ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-41909/18 от 07.02.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск       

14 февраля 2019 года                                                     Дело №А76-41909/2018

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» об аннулировании лицензии общества с ограниченной ответственностью «Соларсити» (ОГРН  <***>)на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Челябинской области,

при участии в судебном заседании представителей: от истца – ФИО1 (доверенность № 45 от 26.12.2018), от ответчика – ФИО2 (директор),

 установил:

Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – жилищная инспекция) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Соларсити» (далее – ООО «Соларсити», общество) об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 12.04.2018 №0626.

В представленном ответчиком отзыве заявлены возражения относительно удовлетворения требований (л.д. 42-43).

В судебном заседании представитель жилищной инспекции поддержал заявленные требования, представитель заявителя просил в удовлетворении требований отказать.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

Как следует из материалов дела, 12.04.2018 обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №0626. Лицензия предоставлена на основании решения лицензионной комиссии Челябинской области от 12.04.2018 №44, распоряжения Управления от 12.04.2018 №44, бессрочно и действует на территории Челябинской области (л.д.37-38).

Постоянно действующей лицензионной комиссией Челябинской области для обеспечения деятельности органа регионального государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Челябинской области (далее – лицензионная комиссия) 29.11.2018 проведено заседание, на котором принято решение об обращении Управления в суд с заявлением об аннулировании лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Челябинской области, выданных хозяйствующим субъектам, в том числе, обществу с ограниченной ответственностью «Соларсити», в связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий Челябинской области сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Решение Лицензионной комиссии оформлено протоколом от 29.11.2018 №50 (л.д.20-28).

На основании указанного решения лицензионной комиссии, жилищная инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ  лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статьи 12 Закона № 99-ФЗ.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 названного Закона, лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также – лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее – органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 364 создано Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» и утверждено Положение о жилищной инспекции (далее –  Положение).

Согласно подпунктам 2, 2-1, 2-2 пункта 8 Положения инспекция осуществляет функции регионального государственного жилищного надзора, в том числе лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, государственный жилищный надзор, а также лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществление лицензионного контроля на территории Челябинской области осуществляет жилищная инспекция.

Как установлено судом, 12.04.2018 обществу выдана лицензия №0626 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензия предоставлена обществу бессрочно и действует на территории Челябинской области (л.д.37-38).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 195 ЖК РФ сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Субъекты, размещающие информацию в системе (далее – поставщики информации), – органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утвержден совместным Приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015.

Адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru, определен совместным Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

В соответствии с частью 2 статьи 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 1 статьи 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.10.2014 № 186 создана постоянно действующая лицензионная комиссия Челябинской области для обеспечения деятельности органа регионального государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Челябинской области и утвержден порядок работы лицензионной комиссии (далее –  Порядок).

Подпунктом 4 пункта 4 Порядка к полномочиям лицензионной комиссии отнесено принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Решения лицензионной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем лицензионной комиссии (пункт 14 Порядка).

Лицензионной комиссией 29.11.2018 проведено заседание, на котором установлено, что в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами Челябинской области отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет в числе прочих, лицензиат – общество с ограниченной ответственностью «Соларсити».

 На основании части 2 статьи 199 ЖК РФ лицензионной комиссией принято решение, оформленное протоколом от 29.11.2018 №50, об обращении жилищной инспекции в суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.20-28).

Факт отсутствия в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами Челябинской области в течение шести месяцев сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Соларсити» подтвержден представленной в материалы дела копией соответствующего раздела государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.33), из которой усматривается, что с 11.01.2018 (дата вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») по 19.07.2018, т.е. более шести месяцев, в реестре лицензий отсутствует указанная информация.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика подтвердил факт отсутствия в управлении многоквартирных домов.

Исследовав и оценив представленные в  материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что условия для обращения в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами инспекцией соблюдены, решение лицензионной комиссии об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии правомерно, что в свою очередь свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Приведенные в отзыве обществом доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права. 

Доводы ответчика о том, что аннулирование лицензии повлечет нарушение его прав в связи с намерением осуществлять обслуживание нежилых помещений, признаются судом несостоятельными, поскольку лицензия, в отношении которой жилищной инспекцией заявлены требования об аннулировании,  выдана обществу на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Утверждение ответчика о том, что отсутствие в управлении многоквартирных домов обусловлено тем, что общество не устраивают условия, на которых  необходимо принимать в управление многоквартирные дома, является необоснованным и не исключает применением предусмотренных законом оснований для аннулирования лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ и статьями 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета Российской Федерации в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Аннулировать выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» обществу с ограниченной ответственностью «Соларсити» лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 12.04.2018 № 0626.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Соларсити» в доход федерального бюджета 6 000 (Шесть тысяч) рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                    Е.В. Белякович