ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-39878/17 от 28.08.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

04 сентября 2018 года Дело № А76-39878/2017

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2018 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой О.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям администрации Чебаркульского городского округа, общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие канализации» и общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» о признании решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области недействительными,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульгорводоканал», Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, общества с ограниченной ответственностью «Водоотведение», общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульводоканал», муниципального унитарного предприятия «Теплоком»,

при участии в судебном заседании представителей: от администрации Чебаркульского городского округа – ФИО1 (доверенность № 07 от 11.01.2018), от общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие канализации» и общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» – ФИО2 (доверенность № 05 от 10.01.2018, доверенность от 10.01.2018, соответственно), ФИО3 (доверенность № 3 от 04.07.2016, № 04 от 04.07.2016, соответственно), от заинтересованного лица – ФИО4 (доверенность № 14 от 11.01.2018),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие канализации» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании решения от 08.11.2017 и предписания от 24.10.2017 №013784 Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган) по делу № 01-07/17 недействительными.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что предметом спора по делу №А76-41231/2017 является оспаривание администрацией Чебаркульского городского округа решения от 08.11.2017 и предписания №015330 от 24.10.2017 УФАС по Челябинской области по делу № 01-07/17 недействительными.

Предметом спора по делу №А76-39879/2017 является оспаривание ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» решения от 08.11.2017 и предписания от 24.10.2017 №013782 УФАС по Челябинской области по делу № 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 15.02.2018 дела № А76-41231/2017 и № А76-39879/2017
№А76-39878/2017 объединены в одно производство, с присвоением делу общего номера А76-39878/2017.

Созаявителями по объединенному делу являются администрация Чебаркульского городского округа (далее – администрация), общество с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие канализации» (далее – ООО «Чебаркульское предприятие канализации») и общество с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (далее – ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения»).

Таким образом, в рамках настоящего спора подлежат рассмотрению заявления администрации ООО «Чебаркульское предприятие канализации», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» о признании недействительными решения от 08.11.2017 и предписаний № 015330, №013784, № 013782 от 24.10.2017 УФАС по Челябинской области по делу №01-07/17.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Чебаркульгорводоканал» (далее – ООО «Чебаркульгорводоканал»), Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (далее - ), общество с ограниченной ответственностью «Водоотведение» (далее – ООО «Водоотведение»), общество с ограниченной ответственностью «Чебаркульводоканал» (далее – ООО «Чебаркульводоканал»), муниципального унитарного предприятия «Теплоком» (далее – МПУ «Теплоком»).

В представленных отзывах и заинтересованным лицом высказаны возражения против удовлетворения заявленных требований (т. 2 л.д. 1-2, т.4 л.д.134-135, т.7 л.д.21-22).

Представленные в материалы дела письменные пояснения ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (т.7 л.д. 129-132, 142-144), письменные пояснения ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (т.7 л.д.133-137), пояснения администрация (т.7 л.д.151) содержат доводы о недействительности оспариваемых ненормативных актов.

В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы заявлений по изложенным в них основаниям, просили заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (т.4 л.д. 127, т.7 л.д.40, 48, 50, 56), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступили заявления ООО «Чебаркульгорводоканал», ООО «Водоотведение», ООО «Чебаркульводоканал» (т.2 л.д.4-16) о неправомерных действиях администрации, выразившихся в передаче МУП «Теплоком» по договору хозяйственного ведения объектов системы водоснабжения, в нарушение законодательства о водоснабжении и водоотведении, а также о согласованных действиях администрации, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», которые фактически привели к устранению с рынка ООО «Чебаркульгорводоканал», ООО «Водоотведение».

Решением от 08.11.2017 по делу №01-07/17 (т. 1 л.д. 16-34) антимонопольный орган признал нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) действия администрации, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», выразившиеся в заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, результатом которого явилось обеспечение выхода ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению на рынок водоснабжения и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа, создание указанным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, полученных вне конкурентных процедур и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки.

24.10.2017 выданы предписания №013782 (т.1 л.д.35), №013784 (т.5 л.д.37-38), №015330 (т.6 л.д.26-27), которыми антимонопольным органом предписано:

- обществу «Чебаркульское предприятие водоснабжения» в срок до 25.12.2017 прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи, путем прекращения использования объектов водоснабжения, являющихся предметом договора аренды № 1 от 17.05.2016, при оказании услуг по предоставлению питьевой воды населению города Чебаркуль (пункт 1); в срок до 25.01.2018 представить доказательства исполнения настоящего предписания, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, свидетельствующих о неиспользовании объектов водоснабжения, являющихся предметом договора аренды № 1 от 17.05.2016, при оказании услуг по водоснабжению, в том числе перечень всех договоров на оказание услуг по предоставлению питьевой воды населению города Чебаркуль, заключенных после 25.12.2017, соответствующий приказ общества о недопустимости использования указанных объектов при оказании услуг по водоснабжению (пункт 2) (т.1 л.д.35);

- обществу «Чебаркульское предприятие канализации» в срок до 25.12.2017 прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи, путем прекращения использования объектов водоотведения, являющихся предметом договора аренды № 1 от 17.05.2016, при оказании услуг по водоотведению (пункт 1); в срок до 25.01.2018 представить доказательства исполнения настоящего предписания, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, свидетельствующих о неиспользовании объектов водоотведения, являющихся предметом договора аренды № 1 от 17.05.2016, при оказании услуг по водоотведению, в том числе перечень всех договоров на оказание услуг по водоотведению, заключенных после 25.12.2017, соответствующий приказ общества о недопустимости использования указанных объектов при оказании услуг по водоотведению (пункт 2) (т.5 л.д.37-38);

- администрации прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи, а именно: в срок до 15.12.2017 отменить пункты 1, 2, 3 Постановления администрации № 415 от 17.05.2017 «О наделении статусом гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении» (пункт 1.1); в срок до 01.03.2018 обеспечить предоставление во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства (пункт 1.2); в срок до 20.12.2017 представить в доказательства исполнения подпункта 1.1 настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов (пункт 2); в срок до 08.03.2018 представить доказательства исполнения подпункта 1.2 настоящего предписания (пункт 3) (т.6 л.д.26-27).

Не согласившись с решением и предписаниями, заявители обратились в суд с настоящим требованием.

Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд решения антимонопольного органа, заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих юридически значимых обстоятельств: наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, несоответствие оспариваемых решения и предписания закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение такими актами прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемые заявителем решение и предписания вынесены антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 30.04.2013 между муниципальным унитарным предприятием коммунальных услуг и благоустройства «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования город Чебаркуль и ООО «Чебаркульгорводоканал» заключен договор аренды № 004/С, согласно которому обществу предоставлены в пользование сети и инженерные сооружения водопроводно-канализационного комплекса (далее – объекты водоснабжения и водоотведения). Срок аренды установлен с 30.04.2013 по 31.03.2014 (пункт 8.1 указанного договора).

Дополнительным соглашением от 01.04.2015 к договору аренды № 004/С от 30.04.2013 внесены изменения в части арендодателя, согласно которым арендодателем является Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (далее - Управление).

Соглашением договор аренды № 004/С от 30.04.2013 и дополнительное соглашение к нему от 01.04.2015 расторгнуты.

Постановлением Администрации от 28.12.2015 № 1318 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Чебаркульского городского округа.

Постановлением Администрации от 13.05.2016 № 411 объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком».

Документов, подтверждающих наличие права муниципальной собственности Чебаркульского городского округа на объекты водоснабжения и водоотведения, Администрацией не представлено. Вместе с тем, указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 07.05.2013) (далее - Закон о водоснабжении) органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Спустя три дня со дня принятия Постановления № 411 от 13.05.2016, а именно 17.05.2016, Администрацией принято постановление № 415, которым ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» - статусом гарантирующей организации на осуществление услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о водоснабжения гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, путем наделения Администрацией ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения и водоотведения, обществам предоставлена возможность заключения договоров с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

17.05.2016 письмом заместителя Главы по городскому хозяйству Администрации исх. № 1678 в адрес муниципального предприятия сообщается, что Администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие канализации», наделенных статусом гарантирующих организаций Постановлением Администрации № 415 от 17.05.2016.

Поскольку полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользования и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Управление (подпункт 1 пункта 18 Устава Управления), у Администрации отсутствовали основания для дачи согласия на заключение указанных сделок.

17.05.2016 МУП «Теплоком» с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключены договоры аренды сетей № 1.

В свою очередь, ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ) направлены обращения об установлении тарифов на питьевую воду для оказания услуг холодного водоснабжения и на водоотведение (исх. № 2 от 18.05.2016, исх. № 3 от 19.05.2016).

В составе указанных заявлений представлено Постановления № 411 от 13.05.2016, № 415 от 17.05.2016 и письмо заместителя Главы по городскому хозяйству Администрации в адрес МУП «Теплоком» (исх. № 1678 от 17.05.2016) о том, что Администрация не возражает в передаче сетей ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договорам аренды.

Постановлениями МТРиЭ от 17.11.2016 № 52/5, № 52/6 на 2017-2019 гг. утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

После заключения договоров аренды сетей между МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», а также между МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и установления обществам тарифов муниципальным предприятием 16.06.2016 в адрес Управления направлено обращение о даче согласия на передачу во временное владение обществам сетей сроком на 11 месяцев.

Порядок работы, права и обязанности межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, за исключением имущественных комплексов и земельных участков, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского городского округа (далее – Межведомственная комиссия) определены Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, утвержденным Постановлением Администрации от 23.10.2015 № 1112 (далее - Положение).

Согласно приложению № 2 к Постановлению администрации от 23.10.2015 № 1112 Межведомственная комиссия состоит из представителей Администрации, Управления.

Пунктом 2.2.1 Положения установлено, что Межведомственная комиссия рассматривает заявления и прилагаемые к ним документы и рекомендует предоставить муниципальное имущество в аренду с проведением торгов на право заключения договора аренды или без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством.

Протоколом Межведомственной комиссии от 24.06.2016 № 15 принято решение о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений в соответствии с действующим законодательством (проведение процедуры торгов на право заключения договора аренды, концессионного соглашения).

Таким образом, администрация в лице Межведомственной комиссии, несмотря на требование действующего законодательства о необходимости заключения концессионного соглашения, согласовала передачу объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе путем заключения договора аренды.

Письмом Управления (исх. № 1524 от 27.06.2016) в адрес МУП «Теплоком» сообщено о принятии протоколом Межведомственной комиссии от 24.06.2016 № 15 указанного решения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГР РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294 названного Кодекса.

Из положений статьи 41.1, 41.2 Закона о водоснабжении следует, что объекты водоснабжения и водоотведения при передаче прав владения и пользования должны находиться в муниципальной собственности.

Тогда как в нарушение указанных положений законодательства Администрацией в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, право муниципальной собственности на которые не оформлено.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях) концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона (по инициативе концессионера).

При этом частью 1.1 статьи 5 Закона о концессиях предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, которые принадлежат государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, срок эксплуатации которых превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта не может быть определена и принадлежащих государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, может осуществляться исключительно на основании концессионных соглашений.

Тем самым, решение администрации, в лице Межведомственной комиссии от 24.06.2016 о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений в соответствии с действующим законодательством по договору аренды, не соответствуют положениям статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Действия администрации по направлению в адрес МУП «Теплоком» письма от 17.05.2016 исх. № 1678, которым сообщается, что администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие канализации», наделенных статусом гарантирующих организаций Постановлением администрации № 415 от 17.05.2016, без проведения торгов не соответствуют части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

На дату принятия Постановления № 411 от 13.05.2016 существовала позиция Министерства экономического развития Российской Федерации и ФАС России о том, что закрепление объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено и такие действия могут являться нарушением антимонопольного законодательства (разъяснение Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, письмо ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15).

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям.

Тогда как МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения по договору аренды без проведения торгов, что не соответствует части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 41.2 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия:

1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение;

2) размер арендной платы;

3) срок договора аренды;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

5) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов;

6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды;

7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Тогда как договоры аренды сетей и инженерных сооружений от 17.05.2016 № 1 в нарушение подпунктов 1, 4, 5, 6, 7 статьи 41.2 Закона о водоснабжении не содержат технико-экономические показатели и целевое назначение централизованных систем и (или) объектов водоснабжения и водоотведения, плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности, значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды, порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Кроме того, 05.12.2015 вступили в силу изменения в Закон о водоснабжении, предусматривающие обязательное включение в конкурсную документацию при передаче в аренду объектов ЖКХ требований о предоставлении победителем торгов не только банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств перед арендодателем, но и банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств перед гарантирующим поставщиком электрической энергии и (или) поставщиком газа, в том числе о сумме, на которую должны быть выданы банковские гарантии, и сроке их действия.

В случае непредставления победителем конкурса организатору торгов указанных документов такой хозяйствующий субъект признается уклонившимся от заключения договора аренды (часть 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Решением Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Челябинской области по участкам недр, отнесенным к компетенции Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округа (протокол от 24.06.2014 № 2-ПВ), право пользования недрами на территории Чебаркульского городского округа предоставлено ООО «Чебаркульгорводоканал» (зарегистрировано 09.07.2014).

01.11.2016 в адрес Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) поступила заявка ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» о предоставлении права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод на участках Чебаркульский.

25.11.2016 Министерством в адрес ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» направлено письмо, из содержания которого следует, что Министерство отказывает в предоставлении права пользования недрами для добычи для добычи подземных вод в связи с наличием на указанных участках действующей лицензии, выданной ООО «Чебаркульгорводоканал».

Тем самым, на момент заключения договора аренды № 1 от 17.05.2016 у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» отсутствовало право пользования участками недр.

Осуществляя свою деятельность, администрация, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МУП «Теплоком» предприятие не осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.

При рассмотрении дела в антимонопольном органе было пояснено, что муниципальное предприятие не имеет в штатном расписании квалифицированных сотрудников для оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа.

При этом, на дату заключения договоров аренды № 1 от 13.05.2016 в штатном расписании ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» числится более 55 необходимых для оказания рассматриваемых услуг штатных единиц.

Администрация располагала сведениями о позиции ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, неосуществлении МУП «Теплоком» деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, отсутствии в его штатном расписании квалифицированных сотрудников для оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа, однако, несмотря на указанные обстоятельства Администрацией в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения.

Также при наличии сведений о том, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по результатам проведения конкурентных процедур, за исключением установленных законом случаев, администрацией принято Постановление от 17.05.2016 № 415, наделяющее статусом ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным обществам заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также и дано согласие на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства, при отсутствии соответствующих полномочий и отсутствии у МУП «Теплоком» права на передачу объектов водоснабжения и водоотведения по договору аренды, что способствовало содействию по установлению обществам тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

В свою очередь, МУП «Теплоком» приняло в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения при условии отсутствия намерения осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и отсутствия кадровых ресурсов для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, понимая невыгодность принятия во владение и пользование объектов ввиду необходимости оплаты налогов, а также фактическую невозможность осуществления такой деятельности.

Вследствие чего МУП «Теплоком» обратилось в администрацию о согласовании передачи сетей водоснабжения и водоотведения по договору аренды ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», что не соответствует требованиям действующего законодательства. А также МУП «Теплоком» в нарушение положений действующего законодательства переданы указанным обществам объекты водоснабжения и водоотведения путем заключения без проведения торгов договора аренды, вместо заключения концессионного соглашения, не соответствующего требованиям статьи 41.2 Закона о водоснабжении, без предоставления банковской гарантии гарантирующему поставщику и арендодателю и при отсутствии у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» права пользования соответствующими участками недр.

Общество «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и общество «Чебаркульское предприятие канализации» не отказались от заключения договоров аренды сетей при условии их несоответствия положениям действующего законодательства, направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения при условии использования ими объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства.

Обществами и МУП «Теплоком» должны были принять все возможные меры по недопущению использования объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства.

Совокупность указанных обстоятельств, свидетельствует о том, что такое поведение Администрации изначально не было направлено на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в хозяйственное ведение, а являлось намеренным и целенаправленным действием в целях передачи указанных объектов в пользование конкретных хозяйствующих субъектов в обход процедуры проведения торгов.

Соответственно, данные факты свидетельствуют о достижении Администрацией, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» определенной договоренности, которая может привести к ограничению в доступе иным хозяйствующим субъектам к объектам водоснабжения и водоотведения в целях транспортировки воды и водоотведения населению Чебаркульского городского округа.

Постановлениями МТРиЭ от 17.11.2016 № 52/5, № 52/6 на 2017-2019 гг. утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

Постановлением администрации от 17.04.2017 № 249 отменено Постановление администрации от 13.05.2016 № 411 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения МУП «Теплоком» на праве хозяйственного ведения».

Соглашениями от 17.04.2017 договоры аренды сетей и инженерных сооружений № 1, заключенные между МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», расторгнуты.

Актами приема-передачи от 17.04.2017 сети водопроводного и канализационного комплекса возвращены МУП «Теплоком».

Однако из материалов дела следует, что после расторжения договоров аренды № 1 от 17.05.2016, в том числе по состоянию на 28.09.2017, ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» продолжают пользоваться объектами водоснабжения и водоотведения и получать плату за оказание рассматриваемых услуг, что подтверждается заключенными с абонентами договорами на оказание услуг по водоотведению и водоснабжению (например, договор на оказание услуг по водоотведению № 18/1 от 04.08.2017, заключенный между ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и физическим лицом, договор на оказание услуг по водоснабжению № 18 от 04.08.2017, заключенный между ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и физическим лицом).

Кроме того, факт оказания услуг водоснабжения и водоотведения, заключения договоров с абонентами и взимания платы за оказанные услуги подтверждается письмом администрации (исх. № 2760 от 01.09.2017), ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (исх. б/н от 06.09.2017), ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (исх. б/н от 06.09.2017).

При этом, администрация, зная о фактическом использовании объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», не принимает меры по возврату объектов водоснабжения и водоотведения и передаче их в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Следует отметить, что требование о проведении конкурентных процедур в целях предоставления в концессию при передаче объектов водоснабжения и водоотведения установлено действующим законодательством 08.05.2013, то есть с указанного момента администрацией должны быть приняты меры в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом выданы предупреждения администрации о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно предупреждениям № 34-07/16 от 09.09.2016 (исх. № 11317/07 от 09.09.2016), 35-07/16 (исх. № 11999/07 от 22.09.2016) администрации было необходимо в срок 25.12.2016 обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, администрацией на протяжении длительного времени не обеспечено принятие таких мер в целях проведения торгов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Так, план мероприятий по подготовке и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения и водоотведения утвержден только в ходе рассмотрения настоящего дела Распоряжением администрации от 25.08.2017 № 327, то есть через 11 месяцев после выдачи предупреждений №№ 34-07/16, 35-07/16.

В связи с этим администрацией торги на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения до настоящего времени не проведены.

Таким образом, бездействие администрации по неизъятию из фактического пользования ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» объектов водоснабжения и водоотведения, по непроведению торгов на право заключения концессионного соглашения позволяет указанным хозяйствующим субъектам использовать объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа в нарушение положений действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, директор ООО «Чебаркульгорводоканал» 12.05.2016 инициировал расторжение договора аренды № 004/С от 30.04.2013 года объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного с данным обществом. Указанный договор был расторгнут 12.05.2016.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2017 по делу № А76-15489/2017 заявление ООО «Чебаркульгорводоканал» о признании недействительной сделки, оформленной соглашением от 12.05.2016 о расторжении договора аренды № 004/С от 30.04.2013 оставлено без удовлетворения.

07.06.2016 по результатам очередного общего собрания участников учредителей директор общества досрочно освобожден от занимаемой должности. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 по делу № А76-15159/2016 решение очередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульводоканал», оформленные протоколом от 07.06.2016 признано недействительным.

01.07.2016 по результатам внеочередного собрания учредителей на основании заявления по собственному желанию директор ООО «Чебаркульгорводоканал» был уволен.

При этом на дату заключения договоров аренды № 1 от 13.05.2016 уволенный директор ООО «Чебаркульгорводоканал» являлся соучредителем ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (далее - директор ООО «Чебаркульгорводоканал»).

Указанные общества созданы 29.04.2016, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.

Из представленных Следственным отделом по городу Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области документов (вх. № 13562 от 17.10.2017) установлено следующее.

По состоянию на 16.06.2016 директор ООО «Чебаркульгорводоканал» являлся генеральным директором ООО «Городское коммунальное хозяйство», занимающегося управленческими функциями ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

Ранее занимавший должность заместителя Главы Администрации Чебаркульского городского хозяйства (далее – заместитель Главы) в период времени с 12.05.2016 по 17.05.2016 в ходе неоднократных личных встреч с и.о. директора МУП «Теплоком», путем уговоров склонял последнего к заключению договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а 17.05.2016 дал указание путем направления в его адрес письма (исх. № 1678) на передачу имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договорам аренды сетей и инженерных сооружений № 1.

На основании указанных выше умышленных действий заместителя Главы, незаконно, в нарушение требований Закона о водоснабжении, Закона о концессиях и Закона о защите конкуренции между МУП «Теплоком» с одной стороны и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» с другой стороны, заключены договоры аренды сетей и инженерных сооружений № 1 от 17.05.2016.

Одновременно в период времени с 12.05.2016 по 17.05.2016 у заместителя Главы, находившегося в помещении Администрации, осознававшего, что он является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственный функции в органе местного самоуправления, возник преступный умысел, направленный на получение взятки лично от директора ООО «Чебаркульгорводоканал» за совершение действий в интересах директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и представляемых им ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», как входящих в служебные полномочия заместителя Главы действий, так и действий, которым в силу своего служебного положения он может способствовать, в том числе, за незаконные действия, связанные с заключением договоров МУП «Теплоком» аренды водопроводно-канализационного комплекса с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а также за общее попустительство в отношении директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и указанных юридических лиц в будущем.

Реализуя свой преступный умысел, находясь в один из дней в период с 12.05.2016 по 17.05.2016 в администрации заместитель Главы, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью получения взятки, высказал директору ООО «Чебаркульгорводоканал» предложение об оказании ему незаконной услуги имущественного характера по исполнению обязательства, за совершение заместителем Главы как входящих в его служебные полномочия действий, так и действий, которым в силу своего служебного положения он может способствовать, в том числе, за незаконные действия, связанные с заключением договоров аренды сетей водоснабжения и водоотведения между МУП «Теплоком» и подконтрольными директору ООО «Чебаркульгорводоканал» организациями - ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а также за общее попустительство по службе в отношении директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и указанных юридических лиц в будущем.

В свою очередь, у директора ООО «Чебаркульгорводоканал», находившегося в указанное время в указанном месте, осознававшего, что заместитель Главы является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственный функции в органе местного самоуправления, а именно заместителем Главы Администрации возник и сформировался преступный умысел, направленный на дачу заместителу Главы взятки лично в виде оказания ему незаконной услуги имущественного характера.

При этом директору ООО «Чебаркульгорводоканал» было достоверно известно, что прямое заключение договоров аренды имущества водопроводно-канализационного комплекса МУП «Теплоком» с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, является нарушением требований Закона о водоснабжении, Закона о концессиях и Закона о защите конкуренции, то есть, директор ООО «Чебаркульгорводоканал» осознавал, что действия, которые заместитель Главы совершил в пользу директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и представляемых им юридических лиц, а также которым он способствовал в силу авторитета и возможностей занимаемой им должности являются незаконными.

Таким образом, указанное свидетельствует о том, что должностные лица администрации, а также ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в том числе в лице их соучредителя - директора ООО «Чебаркульгорводоканал», осознавали противоправность своих действий по передаче имущества и такие действия направлены на умышленное, заведомо незаконное получение имущества в целях выхода на рынок.

Соответственно, указанное свидетельствует о прямом умысле передачи администрацией и МУП «Теплоком» объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения в целях последующей их передачи в пользование ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» без проведения конкурентных процедур.

В рамках рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества отнесены к виду 68.2.

Переданные ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договорам аренды № 1 от 13.05.2016 объекты предназначены (функциональное (целевое) назначение) для водоснабжения и водоотведения населения.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков в рассматриваемом случае является рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества – объектов водоснабжения и водоотведения.

Рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе на территории Чебаркульского городского округа, является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как Чебаркульского городского округа, так и хозяйствующих субъектов Челябинской области и других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Ввиду наличия значительного количества хозяйствующих субъектов рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества в Чебаркульском городском округе Челябинской области является конкурентным.

Географические границы товарного рынка: Чебаркульский городской округ Челябинской области.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с 13.05.2016 по 09.10.2017, то есть с даты принятия Администрацией Постановления № 411 от 13.05.2016 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения» до даты проведения анализа состояния конкуренции.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка - с 13.05.2016 по 09.10.2017 годы.

Рассматриваемые действия Администрации, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» привели не только к ограничению конкуренции на рынке услуг по очистке воды и водоснабжению, услуг по водоотведению (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, подкласс 36.0, 37.0), но и обеспечению выхода на рынок по очистке воды и водоснабжению (подкласс 36.0, 37.0 ОК 029-2014).

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Антимонопольным органом принято заключение об обстоятельствах дела № 01-07/17 от 09.10.2016 и пунктом 3 определения об отложении рассмотрения дела № 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства от 09.10.2017 предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в УФАС по Челябинской области пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес УФАС по Челябинской области от администрации и МУП «Теплоком» поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 01-07/17.

Довод администрации о том, что наделение ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения не даёт указанным обществам преимущественных прав, а наделяет только обязанностями, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство в совокупности с предоставлением обществам объектов коммунальной инфраструктуры послужило обеспечению их выхода на соответствующий товарный рынок в нарушение положений действующего законодательства.

Довод администрации о том, что согласование передачи объектов водоснабжения и водоотведения осуществлялось заместителем Главы Администрации по городскому хозяйству, который не наделен полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом, не может быть принят во внимание, поскольку согласование передачи имущества при отсутствии соответствующих полномочий свидетельствует о заинтересованности органа местного самоуправления в предоставлении имущества обществам.

Довод МУП «Теплоком» о том, что передача объектов водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 1 от 17.05.2017 обусловлена временными рамками для предоставления услуг населению Чебаркульского городского округа и отсутствием технической документации, является необоснованным, поскольку заключение договора аренды без проведения торгов, вместо заключения концессионного соглашения, является нарушением антимонопольного законодательства.

Указание МУП «Теплоком» на то, что единственными организациями, обслуживающими объекты водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа, являются ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» не освобождает предприятие от соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении. При этом услуги по водоснабжению и водоотведению могут оказываться организациями, зарегистрированными не только на территории Чебаркульского городского округа, но и на территории Челябинской области и иных субъектов Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Материалами дела установлено, что администрацией принято Постановление от 13.05.2016 № 411, предусматривающее передачу объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком», несмотря на позицию ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, и при условии, что муниципальное предприятие не осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и не обладает кадровыми ресурсами для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, принято Постановления от 17.05.2016 № 415, наделяющее ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным обществам заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, и дано согласие в тот же день на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства и при отсутствии соответствующих полномочий, что способствовало содействию по установлению обществам тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

Содействие администрации выходу ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок услуг по водоотведению также подтверждается представленными Следственным отделом по городу Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области материалами уголовного дела.

МУП «Теплоком» приняло в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения при условии отсутствия намерения осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и отсутствия кадровых ресурсов для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, понимая невыгодность принятия во владение и пользование объектов ввиду необходимости оплаты значительной суммы налогов, а также фактическую невозможность осуществления такой деятельности в установленные сроки силами предприятия. Вследствие чего, МУП «Теплоком» обратилось в Администрацию о согласовании передачи сетей водоснабжения и водоотведения по договору аренды ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», что не соответствует требованиям действующего законодательства. МУП «Теплоком» в нарушение положений действующего законодательства переданы указанным обществам объекты водоснабжения и водоотведения путем заключения без проведения торгов договоров аренды, вместо заключения концессионных соглашений, не соответствующего требованиям статьи 41.2 Закона о водоснабжении и при отсутствии у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» право пользования соответствующими участками недр, а также при отсутствии надлежащего согласия собственника имущества на их заключение, без предоставления гарантирующему поставщику и арендодателю соответствующих банковских гарантий.

Общество «Чебаркульское предприятие водоснабжения», общество «Чебаркульское предприятие канализации» направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения при условии использования ими объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства. Общество «Чебаркульское предприятие водоснабжения», общество «Чебаркульское предприятие канализации» фактически осуществляют деятельность с использованием указанных объектов после расторжения договоров аренды № 1 от 17.05.2016 и возврата имущества МУП «Теплоком».

Администрация на протяжении длительного времени бездействует по непринятию мер по возврату сетей из фактического пользования общества и непроведению торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что между администрацией, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключено соглашение, направленное на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, результатом которого явилось обеспечение выхода ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа, создание указанным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием объектов водоснабжения и водоотведения вне конкурентных процедур по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, имеющими намерения участия в торгах, что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 указанной нормы.

Таким образом, оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.

Вынесенное антимонопольным органом на основании оспариваемого решения предписание соответствует допущенному нарушению и является законным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решения и предписаний антимонопольного органа не соответствующими требованиям действующего законодательства.

Приведенные заявителями доводы судом проверены и признаны подлежащими отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права и опровергающиеся имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых ненормативный правовых актов антимонопольного органа, что исключает удовлетворение заявленных требований.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

При обращении в суд с заявлением обществом «Чебаркульское предприятие водоснабжения» уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей по платежному поручению №866 от 15.12.2017 (т.1 л.д. 15), обществом «Чебаркульское предприятие канализации» уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей по платежному поручению №763 от 15.12.2017 (т.5 л.д.14).

Однако в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3 000 руб.

Принимая во внимание уплату заявителями государственной пошлины в большем, чем требовалось размере, обществу «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и обществу «Чебаркульское предприятие канализации» следует возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей соответственно.

Руководствуясь статьями 110, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» 3 000 (Три тысячи) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению №763 от 15.12.2017.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие канализации» 3 000 (Три тысячи) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению №866 от 15.12.2017.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Белякович