л.д.16-18 т.1).
В ответ на указанное заявление в письме от 24.03.2021 исх.547 Администрация Октябрьского муниципального района Челябинской области сообщила, что на основании пп.3, пп.4, пп.7, п.1 ст.39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ, кадастровые номера земельных участков, цель использования земельных участков.
Также Администрация Октябрьского муниципального района указала, что согласно Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в муниципальной собственности, юридическим лицом и гражданам на территории октябрьского муниципального района Челябинской области», утвержденного Постановлением главы Октябрьского муниципального района Челябинской области от 27.01.2015года №44, с заявлением должны быть предоставлены следующие документы:
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в
качестве индивидуального предпринимателя;
- копия документа, удостоверяющего права представителя физического лица или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося
физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
Также Администрация пояснила, что на арендуемых ИП главой КФХ ФИО1 земельных участках находятся объекты, находящиеся в муниципальной собственности (водопроводные сети), в случае приобретения данных земельных участков в собственность необходимо провести межевание данных земельных участков с целью выделения земельных участков под водопроводные сети, в соответствии с п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. В случае устранения данных недостатков, арендуемые земельные участки могут быть предоставлены ИП главе КФХ ФИО1 на праве собственности.
05.05.2021 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области с Дополнением к заявлению о предоставлении в собственность вышеуказанных арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. К указанному дополнению к заявлению были приложены следующие документы:
-копия доверенности, выданная на имя ФИО2;
-копия паспорта, выданного на имя ФИО2 А,В.;
-копия свидетельства серия 74 № 003532447;
-копия свидетельства серия 74№ 001450770;
-копия паспорта, выданного на имя ФИО1
В указанном заявлении ИП глава КФХ ФИО1 указал, что в настоящее время он не имеет возможности заняться обеспечением подготовки схемы расположения земельных участков целях его образования для предоставления без проведения торгов, по причине отсутствия соответствующей обязанности, предусмотренной нормативно-правовыми актами и началом сельскохозяйственного сезона.
В ответ на указанное Дополнение к заявлению Комитет по управлению по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области в письме от 13.05.2021 исх. № 252 (л.д.21 т.1) сообщил следующее.
От имени физических лиц заявления и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги могут подавать представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или иных законных основаниях. ИП главой КФХ ФИО1 была приложена доверенность № 74 АА 4791242, полномочия по которой на ведение дел в органах местного самоуправления, связанных с земельными отношениями не подтверждаются.
В соответствии с п. 7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в муниципальной собственности, юридическим лицам и гражданам на территории Октябрьского муниципального района Челябинской области», утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Челябинской области от 27.01.2015 г. № 44 подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Также в ответе Администрация указала, что на основании п. 6 вышеуказанного Административного регламента, копии документов, прилагаемых к заявлению, направленные заявителем по почте должны быть нотариально удостоверены. В случае устранения данных недостатков, заявление будет рассмотрено по существу.
04.06.2021 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области с Дополнением к заявлению о предоставлении в собственность арендуемых земельных участков (указанных выше) из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.
К указанному заявлению были приложены:
-копия свидетельства серия 74 № 003532447;
-копия свидетельства серия 74№ 001450770;
-копия паспорта, выданного на имя ФИО1
В ответ на указанное Дополнение к заявлению Комитет по управлению по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области в письме от 05.07.2021 исх. № 375 (л.д.23 т.1) сообщил следующее.
На основании пп.3, пп.4, пп. 7, п.1 ст.39.17 ЗК РФ в заявление о предоставлении в собственность испрашиваемых ИП главой КФХ ФИО1 земельных участков должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ кадастровые номера земельных участков, цель использования земельных участков.
На арендуемых ИП главой КФХ ФИО1 земельных участках находятся объекты, находящиеся в муниципальной собственности (водопроводные сети), в случае приобретения данных земельных участков в собственность, необходимо провести межевание данных земельных участков с целью выделения земельных участков под водопроводные сети, в соответствии с п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Комитет указывает, что в настоящее время, исходя из письма ИП главы КФХ ФИО1, предприниматель не имеет возможности заняться обеспечением подготовки схемы расположения земельных участков в целях его образования для предоставления без проведения торгов, по причине отсутствия соответствующей обязанности, предусмотренной нормативно-правовыми актами и началом сельскохозяйственного сезона.
Также Комитет в указанном ответе указал, что в настоящее время в бюджете района на 2021 год, денежные средства для проведения данных работ не запланированы, в связи, с чем провести кадастровые работы, не имеет возможности. После планирования денежных средств, на проведение кадастровых работ, в бюджет района на 2022 год, будет возможность вернуться к рассмотрению данного вопроса.
12.07.2021 ИП главой КФХ ФИО1 в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области направлена претензия (л.д.24-26 т.1), в которой заявитель указал на отсутствие причин отказа, в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, не предусмотрена ст.39.16 ЗК РФ, и просил предоставить ИП главе КФХ ФИО1 в собственность арендуемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, для целевого использования земельных участков, указанных в следующих договорах:
- Договор № 7/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.05.2010 года с кадастровыми номерами 74:17:1701001:79, 74:17:1701001:71, 74:17:1701001:80, 74:17:1701001:79, 74:17:1701001:77, 74:17:1701001:76, 74:17:1701001:79, 74:17:1701001:78, 74:17:1701001:75, 74:17:1701001:73, 74:17:1701001:72;
- Договор № 9/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.05.2010 года с кадастровыми номерами 74:17:1703001:40, 74:17:1701016:13, 74:17:1701015:11, 74:17:1703009:6, 74:17:1709001:89, 74:17:1709001:88, 74:17:1709001:90, 74:17:1701017:41, 74:17:1703003:76, 74:17:1701002:3, 74:17:1701001:74;
- Договор № 11/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 28.05.2010 года с кадастровым номером 74:17:1703006:108;
- Договор № 10/30 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.05.2010 года с кадастровыми номерами 74:17:1701002:5, 74:17:1701002:6;
- Договор № 1/45-126 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 01.02.2018 года с кадастровым номером 74:17:1005001:3;
- Договор № 1/45-117 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 17.03.2014 года с кадастровыми номерами 74:17:0000000:2185, 74:17:0000000:2184.
В ответ на указанную претензию от 12.07.2021 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области в письме от 06.08.2021 № 449 (л.д.27 т.1) сообщил следующее.
Пункт 1 ст. 39.17 3емельного кодекса РФ содержит перечень сведений, подлежащих включению в заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Заявление должно содержать информацию, предусмотренную в десяти пунктах указанного перечня.
Согласно подп.3, 4, 7 п.1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.33емельного кодекса РФ оснований;
- цель использования земельного участка. Цели использования земельного участка должны соответствовать видам разрешенного использования земельного участка. В Соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. №540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Комитет указал, что в нарушение указанных норм, данные обязательные элементы заявления в заявлениях ИП главы КФХ ФИО1 отсутствовали, а при их отсутствии поданное заявление не может быть рассмотрено по существу. В письмах Комитета от 24.03.2021, 05.07.2021 ИП главе КФХ ФИО1 указывалось на необходимость указания сведений для возможности рассмотрения данного заявления по существу.
Также Комитет указал, что в письме от 05.07.2021 отсутствует информация об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность арендуемых земельных участков по причине отсутствия денежных средств на проведение кадастровых работ, Комитет лишь указал, на необходимость проведения определенных работ.
Также в указанном ответе Комитет указал, что наличие межпоселкового водопровода на земельном участке налагает на собственника земельного участка дополнительные обязанности, ввиду чего было предложено скорректировать схемы расположения земельных участков. Орган местного самоуправления имеет полномочия обеспечивать данные работы собственными силами в предполагаемый федеральным законодателем разумный срок.
Ввиду того, что на 2021 год денежные средства для проведения данных работ отсутствуют, возможность осуществления работ может быть реализована в 2022 году после принятия соответствующего решения представительным органом Октябрьского района в порядке очередности поступления заявлений.
Кроме того, в данном письме Комитет указал, что от имени физических могут действовать представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или иных законных основаниях. Ранее прилагаемая гр. ФИО2 доверенность № 74 АА 4791242 дает полномочия на ведение дел по вопросам, связанным с получением возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, полномочия по данной доверенности на ведение дел в органах местного самоуправления, связанных с земельными отношениями не подтверждаются.
Для участия гр. ФИО2 в процедуре получения данной муниципальной услуги как представителя, Комитет предложил представителю предоставить соответствующую надлежаще оформленную доверенность.
Заявитель, не согласившись с отказом от 06.08.2021 № 449, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Одним из оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, и было установлено в ходе судебного разбирательства, заявитель является арендатором спорных земельных участков с кадастровыми номерами: 74:17:1701001:71, 74:17:1701001:80, 74:17:1701001:77, 74:17:1701001:76, 74:17:1701001:78, 74:17:1701001:75, 74:17:1701001:73, 74:17:1701001:72, 74:17:1701016:13, 74:17:1701015:11, 74:17:1703009:6, 74:17:1709001:89, 74:17:1709001:88, 74:17:1709001:90, 74:17:1701017:41, 74:17:1701002:3, 74:17:1701001:74, 74:17:1703006:108, 74:17:1701002:5, 74:17:1701002:6, 74:17:1705001:3, 74:17:0000000:2185, 74:17:0000000:2184, договоры аренды являются действующими, с момента их заключения пошло более трех лет, цель использования земельных участков – сельскохозяйственное производство (указанное обстоятельство представителем органа местного самоуправления, не оспаривается).
Основание для предоставления испрашиваемых участков указано заявителем, в том числе, в претензии от 12.07.2021 – п.п.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ (л.д. 24-26 т.1.)
Более того, в материалы дела органом местного самоуправления, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, что участки не используются предпринимателем по назначению или у органа местного самоуправления имеется информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Основания для отказа в рассмотрении заявления, изложенные в оспариваемом отказе (отсутствие указания на кадастровые номера испрашиваемых участков и цели использования), противоречат фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежат отклонению.
Основание для отказа в виде отсутствия денежных средств на проведение кадастровых работ также не может являться законным, поскольку положениями ст. 39.16 ЗК РФ, не предусмотрено.
Проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства, обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что основания, указанные в оспариваемом отказе являются незаконными и, фактически, по своему существу заявление предпринимателя о выкупе спорных участков, рассмотрено органом местного самоуправления, не было. Указанное безусловно нарушает права предпринимателя, поскольку препятствует реализации права на выкуп испрашиваемых участков.
Учитывая все изложенное в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных обстоятельств данного конкретного спора, с учетом того, что арбитражный суд не должен подменять орган местного самоуправления при принятии решения по представленным заявителем документам, суд считает необходимым обязать восстановить нарушенное право предпринимателя и рассмотреть по существу заявление ИП ФИО1 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 74:17:1701001:71, 74:17:1701001:80, 74:17:1701001:77, 74:17:1701001:76, 74:17:1701001:78, 74:17:1701001:75, 74:17:1701001:73, 74:17:1701001:72, 74:17:1701016:13, 74:17:1701015:11, 74:17:1703009:6, 74:17:1709001:89, 74:17:1709001:88, 74:17:1709001:90, 74:17:1701017:41, 74:17:1701002:3, 74:17:1701001:74, 74:17:1703006:108, 74:17:1701002:5, 74:17:1701002:6, 74:17:1705001:3, 74:17:0000000:2185, 74:17:0000000:2184.
Кроме того заявитель обратился с заявлением о взыскании с Управления по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области судебных расходов связных с уплатой услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела 20.09.2021 между главой КФХ ФИО1 (Заказчик) и гражданином ФИО2 (Исполнитель) заключен договор № 69 на оказание юридических услуг.
В соответствии с указанным договором Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию юридических услуг по делу о признании недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области от 05.07.2021 об отказе в предоставлении ИП ФИО3 К(Ф)Х ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельных участков (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 Исполнитель обязан:
- Изучить представленные Заказчиком документы и материалы дела (пункт 2.1.1 договора);
- Выработать позицию, сформулировать правовые основания, из представленных Заказчиком документов сформировать пакет приложений, и направить в суд в соответствии с правилами подведомственности и подсудности дела (пункт 2.1.2 договора);
- В случае представления возражений на исковые требования ответчиком и(или) возможными третьими лицами, изменении обстоятельств дела, поступлении дополнительной информации, дополнительных мнений и пояснений, в том числе со стороны третьих лиц, иной необходимости, подготовить мнение и пояснения по дополнительным обстоятельствам(пункт 2.1.3 договора);
- В случае признания судом необходимости, осуществить участие в судебном заседании. Без признания судом непосредственное участие Исполнителя в судебных заседаниях не является обязательным (пункт 2.1.4 договора).
Цена услуг по настоящему договору составляет 20 000 рублей (пункт 3.1 договора).
В соответствии с чеком № 200jexd83t от 20.09.2021 главой КФХ ФИО1 оплачена ФИО2 стоимость юридических услуг по договору № 69 на оказание юридических услуг от 20.09.2021 на сумму 2000 рублей.
Понятие, состав и порядок взыскания судебных расходов регламентированы главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В силу правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О, от 20.10.2005 N 355-О и от 25.02.2010 N 224-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением спора" (далее - постановление N 1), к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 Кодекса, статья 106 КАС РФ). Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети Интернет), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность.
В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В Определении от 21.12.2004 № 454-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. При этом реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 указано, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1).
Представителем истца в подтверждение несения судебных расходов в сумме 20000 рублей представлены: договор № 69 на оказание юридических услуг от 20.09.2021, чек № 200jexd83t от 20.09.2021.
ФИО2 представляли интересы главы КФХ ФИО1 и принимал участие в предварительных судебных заседаниях – 11.01.2022, 07.02.2022, в судебных заседаниях – 07.02.2022 с учетом перерыва в судебном заседании до 14.02.202.
Из системного анализа практики по заявлениям о взыскании судебных расходов усматривается, что в отдельных случаях представитель (адвокат) по договоренности заключает с клиентом соглашение об оказании юридической помощи в зависимости от предполагаемого объема работы, цены иска и в соответствии с ценами, действующими в регионе.
Таким образом, заявителем документально подтверждены расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей. Ответчиком объективных документальных доказательств чрезмерности судебных расходов не представлено. Суд приходит к выводу о необходимости взыскания судебных расходов в требуемой сумме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с противной стороны.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя государственная пошлина в сумме 300 рублей, а сумма излишне уплаченной государственной пошлины по чеку от 20.09.2021 в размере 2700 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
Принять отказ заявителя о признании недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, выраженного в письме от 06.08.2021 №449 в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:17:1703001:40, 74:17:1703003:76, 74:17:1701001:79.
Производство по делу А76-35024/2021 в указанной части, прекратить.
Заявленные требования, удовлетворить.
Признать недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области об отказе в предоставлении земельных участков, выраженный в письме от 06.08.2021 №449 в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:17:1701001:71, 74:17:1701001:80, 74:17:1701001:77, 74:17:1701001:76, 74:17:1701001:78, 74:17:1701001:75, 74:17:1701001:73, 74:17:1701001:72, 74:17:1701016:13, 74:17:1701015:11, 74:17:1703009:6, 74:17:1709001:89, 74:17:1709001:88, 74:17:1709001:90, 74:17:1701017:41, 74:17:1701002:3, 74:17:1701001:74, 74:17:1703006:108, 74:17:1701002:5, 74:17:1701002:6, 74:17:1705001:3, 74:17:0000000:2185, 74:17:0000000:2184.
Обязать Управление по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области рассмотреть по существу заявление ИП ФИО1 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 74:17:1701001:71, 74:17:1701001:80, 74:17:1701001:77, 74:17:1701001:76, 74:17:1701001:78, 74:17:1701001:75, 74:17:1701001:73, 74:17:1701001:72, 74:17:1701016:13, 74:17:1701015:11, 74:17:1703009:6, 74:17:1709001:89, 74:17:1709001:88, 74:17:1709001:90, 74:17:1701017:41, 74:17:1701002:3, 74:17:1701001:74, 74:17:1703006:108, 74:17:1701002:5, 74:17:1701002:6, 74:17:1705001:3, 74:17:0000000:2185, 74:17:0000000:2184.
Взыскать с Управления по муниципальному имуществу, земельным отношениям и развитию сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области а в пользу ИП ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Возвратить ИП ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку от 20.09.2021 государственную пошлину в размере 2700 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В.Мрез