ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-36040/2023 от 30.01.2024 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«31» января 2024 г. Дело № А76-36040/2023

Резолютивная часть решения объявлена 30.01.2024г.

Полный текст решения изготовлен 31.01.2024г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Костылев И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Областной общественной организации Конгресс татар Челябинской области, ИНН <***>, г.Челябинск

к Межрайонной ИФНС России № 28 по Челябинской области

о признании недействительным решения № 1661/14 от 06.07.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

при участи в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 - представитель по доверенность от 05.04.2022, паспорт (диплом),

ФИО3- представитель по доверенность от 20.12.2023, паспорт (диплом),

от ответчика: ФИО4 - представитель по доверенность от 07.11.2023, удостоверение (диплом), ФИО5- представитель по доверенность от 02.11.2023, удостоверение (диплом), ФИО6 - представитель по доверенность от 08.12.2023, удостоверение (диплом).

УСТАНОВИЛ:

Областная общественная организация Конгресс татар Челябинской области (далее – заявитель, налогоплательщик, организация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее – ответчик, инспекция) о признании недействительным решения № 1661/14 от 06.07.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование доводов заявления его податель сослался на то, что осуществляет деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о культуре, что соответствует предмету деятельности и цели создания организации, отраженным в Уставе. Проводимые организацией в 2022 году мероприятия театрализованы, связаны с исполнительским искусством, костюмированы и проводились по разработанным сценариям с помощью профессиональных режиссеров. Кроме того, при государственной регистрации организацией заявлен код ОКВЭД 90.01 «Деятельность в области исполнительских искусств», который также как и код 90.04 «Деятельность учреждений культуры и искусства», на который ссылается налоговый орган, находится в ОКВЭД в разделе R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений». Таким образом, уставная и фактическая деятельность организации осуществляется в области культуры и искусства, в связи с чем, организация в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ правомерно применяла в 2022 году пониженные тарифы страховых взносов.

Инспекцией представлен отзыв, в котором его податель сослался на то, что в ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено неправомерное применение организацией пониженного тарифа страховых взносов, установленного подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, в связи с не выполнением условий, установленных подп. 7 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, поскольку организация фактически осуществляет деятельность в соответствии с учредительными документами, которая относится к деятельности прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), которая не относится к деятельности учреждений культуры и искусства (ОКВЭД 90.04), а также к деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (ОКВЭД 91), у организации отсутствуют доходы от видов деятельности, осуществление которых дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2022 году, доходы в виде целевых поступлений отражены в сумме 7 379 200 руб. и в виде грантов отражены в сумме 1 155 432,65 руб. и не могут быть учтены в доле доходов, учитываемых при определении прав на пониженные тарифы страховых взносов, так как получены от осуществления деятельности, отличной от деятельности учреждений культуры и искусства, равно как и от деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры.

В судебном заседании представители налогоплательщика поддержали доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просили заявленные требования удовлетворить.

Представители инспекции в судебном заседании против доводов заявления возражали по мотивам изложенным в отзыве, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2022 года, по результатам которой составлен акт и вынесено решение № 1661/14 от 06.07.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику начислены страховые взносы за 2022 год в общей сумме 452 461,71 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 12 145,20 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/003047 от 05.09.2023, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспоренное решение инспекции утверждено.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Нормой п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со ст. 75 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Основанием для вынесения оспоренного решения послужил вывод инспекции о несоответствии налогоплательщика условиям подп. 7 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, что исключило правомерность применения им пониженного тарифа по страховым взносам.

Так, в ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что согласно сведений ЕГРЮЛ, организация осуществляет деятельность по основному коду ОКВЭД 94.99 «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», а также по дополнительным кодам ОКВЭД 73.11 «Деятельность рекламных агентств» и 90.01 «Деятельность в области исполнительских искусств».

Согласно п. 2.1 Устава предметом деятельности организации является содействие сохранению национальных ценностей и народной культуры граждан Татарской национальности на территории Челябинской области путем защиты их национально-культурных интересов, сохранению ими своей самобытности, развитию родного языка, образования на родном языке и национальной культуры.

В соответствии с п. 2.2 Устава основными целями организации являются:

- создание условий для сохранения, изучения и распространения среди татар Челябинской области родного языка;

- становление и развитие образования и науки на родном языке татар Челябинской области посредством создания и организационно-финансовой поддержки соответствующих структур;

- организация конструктивного взаимодействия татар Челябинской области с заинтересованными государственными, общественными и предпринимательскими структурами Челябинской области.

Согласно п. 2.3 Устава для реализации уставных целей организация осуществляет следующие виды деятельности:

- разрабатывает и содействует реализации целевых программ в Челябинской области национально-культурного развития - языка, науки, образования, культуры, исторического наследия, народной педагогики и т.п.;

- представляет и защищает национально-культурные права и интересы Татар, проживающих на территории Челябинской области, в органах государственной власти и местного самоуправления;

- вносит в органы государственной власти и органы местного самоуправления Челябинской области предложения по решению национально-культурных проблем Татар Челябинской области;

- взаимодействует с органами, выбираемыми на съездах Татар Челябинской области и Российской Федерации;

- формирует общественное мнение с целью разрешения задач организации путем выступлений в средствах массовой информации, проведения лекций, вечеров, собраний, митингов, демонстраций, шествий и иными законными способами;

- организует пропагандистскую и агитационную работу для разъяснения целей и задач организации;

- устанавливает контакты и налаживает диалог с другими национальными объединениями с целью поиска взаимоприемлемых решений национально-культурных проблем в Челябинской области;

- организует массовые мероприятия по случаю национальных праздников и памятных дат Татар в Челябинской области в порядке, определяемом действующим законодательством;

- участвует в создании и организации работы национальных школ и классов, групп в детских дошкольных учреждениях, воскресных школ, курсов Татарского языка, групп в средних специальных и высших учебных заведениях с преподаванием на Татарском языке, организации других форм образования на Татарском языке;

- организует Татарские культурные центры, кружки художественной самодеятельности и оказывает им содействие, взаимодействует с самостоятельными культурными центрами, содействует культурным центрам в организации выставок народного творчества, фестивалей народной музыки, концертов, других национально-культурных мероприятий;

- содействует пропаганде творчества Татар, проживающих на территории Российской Федерации;

- свободно распространяет информацию о своей деятельности, учреждает средства массовой информации и осуществляет самостоятельную издательскую деятельность;

- использует иные формы деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Заявителем проводились следующие мероприятия: возведение памятника Тукая, организация лагеря, различные конкурсы, издание книги и литературы, издание областной газеты, конкурс чтецов.

Инспекцией установлено, что представленные документы подтверждают осуществление Организацией основного вида деятельности в соответствии с ЕГРЮЛ - «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки» (ОКВЭД 94.99), в том числе: деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещении, политического влияния, сбора средств; деятельность по формированию гражданских инициатив; деятельность организаций общественной поддержки и просвещения; деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например, этнических групп и меньшинств; деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товариществ по интересам; деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например, клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы.

Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что:

- организация фактически осуществляет деятельность в соответствии с учредительными документами, которая относится к деятельности прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), которая не относится к деятельности учреждений культуры и искусства (ОКВЭД 90.04), а также к деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (ОКВЭД 91), следовательно, не соответствует условиям, установленным подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;

- у организации отсутствует доход от видов деятельности, осуществление которых в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году, следовательно, плательщиком не выполнены условия подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.

По результатам налоговой проверки инспекцией сделан вывод, что налогоплательщиком неправомерно применен пониженный тариф по страховым взносам.

Арбитражный суд признает данный вывод инспекции правомерным.

Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (ст. 420 НК РФ).

В силу подп. 7 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность, в частности, в области культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов), на 2021 год установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20%.

На основании п. 7 ст. 427 НК РФ организации применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

- доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, определяемые в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;

- доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;

- доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных, в частности, в абз. 55 и 56 подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ (деятельность учреждений культуры и искусства, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры).

Соответственно, некоммерческие организации, применяющие УСН, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке Минюстом России и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, если выполняется условие о соблюдении доли доходов в виде целевых поступлений, грантов и доходов от осуществления видов деятельности, поименованных в абз. 55 и 56 подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Таким образом, на основании подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ некоммерческая организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении следующей совокупности условий:

- применение УСН;

- осуществление в соответствии с учредительными документами видов деятельности, перечисленных в подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;

- доля доходов от указанной деятельности составляют не менее 70% в общем объеме доходов организации за указанный период.

Аналогичная позиция отражена в письмах Минфина РФ от 28.06.2019 № 03-15-05/47704, от 26.05.2022 № 03-15-05/49251.

В данном случае, инспекцией в ходе налоговой проверки установлено, что:

- организация фактически осуществляет деятельность в соответствии с учредительными документами, которая относится к деятельности прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), которая не относится к деятельности учреждений культуры и искусства (ОКВЭД 90.04), а также к деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (ОКВЭД 91),

- у организации отсутствует доход от видов деятельности, осуществление которых в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов,

- в приложении к расчету по страховым взносам отражены доходы в виде целевых поступлений и в виде грантов, которые получены от осуществления деятельности, отличной от деятельности учреждений культуры и искусства, а также от деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, а потому не относятся к доходам, учитываемым при определении права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

С учетом изложенного, вывод инспекции о несоблюдении организацией требований для применения пониженного тарифа по страховым взносам следует признать правомерным.

Таким образом, оспоренное решение вынесено инспекцией при наличии законных оснований.

Ссылка налогоплательщика на подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ не принимается, поскольку данный пункт регулирует предоставление налоговой льготы для коммерческих организаций, в то время как налогоплательщик является некоммерческой организацией, для которых законом предусмотрена льгота по подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Довод налогоплательщика о возможности отнесения его деятельности к подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ подлежит отклонению, поскольку, исходя из буквального толкования этой правовой нормы в совокупности с иными нормами НК РФ, перечень некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области культуры и искусства, а именно – деятельность театров, библиотек, музеев и архивов, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

При этом, вопреки позиции налогоплательщика, оснований для расширительного толкования указанной нормы и установления для применения испрашиваемой льготы дополнительных признаков не имеется.

Поскольку какие-либо сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в данном случае отсутствуют, ссылка налогоплательщика на п. 3 ст. 7 НК РФ не может быть принята судом во внимание.

На основании изложенного, отсутствует совокупность условий для признания оспоренного решения инспекции недействительным, что исключает возможность удовлетворения требований налогоплательщика.

Учитывая принятие судебного акта не в пользу налогоплательщика, судебные расходы по оплате государственной пошлины в силу ст.ст. 101, 110, 112 АПК РФ относятся на налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, Инспекцией штрафные санкции были снижены в восемь раз, поскольку установлены смягчающие ответственность обстоятельства.

Суд в данной ситуации не усматривает наличия оснований для «дополнительного снижения» размера штрафов, поскольку Инспекцией учтены все фактические обстоятельства.

При названных обстоятельствах, штрафные санкции дополнительному снижению не подлежат.

Желание налогоплательщика минимизировать размер налоговой ответственности нельзя рассматривать в качестве самостоятельного основания, смягчающего ответственность и влекущего уменьшение размера штрафов.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья И.В. Костылев