АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
29 апреля 2013 года Дело №А76-3701/2013
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Попова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Полевой» с.Вознесенка, Сосновский район Челябинской области
к Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области
о признании недействительным решения №3291 от 08.11.2012.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, действующая по доверенности от 01.09.2012 г., паспорт, ФИО2, действующая по доверенности от 01.09.2012 г., паспорт.
от ответчика: ФИО3, действующая по доверенности № 04-14/19 от 09.01.2013 г., служебное удостоверение, ФИО4, действующая по доверенности № 04-14/32 от 23.04.2013 г., служебное удостоверение, ФИО5, действующая по доверенности № 04-14/3 от 09.01.2013 г., паспорт.
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Полевой» с.Вознесенка, Сосновский район Челябинской области (далее по тексту - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «Полевой») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области (далее по тексту – ответчик, налоговая инспекция) о признании недействительным решения №3291 от 08.11.2012.
Заявитель с решением инспекции №3291 от 08.11.2012 не согласен, просит отменить его, считая, что оно является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Обществом 14.11.2012 в налоговом органе получены копии решений Инспекции от 08.11.2012 № 21 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 08.11.2012 № 48 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, 15.11.2012 получена копия решения от 08.11.2012 № 3291 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вместе с тем, по мнению заявителя, решения инспекции от 08.11.2012 №№ 21, 48 должны были быть приняты на основании решения Инспекции от 08.11.2012 № 3291.
Заявитель ссылается на то, что решения от 08.11.2012 №№ 21, 48, 3291 приняты налоговым органом на основании немотивированного акта проверки, о чем обществом было заявлено в возражениях, представленных в инспекцию 23.10.2012, а решение от 08.11.2012 № 3291 принято на основании отсутствия заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 11.01.2012 № 6, от 22.02.2012 № 3, от 29.12.2012 № 2 в информационном ресурсе между государствами - участниками таможенного союза.
При этом заявитель сообщает, что общество обратилось в инспекцию с просьбой о представлении копий реестров по обмену информацией между налоговыми органами, на что инспекцией были представлены копии реестров по обмену информацией, в которых указаны все заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, несмотря на это инспекция считает их отсутствующими.
В случае представления налогоплательщиком (плательщиком) в налоговый орган экземпляра заявления на бумажном носителе и отсутствии его в электронном виде налоговый – получатель информации (налоговый орган) формирует запрос о представлении заявления в электронном виде.
Из представленных налоговым органом реестров не видно, что спорным заявлениям присвоен признак «не найден в ФИР» и дата присвоения этого признака.
Оспариваемая сумма по жалобе составляет 5 056 564 руб. (отказ в возмещении НДС), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ (т.д. 1 л.д. 115).
Ответчик требования заявителя отклонил, ссылаясь на мотивы, изложенные в отзыве по делу от 05.04.2013 №04-26/003702, считает оспариваемое решение принято законно и обосновано в обжалуемой части, основания для его отмены отсутствуют (л.д.116-120).
Налоговый орган указывает на то, что налогоплательщиком в ходе проверки представлены заявления, отсутствующие в электронном виде в ИР ФИР «Таможенный союз-Обмен», то есть заявителем не подтвержден факт уплаты НДС и, соответственно, факт реализации товаров в таможенном режиме экспорта по вышеперечисленным заявлениям по 2 покупателям ТОО «Торгово-производственная фирма Куаныш-С», ТОО «МСУ-А», представленный реестр, полученный по запросу заявителя, налогового органа Республики Казахстан подтверждает информацию только в отношении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 16.02.2012 № 8 (регистрационный номер 031616022012 №00087), от 10.01.2012 № 5 (регистрационный номер 031610012012 №00096), при этом два спорных заявления налогоплательщика в данном реестре отсутствуют, а одно заявление отозвано.
Доводы заявителя о том, что решение инспекции от 08.11.2012 №№21, 48, 3291 должны быть получены в один и тот же день инспекция считает несостоятельными, поскольку требования п. 9 ст. 101 НК РФ соблюдены.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной (корректировка № 2) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года, представленной обществом в налоговый орган 18.06.2012, в ходе которой установлено
завышение суммы НДС, предъявленной к возмещению из бюджета, на 5 056 564 руб., а также подтверждено право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС в размере 407 640 руб.
Нарушения отражены в акте камеральной налоговой проверки от 01.10.2012 № 10332, который 03.10.2012 одновременно с уведомлением от 03.10.2012 № 7000 о времени (02.11.2012 в 14-00 часов) и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки получены уполномоченным представителем общества ФИО6 (доверенность от 10.05.2012 № 14), о чем свидетельствует его подпись на указанных акте и уведомлении.
Обществом по акту камеральной налоговой проверки от 01.10.2012 № 10332 в налоговый орган 01.11.2012 (входящий номер 018220) представлены письменные возражения от 23.10.2012 б/н.
Уведомлением от 02.11.2012 № 12-14/6586 налоговый орган известил налогоплательщика о том, что уведомление от 03.10.2012 № 7000 необходимо считать недействительным; рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоится 08.11.2012 в 14-00 часов (вручено 02.11.2012 уполномоченному представителю Общества ФИО1, действующей по доверенности от 01.09.2012 б/н, что подтверждается ее подписью на уведомлении).
Налоговый орган письмом от 08.11.2012 № 12-27/012335 сообщил налогоплательщику о том, что на странице 5 в отношении информации о заявлении от 29.12.2011 № 2 и в таблице № 7 акта камеральной налоговой проверки от 01.10.2012 № 10332 некорректно изложен текст, в связи с чем этот текст изложен налоговым органом в новой редакции.
Письмо инспекции от 08.11.2012 № 12-27/012335 получено 08.11.2012 директором ООО «Полевой» ФИО7, о чем свидетельствует его подпись на данном письме.
В назначенное время (08.11.2012 в 14-00 часов) заместителем начальника инспекции в присутствии директора ООО «Полевой» ФИО7 и уполномоченных представителей заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.09.2012 б/н, ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.09.2012 б/н, рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки, возражения общества от 23.10.2012 б/н, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки от 08.11.2012 б/н.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, представленных обществом возражений инспекцией вынесены решения от 08.11.2012 № 3291 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 48 об отказе в возмещении частично суммы НДС в размере 5 329 520 руб., заявленной к возмещению, № 21 о возмещении частично суммы НДС в размере 407 640 руб., заявленной к возмещению.
Решения инспекции от 08.11.2012 М» 21, 48 получены 14.11.2012 уполномоченным представителем общества ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.09.2012 б/н.
Уведомлением от 14.11.2012 № 12-27/6586/1 инспекция известила налогоплательщика о том, что вручение решения от 08.11.2012 № 3291 состоится 15.11.2012 в 12-00 часов.
Указанное уведомление получено 14.11.2012 уполномоченным представителем общества ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.09.2012 б/н.
В назначенное время (15.11.2012 в 12-00 часов) уполномоченный представитель общества ФИО1 (доверенность от 01.09.2012 б/н) явилась в налоговый орган для получения решения инспекции от 08.11.2012 № 3291, что подтверждается соответствующей отметкой на данном решении.
В решении от 08.11.2012 № 3291 налогоплательщику отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения, уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенном размере НДС за 1 квартал 2012 года в сумме 5 056 564 руб., в связи с отсутствием регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в базе обмена информацией между налоговыми органами государств-членов таможенного союза.
ООО«Полевой» обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган. УФНС России по Челябинской области решением от 29.12.2012 №16-07/004104 решения Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области от 08.11.2012 № 3291 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 08.11.2012 № 48 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению утвердило.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился с заявлением в суд в порядке ст. 198 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов; незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела ООО «Полевой» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России №9 по Челябинской области 30.10.2009, ОГРН- <***>. Номер в Госреестре- 7438027880. Код причины постановки на учет 745001001.
Основным видом деятельности организации является производство общестроительных работ по возведению зданий.
Юридический адрес: 456505, <...>.
ООО «Полевой» является продавцом экспортируемой продукции (товар экспортируется в Республику Казахстан), при этом общество производит налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в связи с чем, 18.06.2012 в налоговый орган Общество представило уточненную (корректировка № 2) налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2012 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 0 руб. (налоговая база - 32 524 244 руб., налоговые вычеты -5 738 371 руб., сумма по операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена -3 859 911 руб., налоговые вычеты по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена -681 807 руб.).
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки уточненной (корректировка № 2) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года установлено, что:
- заявление от 11.01.2012 № 6 (регистрационный номер 031611012012№00082) на общую стоимость товара в размере 1 666 267 руб. (сумма уплаченного налога 1 335 771 тенге) согласно ИР ФИР «Таможенный союз-Обмен» подтверждено с суммой уплаченного налога в размере 1 135 771 тенге;
- заявление от 29.12.2011 № 2 (регистрационный номер 600329122011№00036) на общую стоимость товара в размере 18 165 448,74 руб. (сумма уплаченного налога 10 789 358 тенге) согласно ИР ФИР «Таможенный союз-Обмен» в информационном ресурсе отсутствует;
- заявление от 22.02.2012 № 3 (регистрационный номер 600322022012№00346) на общую стоимость товара в размере 8 832 977 руб. согласно ИР ФИР «Таможенный союз-Обмен» отозвано.
Налоговым органом в ИР ФИР «Таможенный союз-Обмен» сформированы и направлены соответствующие запросы, на что получены ответы следующего содержания:
- по заявлению от 11.01.2012 № 6 (регистрационный номер 031611012012№00082) в графе «найдено заявлений» имеется отметка - 0, то есть данное заявление в базе данных не найдено;
- по заявлению от 29.12.2011 № 2 (регистрационный номер 600329122011№00036) в графе «найдено заявлений» имеется отметка - 0, то есть указанное заявление в базе данных не найдено;
- по заявлению от 22.02.2012 № 3 (регистрационный номер 600322022012№00346) в графе «найдено заявлений» имеется отметка - 1, вместе с тем, признак данного заявления - «отозвано».
Таким образом, инспекция пришла к выводу, что налогоплательщиком в ходе проверки представлены заявления, отсутствующие в электронном виде в ИР ФИР «Таможенный союз-Обмен», то есть заявителем не подтвержден факт уплаты НДС и, соответственно, факт реализации товаров в таможенном режиме экспорта по вышеперечисленным заявлениям по 2 покупателям ТОО «Торгово-производственная Фирма Куаныш-С», ТОО «МСУ-А».
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, руководствуясь 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования Общества с ограниченной ответственностью «Полевой» подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 165 НК РФ налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляет одновременно с налоговой декларацией по ставке ноль процентов, документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи.
Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в рамках заключенных контрактов от 26.09.2011 № 370, от 06.07.2011 №360 между заявителем и покупателями, расположенным на территории Республики Казахстан (ТОО «Торгово-производственная фирма КУАНЫШ - С», ТОО «МСУ-А»), Обществом «Полевой» отгружался товар (трубы предизолированные, стальные электросварные, муфты соединительные, отводы и др.) на экспорт в Республику Казахстан.
В ходе камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 г. и мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Полевой» инспекцией установлено, что Обществом приобретены товары (работы, услуги), которые в дальнейшем реализованы налогоплательщиком на экспорт по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом реализованная заявителем на экспорт продукция по налоговой ставке 0 процентов за 1 квартал 2012 г. в адрес иностранного покупателя ТОО «Торгово-производственная фирма КУАНЫШ - С», ТОО «МСУ-А» (Республика Казахстан) по контрактам 26.09.2011 № 370, составила в сумме 28664333 руб.
Согласно представленной ООО «Полевой» уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 г. в разделе 4 «Расчет суммы налога исчисленной по операциям реализации товаров (работ, услуг) обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена» Обществом заявлена налоговая база в сумме 28664333 руб.
Заявителем кроме документов, необходимых для подтверждения налоговой ставки 0 процентов в соответствии со статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ представлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: от 29.12.2011 зарегистрированное за № 600329122011№00036 (дата отметки об уплате НДС 30.12.2011), от 22.02.2012 №600322022012 №00346 (дата отметки об уплате НДС 03.03.2012), от 11.01.2012 №00082 (дата отметки об уплате НДС 16.01.2012).
В ходе проверки инспекцией установлено, что по сведениям ФИР РФ, подтверждающих факт реализации товаров на экспорт, налоговая база составляет 0 руб., поскольку сведения по указанным выше заявлениям в электронной базе обмена информацией отсутствуют, а именно:
- по заявлению от 11.01.2012 № 6 (регистрационный номер 031611012012№00082) в графе «найдено заявлений» имеется отметка - 0, то есть данное заявление в базе данных не найдено;
- по заявлению от 29.12.2011 № 2 (регистрационный номер 600329122011№00036) в графе «найдено заявлений» имеется отметка - 0, то есть указанное заявление в базе данных не найдено;
- по заявлению от 22.02.2012 № 3 (регистрационный номер 600322022012№00346) в графе «найдено заявлений» имеется отметка - 1, вместе с тем, признак данного заявления - «отозвано».
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о том, что поскольку на момент проведения камеральной налоговой проверки и мероприятий налогового контроля факт регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.12.2011 зарегистрированного за № 600329122011№00036 (дата отметки об уплате НДС 30.12.2011), от 22.02.2012 №600322022012 №00346 (дата отметки об уплате НДС 03.03.2012), от 11.01.2012 зарегистрированного за №00082 (дата отметки об уплате 16.01.2012) в электронном виде (в ФИР РФ) не подтвержден, то применение ООО «Полевой» налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС за 1 квартал 2012 г. в сумме 5056564 руб. является необоснованным.
Между тем указанный вывод налогового органа, суд считает, является необоснованным.
Согласно положениям статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.
В соответствии со статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 165 НК РФ и статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее по тексту - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов;
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ, документы представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров (абзац 2 пункта 3 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является основным документом, подтверждающим право экспортера на применение "нулевой" ставки и возврат НДС из бюджета.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов составляется на основании имеющихся документов и должно содержать достоверные сведения.
В соответствии с пунктом 6 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
В доказательство обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость ООО «Полевой» на камеральную налоговую проверку был представлен пакет документов в соответствии со ст.165 НК РФ, статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, а именно: договор (контракт) от 06.07.2011 № 360 с ТОО «Торгово-производственная Фирма Куаныш - С», от 26.09.2011 №370 с ТОО «МСУ-А» счета-фактуры, товарные накладные, товаросопроводительные накладные по товарам, реализуемым налогоплательщиком в режиме экспорта (СМR); платежные документы: выписки банка, платежные поручения от 15.09.2011 №0963, от 06.10.2011 №1086, от 31.10.2011 №1235, от 28.11.2011 №1791, от 15.12.2011 №1689 выписка из лицевого счета ТОО «ТПФ «Куаныш-С» по налогу на добавленную стоимость на товары (КБК 105109), которые подтверждают уплату импортером косвенного налога, также письмо налогового управления, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.12.2011 зарегистрированного за № 600329122011№00036 (дата отметки об уплате НДС 30.12.2011), от 22.02.2012 №600322022012 №00346 (дата отметки об уплате НДС 03.03.2012), от 11.01.2012 зарегистрированного за №00082 (дата отметки об уплате 16.01.2012), составленное по форме приложения № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.
Товарные накладные, товаросопроводительные документы имеют подписи удостоверяющие, что товар покупателем (доверенным лицом) получен.
Судом установлено, что обществом «Полевой» на камеральную налоговую проверку были представлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по контрактам № 360 от 06.07.2011 и №370 от 26.09.2011 с Обществом «Полевой» от 22.12.2011 зарегистрированного за № 600329122011№00036 (дата отметки об уплате НДС 30.12.2011), от 22.02.2012 №600322022012 №00346 (дата отметки об уплате НДС 03.03.2012), от 11.01.2012 зарегистрированного за №00082 (дата отметки об уплате 16.01.2012).
Таким образом, указанные выше заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов содержат значимые сведения, такие как отметку налогового органа Республики Казахстан о регистрации заявления при представлении в налоговый орган Республики Казахстан, а также отметку налогового органа Республики Казахстан об уплате косвенных налогов по месту постановки на учет покупателя.
Достоверность данных в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правильность и полнота их заполнения, а также их относимость к 1 кварталу 2012 г. (периоду, в котором собран полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ и статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ), налоговым не отрицается, и надлежащими доказательствами не опровергнута.
Выручка поступила в соответствии с условиями контрактов № 360 от 06.07.2011 с ТОО «Торгово-производственная Фирма Куаныш - С» и №370 от 26.09.2011 с ТОО «МСУ-А», нарушений валютного законодательства налоговым органом не установлено.
Таким образом, ООО «Полевой» налоговому органу был представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ и статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, подтверждающий факт экспорта товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и поступление валютной выручки.
В соответствии со статьей 6 «Обмен информацией между налоговыми органами» Соглашения от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», обмен информацией между налоговыми органами Сторон, включающий также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным межведомственным протоколом.
В соответствии со статьей 2 Протокола от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов», в случае представления налогоплательщиком (плательщиком) в налоговые органы экземпляра Заявления на бумажном носителе и отсутствии его в электронном виде налоговый орган - получатель информации формирует запрос о представлении заявления в электронном виде.
Согласно акта камеральной налоговой проверки от 01.10.2012 № 10332, запрос через ФЦОД направлен инспекцией с целью подтверждения факта регистрации заявления о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов. В соответствии с тем же актом проверки (ответ получен).
Регламентация контрольных мероприятий налогового органа по проверке регистрации в налоговом органе государства - члена таможенного союза (Республики Казахстан), на территорию которого импортированы товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в числе прочих нормативных документов предусмотрена Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "Таможенный союз - обмен», утвержденных Приказом ФНС РФ от 18.01.2011 N ММВ-7-2/19@ (в редакции Приказа ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-2/254@).
В частности в соответствии с пунктом 9.4.1 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "Таможенный союз - обмен», утвержденных Приказом ФНС РФ от 18.01.2011 N ММВ-7-2/19@ (в редакции Приказа ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-2/254@), в случае наличия заявления в ФИР «Таможенный союз-обмен» (поступления заявления в электронном виде с отметкой налогового органа Республики Беларусь или Республики Казахстан) ему в ФИР присваивается признак «использовано для подтверждения» (с указанием реквизитов деклараций) раздельно по каждой налоговой декларации, а в ПК «СЭОД» - признак «найдено в ФИР» (с указанием даты). В случае отсутствия заявления в ФИР «Таможенный союз-обмен» ему в ПК «СЭОД» присваивается признак «не найдено в ФИР» (с указанием даты). При этом становится доступным режим формирования запроса о предоставлении заявления в электронном виде. Не позднее рабочего дня, следующего за днем присвоения в ПК «СЭОД» заявлению признака «не найдено в ФИР», формирует запрос о предоставлении заявления в электронном виде, который незамедлительно передается в МИ ФНС России по ЦОД. Указанное должностное лицо осуществляет мониторинг передачи данных в ФИР «Таможенный союз - обмен» и в случае, если данные не переданы в течение суток, принимает меры к выявлению и устранению причин задержки передачи. Кроме того, он также осуществляет контроль получения в ПК «СЭОД» сведений об исполнении запроса налоговыми органами Республики Беларусь и Республики Казахстан. При получении уведомления об отсутствии заявления незамедлительно принимает меры к установлению достоверности полученного экземпляра заявления на бумажном носителе с отметкой налогового органа МНС Республики Беларусь и НК Республики Казахстан о сумме налогов, уплаченных в бюджет этого государства, о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения).
Судом установлено Межрайонной инспекцией ФНС России № 22 по Челябинской области в налоговый орган Республики Казахстан, был направлен запрос о получении информации о заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.11.2011 № 60032202212№00346, от 11.01.2012 №031611012012№00086, от 29.12.2011 №600329122011№00036 и выявлено, что вышеуказанным заявлениям присвоены иные номера.
Учитывая изложенное, суд считает ссылка налогового органа на отсутствие в базе данных информационного ресурса «Таможенный союз-обмен» заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.11.2011 № 60032202212№00346, от 11.01.2012 №031611012012№00086, от 29.12.2011 №600329122011№00036 является необоснованной, поскольку по смыслу и содержанию указанных выше нормативных актов право налогоплательщика-экспортера на применение налоговой ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов не обусловлено фактом наличия или отсутствия сведений о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в информационном ресурсе «Таможенный союз-обмен».
Правовое значение применительно к положениям статьи 165 НК РФ и пункта 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ, имеет факт наличия соответствующей отметки налогового органа страны-импортера на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а таковая отметка на заявлении, представленном обществом «Полевой», имеется.
Кроме того налоговое управление по Ауэзовскому району г.Алматы подтвердило, что налогоплательщиком Республики Казахстан заменены регистрационные номера ранее выданных заявлений, суммы НДС уплачены и не изменились.
В то же время вины ООО «Полевой» в отсутствии в указанном информационном ресурсе сведений об указанных заявлениях не имеется.
Факт отсутствия в данных информационного ресурса по неустановленной причине сведений о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных товаров с отметкой налогового органа страны импортера при условии фактического представления ООО «Полевой» таких заявлений инспекции в ходе налоговой проверки не свидетельствует о несоответствии представленных обществом сведений данным информационного ресурса, в силу чего не может являться правовым основанием для отказа налогоплательщику в применении по указанной операции налоговой ставки 0 % и соответствующих налоговых вычетов применительно к положениям ст.ст. 164, 165, 171, 172 НК РФ, статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ.
В опровержение позиции налогового органа об отсутствии в базе данных информационного ресурса «Таможенный союз-обмен» заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.11.2011 № 60032202212№00346, от 11.01.2012 №031611012012№00086, от 29.12.2011 №600329122011№00036 заявителем в материалы дела представлены копии документов полученных от ООО «ТПФ «Куаныш-С» Республика Казахстан: выписка из лицевого счета по налогу на добавленную стоимость на товары таможенного союза, ввозимые с территории РФ, платежные поручения от 15.09.2011 №0963, от 06.10.2011 №1086, от 31.10.2011 №1235, от 28.11.2011 №1791, №1689 от 15.12.2011 выписка из лицевого счета ТОО «ТПФ «Куаныш-С» по налогу на добавленную стоимость на товары (КБК 105109), которые подтверждают уплату импортером косвенного налога, ответ на запрос налогового органа республики Казахстан, который подтвердил отсутствие заявлений с указанными номерами, указав на то, что они заменены на новые, с присвоением новых номеров, суммы по уплате налога на ДС в них не изменились. Данные документы наряду с самими заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.12.2011 зарегистрированного за № 600329122011№00036 (дата отметки об уплате НДС 30.12.2011), от 22.02.2012 №600322022012 №00346 (дата отметки об уплате НДС 03.03.2012), от 11.01.2012 зарегистрированного за №00082 (дата отметки об уплате 16.01.2012) подтверждают уплату НДС иностранным покупателем ООО «ТПФ «Куаныш-С» при ввозе на территорию Республики Казахстан.
Вместе с тем как подтверждают материалы дела получен ответ от налогового управления по Ауэзовскому району г.Аматы за № 14 №5910 от 25.05.2012, что налогоплательщиком республики Казахстан были выявлены нарушения в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, которые им были устранены, представлены методом замены регистрационных номеров новые заявления:
- №600303042012№00231 от 03.04.2012;
- №600329032012№00189 от 29.03.2012;
- №600314032012№00035 от 14.03.2012.
Письмо было представлено заявителем в инспекцию вместе с возражениями на акт проверки.
В ходе судебного заседания инспекцией представлены сведения, выгруженные из ФИР «Беларусь-Обмен», содержащие данные первичных документов (счетов-фактур) в заявлениях с измененными (новыми) номерами, в которых заявленный объем поставок не изменился, как и не изменились и суммы уплаченного НДС налогоплательщиком Республики Казахстан.
В связи с этим у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по рассматриваемым операциям по реализации товаров на экспорт на сумму 28664333 руб., налоговых вычетов по НДС в размере 5056564 руб., а также в возмещении НДС в размере 5056564 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.11.2012 № 3291 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 5056564 руб.
В отношении довода заявителя о том, что решения инспекции от 08.11.2012 №№ 21, 48, 3291 должны быть получены в один и тот же день, необходимо отметить следующее.
В силу пункта 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
При этом соответствующее решение должно быть вручено в
течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Решения инспекции от 08.11.2012 № 21 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, № 48 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, получены 14.11.2012 уполномоченным представителем общества ФИО2 по доверенности от 01.09.2012 б/н.
Решение инспекции от 08.11.2012 № 3291 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получено 15.11.2012 уполномоченным представителем общества ФИО1 по доверенности от 01.09.2012 б/н.
Таким образом, налоговым органом соблюдены требования пункта 9 статьи 101 НК РФ.
При этом действующим законодательством не предусмотрено вручение налогоплательщику в один и тот же день решений:
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 101 НК РФ;
-об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ;
-о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ.
На основании части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области от 08.11.2012 № 3291 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2012 года в сумме 5056564 руб.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полевой» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной по платежному поручению от 22.01.2013 №1.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Т.В.Попова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет – сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.ru.