Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
г. Челябинск
17 февраля 2021 года Дело № А76-40454/2020
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фолкуноровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Космическая гонка» к Администрации города Челябинска о признании недействительным распоряжения, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик финансово-строительная компания «Западный луч», Комитет по делам образования г. Челябинска,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 01.12.2020, ФИО2 - представителя по доверенности от 01.12.2020;
от ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности №11-01-44/118 от 15.10.2020;
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Космическая гонка» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска о признании недействительным распоряжения № 7317 от 03.08.2020 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительного строительства (предприятие общественного питания) по ул. Труда, 187 в Центральном районе города Челябинска»; возложении на Администрацию города Челябинска обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством принятия в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему заявления решения о предоставлении ООО «Космическая гонка» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (предприятие общественного питания) по ул.Труда, 187в в Центральном районе города Челябинска.
Судом к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик финансово-строительная компания «Западный луч», Комитет по делам образования г. Челябинска.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей, не явившихся лиц, в порядке статьи 156 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемым распоряжением нарушены его права в сфере предпринимательской деятельности, полагает, что имеет место воспрепятствование органом местного самоуправления получению заявителем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, что приводит к невозможности осуществления заявителем предпринимательской деятельности, связанной с организацией предприятия общественного питания, ограничивает конкуренцию, лишает заявителя возможность размещения на земельном участке пункта общественного питания, создания новых рабочих мест. Так, ДПТ в отношении квартала, в котором находится участок заявителя, в настоящее время не утверждена и не разрабатывается, соответственно, предмет корректировки отсутствует.Указание в оспариваемом распоряжении на отсутствие обоснования параметров застройки ДПТ фактически означает, что заявитель должен разработать ДПТ и вправе претендовать на условно разрешенный вид лишь после утверждения ДПТ, однако такое требование в качестве условия для возможности осуществления застройки земельного участка противоречит Градостроительному кодексу РФ.
По мнению заявителя, доводы Администрации г.Челябинска о необходимости применения к правоотношения по предоставлению заявителю разрешения на условной разрешенный вид использования документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации г.Челябинска от 29.01.2014 № 13-п не основаны на законе.
Заявитель считает, что документация по планировке территории является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает в течении неопределенного времени нормы и положения, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт или реконструкцию зданий прокладку коммуникаций новых магистралей и улиц, государственными органами или должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности.
Заявитель указал, что незаконность ограничения прав на земельный участок, налагаемого на основании документации по планировке территории, в границы которой земельный участок не включен, а также о правомерности неприменения такой документации по планировке территории независимо от признания утвердившего ее нормативного правового акта недействительным полностью или в части, что подтверждается многочисленной судебной практикой.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв (л.д.75-82 т.1,) дополнения к отзыву. В обоснование возражений указал, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства (предприятие общественного питания) на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0506004:519 возможно только после обоснования параметров застройки. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ООО «Космическая гонка» повлечет нарушение строительных норм и правил, и невозможности осуществления строительства школы на 600 человек, нарушению обеспеченности населения необходимым количеством мест в школе.
От Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в материалы дела поступило письменное мнение (л.д.54-55 т.3), считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости обществу с ограниченной ответственностью «Космическая гонка» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:519, расположенный по адресу: <...> с видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения (роликодром); все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы; объекты благоустройства, отдыха и спорта без зрителей; площадки аттракционов; оранжереи; объекты инженерной инфраструктуры, общественные туалеты» (л.д.47 т.1).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.02.2014.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденными решением Челябинской городской думы от 09.10.2012 № 37/13 (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:519 общей площадью 8 746 кв.м., расположенный по адресу: <...>, расположен в территориальной зоне 05 19 16 А.1.4 (природно-рекреационные территориальные зоны (зоны парков, в том числе специализированного назначения, скверов, бульваров, набережных) (л.д.104 т.2).
Для природно-рекреационный территориальной зоны парков, в том числе специализированного назначения, скверов, бульваров, набережных А.1.4 установлены следующие виды разрешенного использования.
Основные виды разрешенного использования:
- парки культуры и отдыха (3.6.2);
- предоставление коммунальных услуг (3.1.1);
-благоустройство территории (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов) (12.0.2);
-связь (6.8);
-обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (3.9.1);
-площадки для занятий спортом (5.1.3) (размещение площадок для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры);
- оборудованные площадки для занятий спортом (5.1.4) (размещение
сооружений для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (теннисные корты, автодромы, мотодромы, трамплины, спортивные стрельбища);
- деятельность по особой охране и изучению природы (9.0).
Вспомогательные виды разрешенного использования: улично-дорожная сеть (12.0.1).
Условно разрешенные виды использования:
- общественное питание (4.6) (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- санаторная деятельность (9.2.1);
- служебные гаражи (4.9);
- осуществление религиозных обрядов (3.7.1);
- обеспечение занятий спортом в помещениях (5.1.2);
- развлекательные мероприятия (4.8.1);
- питомники (1.17).
Примечания: зона А.1.4 - зона парков возможного узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства;
Решением Исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов от 19.06.1990 № 210-45 Челябинскому областному комитету по физической культуре и спорту разрешено проектирование спортивно-оздоровительного комплекса «Урал» на территории областного совета ВДФСО профсоюзов по ул. Труда в Центральном районе (л.д.65 т.3).
В соответствии с проектом от 02.12.2004 границ земельного участка с градостроительными регламентами (ул. Коммуны, 98) в Центральном районе землепользователем земельного участка площадью 2,1840 га, в т.ч. роликовая дорожка площадью 0,9035 га, цель использования «эксплуатация спортивных сооружений», являлась «Челябинская региональная организация общественной организации - Физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия» (далее - ЧРООО - ФСОП «Россия»).
Постановлением Главы города Челябинска от 21.02.2005 № 278-п Челябинской региональной организации общественной организации - Физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия» предоставлен земельный участок из земель поселений площадью 2,1840 га в аренду для эксплуатации объектов спортивно-физкультурного назначения по уд. Коммуны, 98 в Центральном районе г. Челябинска (л.д.64 т.3).
В соответствии с градостроительным заключением от 10.08.2009 (рег. № 001866-05-2009) землепользователем земельного участка площадью 0,9612 га с целью использования «эксплуатация сооружения (роликодром)» по ул. Труда, 187-в в Центральном районе являлось ООО «Спортклуб «Урал»; в границах указанного земельного участка расположено сооружение (роликодром) (лит. 1) (л.д.66-71 т.3).
Право собственности на сооружение (роликодром), назначение — спортивное по ул. Труда, 187-в зарегистрировано 24.06.2008 года за ООО «Спортклуб «Урал», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 74АА 704623 (л.д.72 т.3).
Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации города от 22.05.2014 № 2786-к ООО «МедРесурС» предоставлен в аренду земельный участок (кадастровый номер 74:36:0506004:490) из земель населенных пунктов пл. 2220 кв.м, сроком на 20 лет для эксплуатации нежилых зданий (учебно-тренировочный комплекс с лечебным, медико-восстановительным центром, тренажерный зал, раздевалки), расположенный по адресу: г.Челябинск, Центральный район, ул.Труда,187Б (л.д.75-79 т.3).
20.01.2010 на основании распоряжения Первого заместителя Главы города от 03.12.2009 № 5433-д и заявления ООО «Спортклуб «Урал» от 07.05.2010 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Спортклуб «Урал» (покупатель) заключен договор № 1938/зем купли продажи земельного участка (л.д.57-62 т.2).
В соответствии с указанным договором продавец продал земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г.Челябинск, Центральный район, ул.Труда, 187-в, площадью 9612 кв.м., кадастровый номер 74:36:0506004:60, а покупатель купил земельный участок, осмотрев его в натуре и ознакомившись с его количественными и качественными характеристиками, поземными и наземными сооружениями и объектами, правовым режимом земель, в границах кадастрового паспорта земельного участка и уплатил за него установленную п.2.1 настоящего договора стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3.1 договора разрешенное использование земельного участка – эксплуатация сооружения (роликодром).
Впоследствии земельный участок с расположенный по адресу: г.Челябинск, Центральный район, ул.Труда, 187-в, площадью 9612 кв.м., кадастровый номер 74:36:0506004:60 разделен на два земельных участка: с кадастровым номером 74:36:0506004:518 общей площадью 866 кв. м. и с кадастровым номером 74:36:0506004:519 общей площадью 8 746 кв. м. с видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения (роликодром); все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы; объекты благоустройства, отдыха и спорта без зрителей; площадки аттракционов; оранжереи; объекты инженерной инфраструктуры, общественные туалеты».
В 2013 году МУП АПЦ подготовлена Общая пояснительная записка - корректировка проекта планировки и межевания территории в границах: ул.Труда, ул.Косарева, река Миасс ул.Энгельса, (1-я очередь микрорайона «Западный луч» ) в Центральном районе г.Челябинска шифр АПЦ 006-13 стадия: проект планировки (л.д.119-120 т.1).
Откорректированный проект планировки предусматривает в т.ч. проектируемое спортядро школы (доп.участок на смежной территории через ул. Труда – 9 612 кв.м.).
Согласно плану красных линий корректировки проекта планировки и межевания территории в границах: ул.Труда, ул.Косарева, река Миасс ул.Энгельса, (1-я очередь микрорайона «Западный луч» ) в Центральном районе г.Челябинска установлены следующие параметры застройки - земельный участок на плане № 5.3** (площадь 0,9612 га) - спортивное ядро школы -площадка спортклуба «Урал», расположенная через ул. Труда (школа на 600 мест -земельные участки на плане № 5.1, 5.2, 5.3**) (л.д.121 т.1).
Постановлением Администрации г.Челябинска № 13-п от 29.01.2014 утверждена документация по планировке территории (корректировка проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул.Труда, ул.Энгельса, река Миасс, ул.Косарева (проект) (1-я очередь микрорайона «Западный луч») в Центральном районе города Челябинска (л.д.104 т.1).
Указанной документацией по планировке территории на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0506004:60 общей площадью 9 612 кв.м. с видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения (роликодром); все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы; объекты благоустройства, отдыха и спорта без зрителей; площадки аттракционов; оранжереи; объекты инженерной инфраструктуры, общественные туалеты», предусмотрено размещение спортивного ядра школы на площадке спортклуба «Урал».
Инициаторами разработки документации по планировке территории были ЗАО Финансово-строительная компания «Западный луч» (ООО Специализированный застройщик Финансово-строительная компания «Западный луч» (ОГРН <***>) и МУП «Архитектурно-планировочный центр».
Постановлением Администрации города Челябинска от 09.10.2019 № 479-п «Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах ул. Труда, ул. Косарева, границы Калининского и Центрального районов, ул. Энгельса в Центральном районе города Челябинска» признан утратившим силу проект межевания, утвержденный постановлением Администрации города Челябинска от 29.01.2014 № 13-п «Об утверждении документации по планировке территории (корректировка проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул. Труда, ул. Энгельса, река Миасс, ул. Косарева (проект.) (1-я очередь микрорайона «Западный луч») в Центральном районе города Челябинска».
ООО «Космическая гонка» 20.01.2020 выдан градостроительный план RU74315000-0000000009961 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:519 (л.д.32-44 т.1).
В соответствии с указанным градостроительным планом в границах данного земельного участка расположены объекты капитального строительства:
- сооружение (роликодром) (площадь застройки – 3558,9 кв.м;
- сооружение (теплотрасса (2d200мм) протяженность 581 м)
Земельный участок расположен в территориальной зоне А.1.4. (зоны парков, в том числе специализированного назначения, скверов, бульваров, набережных).
В пункте 2.2 градостроительного плана указаны основные виды разрешенного использования: парки культуры и отдыха (3.6.2); предоставление коммунальных услуг (3.1.1); благоустройство территории (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов) (12.0.2); связь (6.8); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (3.9.1); обеспечение для занятий спортом в помещениях (5.1.2); площадки для занятий спортом (5.1.4); развлекательные мероприятия (4.8.1);
деятельность по особой охране и изучению природы (9.0); питомники (1.17).
Также в данном пункте градостроительного плана указаны условно разрешенные виды использования: общественное питание (4.6), санаторная деятельность (9.2.1); служебные гаражи (4.9); осуществление религиозных обрядов (3.7.1);
и вспомогательные виды разрешенного использования: улично-дорожная сеть (12.0.1).
В пункте 5 градостроительного плана указана информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
23.03.2020 ООО «Космическая гонка» обратилось к заместителю главы г.Челябинска по городской среде и председателю Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в г.Челябинске с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:519 и объекта капитального строительства в соответствии с действующим законодательством для строительства предприятия общественного питания (л.д.26 т.1).
К указанному заявлению приложены, в том числе, следующие документы: пояснительная записка, правоустанавливающие документы на земельный участок, выписка из правил землепользования и застройки, градостроительный план, расчет обеспеченности объекта капитального строительства необходимым количеством парковочных мест, информация о смежных землепользователях, демонстрационные материалы.
В соответствии с протоколом Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 10.04.2020 №7, рекомендовано провести собрание участников публичных слушаний по рассмотрению вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:519 и объекта капитального строительства (предприятие общественного питания) по ул. Труда, 187-в в Центральном районе г. Челябинска ООО «Космическая гонка» (л.д.95 т.1).
Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно
разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального
строительства (предприятие общественного питания) по ул. Труда, 187-в
в Центральном районе г. Челябинска прошли 28.05.2020 в соответствии
с постановлением Главы города Челябинска от 18.05.2020 № 218-п «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (предприятие общественного питания) по ул.Труда,187-в в Центральном районе города Челябинска», которое было опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 20.05.2020.
Согласно протоколу проведения собрания участников публичных слушаний от 28.05.2020 № 9 и утвержденному 15.06.2020 заключению о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:519 и объекта капитального строительства (предприятие общественного питания) по ул. Труда, 187-в в Центральном районе г. Челябинска Комиссией рекомендовано предоставить ООО «Космическая гонка» разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка после обоснования параметров застройки документацией по планировке территории. Заключение Комиссии опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 17.06.2020 (л.д.87 т.1).
Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске подготовлены рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:519 и объекта капитального строительства (предприятие общественного питания) по ул. Труда, 187-в в Центральном районе г. Челябинска (л.д.86 т.1).
Распоряжением Администрации г.Челябинска от 03.08.2020 № 7317 обществу «Космическая гонка» отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:519 и объекта капитального строительства (предприятие общественного питания) в ул.Труда,187-в в Центральном районе города Челябинска в связи с отсутствием обоснования параметров застройки документацией по планировке территории, так как согласно ранее утвержденной документации по планировке территории от 29.01.2014 № 13-п «Об утверждении документации по планировке территории (корректировка проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул.Труда, ул.Энгельса, река Миасс, ул.Косарева, (проект) (1-я очередь микрорайона «Западный луч» в Центральном районе города Челябинская предусмотрено ядро школы. (л.д.85 т.1).
Постановлением Администрации г.Челябинска от 31.08.2020 № 375-п утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории) в границах ул.Труда, ул.Косарева, береговой полосы реки Миасс, ул.Энегельса в Центральном районе города Челябинска
Заявитель, не согласившись с указанным распоряжением от 03.08.2020 № 7317, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО4 исх. № 06 от 28.01.2021 по вопросу о том, распространяется ли документация по планировке территории (ДПТ) утвержденная Постановлением Администрации г. Челябинска № 13-п от 29.01.2014 на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:519 или нет (л.д. 13-34 т.3).
В соответствии с указанным заключением кадастровый инженер ФИО4 пришел к выводу, что территориально ДПТ, утвержденная Постановлением Администрации г. Челябинска № 13-п от 29.01.2014 не имеет отношения к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0506004:519.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 2 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть, в том числе условно разрешенным.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок (74:36:0506004:519) на праве собственности принадлежит ООО «Космическая гонка», расположен по адресу: <...> с видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения (роликодром); все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы; объекты благоустройства, отдыха и спорта без зрителей; площадки аттракционов; оранжереи; объекты инженерной инфраструктуры, общественные туалеты» (л.д.47 т.1).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:519 расположен в территориальной зоне 05 19 16 А.1.4 (природно-рекреационные территориальные зоны (зоны парков, в том числе специализированного назначения, скверов, бульваров, набережных) (л.д.104 т.2).
Для природно-рекреационный территориальной зоны парков, в том числе специализированного назначения, скверов, бульваров, набережных А.1.4 установлены, в том числе, следующие условно разрешенные виды использования: - общественное питание (4.6) (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары); - санаторная деятельность (9.2.1); - служебные гаражи (4.9); - осуществление религиозных обрядов (3.7.1); - обеспечение занятий спортом в помещениях (5.1.2); - развлекательные мероприятия (4.8.1); - питомники (1.17).
При этом, согласно примечания: зона А.1.4 - зона парков возможного узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства.
Таким образом, действующим градостроительным регламентом в муниципальном образовании город Челябинск на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности, допускается испрашиваемое им условно разрешенное использование земельного участка - "предприятие общественного питания ".
Как следует из материалов дела, в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования было отказано в связи с отсутствием обоснования параметров застройки документацией по планировке территории, так как согласно ранее утвержденной документации по планировке территории от 29.01.2014 № 13-п «Об утверждении документации по планировке территории (корректировка проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул.Труда, ул.Энгельса, река Миасс, ул.Косарева, (проект) (1-я очередь микрорайона «Западный луч» в Центральном районе города Челябинская предусмотрено ядро школы. (л.д.85 т.1).
Согласно частям 1, 2, 5 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 ГрК РФ).
Указанные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение, как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О и от 25.02 2016 N 242-О).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Челябинска от 29.01.2014 № 13-п утверждена документация по планировке территории (корректировка проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул. Труда, ул. Энгельса, река Миасс, ул. Косарева (проект.) (1-я очередь микрорайона «Западный луч») в Центральном районе города Челябинска (далее - документация по планировке территории).
Указанной документацией по планировке территории на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0506004:60 общей площадью 9 612 кв.м. с видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения (роликодром); все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы; объекты благоустройства, отдыха и спорта без зрителей; площадки аттракционов; оранжереи; объекты инженерной инфраструктуры, общественные туалеты», предусмотрено размещение спортивного ядра школы на площадке спортклуба «Урал».
Объект «спортивное ядро школы - площадка спортклуба «Урал»» отражен в смежном элементе планировочной структуры, а также учтен в документации по планировке территории с площадью земельного участка 9 612 кв.м.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент утверждения документации по планировке территории правообладателем земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:60, который в последующем был разделен на два (74:36:0506004:518, 74:36:0506004:519) являлось ООО СК «Урал».
В ходе судебного разбирательства представители заявителя выразили сомнение в том, что в смежном элементе планировочной структуры отражен именно участок заявителя. Однако, указанные доводы подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Так, материалами дела установлено, что распоряжением Первого заместителя Главы города от 03.12.2009 № 5433-д земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:60 площадью 9 612 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <...> в Центральном районе г. Челябинска продан ООО «Спортклуб «Урал» для эксплуатации сооружения (роликодром).
На основании указанного распоряжения, КУИиЗО с ООО «Спортклуб «Урал» заключен договор купли-продажи земельного участка № 1938/зем от 20.01.2010 (предметом явился земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Труда, 187-в, площадью 9 612 кв.м., кадастровый номер 74:36:0506004:60), разрешенное использование земельного участка - эксплуатация сооружения (роликодром).
При этом, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:519 поставлен на государственный кадастровый учет 07.02.2014 (после раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:60).
Таким образом, на момент утверждения постановлением Администрации города Челябинска от 29.01.2014 № 13-п документации по планировке территории (корректировка проекта планировки территории с проектом межевания территории), в кадастре существовали сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0506004:60, площадью 9612 кв.м.
Согласно корректировки проекта планировки и межевания территории в границах: ул. Труда, ул. Энгельса, река Миасс, ул. Косарева (проект.) (1-я очередь микрорайона «Западный луч») в Центральном районе города Челябинска (стадия П, лист 3, план красных линий (основной чертеж), м 1:2000, параметры застройки) (копия прилагается), земельный участок на плане № 5.3" (площадь 0,9612 га) - спортивное ядро школы -площадка спортклуба «Урал», расположенная через ул. Труда (школа на 600 мест -земельные участки на плане № 5.1, 5.2, 5.3**).
Указанное свидетельствует о том, что при утверждении документации по планировке территории, объект «спортивное ядро школы - площадка спортклуба «Урал»» отражен в смежном элементе планировочной структуры, а также учтен в документации по планировке территории с площадью земельного участка 9 612 кв.м., именно в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:60 и имеет свое распространение, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:519 (площадью 8 746 кв.м.), принадлежащий Заявителю (поставлен на учет в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:60).
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
При рассмотрении настоящего спора, с учетом изложенных выше и установленных в ходе судебного разбирательства, обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в отношении спорного земельного участка, при утверждении документации по планировке территории, объект «спортивное ядро школы - площадка спортклуба «Урал»» отражен в смежном элементе планировочной структуры, а также учтен в документации по планировке территории, что препятствует изменению условно разрешенного вида использования спорного земельного участка, поскольку предлагаемый вид использования - "предприятие общественного питания" не соответствует публичному интересу, связанному с развитием территории муниципального образования.
Отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования затрагивает права собственника земельного участка, поскольку лишает возможности дальнейшего использования земельного участка с изменением вида использования с основного на условно разрешенный. Однако, принимая во внимание, что данный отказ не противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодекса, то обстоятельство, что данным распоряжением ограничиваются права собственника земельного участка, не может служить основанием для признания его незаконным.
Указанные обстоятельства являются достаточными для установления отсутствия оснований для признания обжалуемого распоряжения незаконным, и обстоятельства необходимости или отсутствия необходимости представления заявителем документов, подтверждающих возможность использования спорного земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом использования, не имеют значения в данном споре.
Доводы представителей заявителя о незаконности постановления Администрации г.Челябинска от 29.01.2014 № 13-п в части отражения объекта «спортивное ядро школы - площадка спортклуба «Урал»» в смежном элементе планировочной структуры, подлежат отклонению. На дату рассмотрения настоящего дела, указанное Постановление является действительным, в судебном порядке, не оспорено.
Помимо указанного, суд отмечает также и следующее.
В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (Приложение Ж) (в редакции на момент утверждения документации по планировке территории), спортивная зона школы могла быть объединена с физкультурно-оздоровительным комплексом микрорайона, для квартала, в отношении которого утверждалась документация по планировке территории, площадь земельного участка по ул. Труда, 187-в в Центральном районе г. Челябинска в размере 9 612 кв.м. необходимая для достижения расчетных показателей вместимости школы в 600 мест учтена в утвержденной документации по планировке территории.
СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (Приложение Д) на сегодняшний день также предусматривает возможность объединения спортивной зоны школы с физкультурно-оздоровительным комплексом микрорайона.
При этом, отклонению подлежат и доводы о том, что постановление органа местного самоуправления об утверждении документации по планировке территории является нормативным правовым актом, поскольку акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 167-168, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья И. В. Мрез