АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
10 февраля 2010 года Дело № А76-40803/2009-51-813/46
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2010 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Танаевой Ю.Р.
рассматривая в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 416
дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», г. Челябинск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска
о признании незаконным решения без номера от 13.08.2009 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - Обществе с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице - Обществе с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
ФИО1, г. Челябинск
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, паспорт; доверенность;
от ответчика: ФИО3, удостоверение; доверенность;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: - не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 66);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», г. Челябинск (далее – ООО «Урал-Универсал», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска с требованиями о признании незаконным решения без номера от 13.08.2009 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице – ООО «Урал-Универсал», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице - ООО «Урал-Универсал», содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Определением суда от 17.11.2009 (л.д.1), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: ФИО1, г. Челябинск (далее – ФИО1).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-5). Со ссылкой на п.1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закона о регистрации) указал, что все необходимые для государственной регистрации изменений документы были представлены, указание паспортных данных, занесенных в картотеку недействительных паспортов, не может свидетельствовать о непредставлении определенных законом документов, в связи с чем, оснований для отказа не имелось. Отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель ИФНС в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 41). Со ссылкой на п.п. 5, 6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее – Положение о ФНС), ст. ст.4, 17, 23, 25 Закона о регистрации, постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление 439), ст.ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), указал, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, сведения, содержащиеся в нем должны соответствовать принципу достоверности; представление информации в регистрирующий орган, не соответствующей действительности, приравнивается к непредставлению информации; документы, представленные для регистрации содержали недостоверную информацию относительно паспортных данных учредителя, паспорт, указанный в документах, исходя из данных Федеральной базы недействительных паспортов, является недействительным в связи с утратой. Указанное, свидетельствует о наличии оснований для отказа в регистрации, правомерности отказа.
ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания, извещен надлежащим образом. Письменного мнения не представил.
В судебном заседании 28.01.2010 объявлялся перерыв до 04.02.2010.
Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д.).
После окончания перерыва третье лицо в судебное заседание не явилось, представителя не направило.
Дело рассматривается в порядке ст. ст. 131, 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ», по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
08.10.2008 Инспекцией ФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица – ООО «Урал-Универсал» за основным государственным регистрационным номером 1087448011826 (л.д. 73-74).
Учредителем общества является ФИО1, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, в т.ч. в отношении паспортных данных (паспорт выдан УВД Ленинского района г. Челябинска 23.11.2004) (л.д. 30).
06.08.2009 ФИО1, участником общества принято решение № 3 в целях приведения учредительных документов общества в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ об утверждении Устава общества в виде новой редакции, утверждении списка участников общества в соответствии с положениями закона 312-ФЗ (л.д.26).
Из списка участников общества от 06.08.2009, подписанного директором общества ФИО5 следует, что участником общества является ФИО1, паспорт выдан УВД Ленинского района г. Челябинска 23.11.2004 (л.д. 19).
06.08.2009 обществом выдана доверенность ФИО6 на представление интересов общества, в т.ч. в инспекциях ФНС по вопросам регистрации изменений (л.д. 105).
07.08.2009 общество обратилось в ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска с заявлением по форме Р13001 об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. Одновременно с заявлением были представлены документ об уплате госпошлины в сумме 400 руб., устав, решение о внесении изменений в учредительные документы, список участников, доверенность, что подтверждается распиской. Заявление подписано ФИО5, которым подтверждено, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, в заявлении, достоверны; соблюден установленный федеральными законами порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица Подлинность подписи директора общества «Урал-Универсал» засвидетельствована в нотариальном порядке, личность представителя нотариусом установлена, полномочия проверены, о чем свидетельствуют соответствующий штамп, подпись и печать (л.д. 82-87).
Из заявления следует, что изменения вносятся в целях приведения устава общества в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ (л.д. 82).
Сведения об участнике общества отражены в листе Л заявления формы Р 13001, где указаны Ф.И.О. участника – ФИО1, его паспортные данные – выдан 23.11.2004 УВД Ленинского района г. Челябинска (л.д. 83).
В рамках осуществления регистрационных действий Инспекцией было установлено, что паспорт, данные которого отражены в заявлении, списке, является недействительным, поскольку содержится в Федеральной базе недействительных паспортов в связи с утратой (л.д. 100-101).
13.08.2009 Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации со ссылкой на п.1 ст. 23 Закона о регистрации, отсутствие заявления формы Р13001, Устава, решения № 3, поскольку последние содержат недостоверные сведения в отношении участника общества – ФИО1 (л.д. 7).
Не согласившись с решением инспекции, заявитель, полагая, что оно не соответствует закону, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с требованием о признании его незаконным.
В ходе судебного разбирательства судом также установлено.
В ответ на запрос суда Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области письмом исх. От 14.01.2010 № 8/3-320 подтвердило выдачу паспорта 16.02.2007 ОУФМС России по Челябинской области в г. Копейске на имя ФИО1, дополнительно сообщив о том, что паспорт, выданный 23.11.2004 УВД Ленинского района г. Челябинска утрачен, в связи с чем, признан недействительным при оформлении нового паспорта 16.02.2007 (л.д. 70).
Дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц в силу ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ отнесены к специальной подведомственности арбитражных судов.
При этом в силу ч.2. ст. 33 АПК РФ указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
В соответствии с ч.4. ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закона об ООО) изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Федеральный закон о регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Закона о регистрации).
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 2 Закона о регистрации).
В силу п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п.4. Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона о регистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу ч.1. ст. 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (ч.4 ст. 5 Закона о регистрации).
В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона (ч.5 ст. 5 Закона о регистрации).
В силу ч.6. ст. 5 Закона о регистрации в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц
При этом, в силу ч.1. ст. 6 Закона о регистрации содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ч.1 ст. 8 Закона о регистрации).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ч.2 ст. 8 Закона о регистрации).
Статья 9 Закона о регистрации определяет порядок представления документов при государственной регистрации
Так, силу ч. 1 указанной статьи документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1.1. ст. 9 Закона о регистрации).
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (ч.1.2. Закона о регистрации).
При этом, в силу ч.4. ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.4.1. ст. 9 Закона о регистрации).
Статья 17 Закона о регистрации устанавливает перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Так, в соответствии с ч.1. указанной статьи Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в т.ч.: форма N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (приложение N 3), а также Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Статья 18. Закона о регистрации определяет порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (ч.1 ст. 18 Закона о регистрации).
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (ч.2 ст. 18 Закона о регистрации).
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.3 ст. 18 Закона о регистрации).
В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись (ч.5 ст. 18 Закона о регистрации).
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах достоверности информации и своевременности ее предоставления.
Информационные системы включают в себя государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов (пп.1 ч.1 ст. 13 Закона об информации).
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (ч.1 ст. 14 Закона об информации).
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами (ч.9 ст. 14 Закона об информации).
Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что государственный реестр юридических лиц является государственным информационным ресурсом, следовательно, должен отвечать принципам достоверности.
В соответствии со ст. 31.1. Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников общества в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона с момента государственной регистрации общества (ч.1). Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, если иной орган не предусмотрен уставом общества, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу (ч.2). В случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ч.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина РФ (далее – Положение о паспорте), в соответствии с которым паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п.1).
В соответствии с п.10. Положения о паспорте Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
В силу п.12. Положения о паспорте замена паспорта производится при наличии следующих оснований: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей. Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы (п. 17 Положения о паспорте).
Найденный паспорт подлежит сдаче в территориальные органы Федеральной миграционной службы или в органы внутренних дел. Органы внутренних дел направляют паспорт в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы (п. 20 Положения о паспорте).
Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину (п. 21 Положения о паспорте).
Приказом Министерства внутренних дел РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105 утвержден (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2007 г. N 8910) Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации - паспортов гражданина Российской Федерации, и их учету (п.1).
Получателями государственной услуги по выдаче паспортов являются граждане Российской Федерации, в т.ч. в случае: утраты (хищения) паспорта (п. 7 Административного регламента).
В силу п.п. 10, 38 Административного регламента при утрате (хищении) паспорта гражданин представляет письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт, сведения, представленные гражданами, обратившимися за получением или заменой паспортов в связи с утратой (похищением) паспорта, подлежат проверке по оперативно-справочным и розыскным учетам соответствующих отделов (отделений, групп) адресно-справочной работы территориальных органов и информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Если гражданин, заявивший об утрате (похищении) паспорта, в ходе проведения проверки обнаружит его, то на основании письменного заявления производство по делу прекращается, а подготовленный к выдаче паспорт в установленном порядке уничтожается.
Если утраченный (похищенный) паспорт будет обнаружен после выдачи нового паспорта, такой паспорт гражданин должен сдать в подразделение или орган внутренних дел Российской Федерации (п. 78 Административного регламента).
Утраченные (похищенные) паспорта, поступившие в подразделения и не истребованные их владельцами в течение 15-дневного срока со дня поступления, направляются в подразделения по месту регистрации граждан для выдачи их владельцам. Если гражданам уже были выданы паспорта взамен утраченных (похищенных), поступившие паспорта уничтожаются в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом (п. 79 Административного регламента).
Паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт (п. 80 Административного регламента).
В соответствии с п.110. Административного регламента Федеральный автоматизированный учет выданных паспортов <1> ведется Информационным центром ФМС России на основании информации, полученной из информационных подразделений территориальных органов, а также в базе данных "Паспорт-Центр" Главного информационно-аналитического центра МВД России <2> на основании информации, полученной из информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Для формирования баз данных "ПК "Паспорт" и "Паспорт-Центр" сведения о выданных паспортах по формату электронного документа учета выданных паспортов (приложение N 33) передаются по каналам связи ежедневно.
В силу п.111. Административного регламента первичный учет утраченных (похищенных) паспортов (бланков паспорта) и подлежащих сдаче (изъятию) паспортов ведется в виде электронных баз данных подразделений.
Исходя из п.113. Административного регламента информация об утраченном (похищенном) паспорте (бланке паспорта) или подлежащем сдаче (изъятию) паспорте вносится подразделением в электронную базу данных с использованием "ПК "Паспортный стол", в которой содержатся сведения в соответствии с перечнем обязательных реквизитов. Информация в электронном виде немедленно направляется в "ПК "Паспорт-Регион" для ведения регионального учета в соответствии с перечнем обязательных реквизитов (приложение N 32) и последующего сообщения (в срок не позднее двух рабочих дней) в "ПК "Паспорт" для ведения федерального учета утраченных (похищенных) паспортов (бланков паспортов) или подлежащих сдаче (изъятию) паспортов в соответствии с форматом электронного документа (приложение N 34).
Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что в случае, если паспорт был утрачен и выдан новый паспорт, то первоначально выданный паспорт не имеет юридической силы, следовательно, не может удостоверять личность гражданина, подлежит сдаче и последующему уничтожению уполномоченным органом.
В настоящее время действуют: Приказ МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. N 77-АС-3-06/37 "Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России", Приказ МНС России и МВД России от 31 декабря 2003 г. N БГ-4-09/34дсп/1040дсп "О взаимодействии налоговых органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений о физических лицах", а также Приказ МНС РФ от 21 июля 2004 г. N САЭ-3-09/433 "О совершенствовании организации работы по обеспечению достоверности сведений о физических лицах в информационных ресурсах налоговых органов". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при предоставлении в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, в соответствующих графах которого содержатся сведения о паспортах, являющихся на основании информации, содержащейся в Справочнике недействительных паспортов ПИК "Недействительные паспорта", недействительными, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления.
Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-09/605 "Об утверждении состава ведомственных справочников, используемых при ведении Единого государственного реестра юридических лиц" утвержден состав ведомственных справочников, используемых при ведении Единого государственного реестра юридических лиц, а именно: Ведомственный справочник видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, Справочник недействительных паспортов.
Как усматривается из материалов дела, общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации по форме Р13001.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что формально обществом были представлены все необходимые в соответствии со ст. 17 Закона о регистрации документы в надлежащий регистрирующий орган.
Однако, регистрирующим органом после приема документов на государственную регистрацию было установлено, что заявление, иные документы содержат недостоверные сведения относительно паспортных данных участника общества: паспорт, указанный в представленных на государственную регистрацию документах признан недействительным, в связи с утратой, выдачей нового паспорта.
Факт отражения в представленных на государственную регистрацию документах недостоверных сведений подтверждается материалами дела, в т.ч. ответом на запрос.
Представление информации в регистрирующий орган, не соответствующей действительности, приравнивается к непредставлению информации, соответственно, непредставлению документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации по установленной форме.
При этом, по мнению суда, выявление указанных несоответствий не свидетельствует о том, что регистрирующим органом производилась правовая экспертиза представленных документов, поскольку в силу п. 4.1. ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган вправе проверить форму заявления о государственной регистрации на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу пп. а ч.1. ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом в силу ч.2. ст. 23 Закона о регистрации, решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (ч.5 ст. 23 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует, инспекцией принято решение об отказе в регистрации изменений (л.д. 7).
При исследовании данного отказа, судом установлено, что оно содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 ст. 23 Закона о регистрации, мотивировано.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в регистрации, следовательно, отказ правомерен, ответствует Закону о регистрации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ч. 5 ст. 200 АПК РФ регистрирующим органом доказано соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону, законность принятия оспариваемого решения, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности: оспариваемый акт не препятствует обществу подать заявление и необходимые для государственной регистрации документы, содержащие сведения, соответствующие действительности и установленной форме.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, отсутствует: отказ соответствует Закону о регистрации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ст.ст. 198-201 АПК РФ суд вынужден отказать и в требовании, заявленном в рамках восстановления нарушенных прав.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. (платежное поручение от № 15 от 21.10.2009, л.д. 6) относятся на заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.
Именем РФ, Руководствуясь ст.ст.167-170,176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», г. Челябинск к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска о признании незаконным решения без номера от 13.08.2009 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - Обществе с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице - Обществе с ограниченной ответственностью «Урал-Универсал», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/
Судья Л.В. Забутырина