Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск
18 февраля 2010 года Дело № А76-404795/2009-62-985/86
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 февраля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.А. Первых,
при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем судебного заседания Мартын И.Р., рассмотрев материалы дела по заявлению
открытого акционерного общества «Центр услуг «Надежда», г.Челябинск
к Федеральной службе по финансовым рынкам Региональному отделению в Уральском Федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления № 62-09-514/ПН от 23.11.2009 о назначении административного наказания, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 19.11.2009, паспорт
от ответчика: не явился, извещен
у с т а н о в и л :
Открытое акционерное общество «Центр услуг «Надежда» (далее по тексту ОАО «Центр услуг «Надежда», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 62-09-514/ПН от 23.11.2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе (далее по тексту – РО ФСФР в УрФО, административный орган, ответчик).
Заявитель свои требования мотивирует тем, что при привлечении к административной ответственности проверяющим органом не учтены обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения ( л.д. 2-7)
Ответчик против требований заявителя возражает, представил отзыв, из содержания которого следует, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ, полагает, общество не предприняло всех зависящих от него мер для исполнения предписания в установленный срок (л.д.100-106).
Заявитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание представителя заявителя, надлежащим образом извещённого о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Открытое акционерное общество «Центр услуг «Надежда», местоположение: 454129, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1057422519880, на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 74 № 002938156, выданного 17.05.2005 ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска (л.д.13).
Как следует из материалов дела, Региональным отделением ФСФР России в УрФО установлено, что выпуск акций ОАО «Центр услуг «Надежда» не прошел государственную регистрацию акций, размещенных при создании общества. Указанные ценные бумаги являются эмиссионными.
03 июля 2009 года РО ФСФР России в УрФО направило в адрес общества предписание № 62-09-АК-06/6837 (л.д.28) о предоставлении документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании ОАО «Центр услуг «Надежда», оформленных в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 16.03.2005 N 05-4/пз-н в срок до 03.09.2009 года.
В предписании от 03 июля 2009 года имеется разъяснение последствий невыполнения указанной обязанности: привлечение к административной ответственности по статье ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
07.09.2009 уведомлением № 62-09-СФ-06/9090 о внесении изменений в предписание срок исполнения предписания № 62-09-АК-06/6837 от 03.07.2009 продлен до 05.10.2009 года.
Уведомление № 62-09-СФ-06/9090 о внесении изменений в предписание получено Обществом 14.09.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции № 62099413356668 (л.д.85).
02.11.2009 в административный орган поступили документы Общества на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
06.11.2009 должностным лицом ФСФР России составлен протокол об административном правонарушении № 62-09-785/пр-ап по ч.9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.77-78). Протокол составлен в отсутствие представителя ОАО «Центр услуг «Надежда», при надлежащем извещении юридического лица (л.д.13-14).
На основании протокола от 06.11.2009 и собранных материалов, постановлением от 23.11.2009 ОАО «Центр услуг «Надежда» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей (л.д.94-96).
Заявитель, считая постановление административного органа не соответствующим законодательству, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно ст.207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального Закона РФ № 39-ФЗ от 22.04.1996. «О рынке ценных бумаг», процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:
принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
размещение эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно ст.20 Федерального Закона РФ № 39-ФЗ от 22.04.1996. «О рынке ценных бумаг», государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган) (ч.1).
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ч.2).
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (ч.3)
В силу ст.25 Федерального Закона РФ № 39-ФЗ от 22.04.1996. «О рынке ценных бумаг», не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, - уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (ч.1).
В отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна быть указана следующая информация:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг;
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска;
5) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения;
объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;
6) о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг (ч.3).
Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг наряду с информацией, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, дополнительно указывается список владельцев пакетов эмиссионных ценных бумаг, размер которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ч.4).
Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ч.7).
На основании п.7 ст.44 Федерального Закона РФ № 39-ФЗ от 22.04.1996. «О рынке ценных бумаг», Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в том числе, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального Закона РФ № 46-ФЗ от 05.03.1999. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, ОАО «Центр Услуг «Надежда» создано путем преобразования из МУП «Центр Услуг «Надежда» в процессе приватизации. В план приватизации включено все имущество МУП «Центр Услуг «Надежда», находящееся на его балансе, в том числе нежилое здание площадью 4719,1 кв. м. ОАО «Центр Услуг «Надежда» представило в РО ФСФР в Уральском Федеральном округе документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг(л.д.59).
Уведомлением № 12676003/06 от 15.12.2006 РО ФСФР в УрФО приостановило регистрацию выпуска ценных бумаг, так как в план приватизации учредителем (Муниципальное образование «город Челябинск» в лице Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска (далее КУиЗО), не был включен земельный участок, занимаемый нежилым зданием, площадью 1665 кв. м. (п. 4 Предписания).
29.01.2007 ответчик отказал в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг ОАО «ЦентрУслугНадежда» в связи с наличием противоречием сведений в представленных документах(л.д.41).
В силу изложенного, 08.02.2007 ответчиком вынесено предписание о представлении в РО ФСФР в УрФО до 08.04.2007 полного пакета документов, оформленного в соответствии с действующим законодательством.
В ответ на указанное предписание административному органу заявителем были направлены письма с просьбой о продлении срока исполнения предписания(л.д.16-25) в связи с наличием трудностей по внесению изменений и в план приватизации и с оформлением правоустанавливающих документов на земельный участок, которые рассмотрены административным органом и удовлетворены.
Предписанием от 07.04.2008(л.д.27) заявителю вменялось вновь представить пакет документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг Общества, оформленный в соответствии с действующим законодательством.
Решением № 42 от 20.05.2008 г. в план приватизации Общества внесены изменения в части включения земельного участка для его передачи в собственность ОАО «Центр Услуг «Надежда». На основании изменений плана приватизации уставный капитал ОАО «Центр Услуг «Надежда» увеличен на сумму стоимости земельного участка площадью 1665 кв.м., расположенный по адресу: <...>. (л.д.39)
05.06.2008 г. Общество обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее ФРС) для регистрации земельного участка площадью 1665 кв.м.
Уведомлением № 416/2008-96 от 24.06.2008г. (л.д.32) ФРС по Челябинской области приостановлена государственная регистрация права на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, поскольку, по мнению регистратора, внесение изменений в план приватизации после государственной регистрации юридического лица невозможно, а также в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие собственность муниципального образования на спорный участок.
Уведомлением № 416/2008-96 от 25.07.2008г. (л.д.33) ФРС по Челябинской области приостановлена государственная регистрация права на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, так как согласно предоставленного кадастрового плана №36-08/08-01-414 от 28.01.2008г. данный земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером - 74:36:03 22 002:0014. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется запись о регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок площадью 3090 кв.м. (кадастровый № 74:36:03 22 002:0014), расположенный по адресу: <...>. По мнению регистратора, необходимо прекратить право муниципальной собственности на земельный участок 3090кв.м. в связи с преобразованием объекта и подать заявления от представителя муниципального образования город Челябинск на государственную регистрацию права собственности и перехода права собственности на указанный объект .
Как установлено в судебном заседании, ОАО «Центр услуг «Надежда» обращалось в КУИЗО с просьбой прислать представителя для совместного оформления правоустанавливающих документов в Федеральной регистрационной службе по Челябинской области (вх. 19772 от 26.08.2008).
Представитель КУИЗО для представления интересов в ФРС по Челябинской области не явился.
На совещании КУИЗО по приватизации МУП «Центр услуг «Надежда» (протокол от 08.09.2008 г. – л.д.42) принято решение о сдаче кадастрового плана земельного участка площадью 1665 кв.м. в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта, и о последующей передаче кадастровых паспортов в УФРС по Челябинской области для погашения права муниципальной собственности земельного участка площадью 3090 кв.м.
Сообщением № 416/2008-96 от 25.11.2008г. ФРС по Челябинской области отказано в государственной регистрации права на земельный участок площадью 1665 кв.м. в связи с отсутствием заявления собственника – Город Челябинск о регистрации перехода права собственности.
20.04. 2009 в ФРС по Челябинской области представлен пакет на регистрацию спорного земельного участка (л.д.52) с приложением расчета стоимости земельного участка.
01.06.2009 регистрация прав на земельный участок была приостановлена по заявлению Общества в связи с необходимостью представления распорядительных документов от собственника земельного участка.(л.д.53).
14.08.2009 Администрацией города Челябинска вынесено распоряжение о разделе земельного участка по ул. ФИО2 17-а на три участка площадью 994 кв.м., площадью 431 кв.м. и площадью 1665 кв.м.(л.д.48).
11.09.2009 г. ОАО «Центр услуг «Надежда» возобновило регистрацию земельного участка в ФРС по Челябинской области(л.д.54).
02.10.2009 г. ОАО «Центр услуг «Надежда» получило сообщение об отказе ФРС по Челябинской области (исх. № 01/294/2009-90 – л.д.44), мотивированный тем, что для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок образуемого при разделе земельного участка 3090 кв.м. необходимо заявление собственника в отношении всех земельных участков, образуемых при преобразовании указанного участка.. Заявление собственника на полученный при разделении земельный участок площадью 431 кв.м. в ФРС не представлено. Также необходимо представление на указанный земельный участок кадастрового паспорта.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что ОАО «Центр Услуг «Надежда» не может предоставить кадастровый план на земельный участок 431 кв.м. и заявление о регистрации перехода права собственности на него, так как он не является ни пользователем, ни владельцем, ни собственником данного земельного участка. Соответственно Федеральная регистрационная служба по Челябинской области не может зарегистрировать земельный участок, вносимый в оплату уставного капитала ОАО «Центр Услуг «Надежда» (1665 кв. м.).
Также, из пояснений заявителя данных в судебном заседании следует, в настоящее время вносятся изменения в кадастровый план и другие документы, необходимые для возобновления регистрации земельного участка вносимого в оплату уставного капитала ОАО «Центр Услуг «Надежда» (1665 кв. м.).
ОАО «Центр Услуг «Надежда» до заседания комиссии по рассмотрению дела о вынесении Постановления о назначении административного наказания РО ФСФР в УрФО № 62-09-514/ПН от 23 ноября 2009 повторно 02.11.2009 представило документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
Исследовав представленные доказательства , суд приходит к выводу, что ОАО «Центр Услуг «Надежда» предпринимало все необходимые действия для получения возможности представить в РО ФСФР в УрФО полный и достоверный пакет документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. При этом суду не представлено доказательств наличия вины Общества в возникшей ситуации. Невозможность представления полного пакета документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг обусловлена нарушением законодательства на этапе создания Общества.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Поскольку, ответственность по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ вменяется в вину обществу за не выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, административный орган обязан был учитывать известные ему обстоятельства при вынесении такого предписания.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, и не оспаривалось ответчиком, что административному органу до вынесения предписания было известно о наличии противоречий в учредительных документах общества и невозможности их устранения силами ОАО «Центр Услуг «Надежда».
Административному органу также было известно, что истребуемый пакет документов не мог быть собран заявителем в силу наличия объективных причин, не зависящих от воли общества, а именно: необходимостью совместного оформления документов с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на земельный участок, передаваемым в уставной капитал, поскольку первоначально, указанный земельный участок не предполагался к передаче в уставной капитал, возникшей необходимостью проведения работ по межеванию, постановке всех земельных участков на кадастровый учет и государственный учет и т.д.
В силу ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, административный орган вправе выносить предписания, и указанные предписания должны быть выполнимыми лишь выполнимые. В противном случае функция государственного контроля данного административного органа утрачивает смыл.
При вынесении оспариваемого постановления, административным органом не установлено, в чем состоит вина ОАО «Центр Услуг «Надежда». Постановление не содержит сведений о том, какие действия должно и могло еще произвести общество для выполнения полученного им предписания от 03.07.2009. не исследовались обстоятельства о наличии(отсутствии) у Общества возможности исполнить предписание административного органа в тот срок, который ему был установлен. При этом, Обществом приводились и доводы и доказательства, что принимаются все возможные меры к регистрации земельного участка. Однако, эти обстоятельства были проигнорированы административным органом, им не дана оценка, выводов об основаниях отклонения данных обстоятельств оспариваемое постановление не содержит.
Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина юридического лица, в силу требований ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, должна быть установлена и доказана административным органом.
В нарушение ст.29.10 КоАП РФ, в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, доводы административного органа о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ , являются не обоснованными.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, п.1 ст.4.5, п.6 ст.24.5 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования Открытого акционерного общества «Центр Услуг «Надежда» - удовлетворить.
Постановление Федеральной службы по финансовым рынкам Региональному отделению в Уральском Федеральном округе № 62-09-514/ПН от 23.11.2009 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, – признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Н.А.Первых
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда – http://www.18aas.arbitr.ru, или Федерального арбитражного суда Уральского округа – http://www.fasuo.arbitr.ru.