ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-41985/09 от 01.02.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-41985/09-51-289/68

08 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Танаевой Ю.Р. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

Сельскохозяйственного производственного кооператива «Толсты», Варненский район, с. Толсты

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на нежилое здание – склад гранулированных кормов, расположенное по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Толсты, ул. Молодежная, д. 36, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.2009 № 08/053/2009-18, как несоответствующим п.п. 8, 9, 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86, п.п. 5, 13, 16 постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708, возложении обязанности провести регистрацию права

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явился, извещен (л.д. 66, 67);

от ответчика: Волуйских И.И. – доверенность; удостоверение;

У С Т А Н О В И Л:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Толсты», Варненский район, с. Толсты обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на нежилое здание – склад гранулированных кормов, расположенное: Россия, Челябинская область, Варненский район, с. Толсты, ул. Молодежная, д. 36, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.2009 № 08/069/2009-18, как несоответствующий п.8,9,10 постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Определением суда от 01.02.2010 (л.д. 75) уточнено наименование ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом (л.д. 67-68). Требования заявителя обосновывает следующим. Со ссылкой на п.п. 8-10 постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», п.п. 5, 13, 16 Положения о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 (далее – Положение о реорганизации), указал, что спорное здание в порядке приватизации, в полном соответствии с действующим на тот период времени законодательством РФ, было передано в уставный фонд ТОО «Толсты», которое впоследствии было реорганизовано в СПК «Толсты»; на государственную регистрацию был представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество – Устав ТОО «Толсты» и приложения к нему – выписка из протокола общего собрания трудового коллектива совхоза «Толстинский», выписка из протокола учредительного собрания по организации ТОО «Толсты», акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по совхозу «Толстинский», акты оценки стоимости машин, оборудования и транспорта, оборотных средств по состоянию на 01.07.1992, сводный план оценки стоимости основных и оборотных средств на 01.07.1992 по совхозу «Толстинский», в которых содержатся все данные, позволяющие установить наличие права собственности заявителя на недвижимое имущество; отсутствие государственной регистрации права собственности заявителя на недвижимое имущество исключает возможность реализации недвижимого имущества в процедуре конкурсного производства, что делает невозможным надлежащий расчет по требованиям кредиторов СПК «Толсты». Требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-4). Пояснил, что отказ не соответствует Закону.

В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 68-73). Со ссылкой на ст. ст. 2, 16-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) пояснил, что за регистрацией обратилось СПК «Толсты», документы, свидетельствующие о том, что СПК «Толсты» является правопреемником ТОО «Толсты» не были представлены; ссылка заявителя на правоустанавливающий характер акта оценки стоимости зданий по состоянию на 01.07.1992 по совхозу «Толстинский» не состоятельна исходя из п. 2.1 Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов от 14.01.1992 Министерства сельского хозяйства РФ, поскольку акт является финансовым документом, не отвечает требованиям п.1 ст. 18 Закона о регистрации (не содержит информации, необходимой для государственной регистрации); из представленных для регистрации документов нельзя установить, что при реорганизации совхоз «Толстинский» передал в собственность ТОО «Толсты» нежилое здание – склад гранулированных кормов, определенного индивидуальными признаками; со ссылкой на п.п. 8, 13 Положения о реорганизации, п. 10 Постановления Правительства РФ № 86, п.1 ст. 11 Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» указал, что документов, свидетельствующих о передаче в уставный капитал учредителями ТОО «Толсты» нежилого здания, на регистрацию представлено не было; из устава товарищества следует, что уставный фонд сформирован за счет вкладов его участников, в то время как согласно акту оценки недвижимого имущества стоимость зданий и сооружений по совхозу «Толстинский» значительно превышает размер уставного фонда, следовательно, не все имущество было передано при реорганизации; представленная выписка из протокола учредительного собрания по организации ТОО от 10.11.1992 не содержит подписи председателя собрания, что позволяет сделать вывод о недействительности этого документа. Требования заявлены с пропуском срока, установленного ст. 198 АПК РФ, ходатайство о восстановлении пропущенного срока документально не подтверждено.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

11.04.2001 СПК «Толсты» зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией Варненского района, 10.12.2002 Инспекцией МНС России по Варненскому району Челябинской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1027401534412, что подтверждается свидетельством серии 74 № 000458696 (л.д. 6).

СПК «Толсты» создан путем реорганизации ТОО «Толсты» в СПК, последний является правопреемником ТОО «Толсты», что следует из Устава (л.д. 7-10).

05.11.1992 состоялось общее собрание трудового коллектива совхоза Толстинский, в повестку которого были включены вопросы: о выборе формы собственности на землю, о выдвижении представителей трудового коллектива совхозов во внутрихозяйственную комиссию по приватизации земли и реорганизации хозяйства, об утверждении перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями, о чем составлен протокол (л.д. 34-35).

10.11.1992 состоялось учредительное собрание по организации товарищества с ограниченной ответственностью, на котором было принято решение создать товарищество «Толсты», утвердить устав товарищества. Выписка из протокола не имеет подписи председателя собрания, содержит неоговоренные исправления (л.д. 36-37).

05.12.1992 участниками заключен учредительный договор о создании сельскохозяйственного предприятия – товарищества «Толсты» с ограниченной ответственностью. В соответствии с условиями договора для создания товарищества образуется уставный фонд, величина которого определяется в размере 1 697 600 руб., вносится учредителями в виде денежных средств, различных видов имущества, прав пользования земельной долей, иных имущественных прав (л.д. 75-81).

Из Устава СП ТОО «Толсты», утвержденного собранием учредителей от 05.11.1992, следует, что предприятие создается на основе коллективно-долевой собственности участников, имеющих свои имущественные паи и земельные доли в имуществе и земельных угодьях предприятия (л.д. 82-94).

03.07.2007 решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-49208/2005-48-348 СПК «Толсты» признано несостоятельным, в отношении имущества должника открыта процедура банкротства – конкурсное производство на один год до 04.07.2008, конкурсным управляющим утвержден Найденов А.В. (л.д. 11-13).

22.09.2009 определением суда по делу № А76-49208/2005-48-348 срок конкурсного производства, открытого в отношении имущества СПК «Толсты» продлен до 23.12.2009, указано, что полномочия конкурсного управляющего Найденова А.В. действительны до завершения конкурсного производства (л.д. 14-15).

В акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по совхозу «Толстинский» включено здание склада гранулированных кормов стоимостью 24 096 (л.д. 33).

23.05.2009 СПК «Толсты» в лице Лепина В.К., действующего по доверенности от 19.05.2009, удостоверенной нотариально, обратилось в УФРС (Варненский сектор Карталинского отдела) с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание общей площадью 512,4 кв.м, расположенный по адресу Варненский район, с. Толсты, ул. Молодежная, 36 (л.д. 23), с приложением доверенности от 19.05.2009 (л.д. 24), кадастрового паспорта здания (л.д. 31-32), платежного поручения от 07.05.2009 об оплате госпошлины на сумму 7500 руб. (л.д. 25), что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 21).

Из кадастрового паспорта здания, выданного 03.11.2008 Варненским филиалом ОУГП «Обл.ЦТИ», следует, что объект литер 7А, площадью 512, 4 кв.м имеет складское назначение, количество этажей -1, в примечании отражено, что Акт приемки объекта в эксплуатацию в архиве Варненского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ» отсутствует (л.д. 31-32).

18.06.2009 письмом исх. № 74-74-08/069/2009-18 УФРС уведомило Лепина В.К., действующего по доверенности от 19.05.2009, от СПК «Толсты» о приостановлении государственной регистрации на срок до 18.07.2009 на основании п.1 ст. 19 Закона о регистрации, по причине противоречия требованиям ст. 17 Закона о регистрации, поскольку не представлены документы, устанавливающие наличие права на объект недвижимого имущества (решение соответствующего Комитета по управлению имуществом об утверждении плана приватизации и плана приватизации с приложением актов оценки имущества (л.д. 38).

17.07.2009 УФРС уведомило об отказе в проведении государственной регистрации права собственности на нежилое здание – склад гранулированных кормов на основании абз. 10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации, поскольку не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации - не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, представленные на государственную регистрацию прав документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства: в противоречие требованиям ст. 17 Закона о регистрации не представлены документы, устанавливающие наличие права на объект недвижимого имущества (решение соответствующего Комитета по управлению имуществом об утверждении плана приватизации и плана приватизации с приложением актов оценки имущества (л.д. 39).

Полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) в соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ 2О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (ч.1 ст. 4 закона о регистрации).

В соответствии с ч.1. ст. 9 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также - органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

В соответствии с ч.3. ст. 9 Закона о регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся:

проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

государственная регистрация прав;

выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

выдача информации о зарегистрированных правах;

принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей;

выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Статья 13 Закона о регистрации устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав.

Так, в силу ч.1. указанной статьи Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается (ч.4 ст. 13 Закона о регистрации).

Исходя из ч.1. ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.

При этом в силу ч.2. ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом (ч.4 ст. 16 Закона о регистрации).

В соответствии с ч.1. ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Исходя из ч.2. ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1. ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В силу ч.1. ст. 11 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
 Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставной фонд товарищества (акционерного общества) образуется только за счет вкладов (акций) учредителей.

Имущество товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности (ч.3 ст. 11 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 (далее постановление № 86) определен порядок реорганизации колхозов и совхозов (утратил силу с 27 января 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912).

В соответствии с п.1. указанного постановления совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

При этом в силу п.3. постановления № 86 для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возлагается на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

Исходя из п.5. постановления № 86 колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты.

В соответствии с п.8. постановления № 86 стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза.

В соответствии с п.9. постановления № 86 все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.

Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.

Пункт 10 постановления № 86 определял, что владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая; получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

Невыкупленные участки земли и хозяйственные объекты продаются на аукционе жителям населенных пунктов на территории данного хозяйства, а по истечении трех месяцев - любым иным покупателям (п.11 постановления № 86).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 было утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (далее – Положение о реорганизации) (утратило силу с 27 января 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912), которое устанавливало возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направления их использования (п.2).

В соответствии с п.3. Положения о реорганизации реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей.

Исходя из п.4. Положения о реорганизации реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86.

В силу п.5. Положения о реорганизации при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.

В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством.

Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов в силу п. 6 Положения о реорганизации могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению.

В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли (п. 8 Положения о реорганизации).

В соответствии с п.13. Положения о реорганизации определение размера индивидуальных имущественных паев определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия.

Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.

В соответствии с п.15. Положения имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.

Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом.

При этом, в силу п.16. Положения о реорганизации владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.

Министерством сельского хозяйства РФ разработаны Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов (от 14 января 1992 года)

Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.

Регистрация предприятий всех типов осуществляется районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия (п. 4 Рекомендаций).

Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями, в т.ч. раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на добровольной основе (п. 5 Рекомендаций).

При этом, исходя из п.6, 6.1., Рекомендаций независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:

В колхозе или совхозе создается реорганизационная комиссия, в которую входят представители местных органов власти, администрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кредиторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководство хозяйства. Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

В функции реорганизационной комиссии входят, в т.ч.: - разработка проекта реорганизации хозяйства; - обеспечение процесса реорганизации хозяйства; - организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества и земель хозяйства; - организация и контроль за соблюдением законности при выделении из хозяйств работников с имущественными и земельными паями; - определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ранее заключенным договорам и полученным кредитам. Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссиях по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

Пунктом 2.1. раздела 2 Рекомендаций установлено, что для расчета индивидуальных имущественных долей первоначально оценивается стоимость всего имущества хозяйства. Здания, сооружения, машины и оборудование оцениваются по остаточной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной стоимости (но не ниже остаточной). Стоимость имущества устанавливается на основе инвентаризации.

Как усматривается из материалов дела, СПК «Толсты» обратилось в УФРС с заявлением о регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: с. Толсты, ул. Молодежная, д. 36.

В обоснование своих требований заявитель приводит довод о том, что все необходимые для государственной регистрации документы были представлены им.

Однако, с указанным доводом заявителя, суд не может согласиться по следующим основаниям.

Для регистрации не были представлены документы, свидетельствующие о том, что спорное имущество было передано совхозом «Толстинский» в собственность ТОО «Толсты»: акт оценки является финансовым документом, устанавливающим первоначальную стоимость объекта, не подтверждает факт передачи имущества в собственность, доказательств утверждения его уполномоченным лицом, не представлено, как и доказательств того, что он является приложением к Уставу ТОО. Документов, подтверждающих, что СПК «Толсты» являются правопреемником ТОО «Толсты», также не было представлено.

Устав ТОО «Толсты», учредительный договор, выписки из протоколов общего собрания от 05.11.1992, 10.11.1992 также не свидетельствуют о том, что спорное имущество передавалось в качестве вклада в уставный капитал ТОО.

Таким образом, представленные для регистрации документы, не содержали информации, необходимой для осуществления регистрации: однозначно свидетельствующей о передаче спорного имущества от совхоза «Толстинский» в ТОО «Толсты».

В силу ч.1. ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Исходя из ч.2. ст. 19 Закона о регистрации в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

При этом, в силу ч.3. ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

Из материалов дела следует, что заявителю предоставлялась возможность представить необходимее документы, регистрация приостанавливалась, о чем заявитель был уведомлен (л.д. 38).

Поскольку необходимые документы заявителем не были представлены, следовательно, у регистратора имелись основания для приостановления государственной регистрации.

Необходимые для регистрации документы не были представлены и суду в ходе рассмотрения настоящего дела.

Статья 20 Закона о регистрации устанавливает основания для отказа в государственной регистрации прав.

Так, в силу ч.1. казанной статьи закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (ч.3 ст. ст. 20 Закона о регистрации).

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, заявителем не были устранены, регистратором было принято решение об отказе в регистрации, о чем и был уведомлен заявитель (л.д. 39).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт соответствует Закону о регистрации, положениям нормативных актов, указанным заявителем, а доводы заявителя противоречат фактическим обстоятельства дела, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Соответствующий закону оспариваемый акт не может нарушать прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии нарушенных прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан незаконным, отсутствует: отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Кроме того, суд учитывает также и то обстоятельство, что заявителем пропущен срок для обжалования, установленный ст. 198 АПК РФ для обжалования, а причины пропуска срока, указанные заявителем не могут быть признаны судом уважительными, поскольку документально не подтверждены, следовательно, оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока у суда не имеется.

Расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. (платежное поручение от 18.11.2009 № 075, л.д. 19) в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Именем РФ, руководствуясь ст. ст. 167, 168, п.2 ст. 176, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Сельскохозяйственного производственного кооператива «Толсты», с. Толсты, Варненского района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на нежилое здание – склад гранулированных кормов, расположенное по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Толсты, ул. Молодежная, д. 36, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.2009 № 08/069/2009-18, как несоответствующим п.п. 8, 9, 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86, п.п. 5, 13, 16 постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина