Арбитражный суд Челябинской области
Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
29 ноября 2021 года Дело № А76-38903/2021
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации
публичному акционерному обществу «Страховая акционерная компания «Энергогарант», ОГРН <***>, г. Москва,
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя (в предварительном судебном заседании – до перерыва) – ФИО2 (доверенность, паспорт), от ответчика (после перерыва в предвариетльном судебном заседании 29.11.2021, в судебном заседании) – ФИО3 (доверенность, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – заявитель, административный орган, Банк, ЦБ РФ) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «Энергогарант» (далее – ответчик, ПАО САК «Энергогарант», общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 10.11.2021 дело принято к производству арбитражного суда в общем порядке (с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), предварительное судебное заседание назначено на 22.11.2021.
Протокольным определением от 29.11.2021 суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил подготовку по настоящему делу, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление, факт совершения административного правонарушения не отрицал, просил назначить административное наказание в виде предупреждения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ПАО САК «Энергогарант» осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 1834-03.
Из материалов дела следует, что 07.09.2021 в Центральный банк Российской Федерации поступила жалоба ФИО4 о нарушении ПАО САК «Энергогарант» положений действующего законодательства в области осуществления страховой деятельности, которое выразилось в необоснованном прекращении действия договора ОСАГО.
По результатам рассмотрения представленных ФИО4, и ПАО САК «Энергогранат» документов административным органом установлено, что ответчик нарушил требования пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ, Закон об ОСАГО), пункта 1.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила № 431-П), которое выразилось в неправомерном прекращении действия договора ОСАГО серии ХХХ № 0189105451.
Существо выявленного нарушения заключается в следующем:
19.08.2021 ФИО4 с помощью официального сайта РСА, направил в ПАО САК «Энергогарант» заявление о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.
Согласно копии сеансовой информации, представленной Страховщиков в процессе заключения договора ОСАГО были выявлены расхождения между сведениями, представленными ФИО4 при заключении договора ОСАГО и сведениями, содержащимися в АИС ОСАГО.
В связи с выявленными расхождениями у ФИО4 были запрошены следующие документы: паспорт страхователя, паспорт собственника транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Запрошенные документы были представлены ФИО4 в этот же день (19.08.2021) и в этот же день страхователем была уплачена страхования премия в размере 10 799,42 руб.
Согласно сведениям из АИС ОСАГО 19.08.2021 между ФИО4 (03.04.1991) и ПАО САК «Энергогарант» был заключен договор ОСАГО серия XXX №0189105451.
30.08.2021 сотрудник Южно-Уральского филиала ПАО САК «Энергогарант» ФИО5 направила по адресу электронной почты ФИО4 письмо с требованием представить копию водительского удостоверения в течение 3-х часов. Также в письме ФИО5 указала, что в случае непредставления запрашиваемых документов, договор ОСАГО будет расторгнут.
В связи с неполучением от ФИО4 запрошенных документов, страховщик 31.08.2021 прекратил действие договора ОСАГО серии XXX № 0189105451, что подтверждается письменными пояснениями Страховщика от 14.10.2021 №03/7075 и приложенными к ним документами.
Статьей 10 Закона №40-ФЗ установлено, что досрочное прекращение договора ОСАГО возможно в случаях, предусмотренных Правилами № 431-П.
Так, согласно пункту 1.15 Правил №431-11 Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО в случаях выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора ОСАГО, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
В материалы дела представлена копия водительского удостоверения ФИО4 серия <...>, срок действия с 28.06.2012 по 28.06.2022.
Согласно копии сеансовой информации, представленной Страховщиков, в процессе заключения договора ОСАГО расхождения между сведениями о водительском удостоверении, представленными ФИО4 при заключении договора ОСАГО, и сведениями, содержащимися в АИС ОСАГО не выявлено.
Заявление о заключении договора ОСАГО от 19.08.2021 содержит сведения о действующем водительском удостоверении ФИО4 <...>.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при заключении договора ОСАГО между ФИО6 и ПАО САК «Энергогарант» были выявлены ложные или неполные сведения, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска, в том числе относительно сведений о водительском удостоверении.
Непредставление ФИО4 водительского удостоверения при заключении договора ОСАГО в электронном виде, а также непредставление указанного документа в ответ на письмо Страховщика, не является основания для прекращения действия договора ОСАГО в порядке, предусмотренном пунктом 1.15 правил №431-П.
Статьей 10 Закона №40-ФЗ установлено, что досрочное прекращение договора ОСАГО возможно в случаях, предусмотренных Правилами № 431-П.
Согласно пункту 1.15 Правил №431-П Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО в случаях выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора ОСАГО, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
В материалы дела представлена копия водительского удостоверения ФИО4 <...>, срок действия с 28.06.2012 по 28.06.2022.
Согласно уведомлению от 22.09.2021 №747 страховщик добровольно возобновил действие договора ОСАГО серии XXX № 0189105451 с 23.09.2021 на заключенных ранее условиях, что подтверждается сведениями из АИС ОСАГО.
27.10.2021 по факту выявленных правонарушений административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-75-ЮЛ-21-7575/1020-1 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Банка в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке параграфа 1 главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статьей 203 АПК РФ предусмотрено, что заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Как разъясняется в пункте 1 действующего Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», статьей 203 АПК РФ установлена альтернативная подсудность дел о привлечении к административной ответственности в случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и место совершения административного правонарушения не совпадают. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связано с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, или места жительства физического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ, по общему правилу, о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1); в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Протокол об административном правонарушении от 27.10.2021 № ТУ-75-ЮЛ-21-7575/1020-1 составлен уполномоченным должностным лицом Банка – ведущим юрисконсультом сектора правового обеспечения надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций юридического отдела Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2, в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ и Указанием Банка России от 27.02.2017 №4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии уполномоченного представителя общества по доверенности, в протоколе присутствуют отметка представителя о разъяснении ему прав и обязанностей, а так же объяснения по факту вменяемого обществу административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства в совокупности подтверждают факт соблюдения административным органом порядка административного производства, предусмотренного статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Объективная сторона состава правонарушения выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения могут быть, как должностные лица, так и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность с нарушением лицензионных требований
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», пунктом 3, подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство, надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками регулируемых Законом № 4015-1 отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены, в том числе, Законом об ОСАГО и Положением о правилах обязательного страхования гражданской Правилами № 431-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 40 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм указанных выше нормативных актов.
Как следует из материалов дела, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услугв Южном федеральном округе Банка поступила жалоба гражданина содержащая сведения о нарушении обществом требований страхового законодательства.
ПАО САК «Энергогарант» осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 1834-03.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков определены положениями Закона № 40-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 15 Закона №40-ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования (далее - договор ОСАГО).
Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом №40-ФЗ, Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее также - Правила № 431-П) и является публичным (абзац 8 пункта 1 статьи 1 Закона №40-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 40-ФЗ, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 40-ФЗ, договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Пункт 3 Закона № 40-ФЗ предусматривает перечень необходимых документов для заключения договора обязательного страхования, которые владелец транспортного средства представляет страховщику:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если владельцем транспортного средства является физическое лицо);
в) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);
г) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;
д) водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами либо копия одного из указанных документов в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица). Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";
ж) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).
Пунктом 7.2 статьи 15 Закона №40-ФЗ установлено, что договор ОСАГО может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Законом №40-ФЗ.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора в виде электронного документа.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора ОСАГО в виде электронного документу осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для совершения действий, предусмотренных пунктом 7.2 статьи 15 Закона №40-ФЗ, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации, финансовой платформы, официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - Российский союз автостраховщиков (далее - РСА).
Правилами №431-П также установлено, что для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Закона №40-ФЗ (пункт 1.6 Правил №431 -П).
В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставление владельцем транспортного средства документов, указанных в подпунктах «б» - «д» пункта 3 статьи 15 Закона №40-ФЗ, осуществляется посредством самостоятельного получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся, в данных документах, с помощью автоматизированной информационной системы обязательного страхования (далее - АИС ОСАГО) и (или) путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (абзац 9 пункта 1.6 Правил №431-П).
Из материалов дела установлено, что 19.08.2021 ФИО4, с помощью официального сайта РСА, направил в ПАО САК «Энергогарант» заявление о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.
Согласно копии сеансовой информации, представленной Страховщиков в процессе заключения договора ОСАГО были выявлены расхождения между сведениями, представленными ФИО4 при заключении договора ОСАГО и сведениями, содержащимися в АИС ОСАГО.
В связи с выявленными расхождениями у ФИО4 были запрошены следующие документы: паспорт Страхователя, паспорт собственника транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Запрошенные документы были представлены ФИО4 в этот же день (19.08.2021) и в этот же день Страхователем была уплачена страхования премия в размере 10 799,42 руб.
Согласно сведениям из АИС ОСАГО 19.08.2021 между ФИО4 (03.04.1991) и ПАО САК «Энергогарант» был заключен договор ОСАГО серия XXX №0189105451.
Факт заключения 19.08.2021 договора ОСАГО с ФИО4 ПАО САК «Энергогарант» не оспаривает.
30.08.2021 сотрудник Южно-Уральского филиала ПАО «СК «Энергогарант» ФИО5 направила по адресу электронной почты ФИО4 письмо с требованием представить копию водительского удостоверения в течение 3-х часов. Также в письме ФИО5 указала, что в случае непредставления запрашиваемых документов, договор ОСАГО будет расторгнут.
В связи с неполучением от ФИО4 запрошенных документов, страховщик 31.08.2021 прекратил действие договора ОСАГО серии XXX № 0189105451, что подтверждается письменными пояснениями Страховщика от 14.10.2021 №03/7075 и приложенными к ним документами.
Статьей 10 Закона №40-ФЗ установлено, что досрочное прекращение договора ОСАГО возможно в случаях, предусмотренных Правилами № 431-П.
Согласно пункту 1.15 указанных Правил страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО в случаях выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора ОСАГО, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
В материалы дела представлена копия водительского удостоверения ФИО4 серия <...>, срок действия с 28.06.2012 по 28.06.2022.
Согласно копии сеансовой информации, представленной страховщиков, в процессе заключения договора ОСАГО расхождения между сведениями о водительском удостоверении, представленными ФИО4 при заключении договора ОСАГО и сведениями, содержащимися в АИС ОСАГО не выявлено.
Заявление о заключении договора ОСАГО от 19.08.2021 содержит сведения о действующем водительском удостоверении ФИО4 - <...>.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при заключении договора ОСАГО между ФИО6 и ПАО САК «Энергогарант» были выявлены ложные или неполные сведения, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска, в том числе относительно сведений о водительском удостоверении.
Непредставление ФИО4 водительского удостоверения при заключении договора ОСАГО в электронном виде, а также непредставление указанного документа в ответ на письмо Страховщика, не является основания для прекращения действия договора ОСАГО в порядке, предусмотренном пунктом 1.15 Правил № 431-П.
В силу абзаца 9 пункта 1.6 Правил №431-П у страхователя не имеется обязанность по предоставлению страховщику водительского удостоверения, поскольку договор ОСАГО заключался в виде электронного документа.
Таким образом, у страховщика отсутствовали основания запрашивать водительское удостоверение после заключения договора ОСАГО.
При указанных обстоятельствах ПАО САК «Энергогарант» допущено нарушение требований пункта 4 статьи 10 Закона № 40-ФЗ и пункта 1.15 Правил №431-П, выразившееся в неправомерном прекращении срока действия договора ОСАГО серии ХХХ№0189105451.
Наличие соответствующих нарушений лицензионных условий подтверждается совокупностью доказательств по делу, исследованных и оцененных судом по правилам статьи 71 АПК РФ.
При этом обществом факт наличия соответствующих нарушений прямо не оспорен.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения: 31.08.2021.
Место совершения административного правонарушения: 455000, Челябинская область, г. Магнитогорск. по-кт Ленина, л. 27.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что общество имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако, не приняло необходимых мер, что свидетельствует о виновном характере совершенного им деяния.
Допущенное обществомнарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, и, следовательно, оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения установленных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах суд полагает установленной вину общества в совершенном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела судом и изготовления полного теста решения (29.11.2021), не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенного ответчиком нарушения и возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает малозначительности правонарушения.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (часть 2).
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ устанавливает два условия, при одновременном наличии которых допускается назначение административного наказания в виде предупреждения: (1) административное правонарушение должно быть совершено впервые; (2) отсутствует, в результате совершения административного правонарушения, причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб.
Согласно уведомлению от 22.09.2021 №747 Страховщик добровольно возобновил действие договора ОСАГО серии XXX № 0189105451 с 23.09.2021 на заключенных ранее условиях, что подтверждается сведениями из АИС ОСАГО, что является смягчающим ответственность обстоятельством.
Доказательств повторного совершения обществом такого же либо аналогичногоадминистративного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности административным органом суду не представлено.
Таким образом, с учетом приведенных норм и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, суд считает возможным применить к ПАО САК «Энергогарант» административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь публичное акционерное общество «Страховая акционерная компания «Энергогарант», ОГРН <***>, г. Москва, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждение.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.А. Перов