АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
06 февраля 2024 года Дело № А76-35552/2023
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Котляровой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва секретарем судебного заседания Панковой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании постановления административного органа №42 от 23.10.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении №01767423 в отношении финансового управляющего незаконным и его отмене,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового управляющего ФИО2,
при участии в судебном заседании представителей: заявителя – ФИО1 (паспорт), от заинтересованного лица – ФИО3 (доверенность от 10.01.2024, диплом, служебное удостоверение), от третьего лица – ФИО4 (доверенность от 11.12.2023, диплом, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – административный орган, Управление Росреестра по Челябинской области) о признании постановления административного органа №42 от 23.10.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении №01767423 в отношении финансового управляющего незаконным и его отмене.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2023 дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен финансовый управляющий ФИО2 (далее – третье лицо, ФИО2)
Протокольным определением от 13.12.2023 суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил подготовку по настоящему делу, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
Административный орган и третье лицо представили в материалы дела отзывы на заявление ФИО1
Заявитель представил в материалы дела возражения на отзыв.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы изложенные в заявлении, представители административного органа и третьего лиц возражали по доводам заявления.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2021 по делу № А76-36705/2021 ФИО5 признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО2.
Определением суда от 20.11.2023 срок процедуры реализации имущества продлен до 29.05.2024.
07.08.2023 в Управление поступило обращение ФИО1, поименованное как «Жалоба на действия (бездействие) финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина» (вх. № ОГ-1693/23).
В представленном обращении содержалось требование о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ФИО2
По окончании срока административного расследования должностным лицом Управления 23.10.2023 было вынесено постановление № 42 о прекращении производства по делу об административном правонарушении (далее также - Постановление № 42).
Полагая вышеназванное постановление незаконным и подлежащим отмене ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании пункта 10 части 2 статьи 28.3 должностные лица Управления составляют протоколы об административных правонарушениях по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.
Пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ относит к числу поводов к возбуждению дела об административном правонарушении сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении возбуждается только при наличии повода и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ определены случаи, исключающие возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе при отсутствии события или состава.
Материалами дела, подтверждается, что а отношении одной части доводов письмом от 01.09.2023 №34653/Исх/23, заявителю сообщено об отсутствии основании для возбуждения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, В отношении другой части доводов должностным лицом Управления 01.09.2023 было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, а именно:
- о не уведомлении кредитора ФИО1 о признании должника банкротом и введении реализации имущества;
- о не направлении в адрес кредитора ФИО1 отчета финансового управляющего о своей деятельности;
- о несвоевременном предоставлении в суд отчета о результатах проведения процедуры реализации имущества;
- о ненадлежащем ведении реестра требований кредиторов, внесении недостоверных сведений в реестр текущих требований кредиторов.
Таким образом, административное расследование было проведено по 4 доводам, по тогу которого вынесено постановление о прекращении производства по делу.
Вопреки доводам заявления ФИО1, материалами административного дела установлено и достоверно подтверждено, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) финансовый управляющий обязан уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора.
В ходе административного расследования ФИО2 сообщил, что сведениями о том, что ФИО1 является кредитором ФИО5, он не располагал.
ФИО5 при подаче заявления о признании ее банкротом сведения о кредиторе ФИО1 не сообщила.
При этом как следует из представленных ФИО1 документов, кредитору стало известно о введении процедуры реализации имущества не позднее 15.02.2022.
Таким образом, в ходе административного расследования не было подтверждено, что арбитражный управляющий ФИО2 в период с 29.11.2021 по 15.02.2022 достоверно знал о том, что ФИО1 является кредитором должника.
Довод о ненаправлении в адрес кредитора ФИО1 отчета финансового управляющего о своей деятельности опровергнут, представленными финансовым управляющим документами.
Вопреки доводу о несвоевременном предоставлении в суд отчета о результатах проведения процедуры реализации имущества в ходе административного расследования было произведено ознакомление с материалами дела в Арбитражном суде Челябинской области. Собраны доказательства своевременного направления отчетов в суд.
При этом ФИО1 не указано, каким образом вменяемое нарушение срока представления отчетов в суд связано с причинением ей вреда, т.е. наличием права на обжалование Постановления № 42.
Довод заявителя о ненадлежащем ведении реестра требований кредиторов, внесении недостоверных сведений в реестр текущих требований несостоятелен, поскольку определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2022 по делу № А76-36705/2021 требование ФИО1 в размере 457 754 руб. 67 коп. включено в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО5
При этом в судом было отмечено, в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Во вторую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов, за исключением их требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также процентов, начисленных в ходе процедуры банкротства. В четвертую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей (пункт 3 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345).
Финансовый управляющий ФИО2 включил требование ФИО1 в реестр требований кредиторов должника следующим образом:
- 350 842 руб. 39 коп. в часть 2 раздела 3;
- 106 912 руб. 28 коп. в часть 4 раздела 4.
ФИО1 сообщала, что такое внесение ее требования является неверным.
При анализе вышеуказанных судебных актов в совокупности с определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2022, финансовым управляющим было установлено следующее:
1. Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 16.11.2015 по делу № 2-4858/2015 взысканы суммы:
- 170 000 руб. - сумма долга;
- 65 450 руб. - проценты за пользование заемными денежными средствами;
- 58,10 руб. - почтовые расходы;
- 5 554,50 руб. - расходы по уплате гос. пошлины.
Однако в мотивировочной части определения Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2022, судом указана сумма 65 450 руб. 67 коп.
2. Решением Мирового судьи судебного участка № 3 Сосновского района г. Челябинска от 07.06.2018 по делу № 2-963/2018 взысканы суммы:
- 54 809,27 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами;
- 241 062,60 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами;
- 1627,18 руб. - расходы по уплате гос. пошлины;
- 50,50 руб. - судебные издержки.
Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» на требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) распространяются правила абзаца четвертого пункта 2 статьи 4, абзаца второго пункта 3 статьи 12 и пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Таким образом, учет процентов за пользование чужими денежными средствами осуществляется в части 4 раздела 3 реестра требований кредиторов.
Вопреки доводам заявителя в действия арбитражного управляющего ФИО2 не установлены факты неисполнения какой-либо обязанности, установленной законодательством о банкротстве, и как следствие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Положениями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии события, состава административного правонарушения, в связи с чем административным органом верно прекращено производство по делу.
Принимая во внимание законность и обоснованность оспоренного постановления, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании его незаконным и отмене у суда не имеется.
Все доводы заявителя были оценены судом в ходе судебного разбирательства и, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не свидетельствуют об наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и о наличии существенных процедурных нарушений, допущенных административным органом в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.А. Котлярова