ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-3686/19 от 16.10.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск                                                                  

23 октября 2019 года                                                           Дело № А76-3686/2019

Резолютивная часть решения подписана 16 октября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мосягина Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой А.А., помощником судьи Чарыковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Металлургического района города Челябинска, ОГРН <***>, г. Челябинск, к обществу с ограниченной ответственностью «Интеграл», ОГРН <***>, г. Челябинск, о взыскании 197 983 руб. 60 коп., при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО1, паспорт, доверенность от 08.05.2019, представителей ответчика - ФИО2, паспорт, доверенность от 17.01.2019, ФИО3, паспорт, выписка ЕГРЮЛ.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Металлургического района города Челябинска, ОГРН <***>, г. Челябинск, (далее – истец), 06.02.2019 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Интеграл», ОГРН <***>, г. Челябинск, (далее – ответчик, ООО «Интеграл») о взыскании неустойки в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом на выполнение работ для муниципальных нужд в городе Челябинске № 52-ЭА/2017 от 26.12.2017 по организации благоустройства территории внутригородского района в размере 197 983 руб. 60 коп.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (т. 1 л. д. 1 – 2).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.05.2019 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового судопроизводства (т. 2 л. д. 1 – 2).

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 14.10.2019 объявлялся перерыв до 16.10.2019 до 10 час. 30 мин.

Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (постановление Пленума ВАС РФ № 99 от 25.12.2013).

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения судом исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах по делу (т. 1 л. д. 135 - 137, т. 3 л. д. 100 – 103).

Заслушав доводы истца, возражения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 52-ЭА/2017 от 26.12.2017 (далее – контракт), в соответствии с п. 1.2 которого исполнитель обязуется выполнить по заданию заказчика работы, указанные в п. 1.3 настоящего контракта и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (т. 1 л. д. 26 – 31).

Согласно п. 1.3 контракта исполнитель обязуется выполнить организацию благоустройства территории внутригодоского района в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту).

В пункте 1.4 контракта стороны согласовали место выполнения работ: г. Челябинск, металлургический район, территория в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту).

Пунктом 1.5 контракта предусмотрен срок выполнения работ: начало с 01.01.2018, окончание – 31.12.2018.

В соответствии с 2.1.1 контракта исполнитель обязан выполнять работы согласно письменным заявкам, составленным и переданным представителем заказчика - специалистом отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории Администрации Металлургического района на основании приложения 1 к настоящему контракту.

Из положений п. 2.1.4 контракта следует, что исполнитель обязан выполнять работы в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Металлургического района города Челябинска, утвержденных решением Совета депутатов Металлургического района города Челябинска от 30.06.2016 №19/4. Транспортные средства должны быть оснащены и оборудованы в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

На основании п. 2.1.12 контракта исполнитель обязан присутствовать при проверке заказчиком качества выполненной работы.

Исполнитель обязан устранять по требованию заказчика недостатки и дефекты в работе в течение 4 часов с момента их обнаружения (п. 2.1.13 контракта).

Согласно п. 2.1.14 контракта исполнитель обязан ежемесячно до третьего числа месяца, следующего за отчетным, направить заказчику акт о приемке выполненных работ.

В соответствии с п. 2.3.1 контракта заказчик обязан подавать заявки исполнителю в письменной форме на выполнение ежедневного объема работ не позднее, чем за сутки до начала работы. В заявке указывать дату, место, сроки, виды и объемы выполнения работ. Заявки по выполнению работ на предстоящий период могут быть скорректированы заказчиком в течение 12 часов до начала работы исполнителя.

Пунктом 2.3.3контракта предусмотрено, что заказчик обязан производить контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ в виде совместных с исполнителем еженедельных объездов.

Из положений п. 2.4.3 заказчик имеет право письменно уведомлять исполнителя обо всех претензиях к выполнению работ, в рамках и на условиях настоящего контракта, в течение 10 календарных дней с момента выявления отступлений от условий контракта и требовать уплаты штрафных санкций в соответствии с п. 5 настоящего контракта.

На основании п. 3.1 контракта цена контракта устанавливается по результатам аукциона в электронной форме (протокол № 0169300062217000058 от 11.12.2017) и в соответствии с расчетом (приложение 2 к настоящему контракту) составляет 1 979 835 руб. 97 коп.

В пункте 3.10 контракта стороны согласовали, что оплата выполненных работ производится заказчиком ежемесячно путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ. Фактом оплаты признается списание денежных средств со счета заказчика, открытого в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно п. 4.4 контракта в случае выявления несоответствия результатов выполненных работ условиям настоящего контракта заказчик незамедлительно уведомляет об этом исполнителя, составляет протокол замечаний к выполненным работам с указанием сроков их исправлений и направляет его исполнителю. Исполнитель обязан на основании указанного протокола устранить выявленные недостатки за свой счет.

В соответствии с п. 5.3.1 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов цены контракта, что составляет 197 983 руб. 60 коп.

На основании технического задания (т. 1 л. д. 32 - 50) работы включают в себя уборку дорог, тротуаров и остановок общественного транспорта в зимний период, погрузку мусора на автотранспорт, вывоз и размещение на специально предназначенном месте и выполняются в соответствии с техническими требованиями к качеству выполняемых работ установленными:

- Правилами благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32;

- Правилами благоустройства территории Металлургического района города Челябинска, утвержденных решением Совета депутатов Металлургического района города Челябинска от 30.06.2016 № 19/4;

- Правилами охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24.06.2003 № 27/2;

- Инструкцией по созданию и содержанию зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденной постановлением Главы города Челябинска от 02.12.2004 № 2200-п.

В приложении № 1 (т. 1 л. д. 32-34)к контракту установлены требования к работам по уборке дорог, тротуаров и остановок общественного транспорта в зимний период:

1. Зимнее содержание (уборка) проезжей части автомобильных дорог:

- очистка дороги от снега плужно-щеточными снегоочистителями на базе комбинированной дорожной машины, производить в объеме указанном в Ведомости объемов работ №2 настоящего технического задания;

- очистка пересечений проезжих частей, остановочных площадок, пешеходных переходов от снега тракторами;

- очистка обочин и прибордюрной части от снега и мусора автогрейдерами с формированием снежного вала;

- распределение песко-соляной смеси комбинированной дорожной машиной;

- вывоз снега осуществлять на специальные площадки для складирования снега.

2. Зимнее содержание (уборка) тротуаров:

- уборка тротуаров выполняется подметально-уборочной машиной, в соответствии с кратностью уборки, указанном в Ведомости объемов работ № 4 настоящего Технического задания;

- обработка противогололедными материалами производится после выполнения работ по очистке тротуаров;

- сбор случайного мусора: не менее 3 раз в неделю;

- уборка снега и сколка льда вручную;

- уборку тротуаров на пешеходных переходах, в местах недоступных для уборки спецтехникой выполнять вручную.

3. Зимнее содержание (уборка) посадочных площадок остановок общественного транспорта

- уборку посадочных площадок остановок общественного транспорта, производить в объеме указанном в Ведомости объемов работ №6 настоящего Технического задания;

- очистка посадочных площадок от снега и наледи производится на всю ширину площадки;

- сбор случайного мусора: не менее 6 раз в неделю;

- очистка урн от мусора: не менее 6 раз в неделю;

- мусор вывозится в день уборки на специально предназначенное место, складирование мусора не допускается.

- посыпку посадочных площадок песком производить в дни образования скользкости;

- очистка остановочных комплексов от несанкционированных афиш, плакатов и объявлений: не менее 3 раз в неделю.

В обоснование исковых требований истец указывает на то, что вышеуказанные условия контракта исполнителем нарушены, обязательства исполнены ненадлежащим образом.

Технические задания по исполнению контракта вручались директору ООО «Интеграл» ФИО3 лично. Экземпляры технического задания ФИО3 получил, от подписи отказался, о чем заказчиком составлены акты об отказе от подписи (т. 1 л. д. 8-9).

Заказчиком по результатам проверок исполнения муниципального контракта составлены акты проверки исполнения контракта от 25.11.2018 в 10 час. 00 мин., от 25.11.2018 в 16 час. 00 мин., от 29.11.2018 в 09 час. 00 мин., от 29.11.2018 в 14 час. 00 мин., в соответствии с которыми исполнителем нарушены условия муниципального контракта в части очистки территории от снега.

В связи с тем, что исполнителем обязательства по муниципальному контракту исполнены ненадлежащим образом, заказчик начислил исполнителю штраф в соответствии с п. 5.3.1 контрактав размере 197 983 руб. 60 коп.

Во исполнение обязательного претензионного порядка урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию № 3158-09 от 14.12.2018 (т.1 л. д. 10-12) с требованием в срок до 24.12.2018 уплатить неустойку (штраф, пени) в размере 197 983 руб. 60 коп.

Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные, со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Заказчик является бюджетным учреждением, финансируемым исключительно за счет средств соответствующего бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения муниципального контракта.

В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).

В связи с выполнением ответчиком работ по контракту ненадлежащего качества, истцом заявлено требование в соответствии с п. 5.3.1 контракта о взыскании штрафа в размере 197 983 руб. 60 коп.

Согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.3.1 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов цены контракта, что составляет 197 983 руб. 60 коп.

В доводах возражений ответчик указывает на то, что работы по контракту, в том числе за ноябрь и декабрь 2018 года, заказчиком приняты без каких-либо замечаний и возражений, что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат (т. 2 л.д. 81 - 129), которые подписаны сторонами без замечаний.

Указанные работы оплачены заказчиком в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 2 л.д. 68 - 80).

Согласно п. 4.4 контракта в случае выявления несоответствия результатов выполненных работ условиям настоящего контракта заказчик незамедлительно уведомляет об этом исполнителя, составляет протокол замечаний к выполненным работам с указанием сроков их исправлений и направляет его исполнителю. Исполнитель обязан на основании указанного протокола устранить выявленные недостатки за свой счет.

Суд отмечает, что подписание актов выполненных работ представителями обеих сторон без замечаний и возражений по объемам и стоимости выполненных работ, их качеству, скрепление печатями истца и ответчика свидетельствуют о выполнении работ истцом, принятии их результата ответчиком, а также о потребительской ценности результата работ для ответчика и желании последнего им воспользоваться.

В доводах возражений ответчик также указывает на то, что акты от 25.11.2018 в 10 час. 00 мин., от 25.11.2018 в 16 час. 00 мин., от 29.11.2018 в 09 час. 00 мин., от 29.11.2018 в 14 час. 00 мин., составлены истцом с нарушением условий контракта.

На основании п. 2.1.12 контракта исполнитель обязан присутствовать при проверке заказчиком качества выполненной работы.

Исполнитель обязан устранять по требованию заказчика недостатки и дефекты в работе в течение 4 часов с момента их обнаружения (п. 2.1.13 контракта).

Судом установлено, что при осуществлении заказчиком проверок 25.11.2018, 29.11.2018, 18.12.2018, представитель исполнителя не присутствовал, акты составлены заказчиком в одностороннем порядке. Доказательств извещения исполнителя о проведении проверки в материалы дела не представлено.

Суд приходит к выводу о том, что в данном случае заказчик при выявлении каких-либо замечаний, допущенных исполнителем, обязан был руководствоваться порядком, предусмотренным п.4.4 контракта, а именно: составить протокол замечаний к выполненным работам с указанием сроков их исправлений, направить его исполнителю. Однако заказчик по итогам отчетных периодов подписал без замечаний акты о выполненных работах и произвел полную оплату. Суд отмечает, что действия самого заказчика при осуществлении контроля за качеством работ и их приемке, являются противоречивыми.

Судом установлено, что протокол замечаний к выполненным работам с указанием сроков их исправлений заказчик не составлял.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку заказчиком работы приняты без замечаний, сведений о предъявлении исполнителю замечаний в установленном контрактом порядке в материалы дела не представлено, соответственно основания для начисления штрафа отсутствуют.

Исследовав представленные истцом доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина, подлежащая уплате за рассмотрение настоящего дела, составляет 6 939 руб. 00 коп.

В силу пп.1.1 п.1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Поскольку в удовлетворении исковых требований судом отказано, а истец освобожден от оплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина распределению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Металлургического района города Челябинска отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                        Е.А. Мосягина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru