ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-3541/06 от 06.05.2006 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

"08" июня 2006 годаДело№ А76-3541/2006-37-114

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2006 года.

СудьяН.Г. Трапезникова

при ведении протокола судебного заседания судьей  Трапезниковой Н.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №1 по Челябинской области г. Челябинск

к   ОАО «Электромашина» г. Челябинск

о  взыскании 628186руб. 11коп.

при участии в заседании

от заявителя:   ФИО1 – заместитель начальника юридического отдела (доверенность от 11.01.2006 года №03-07/3, удостоверение)

от ответчика:   ФИО2 – начальник правового управления (доверенность от 09.12.2005 года № 59/51, паспорт)

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №1 по Челябинской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к ОАО «Электромашина» о взыскании с процентов за 2 и 3 кварталы 2005 года за пользование бюджетными средствами в сумме 628186руб. 11коп. при предоставлении реструктуризации кредиторской задолженности.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Электромашина» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска 27.06.2005 года, основной государственный регистрационный номер 1027402694990 (л.д. 5).

05 сентября 2001 года налоговой инспекцией вынесено решение №5 о предоставлении ОАО «Электромашина» права на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом и права погасить долг по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам в соответствии с установленными графиками, а 30.10.2001 года налоговой инспекцией вынесено решение №19 о реструктуризации задолженности по региональным налогам, сборам, а также по начисленным пеням и штрафам

В соответствии с данными решениями утверждены графики погашения задолженности по федеральным и региональным налогам, которые были согласованы с Главным Финансовым Управлением по Челябинской области.

Графиком погашения задолженности предусмотрены суммы уплаты задолженности один раз в квартал, без указания срока уплаты.

В соответствии с п.4 «Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед Федеральным бюджетом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 года №1002 и п.4 «Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом», утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 23.07.2001 года №405, с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату вступления в силу указанных Порядков. При этом проценты начисляются исходя из сумм не погашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Из представленного суду расчета процентов следует, что налоговый орган начислил проценты на суммы реструктурированной задолженности за 2 и 3 квартал 2005 года по налогу на прибыль по различным уровням бюджета: в ФБ – в сумме 39164руб. 47коп., в бюджет субъекта РФ – в сумме 27658руб. 20коп., в местный бюджет – в сумме 237руб. 79коп. (л.д. 20-21), по НДС – в сумме 491035руб. 51коп. и по налогу на пользователей автодорог – в сумме 70090руб. 18коп. (л.д.21).

Наличие задолженности за указанный период по НДС и налогу на пользователей в суммах, исходя из которых начислены проценты, подтверждаются данными лицевого счета (л.д. 32-47).

В соответствии с Федеральными законами РФ о федеральных бюджетах за 1999 – 2005гг. доходы бюджета состоят, в том числе, из сборов, пошлин и других платежей, подлежащих доначислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством РФ.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов (налоговые органы), являются участниками бюджетного процесса.

Из содержания статьи 115 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 64 НК РФ и пункта 4 Постановления № 1002 следует, что налоговые освобождения в любой форме (отсрочки, рассрочки, реструктуризации) являются платными.

Проценты, начисленные с сумм реструктурированной задолженности, являются платой за предоставленную рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, то есть за пользование бюджетными средствами, и условие их уплаты в установленный срок является необходимым при предоставлении права на реструктуризацию этой задолженности.

Таким образом, проценты за пользование бюджетными средствами, подлежащие уплате в связи с предоставлением организации реструктуризации задолженности по налогам и сборам, по своей правовой природе относятся к обязательным платежам.

Порядок проведения реструктуризации, принятый Правительством Российской Федерации во исполнение статей 115, 120 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", предусматривает, что рассмотрение заявлений плательщиков обязательных платежей, принятие решений о проведении реструктуризации задолженности, об утверждении графика реструктуризации, о прекращении действия решения о реструктуризации осуществляются налоговым органом, на который возложен также контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам.

Следовательно, законодательство о реструктуризации, входящее составной частью в бюджетные правоотношения, наделило налоговые органы контрольными функциями в этой области.

В данном случае спор возник из публичных (бюджетных) правоотношений в связи с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности, то инспекция как контрольный орган в сфере реструктуризации задолженности организаций по налогам и сборам и при отсутствии иного механизма кроме судебного взыскания процентов за пользование бюджетными средствами, являющихся по своей сути обязательными платежами, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании данных процентов.

Таким образом, требования налогового органа в части уплаты процентов с реструктурированных сумм по НДС и по налогу на пользователей являются правомерными. Заявленные требования подлежат удовлетворению согласно произведенному ответчиком расчету (л.д. 62) и не оспоренному инспекцией в сумме 561125руб. 69коп.

Вместе с тем налоговый орган не учитывает, что в силу пункта 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением № 1002, названные проценты подлежат начислению исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Стороны пояснили суду и из дела следует (см. карточку счета 68.4 по реструктурированным суммам по налогу на прибыли   л.д. 63), что на дату начисления процентов (2 и 3 квартал 2005 года) налогоплательщик не имел задолженности по всем уровням бюджета по налогу на прибыль (по состоянию на 31.03.2003 года последняя была погашена).

Фактически проценты начислены инспекцией на сумму дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, подлежащих уплате в соответствии с п.4 Порядка рефинансирования задолженности…

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Такие платежи являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Суммы процентов начисляются в соответствии с этой статьей, исходя из ставки рефинансирования Банка России на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.

Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 № 225-О и от 10.01.2002 № 5-О и толкования, произведенного Президиумом ВАС РФ в постановлении №15242/04 от 05.07.2005 года, проценты не относятся к основной задолженности по налогам и сборам.

Определяя в постановлении правовую природу допплатежей, ВАС РФ определил недопустимым подход, в силу которого дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов согласно п.4 Порядка проведения реструктуризации.

Соответственно у налогового органа не имелось оснований начислять проценты на дополнительные платежи по налогу на прибыль в данном случае. Заявленные требования в этой части удовлетворению не подлежат.

В адрес общества налоговой инспекцией были направлены требования от 29 июля 2005 года №7 и от 06 октября 2005 года №8 об уплате процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 628186руб. 11коп., которую предлагалось уплатить в срок до 10.08.2005 года и 16.10.2005 года соответственно. В добровольном порядке указанные требования не исполнены.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст.333.21 НК РФ с ответчика также подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв до 06 мая 2006 года до 09 час. 00мин.

Именем РФ, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Открытого акционерного общества «Электромашина» зарегистрированного инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска 27.06.2005 года, основной государственный регистрационный номер 1027402694990, находящегося по адресу: <...> в доход бюджета проценты в сумме 561125руб. 69коп., а также в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 12111руб. 26коп.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

С у д ь я Н.Г. Трапезникова

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

(резолютивная часть)

г. Челябинск

"06" мая 2006 годаДело№ А76-3541/2006-37-114

СудьяН.Г. Трапезникова

при ведении протокола судебного заседания судьей  Трапезниковой Н.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №1 по Челябинской области г. Челябинск

к   ОАО «Электромашина» г. Челябинск

о  взыскании 628186руб. 11коп.

при участии в заседании

от заявителя:   ФИО1 – заместитель начальника юридического отдела (доверенность от 11.01.2006 года №03-07/3, удостоверение)

от ответчика:   ФИО2 – начальник правового управления (доверенность от 09.12.2005 года № 59/51, паспорт)

Именем РФ, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Открытого акционерного общества «Электромашина» зарегистрированного инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска 27.06.2005 года, основной государственный регистрационный номер 1027402694990, находящегося по адресу: <...> в доход бюджета проценты в сумме 561125руб. 69коп., а также в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 12111руб. 26коп.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

С у д ь я Н.Г. Трапезникова