ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-35327/19 от 24.10.2019 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

25 октября 2019 года                                                          Дело № А76-35327/2019

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахтырской Н.В., рассматривает в судебном заседании дело по исковому заявлению ГБУЗ «Областная клиническая больница №2 к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области о признании недействительным акт внеплановой проверки по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 09.08.2019 г. ТФОМС Челябинской области

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 29.08.2019, паспорт, копия диплома; ФИО2 – представитель по доверенности от 15.10.2019, паспорт; специалист ОКБ № 2.

от ответчика: ФИО3- представитель по доверенности от 24.12.2018, служебное удостоверение, копия диплома.

 УСТАНОВИЛ:

ГБУЗ «Областная клиническая больница №2» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области о признании недействительным Акта внеплановой тематической проверки от 09.08.2019 ( с учетом уточнений от 21.10.2019).

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что оснований для взыскания денежных средств не имеется, необходимо исходить из фактического восстановления медицинским учреждением на лицевом счете обязательного медицинского страхования денежных средств в полном размере и в дальнейшем их использование в соответствии с целевым назначением, в связи с чем удовлетворение требований повлечет получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.

Ответчик в отзыве на заявление возражал против удовлетворения требований, указав, что оснований для восстановления спорной суммы средств, использованных не по целевому назначению, на лицевом счете лечебного учреждения не имеется.

Из материалов дела следует, что на основании приказа ТФОМС по Челябинской области от 27.06.2018 № 461, с 03.07.2018 по 31.07.2018 Фондом проведена плановая комплексная проверка ГБУЗ «Областная клиническая больница № 2» по вопросу использования средств ОМС за период с 01.10.2016 по 30.06.2018, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в перечислении медицинской организацией средств ОМС в сумме 6 081 347 руб. 68 коп. ООО «СТРОЙЕВРОГРАД» по исполнительному листу в счет погашения задолженности за выполнение комплекса работ по капитальному ремонту, расходы на проведение которого не подлежат оплате за счет средств ОМС.

Результаты проверки отражены Фондом в акте плановой комплексной проверки от 26.07.2018 (далее - Акт проверки от 26.07.2018), содержащем требование об уплате, в т.ч. штрафа в размере 608 134 руб. 77 коп. (614 464 руб. 77 коп. - 6 330 руб. 00 коп. = 608 134 руб. 77 коп. (10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС - 6 081 347 руб. 68 коп. х 10%      = 608 134 руб. 77 коп.) в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ

Требований об устранении выявленного нарушения и восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 6 081 347 руб. 68 коп. в Акте проверки 12.07.2018 не содержалось, что медицинской организацией не оспаривается.

Вышеуказанный Акт проверки Фонда от 26.07.2018 оспорен медицинской организацией в арбитражном суде Челябинской области в рамках дела № А76-34324/2018.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2019 по делу к А76-34324/2018, вступившим в законную силу, медицинской организации отказано в удовлетворении требований в полном объеме.

В соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 5 Положения о контроле, на основании приказа Фонда от 26.07.2019 № 615 и акта Федерального фонда медицинского страхования от 28.06.2019, составленного по результатам контрольной проверки соблюдения законодательства об ОМС и использования средств ОМС в 2018 году и I квартале 2019 года, Фондом проведена внеплановая тематическая проверка медицинской организации по вопросу использования средств ОМС за период с 01.07.2017 по 31.12.2017.

По результатам проверки составлен оспариваемый заявителем Акт внеплановой тематической проверки от 09.08.2019 (далее - Акт проверки), в котором Фонд с учетом выводов, содержащихся в акте проверки Федерального фонда от 28.06.2019, потребовал у медицинской организации в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ возвратить в бюджет Фонда средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 6 081 347 руб. 68 коп.

О необходимости принятия вышеуказанных мер реагирования (выставления медицинской организации соответствующего требования о возврате средств ОМС в сумме 6 081 347 руб. 68 коп., использованных не по целевому назначению) также указано в Представлении Прокуратуры Челябинской области от 20.08.2019 № 7-163-2019, поступившем в Фонд 26.08.2019.

13.08.2019 на данный Акт проверки заявителем представлены в Фонд возражения от 12.08.2019 № 1285, которые признаны Фондом необоснованными и отклонены в полном объеме, что подтверждается Сообщением Фонда о результатах рассмотрения возражений от 15.08.2019 № 01-2507, в котором Фонд вновь изложил требование о возврате медицинской организацией в бюджет Фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Несогласие заявителя с Актом проверки Фонда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 БК РФ, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-и рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Следовательно, в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению.

Факт нецелевого использования спорных денежных средств медицинским учреждением не оспорен, установлен при рассмотрении дела А76-34324/2018.

Таким образом, в соответствии с ч.9 ст. 39 Закон N 326-ФЗ денежные средства, использованные не по целевому  назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда.

Доводы заявителя  о том, что денежные средства в размере сумме 6 081 347 руб. 68 коп. восстановлены на лицевом счете медицинской организации, отклоняются судом, поскольку положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС, либо перемещать такие денежные средства на собственных лицевых счетах.

Довод заявителя о возможности заимствования средств ОМС судом отклоняется как противоречащий части 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ.

Довод заявителя о нарушении его прав в связи с совпадением проверяемых периодов по настоящей и предыдущей проверке подлежат отклонению по следующим основаниям.

 Из приказа Фонда от 27.06.2018 № 461 усматривается, что предыдущая проверка заявителя по вопросу использования средств ОМС была проведена Фондом в соответствии с планом проверок (плановая) за период с 01.10.2016 по 30.06.2018.

Настоящая внеплановая проверка проведена Фондом за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 согласно приказу Фонда от 26.07.2019 № 615 и на основании Акта проверки Федерального фонда от 28.06.2019, в котором содержаться выводы о нарушении заявителем Закона № 326-ФЗ и необходимости выставления заявителю требования о возврате средств ОМС в сумме 6 081 347 руб. 68 коп. в бюджет Фонда в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Таким образом, совпадение     проверяемых     периодов     при проверках, при указанных обстоятельствах не является основаниям для признания ненормативного акта недействительным.

Кроме того, как указано выше, при проведении предыдущей проверки требования о возврате средств ОМС в сумме 6 081 347 руб. 68 коп., использованных заявителем не по целевому  назначению,   в  Акте  проверки  от  26.07.2018   не  содержалось.

Понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на последнего в связи с отказом в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. ст. 167-168,176,110 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

    В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                          Н.А.Кунышева