ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-38612/09 от 14.01.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-38612/2009-51-771/95

20 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 января 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Танаевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов», Московская обл., д. Мамоново

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области

Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства», г. Златоуст

о признании незаконным, не соответствующим Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» уведомления Златоустовского отделения Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 26.11.2007 за № 25/109/2007-76, о признании незаконным бездействия Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в лице Златоустовского отделения в вынесении отказа в государственной регистрации договора № 34 от 19.10.2007 в виду отсутствия такой обязанности, учитывая правовую природу данного договора как договора инвестирования, возложении обязанности на Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем вынесения в 10 дней письменного отказа в регистрации договора № 34 от 19.10.2007 в виду отсутствия такой обязанности, учитывая правовую природу данного договора как договора инвестирования

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:   не явился, извещен (л.д. 134, 136);

от ответчиков:

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - ФИО1 – доверенность; паспорт;

- Муниципального учреждения «Управление капитального строительства», г. Златоуст - не явился, извещен (л.д. 133);

У С Т А Н О В И Л:

Общероссийская общественная организация «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов», Московская обл., д. Мамоново (далее – заявитель, ООО РООИВиВК) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - Управление, УФРС), Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства», г. Златоуст (далее – МУ УКС) о признании незаконным, не соответствующим Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав) уведомления Златоустовского отделения Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 26.11.2007 за № 25/109/2007-76, о признании незаконным бездействия Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в лице Златоустовского отделения в вынесении отказа в государственной регистрации договора № 34 от 19.10.2007 в виду отсутствия такой обязанности, учитывая правовую природу данного договора как договора инвестирования, возложении обязанности на Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем вынесения в 10 дней письменного отказа в регистрации договора № 34 от 19.10.2007 в виду отсутствия такой обязанности, учитывая правовую природу данного договора как договора инвестирования (л.д. 2-8).

Определением суда от 14.12.2009 (л.д. 131) уточнено наименование ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра).

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом: копия определения от 14.12.2009 об отложении судебного заседания на 14.01.2010 была направлена судом по адресам, указанным заявителем в заявлении – <...> 4а-128, получена представителем по доверенности, о чем свидетельствует почтовое уведомление с отметкой о вручении (л.д. 134), <...>, возвращена органом почтовой связи с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу» (л.д.136). Свои требования обосновывает следующим. Со ссылкой на ст. 432 ГК РФ, ст. 8 Закона об инвестиционной деятельности, ст. 13, 17 Закона о регистрации прав указал, что при подаче заявления о госрегистрации договора № 34 были приложены все необходимые документы, для того, что бы регистрирующий орган вынес решение об отказе в государственной регистрации договора, ввиду того, что госрегистрации договор инвестирования не подлежит, вынесенное уведомление регистрирующего органа в приостановлении регистрации договора является не законным. Не вынесение решения об отказе нарушает права общественной организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует дальнейшему осуществлению строительства объекта.

Представителем заявителя было заявлено о восстановлении пропущенного срока для обжалования указанных неправомерных действий, в связи с тем, что ООО РООИВиВК не были надлежащим образом уведомлены о приостановлении государственной регистрации договора по адресу места регистрации, о наличии уведомления о приостановлении заявителю стало известно 18.09.2009 в рамках рассмотрения дела № А76-10138/2009 (л.д. 2-8).

В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 86-88). Пояснил, что уведомления о приостановлении государственной регистрации направлялись Златоустовским отделом УФРС в адрес дирекции Южно-Уральского филиала ООО «РООИВиВК», являющейся стороной по сделке, указанный в уставе филиала и в адрес представителя ФИО2. Таким образом, заинтересованные лица не были лишены возможности в установленные сроки обжаловать приостановление государственной регистрации; со ссылкой на ст. ст. 16, 18, 19 Закона о регистрации прав, Закон об участии в долевом строительстве указал, что материалами дела правоустанавливающих документов подтверждается несоответствие представленных на регистрацию документов требованиям законодательства, в связи с чем, государственная регистрация была приостановлена на срок с 31 октября 2007 года до 30 ноября 2007 года; причины приостановления, к концу срока устранены заявителями не были; в государственной регистрации отказано не было, поскольку до истечения срока приостановления от заявителя - МУ «Управление капитального строительства» поступило заявление о приостановлении государственной регистрации на срок до 25 февраля 2008 года, в связи с необходимостью получения дополнительных документов, и регистрация была приостановлена на новый срок; довод заявителя о том, что представленный на регистрацию договор являлся договором инвестиции, который не подлежит государственной регистрации, несостоятелен, поскольку государственная регистрация носит заявительный характер, заявителями было выражена воля зарегистрировать договор участия в долевом строительстве, а не договор инвестиции. Златоустовский отдел УФРС совершил все требуемые действия, согласно Закону о регистрации и Административному регламенту исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденному приказом Минюста РФ от 14.09.2006 года № 293. Требования законодательства при приостановлении государственной регистрации по инициативе МУ «Управление капитального строительства» также были соблюдены. Государственная регистрация была прекращена 11 февраля 2008 года на основании заявлений «Управление капитального строительства» и ООО «РООИВиВК» в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о регистрации. В связи с этим отказывать в регистрации, у Управления не было оснований.

Представитель Муниципального учреждения «Управление капитальным строительством» в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом (л.д.133). Из отзыва, представленного через канцелярию следует, что требования заявителя МУ УКС считает не подлежащими удовлетворению. Со ссылкой на ст. 198 АПК РФ указывает, что срок на подачу заявления пропущен, причины пропуска нельзя признать обоснованными. Уведомление от 26.11.2007 о приостановлении направлялось директору ЮУф-ла ООО «РООИВиВК» ФИО3, который при заключении договора № 34 имел доверенность; замечания, послужившие основанием для приостановления, не были устранены; действия между ООО РООИВиВК и МУ УКС по долевому участию в строительстве объекта – многоквартирного дома г. Златоуста кв. Медик, д. 4а с тем же предметом, что и в договоре № 34 от 19.10.007 – 63 квартиры и нежилые помещения в цокольном этаже, регулируются заключенным надлежащим образом договором от 20.06.2008 № 06-01/08 от 20.06.2008, прошедшим государственную регистрацию.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

24.01.2002 ООО РООИВиВК зарегистрирована в качестве юридического лица Министерством юстиции РФ, 25.10.2002 Управлением МНС РФ по Московской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1025000003258, что подтверждается свидетельством серии 50 № 002240740 (л.д.30).

07.07.2006 на заседании совета директоров ООО РООИВиВК принято решение о создании Южно-Уральского филиала организации по адресу: <...>, назначении директором филиала ФИО3 (л.д. 27).

Утверждено положение о Южно-Уральском филиале организации (л.д.20-26).

19.10.2007 между Муниципальным образованием в лице МУ УКС (заказчиком) и ООО РООИВиВК ЮУ ф-ал СК «Злато» (инвестором), заключен договор участия в долевом строительстве № 34, в соответствии с условиями которого, инвестор принимает участие в долевом строительстве 10-этажного, 120-квартирного, жилого дома № 4А, расположенного по адресу: г. Златоуст, Челябинской области, квартал «Медик» (строительный), общей проектной площадью 6 311, 6 кв.м, а заказчик обязуется построить объект и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать 63 квартиры и цокольный нежилой этаж (л.д. 107-109).

25.10.2007 ООО «РООВВиВК», в лице ФИО2., действующего на основании доверенности, обратилось в УФРС с заявлением (л.д. 99) о регистрации договора долевого участия в строительстве на 10-этажный, 120-квартирный, жилой дом № 4А, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Златоуст, квартал «Медик» (строительный), общей проектной площадью 6 311, 6 кв.м., с приложением платежных поручений об оплате на сумму 250 руб. № 246 от 24.10.2007 (л.д. 105), на сумму 3 500 руб. № 241 от 22.10.2007 (л.д. 103), договора участия в долевом строительстве жилого дома № 34 от 19.10.2007; доверенности от 15.06.2007 № 5722 (л.д. 102), что подтверждается распиской (л.д. 97).

25.10.2007 МУ «Управление капитального строительства», в лице ФИО4, действующей на основании доверенности, обратилось в УФРС с заявлением (л.д. 100) о регистрации договора долевого участия в строительстве на 10-этажный, 120-квартирный, жилой дом № 4А, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Златоуст, квартал «Медик» (строительный), общей проектной площадью 6 311, 6 кв.м., с приложением платежных поручений об оплате на сумму 250 руб. № 247 от 24.10.2007 (л.д. 106), на сумму 3500 руб. № 242 от 22.10.2007 (л.д. 104), договора участия в долевом строительстве жилого дома № 34 от 19.10.2007; доверенности от 12.10.2006 №4330 (л.д. 101), что подтверждается распиской (л.д. 98).

31.10.2007 УФРС в адрес начальника МУ УКС, ФИО4, директора ЮУ ф-ла ООО «РООВВиВК» (г. Челябинск), ФИО2 (г. Златоуст) было направлено уведомление (исх. №25/109/2007-76) о приостановлении государственной регистрации договора долевого участия в строительстве на 10-этажный, 120-квартирный, жилой дом № 4А, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Златоуст, квартал «Медик» (строительный), общей проектной площадью 6 311, 6 кв.м. со ссылкой на п.1 ст. 19 Закона о регистрации, в связи с нарушением п.1 ст. 3 Закона об участии в долевом строительстве поскольку на государственную регистрацию представлен договор безвозмездного срочного пользования находящимся в государственной собственности с земельным участком №7 от 09.04.2007; в нарушение п.п.1.2. ст. 25.1. Закона о регистрации прав на регистрацию не представлены документы с описанием объекта долевого
 строительства с указанием его местоположения на плане создаваемого объекта недвижимого имущества и планируемой площади объекта долевого строительства, план создаваемого объекта недвижимого имущества указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений; в представленной на государственную регистрацию доверенности №48 от 28.05.2007г. на имя ФИО3, выданной председателем совета Директоров Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов», ФИО5 не указано, что он вправе передать полномочия по заключению договоров в порядке передоверия, следовательно, договор участия
 в долевом строительстве №34 от 19.10.2007 и заявление о проведении государственной регистрации от 25.10.2007, подписаны не уполномоченным на то лицом; в нарушение п. 3 ст. 55 Гражданского Кодекса РФ в преамбуле и п.11 договора участия в долевом строительстве №34 от 19.10.2007г., указано, что он заключен от имени ООО РООИВ и ВК Южно-Уральский филиал СК «Злато», сведения о представительствах и филиалах не отражены в учредительных документах ООО РООИВиВК, заявление от 25.10.2007 о проведении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве №34 от 19.10.2007 представлено от имени ООО РООИВиВК, тогда как договор участия в долевом строительстве №34 от 19.10.2007г.,   заключен от имении ООО РООИВ и ВК Южно-Уральский филиал СК «Злато» (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав); в нарушение п.2 ст. 18 Закона о регистрации прав в преамбуле и п. 11 договора участия в долевом строительстве №34 от 19.10.2007, указаны сокращения наименований. Регистратором предложено указанные замечания было устранить в срок до 30.11.2007. Решение о возможности проведения государственной регистрации будет принято после устранения замечаний (л.д. 112).

06.11.2007 МУ «УКС» в лице ФИО6, действующей на основании доверенности, обратилось в УФРС с заявлением (л.д. 114) о приобщении к документам, представленным 20.10.2007 на государственную регистрацию, с приложением проектно-сметной документации № 121-Т1 от 03.06.2006, что подтверждается распиской (л.д. 113).

26.11.2007 МУ «УКС» в лице ФИО4, действующей на основании доверенности, обратилось в УФРС с заявлением о приостановлении государственной регистрации сроком до 25.02.08 в связи с необходимостью получения дополнительных документов (л.д. 116).

26.11.2007 УФРС в адрес начальника МУ «УКС», ФИО4, директора ЮУ ф-ла ООО РООИВиВК (г. Челябинск), ФИО2 (г. Златоуст) было направлено уведомление (исх. №25/109/2007-76) о приостановлении государственной регистрации сроком до 25.02.2008, начиная с 26.11.2007, в связи с необходимостью получения дополнительных документов по инициативе ФИО4, действующей по доверенности № 4430 от 12.10.2006 за МУ УКС, для предоставления дополнительных документов, с отражением оснований, указанных в уведомлении от 31.10.2007 (л.д. 117-118).

08.02.2008 МУ «УКС» в лице ФИО7, действующей на основании доверенности, ООО РООИВиВК в лице ФИО2 действующего на основании доверенности, обратились в УФРС с заявлением о прекращении государственной регистрации в связи с невозможностью устранения причин, препятствующих государственной регистрации (л.д. 119-121).

11.02.2008 УФРС в адрес начальника МУ «УКС», ФИО4, директора ЮУ ф-ла ООО РООИВиВК (г. Челябинск), ФИО2 (г. Златоуст) было направлено уведомление (Исх. №25/328) о прекращении государственной регистрации договора долевого участия в долевом строительстве № 34 от 19.10.2007, на основании вышеуказанных заявлений о прекращении государственной регистрации и возврате документов со ссылкой на п.4 ст. 20 Закона о регистрации прав (л.д. 123).

20.06.2008 между МУ УКС (застройщиком) и ООО РООИВиВК ((участником долевого строительства) заключен договор № 06-01/08 участия в долевом строительстве с учетом дополнительного соглашения к нему, в соответствии с условиями которого, застройщик обязуется построить 10-ти этажный 120 квартирный жилой дом со встроенными помещениями в цокольном этаже, расположенный по адресу: <...> (стр.), и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома передать участнику долевого строительства 63 квартиры и встроенные помещения общественного назначения в цокольном этаже (л.д.61-68). 02.10.2008 произведена государственная регистрация договора, а 12.01.2009 – дополнительного соглашения, о чем свидетельствуют штампы (л.д. 64, 68).

Заявитель, полагая, что уведомление УФРС от 26.11.2007 № 25/109/2007-76 о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве № 34 от 19.10.2007, бездействие в вынесении отказа в регистрации договора 34 не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с требованием о признании их незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.1, 2, 6 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ч.1). В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (ч.2).

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.6).

Указанным положениям корреспондирует норма, установленная ч.1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав), в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В соответствии с ч.1. ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

При этом в силу ч.3. ст. 1 Закона об участии в долевом строительстве действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

По договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (ч.1 ст. 4 Закона об участии в долевом строительстве).

В силу ч.3. ст. 4 Закона об участии в долевом строительстве договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Договор должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства. При отсутствии в договоре условий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, такой договор считается незаключенным (ч.ч. 4, 5 ст. 4 Закона об участии в долевом строительстве).

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (ч.1 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности).

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что представленный для регистрации договор является договором инвестиции, который не подлежит государственной регистрации.

Указанный довод не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела. При исследовании договора № 34, судом установлено, что он обладает признаками договора долевого участия.

В силу ч.1. ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (ч.2 ст. 16 Закона о регистрации прав).

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа (ч.4 ст. 16 Закона о регистрации прав).

В соответствии с ч.1. ст. 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с ч.2. ст. 17 Закона о регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч.1. ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью (ч.2 ст. 18 Закона о регистрации прав).

В силу ч.1. ст. 13 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует, что стороны договора обратились в регистрирующий орган за регистрацией договора № 34, таким образом, заявителями была выражена воля на регистрацию договора долевого участия.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, то документы, представленные на регистрацию не соответствовали требованиям, предъявляемым к ним.

Следовательно, у регистратора имелись основания для приостановления государственной регистрации в силу ч.1 ст. 19 Закона о регистрации.

Государственный регистратор принял необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений, о чем свидетельствует уведомление о приостановлении от 31.10.2007, которым заявители были предупреждены о наличии оснований для приостановления.

В соответствии с ч.2. ст. 19 Закона о регистрации прав в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

При этом, в силу ч.3. ст. 19 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

Из материалов дела следует, что один из заявителей обратился с заявлением о приостановлении регистрации в целях получения дополнительных документов.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, не были устранены, а в регистрирующий орган поступило заявление о приостановлении ее, у регистрирующего органа имелись все основания для приостановления регистрации по указанным основаниям.

Указанное, по мнению суда, свидетельствует о соответствии оспариваемого уведомления требованиям Закона о регистрации.

Статья 20 Закона о регистрации определяет основания для отказа в государственной регистрации прав, прекращения государственной регистрации прав.

Так, в силу ч.1. ст. 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

При этом в силу ч.4. ст. 20 Закона о регистрации прав до внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.

Из материалов дела следует, что лица, обратившиеся за государственной регистрацией договора № 34, подали заявления о прекращении государственной регистрации в связи с невозможностью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, в связи с чем, УФРС прекратило регистрацию, о чем уведомило заявителей.

Указанное, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии у регистратора оснований для отказа в регистрации.

Анализ вышеприведенных положений нормативных актов применительно к установленным по делу обстоятельствам, позволяет суду сделать вывод об отсутствии бездействия УФРС, обжалуемого заявителем.

Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, а также то, что сторонами заключен иной договор о том же предмете, прошедший регистрацию, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт, действия, бездействие могут быть признаны недействительными (незаконными), отсутствует, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Из заявления следует, что в качестве ответчика по данным требованиям указаны как регистрирующий орган, так и сторона по сделке – МУ УКС, между тем, МУ УКС оспариваемый акт не принимало, по роду своей деятельности не может выполнять функции регистрирующего органа, следовательно, к нему не могут быть предъявлены такие требования, иных требований к указанному лицу заявителем не предъявлялось. Заявителю судом неоднократно предоставлялась возможность уточнить требования (л.д.1, 81-83, 129-131), однако требования не были уточнены.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований к МУ УКС, поскольку учреждение не является надлежащим ответчиком по такого рода требованиям.

Кроме того, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на обжалование, поскольку государственная регистрация носит заявительный характер, общественная организация являлась стороной по договору и лицом, представившим заявление о регистрации в регистрирующий орган, следовательно, лицом, заинтересованным в совершении определенных действий относительно указанного договора.

Исходя из положений ст.ст. 198-201 АПК РФ суд вынужден отказать и в восстановлении нарушенных прав.

В силу пп.1 ч.2 ст. 333.37 НК РФ заявитель, как общественная организация инвалидов, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Именем РФ, руководствуясь ст. ст. 167, 168, п.2 ст. 176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов», Московская обл., д. Мамоново к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства», г. Златоуст о признании незаконным, не соответствующим Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» уведомления Златоустовского отделения Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 26.11.2007 за № 25/109/2007-76, о признании незаконным бездействия Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в лице Златоустовского отделения в вынесении отказа в государственной регистрации договора № 34 от 19.10.2007 в виду отсутствия такой обязанности, учитывая правовую природу данного договора как договора инвестирования, возложении обязанности на Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем вынесения в 10 дней письменного отказа в регистрации договора № 34 от 19.10.2007 в виду отсутствия такой обязанности, учитывая правовую природу данного договора как договора инвестирования отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина