ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-3885/14 от 23.05.2014 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

30 мая 2014 года Дело № А76-3885/2014

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Мрез, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Бакировой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 416, дело по заявлению открытого акционерного общества «Златоустовский машиностроительный завод», г.Златоуст к Главному управлению МЧС по Челябинской области о признании недействительным предписания в части

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности № 280-56 от 01.01.2014, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности № 12 от 10.12.2013, личность удостоверена сл. удостоверением, ФИО3- представителя по доверенности № 21 от 10.12.2013, личность удостоверена сл. удостоверением;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (далее: заявитель, ОАО «Златмаш») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению МЧС по Челябинской области (далее: ответчик, ГУ МЧС по Челябинской области) о признании недействительным предписания по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 06 декабря 2013 года № 66/4/1-11 в части пунктов 1, 9-11.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-5). Пояснил, что оспариваемое предписание подлежит отмене в части оспариваемых пунктов в силу наличия преюдициального судебного акта, устанавливающего отсутствие нарушений (п.1 предписания) и наличия доказательств прохождения обучения по п.9-11 предписания.

Представители ответчика в судебном заседании возражали по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснили, что нарушения по оспариваемым пунктам имеют место быть, что подтверждено документами, представленными в материалы дела.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш») зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1097404000594.

Как усматривается из материалов дела, в отношении Заявителя была проведена проверка в соответствии с Распоряжением № 66/4 от 20.11.2013, копия распоряжения была вручена заявителю 22.11.2013.

По результатам проверки был составлен Акт №66/4 от 06.12.2013, копия которого вручена заявителю 06.12.2013.

06.12.2013г. должностным лицом было оформлено предписание № 66/4/1-11, копию предписания Заявитель получил 06.12.2013.

Указанным предписанием, в оспариваемой Обществом части, предписывалось:

П.1, 9-11 предписания:

- ОАО «Златмаш» не создана локальная система оповещения (далее по тексту ЛСО) на химически опасном объекте - склад хлора (насосно-фильтровая станция 2-го подъема);

-не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица общества, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно: не прошли повышение квалификации члены комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности общества;

- не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица общества, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно: не прошли повышение квалификации специалисты дежурно-диспетчерской службы общества;

- не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица общества, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно: не прошли повышение квалификации руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее
 по тексту - НАСФ).

Представитель заявителя, посчитав, что указанное предписание, в оспариваемой части (п.1, 9-11) вынесено с нарушением действующего законодательства и возлагает на него исполнение незаконных требований, обратился с настоящим заявлением в суд.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, пункт 1-ый оспариваемого предписания,   устанавливает, что на ОАО «Златмаш» не создана локальная система оповещения (далее по тексту ЛСО) на химически опасном объекте - склад хлора (насосно-фильтровая станция 2-го подъема).

При исследовании правомерности включения данного пункта в оспариваемое предписание, судом было установлено следующее.

Подпунктом "г" части 1 статьи 14Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) определена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности ЛСО о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством РФ.

Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее - постановление от 01.03.1993 № 178) предусмотрено, что в целях защиты населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), необходимо обеспечивать, начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.

Пунктом 2 постановления от 01.03.1993 № 178 установлены зоны действия локальных систем оповещения: это, в том числе, районы размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.

В пункте 3 постановления от 01.03.1993 № 178 разъяснено, что финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, осуществляется за счет собственных средств этих объектов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением от 01.03.1993 № 178.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25.07.2006 № 422-90-376 утверждено Положение «О системах оповещения населения».

В согласно пункту 3 Положения «О системах оповещения населения» система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил. средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования. обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

В соответствии с пунктом 4 Положения «О системах оповещения населения» системы оповещения создаются: на федеральном уровне, на межрегиональном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне, на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

В соответствии с пунктом 11 Положения «О системах оповещения населения» основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: -руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей, потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; - объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; - персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; - руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; - населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Пунктом 1 Положения «О системах оповещения населения» предусмотрено, что установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для организаций и предприятий независимо от форм собственности.

В соответствии с постановлением от 01.03.1993 № 178 определена методика по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов ЛСО в связи, с чем разработаны методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов ЛСО, утвержденных заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4 от 24.12.2002 года, которые предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию ЛСО в районах размещения ядерно, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений (дана правовая оценка Постановлением Верховного суда РФ от 17 февраля 2014 г. N 88-АД13-5) в которых определены назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов ЛСО на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО).

Основанием для начала работ по созданию ЛСО является приказ руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению.

На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта штаб гражданской обороны объекта разрабатывает, согласовывает с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации города (городского района) и представляет на утверждение план мероприятий по созданию ЛСО.

В плане мероприятий по созданию ЛСО весь период работ разделяют на три этапа: подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4-8 месяцев; проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ -8-12 месяцев; приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4-8 месяцев.

На первом этапе: разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения; определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ; проводятся проектные работы; осуществляется приемка и утверждение проекта.

Техническое задание на создание ЛСО является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывается штабом ГО объекта с участием объектового подразделения связи на основе типового технического задания и согласовывается с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны.

При разработке технического задания (ТЗ) должны учитываться: возможности аппаратуры оповещения П-166; особенности организационно-технического построения объектовых сетей связи и вещания; особенности организационно-технического построения территориальной и местной систем оповещения; особенности организации сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта и перспективы их развития; наличие и размещение попадающих в зону ответственности локальной системы оповещения населенных пунктов, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового скопления населения и т.д.

Согласованное с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района), техническое задание утверждается руководителем потенциально опасного объекта, проектной организацией и оформляется в виде приложения к договору на выполнение проектных работ.

Проект на создание локальной системы оповещения разрабатывается проектными организациями связи в соответствии с следующими основными документами: постановлением Правительства Российской Федерации от 1.03.93 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"; техническим заданием на создание локальной системы оповещения; СНиП 2.01.51-90.

Проект на создание локальной системы оповещения направляется на экспертизу в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте Российской Федерации.

Проект на создание локальной системы оповещения с заключением организаций государственной вневедомственной экспертизы направляется на согласование в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения.

Проект на создание локальной системы оповещения утверждается руководителем потенциально опасного объекта при наличии положительного сводного экспертного заключения.

На основании утвержденного проекта на создание локальной системы оповещения, как правило, проводятся торги (тендеры) и заключается договор подряда на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения.

На втором этапе: определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения; заключаются договора на закупку оборудования, проведение строительное монтажных и пуско-наладочных работ; осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка; проводятся строительно-монтажные и пуско-наладочные работы; генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности локальной системы оповещения к приему в эксплуатацию.

Генеральный подрядчик работ по созданию локальной системы оповещения определяется заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Субподрядчики определяются генеральным подрядчиком по согласованию с заказчиком.

Договоры на создание локальной системы оповещения заключаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: между заказчиком и генеральным подрядчиком; между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.

К проведению монтажных и пуско-наладочных работ по созданию локальной системы оповещения целесообразно привлекать местные организации связи.

В период проведения работ по созданию локальной системы оповещения, при необходимости, по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района), совместно со службами оповещения и связи гражданской обороны разрабатывается и проводится комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования территориальной или местной системы оповещения.

Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности локальной системы оповещения к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.

До приема локальной системы оповещения в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика: организует выполнение пуско-наладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также их контрольную проверку (опробование), в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных; совместно с заказчиком готовит справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.0151-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы; разрабатывает и согласовывает с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и службой оповещения и связи гражданской обороны программу и методику приемо-сдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение.

На третьем этапе: осуществляется приемка системы в эксплуатацию; разрабатывается и представляется на утверждение приказ о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию локальной системы оповещения осуществляется в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период ее создания и приемки в эксплуатацию.

Основанием для начала приема локальной системы оповещения в эксплуатацию является приказ руководителя потенциально опасного объекта о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии, сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.

При этом, рекомендуется следующий состав приемочной комиссии: председатель комиссии - заместитель руководителя потенциально опасного объекта (начальник штаба ГО объекта); заместители(ль) председателя комиссии - начальник органа, осуществляющего управление гражданской обороны, начальник службы оповещения и связи гражданской обороны, представитель генерального подрядчика; члены комиссии - начальники оперативного отдела и отдела связи органа, осуществляющего управление гражданской обороной, представители службы оповещения и связи гражданской обороны, генерального подрядчика, субподрядчиков и проектной организации.

Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.

На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службой оповещения и связи гражданской обороны, представляется на утверждение председателю комиссии.

В плане работы приемочной комиссии указываются: состав рабочих групп (не обязательно из состава комиссии) по проверке выполнения требований технического задания на создание локальной системы оповещения; дата проверки, пункты технического задания, выполнение которых проверяется; пункты программы и методики испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка соответствия локальной системы оповещения требованиям технического задания.

Целесообразно из состава рабочих групп определять ответственного за своевременное проведение проверки, оформление и представление в комиссию протоколов испытаний.

В протоколе испытаний членами рабочей группы отражаются результаты испытаний, замечания и рекомендации по работе системы и делается вывод о выполнении проверяемого пункта технического задания.

При отсутствии согласованного мнения по результатам испытаний член рабочей группы имеет право отразить в протоколе особое мнение.

Протокол по результатам испытаний подписывается членами рабочей группы и представляется в приемочную комиссию для дальнейшего рассмотрения и утверждения председателем комиссии.

Приемочная комиссия по результатам рассмотрения протоколов испытаний оформляет акт.

На принятую в эксплуатацию локальную систему оповещения штабом ГО объекта оформляется паспорт, который утверждается руководителем потенциально опасного объекта.

Копии приказа руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки и паспорт локальной системы оповещения направляются в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

Как следует из материалов дела, и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле, при проведении проверки было выявлено, что общество эксплуатирует опасный производственный объект, а именно: химически опасный объект - склад хлора (НФС 2-го подъема) отнесенный к 4 классу опасности, где используются (хранятся) химически опасные вещества (максимальная вместимость склада хлора- 2 тонны).

Должностным лицом при изучении паспорта безопасности опасного объекта насосно - фильтровальной станции (НФС) ОАО «Златмаш», было установлено, что размер зоны действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития ЧС составляет 1, 547 кв.км. возможное количество погибших среди персонала - 5 человек, возможное количество пострадавших среди персонала - 21 человек» возможное количество пострадавших среди населения - 660 человек.

Таким образом, установлено, что в соответствии с действующим законодательством организации, в ведении которых находятся химически опасные объекты, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей должны создавать локальные системы оповещения отвечающие предъявляемым требованиям (зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов).

При рассмотрении спора, представитель ГУ МЧС указал, что Обществом предоставлена проектно-расчетная документация по созданию ЛСО, а именно: план мероприятий по созданию локальной системы оповещения склада хлора(НФС 2-го подъема) за 2008 год, 2012 год -2013 год без отметок о выполнении; разработанное, утвержденное руководителем общества и согласованное с Главным управлением МЧС России по Челябинской области техническое задание на создание локальной системы оповещения склада хлора(НФС 2-го подъема) 2008 года; - проект на создание локальной системы оповещения 2008 года, согласованный с Главным управлением МЧС России по Челябинской области в 2012 году.

При этом, документов подтверждающих дальнейшее проведение работ по строительству, монтажу, запуску, вводу в эксплуатацию ЛСО Обществом не предоставлено.

Кроме того, представитель ГУ МЧС указал, что при фактическом осмотре склада хлора (НФС 2-го подъема) было установлено, что действительно на объекте имеется объектовая система оповещения с использованием электоросирены и рупорных извещателей расположенных на здании НФС, однако, данная система не является ЛСО с использованием комплекса автоматизированных технических средств оповещения, что не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

При этом, на имеющуюся объектовую систему оповещения обществом предоставлены следующие документы: - инвентарная карточка № 95 учета основных средств; -акт об окончании монтажных и пусконаладочных работ; -акт № 24 приёмки выполненных работ; -акт № 95 о приёмке-передачи объекта основных средств.

Также имеется письмо Главного управления МЧС России по Челябинской области (исх. № 2374-2-3-3 от 24.03.2014 года), что в адрес Главного управления МЧС России по Челябинской области от ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» не поступали копии документов, подтверждающие создание локальной системы оповещения, а именно: приказ руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию; акт приемки локальной системы оповещения; паспорт локальной системы оповещения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровье людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов.

В соответствии со ст. 24 ч.2 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае аварии на данном объекте возможен выброс химически опасных веществ в атмосферу, в связи с чем, при несвоевременном оповещении населения, работающего и служащего персонала, проживающего и находящегося в районе размещения вышеуказанного объекта, не может быть организована и осуществлена своевременная эвакуация населения, работающего и служащего персонала в безопасную зону, что может повлечь за собой трагические последствия.

Невыполнение мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера несет угрозу причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей природной среде.

При этом, подлежит отклонению довод представителя заявителя о том, что нарушение по п.1 предписания отсутствует уже в силе того, что его отсутствие установлено преюдициальным судебным актом. Как усматривается из текста решения Арбитражного суда Челябинской области по делу №А76-21400/2012, документы, представленные при проведении проверки, по результатам которой было выдано оспариваемое предписание, судом при рассмотрении дела, не оценивались и суду не представлялись (например, общая пояснительная записка РМВИ 1.276.319-ПЗ). Кроме того, то, на что ссылается представитель заявителя, указывая на преюдициальность, таковой не является в силу того, что речь идет о выводах суда о наличии системы оповещения, тогда как преюдициальный характер носят лишь обстоятельства (ст. 69 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, пункты 9-11 оспариваемого предписания,   устанавливает, что:

-не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица общества, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно: не прошли повышение квалификации члены комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности общества;

- не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица общества, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно: не прошли повышение квалификации специалисты дежурно-диспетчерской службы общества;

- не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица общества, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а именно: не прошли повышение квалификации руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее по тексту - НАСФ).

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года и ст. 4 Постановления Правительства РФ № 841 от 02 ноября 2000 года подготовка (обучение) населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и непосредственно по месту работы.

В соответствии с ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации обязаны: осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Ст. 2 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях
 начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);

г) руководители органов государственной власти, органов местного
 самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов
 исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
 самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по
 предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Постановлением Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены полномочия по определению перечня уполномоченных работников, должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Приказом МЧС России от 19.01.2004г № 19 утверждены перечни уполномоченных работников, должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку и повышение квалификации в вышеуказанных областях.

Понятие того, что включает в себя переподготовка и повышение квалификации дано в постановлении Правительства № 610 от 26.06.1995г. (п. 7), а именно: «Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку».

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Для руководителей органов местного самоуправления и организаций, - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий.

Особое внимание необходимо обратить, что п.п «6» ст. 6 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года определено: повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязаны проходить переподготовку или повышение квалификации, в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства РФ.

С учетом изложенного, выполнение предусмотренных законодательством требований и мероприятий (обязанностей или полномочий) в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как в части вопросов обучения, так и других вопросов, необходимо руководствоваться требованиями действующего федерального законодательства РФ, так как оно имеет высшую юридическую силу по отношению к примерным программам или другим программам.

Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 №18АП-11060/2013.

При этом, представитель ГУ МЧС указал, что в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 ноября 2013 г. N 2-4-87-36-14, разработана примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Челябинской области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований утвержденная заместителем Председателя Правительства Челябинской области -председателем КЧС и ОПБ Челябинской области ФИО5, согласованная с начальником Главного управления МЧС России по Челябинской области Ю.Н. Буренко, в которых указанно, что все должностные лица вошедшие в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС) должны проходить повышение квалификации в объеме 72 часа.

При таких обстоятельствах, предписание, в оспариваемой части, является законным.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым предписанием его прав и законных интересов.

Учитывая изложенное, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии с нормами ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.