ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-4275/09 от 07.08.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

«13» августа 2009г. Дело № А76-4275/2009-51-143

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2009 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектное бюро «ГАРАНТ», г. Златоуст

к Администрации Златоустовского городского круга,

Главе Златоустовского городского округа,

Муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», г. Златоуст

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства», г. Златоуст

о признании недействительными ненормативных правовых актов – распоряжений Главы Златоустовского городского округа от 31.07.2008 № 1402-р об объединении земельных участков, от 29.09.2008 № 1901-р о предоставлении Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» земельного участка площадью 23 925 кв.м (к.н 74:25:0000000:194) в безвозмездное срочное пользование, восстановлении нарушенных прав путем возложения обязанности на Главу Златоустовского городского округа и Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» провести торги по предоставлению земельных участков, объединенных согласно распоряжению Главы Златоустовского городского округа от 31.07.2008 № 1402-р

при участии в заседании:

от заявителя: Абабкова В.А. – представителя по доверенности № 02 от 11.04.2008 (паспорт);

от ответчиков:

Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области – Быковской М.В. – представителя по доверенности № 6628 от 30.12.2008 (паспорт);

МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» - Быковской М.В. – представителя по доверенности № МВ-249 от 02.02.09 (паспорт);

Главы ЗГО – Быковской М.В. – представителя по доверенности № 6627 от 30.12.2008 (паспорт);

от третьего лица:

МУ «Управление капитального строительства» - не явился, извещен (л.д. 41 т.2)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектное бюро «ГАРАНТ» (далее – общество, ООО АПБ «ГАРАНТ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными Распоряжения Главы Златоустовского городского округа №1402-р от 31.07.2008 об объединении земельных участков, распоряжения Главы Златоустовского городского округа №1901-р от 29.09.2008 о предоставлении Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» (далее – МУ «УКС», учреждение) земельного участка площадью 23 925 кв.м. (кадастровый номер 74:25:0000000:194) в безвозмездное срочное пользование, о возложении обязанности на Главу Златоустовского городского округа (далее – Глава ЗГО) и Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее – МУ «КУИ ЗГО, Комитет) провести торги по предоставлению земельных участков, объединенных согласно распоряжению Главы ЗГО №1402-р от 31.07.2008 и применении последствий недействительности ничтожного договора безвозмездного срочного пользования, находящегося в государственной собственности земельным участком №22 от 07.10.2008, возложении обязанности на МУ «УКС» возвратить полученные земельные участки (л.д. 2-6 т.1).

Определением суда от 09.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Глава Златоустовского городского округа (далее – Глава ЗГО) (л.д.124-127 т.1). Определением суда от 03.08.2009 процессуальное положение Главы ЗГО изменено, указанное лицо привлечено к участию в деле в качестве ответчика (л.д. 88-89 т.2).

Определением суда от 09.07.2009 выделено в отдельное производство требование ООО «Архитектурно-проектное бюро «ГАРАНТ» к муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о применении последствий недействительности ничтожного договора безвозмездного срочного пользования находящегося в государственной собственности земельным участком №22 от 07.10.2008 и обязании МУ «УКС» возвратить полученные земельные участки, делу присвоен номер А76-14359/09-51-248 (л.д. 128 т.1).

Определением суда от 03.08.2009  производство по делу №А76-14359/2009-51-248 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-6 т.1), в обоснование приводит следующие доводы. Распоряжение Главы ЗГО от 31.07.2008 №1402-р недействительно, поскольку не соответствует п.3, 4, 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ, т.к. право на сформированный земельный участок при наличии нескольких заявок должно быть выставлено на торги, кроме того, указанное распоряжение нарушает права заявителя на приобретение запрашиваемого земельного участка, предусмотренные ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 264 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Конституции РФ. Распоряжение Главы ЗГО от 29.09.2008 №1901-р недействительно, поскольку не соответствует п.4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, т.к. предоставление земельного участка осуществлено без проведения обязательной процедуры торгов, не соответствует ст. 20, 24, п. 2, 3, 4, 6 ст. 30, п.1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, т.к. в безвозмездное срочное пользование земельный участок может предоставляться муниципальным учреждениям только для жилищного строительства; на торгах земельные участки могут предоставляться только в собственность или в аренду, предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта на ином праве невозможно. Указанное распоряжении нарушает права заявителя на равный доступ к приобретению и осуществлению прав на землю, поскольку лишает возможности участвовать в торгах.

Представитель ответчика - Администрации ЗГО в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему (л.д. 86-90, 124-126 т.1). В обоснование своих возражений приводит следующие доводы. В части признания недействительным распоряжения Главы ЗГО от 29.09.2008 №1901-р: для органов местного самоуправления обязанность проведения процедуры торгов действующим законодательством предусмотрена только в отношении земельных участков, которые предоставляются для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в собственность. МУ УКС земельный участок для строительства детского парка предоставлен в безвозмездное срочное пользование. В части признания недействительным распоряжения от 31.07.2008 №1402-р: заявитель не наделен ни в отношении преобразованного земельного участка, ни в отношении вновь сформированного участка каким-либо правом, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии нарушенных прав заявителя.

Представитель ответчика – Комитета в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 22-25 т.2). В обоснование своих возражений приводит следующие доводы. В части признания недействительным распоряжения Главы ЗГО от 29.09.2008 №1901-р: для органов местного самоуправления обязанность проведения процедуры торгов действующим законодательством предусмотрена только в отношении земельных участков, которые предоставляются для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в собственность. МУ УКС земельный участок для строительства детского парка предоставлен в безвозмездное срочное пользование. В части признания недействительным распоряжения от 31.07.2008 №1402-р: заявитель не наделен ни в отношении преобразованного земельного участка, ни в отношении вновь сформированного участка каким-либо правом, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии нарушенных прав заявителя.

Представитель ответчика – Главы ЗГО в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 61-64 т.2). В обоснование своих возражений приводит следующие доводы. В части признания недействительным распоряжения Главы ЗГО от 29.09.2008 №1901-р: для органов местного самоуправления обязанность проведения процедуры торгов действующим законодательством предусмотрена только в отношении земельных участков, которые предоставляются для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в собственность. МУ УКС земельный участок для строительства детского парка предоставлен в безвозмездное срочное пользование. В части признания недействительным распоряжения от 31.07.2008 №1402-р: заявитель не наделен ни в отношении преобразованного земельного участка, ни в отношении вновь сформированного участка каким-либо правом, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии нарушенных прав заявителя.

Представитель третьего лица МУ «УКС» в судебное заседание не явился, документов, затребованных определением суда, в том числе, письменного мнения, не представил, о причинах невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание, невозможности представить документы, суду не сообщил. В материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 41 т.2).

В судебном заседании 03.08.2009 объявлялся перерыв до 07.08.2009 до 10.00.

Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 86-87 т.2).

После окончания перерыва представитель третьего лица - МУ «УКС» в судебное заседание не явился.

Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума Вас РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

14.08.2006 Инспекцией ФНС по г. Златоусту в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – ООО АПБ «ГАРАНТ» за основным государственным регистрационным номером 1067404014303, что подтверждается свидетельством серии 74 № 004218062 (л.д. 36 т.1).

Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы администрации от 10.06.1996 № 672, является правопреемником Управления капитального строительства администрации города, Инспекцией МНС России по г. Златоусту 27.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1027400581780 (л.д.12-17 т.2).

В соответствии с Уставом МУ «УКС» учредителем учреждения является Комитет по управлению государственным имуществом г. Златоуста, основной задачей учреждения является обеспечение своими силами или совместно с подрядными строительными, проектно-изыскательскими и другими организациями проектирования, строительства и ввода в действие в установленные сроки объектов жилья, соцкультбыта, инженерных сетей, элементов благоустройства, строительства, технического перевооружения, реконструкции объектов территориального и сельскохозяйственного назначения, определенных решениями администрации города; Комитет по управлению имуществом закрепляет за учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество (л.д.12-17 т.2).

28.07.2005 Главой ЗГО издано распоряжение № 2215-р о разрешении МУ «УКС» разработки проектно-сметной документации и строительства детского парка на пр. им. Ю.А. Гагарина, после оформления прав на земельный участок, получения АПЗ, разработки, согласования и утверждения проектной документации, получения разрешения на строительство (л.д. 91 т.1).

23.11.2005 на основании решения Златоустовского городского собрания депутатов от 25.12.2003 № 674 и протокола конкурса от 21.11.2005 № 96 между ООО «НКМИТ» (исполнителем) и МУ «УКС» (заказчик) заключен договор № 54, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить рабочий проект на строительство Детского парка в районе пр. Гагарина в период ноябрь 2005 - март 2006 (л.д. 114-115 т.1).

27.03.2006 Главой ЗГО издано постановление № 66-п об утверждении порядка формирования адресной инвестиционной программы Златоустовского городского округа (л.д. 110 т.1).

05.09.2007 МУ «УКС» письмом исх. № 533-ТО обратился к Главе ЗГО с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 23000 кв.м, расположенного по адресу: пр. им. Ю.А. Гагарина, на праве безвозмездного срочного пользования (л.д. 92 т.1).

07.09.2007 на заседании комиссии по землеотводам была рассмотрена заявка МУ «УКС», в т.ч. на отвод земельного участка примерной площадью 23000 кв.м для строительства детского парка на пр. Гагарина, в отношении которой принято решение провести работы по формированию земельного участка, после чего отвести его заявителю для строительства детского парка на пр. Гагарина (протокол от 07.09.2007 № 10) (л.д. 116 т.1). Указанное решение опубликовано в газете Златоустовский рабочий от 01.12.2007 (л.д. 13 т.1).

13.12.2007 ООО АПБ «Гарант» обратилось с заявлением исх. № 04 к Главе Златоустовского городского округа о приобретении прав на отводимый по заявке МУ «УКС» земельный участок, примерной площадью 23000 кв.м, находящегося по адресу: г. Златоуст, пр. Гагарина, для строительства детского парка со ссылкой на заявку и решение комиссии по землеотводам, опубликованные 01.12.2007 в газете Златоустовский рабочий с приложением копий Устава, свидетельств о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, протокола собрания учредителей, паспорта генерального директора (л.д. 14 т.1).

ООО АПБ «Гарант» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения Администрации Златоустовского городского округа в лице комиссии по землеотводам от 27.12.2007 (п.16.3 протокола №14 от 27.12.2007) в части отказа ООО АПБ «Гарант» в отводе земельного участка площадью 23 000 кв.м. для строительства детского парка на пр.Гагарина; об обязании Администрации Златоустовского городского округа провести торги на право аренды земельного участка площадью 23 000 кв.м., расположенного г.Златоуст, пр-т Гагарина, предназначенного для строительства детского парка, признании незаконным бездействия администрации Златоустовского городского округа, выразившегося в не проведении процедуры торгов на право приобретения земельного участка площадью 23 000 кв.м. для строительства детского парка на пр.Гагарина. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2008 по делу № А76-4896/2008-49-124 в удовлетворении требований отказано (л.д. 73-78 т.1). Постановлением ФАС УО от 24.11.2008 решение суда оставлено без изменения (л.д. 81-83 т.2).

24.03.2008 Главой ЗГО издано распоряжение № 467-р об утверждении установленных границ земельного участка площадью 20 866 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, одновременно установлен разрешенный вид использования участка – для строительства детского парка (л.д. 22 т. 1).

02.06.2008 между МУ «УКС» (заказчик) и ООО «Инвестстройком» (подрядчик) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ и по результатам проведенного аукциона от 22.05.2008 заключен муниципальный контракт № 46 в соответствии с условиями которого, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика подрядные работы по строительству детского парка по пр. Гагарина в г. Златоусте в течение 12 месяцев с момента заключения муниципального контракта (л.д.6-8 т.2).

19.06.2009 между МУ «УКС (заказчиком) и ООО «Преображение» (подрядчиком) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ и по результатам проведенного аукциона от 03.06.2009 заключен муниципальный контракт № 9 в соответствии с условиями которого, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика подрядные работы по строительству детского парка по пр. Гагарина в г. Златоусте в период с 19.06.2009 по 20.09.2010 (л.д.9-11 т.2).

02.06.2008 земельный участок площадью 20866±25,02 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 74:25:0000000:184 (далее – участок 184), что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 09.10.2008 (л.д.106-107 т.1).

18.06.2008 Главой ЗГО издано распоряжение № 996-р о предоставлении МУ «УКС» в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 74:25: 0000000:184 площадью 20866 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: Челябинская область. Г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, для строительства детского парка сроком на 11 месяцев (л.д. 97 т.1).

23.06.2008 на основании указанного распоряжения между МУ «КУИ ЗГО» (ссудодателем) и МУ «УКС» (ссудополучатель) заключен договор № 17 безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок 11 месяцев (л.д.98-100 т.1).

07.10.2008 составлено соглашение о расторжении договора № 17 (л.д. 101 т.1). 07.10.2008 земельный участок сдан ссудополучателю (л.д. 102 т.1).

ООО АПБ «Гарант» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» о признании недействительным распоряжения Главы Златоустовского городского округа № 996-р от 18.06.2008 «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование», обязании Главы Златоустовского городского округа и муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» провести торги по продаже права аренды земельного участка площадью 20866 кв.м. с кадастровым номером 74:25:0000000:184, применении последствий недействительности ничтожного договора безвозмездного срочного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком № 17 от 23.06.2008, заключенного между МУ КУИ ЗГО и МУ «УКС». Определением суда от 24.12.2008 производство по делу № А76-22463/2008-50-608 было прекращено в связи с отсутствием предмета спора по п. 1 ст. 150 АП РФ (л.д. 63-72 т.1). Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.03.2009 указанное определение оставлено без изменения (л.д. 84-85 т.2).

31.07.2008 Главой ЗГО издано распоряжение № 1402-р об объединении двадцати смежных земельных участка, расположенных на землях населенных пунктов г. Златоусту, пр. им. Ю.А. Гагарина с кадастровыми номерами: 74:25:0000000:184 площадью 20866 кв.м разрешенный вид использования – строительство детского парка; 74:25:03 050 07:0041 площадью 507 кв.м разрешенный вид использования строительство аттракциона «Емеля»; 74:25:03 050 07:0042 площадью 198 кв.м – строительство аттракциона «Вальс»; 74:25:03 050 07:0037 площадью 151 кв.м - строительство аттракциона «Клоун»; 74:25:03 050 07:0048 площадью 111 кв.м - строительство аттракциона «Детские городки»; 74:25:03 050 07:0036 площадью 250 кв.м - строительство аттракциона «Орбита»; 74:25:03 050 07:0045 площадью 121 - строительство аттракциона «Чайный сервиз»; 74:25:03 050 07:0052 площадью 111 кв.м - строительство аттракциона «Бабочки»; 74:25:03 050 07:0049 площадью 93 кв.м - строительство аттракциона «Зайчик»; 74:25:03 050 07:0035 площадью 93 кв.м - строительство аттракциона «Сафари»; 74:25:03 050 07:0050 площадью 198 кв.м - строительство аттракциона»Цепочная карусель»; 74:25:03 050 07:0046 площадью 93 кв.м - строительство аттракциона «Железная дорога»; 74:25:03 050 07:0044 площадью 324 - строительство аттракциона «Колесо обозрения»; 74:25:03 050 07:0043 площадью 95 - строительство аттракциона «Батут»; 74:25:03 050 070047 площадью 34 кв.м - строительство аттракциона «Путешествие на лошадках»; 74:25:03 050 07:0040 площадью 377 кв.м – строительство автодрома; 74:25:03 050 07:0038 площадью 43 кв.м – строительство контактного зоопарка; 74:25:03 050 07:0051 площадью 121 кв.м – строительство кафе; 74:25:00 000 00:0155 площадью 77 кв.м – строительство конюшни; 74:25:03 050 07:0039 площадью 62 кв.м – строительство туалета. Одновременно были утверждены установленные границы вновь сформированного участка общей площадью 23925 кв.м, установлен разрешенный вид использования – строительство детского парка (л.д.95-96 т.1).

08.09.2008 сведения о земельном участке площадью 23925 кв.м с разрешенным использованием – для строительства детского парка внесены в государственный кадастр недвижимости со ссылкой на предыдущие номера участков, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.10.2008 (л.д. 108-109 т.1)

29.09.2008 Главой Златоустовского городского округа издано распоряжение №1901-р о предоставлении Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 74: 25:0000000:194 площадью 23 925 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, для строительства детского парка сроком на 11 месяцев (л.д. 94 т.1).

07.10.2008 на основании указанного распоряжения между МУ «КУИ ЗГО» (ссудодателем) и МУ «УКС» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок 11 месяцев (л.д.103-104 т.1). 07.10.2008 земельный участок передан (л.д.105 т.1).

08.12.2008 Главой ЗГО издано постановление № 337-п «Об утверждении перечня строек и объектов для муниципальных нужд на 2009-2011 годы без учета инвестиций, предусмотренных целевыми и инвестиционными программами» (л.д.4-5 т.2).

28.05.2009 Главой ЗГО издано постановление № 142-п о внесении изменений в постановление Главы ЗГО от 08.12.2008 № 337-п в связи с уточнением объемов по капитальному строительству в части не программных мероприятий. Указанным постановлением приложение к постановлению № 337-п изложено в новой редакции. В перечень (приложение) строек и объектов для муниципальных нужд на 2009-2011 годы включено строительство детского парка, с указанием главного распорядителя бюджетных средств – Администрации (л.д.113 т.1).

ООО АПБ «Гарант» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», выразившегося в не совершении действий по организации и проведению торгов на предоставление запрашиваемого земельного участка площадью 23 000 кв.м. для строительства детского парка на проспекте Гагарина и обязании Муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» провести торги на право аренды земельного участка площадью 23 000 кв.м., расположенного г. Златоуст, проспект Гагарина, предназначенного для строительства детского парка. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2008 по делу № А76-7661/2008-61-158 в удовлетворении требований отказано (л.д. 68-80 т.2). Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.

Полагая, что распоряжения от 31.07.2008 об объединении земельных участков, от 29.09.2008 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

В обоснование требований ссылается на следующие нормы права.

Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в силу ч.1. указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с ч.2. ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в силу ч.4 ст. 30 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (ч. 6 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с ч.7. ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Статья 30.1 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Так, в силу ч. 1. указанной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

В Златоустовском городском округе действует положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (утверждено решением городского Собрания депутатов от 01.07.2004 №811), которое устанавливает порядок предоставления земельных участков, правом распоряжения которыми наделены органы местного самоуправления, для строительства и целей, не связанных со строительством, на территории города Златоуста.

Нормы указанного Положения не регламентируют порядок предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования.

Однако, указанные заявителем нормы, по мнению суда, не применимы к указанным правоотношениям, в связи с чем, довод о несоответствии оспариваемых распоряжений указанным нормам отклоняется, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.

В силу ч.1. ст. 1 Земельного кодекса РФ Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Объектами земельных отношений являются, в т.ч. земельные участки (пп.2 ч.1 ст. 6 ЗК РФ).

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

В соответствии с ч.1. ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков в силу ч.4 ст. 11.2 ЗК РФ допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (ч.8 ст. 11.2 ЗК РФ).

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ч.1 ст. 11.3 ЗК РФ осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением определенных случаев.

В соответствии с ч.2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов (ч.3 ст. 11.3 ЗК РФ).

В соответствии с ч.4. ст. 11.3 ЗК РФ в указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны: 1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов); 2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется (ч.5 ст. 11.3 ЗК РФ).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (ч.1 ст. 11.6 ЗК РФ).

У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки (ч.2 ст. 11.8 ЗК РФ).

В силу ч.3. ст. 11.8 ЗК РФ в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.

В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими (ч.4 ст. 11.8 ЗК РФ).

Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абз. 2 п. 10 ст. 3). Иного не предусмотрено.

Доказательств разграничения государственной собственности на спорный земельный участок в материалы дела не представлено.

В соответствии со статьей 15. Устава Златоустовского городского округа, принятого Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 23 июня 2005 г. N 10-ЗГО (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 12 декабря 2005 г. N RU743020002005001, далее – Устав ЗГО), структуру органов местного самоуправления Городского округа составляют, в т.ч. Глава Златоустовского городского округа; Администрация Златоустовского городского округа; Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа.

Глава Златоустовского городского округа (далее - Глава округа) - высшее должностное лицо Городского округа, избираемое населением Городского округа на муниципальных выборах и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пп.5 ч.1 ст. 1 Устава).

Администрация Златоустовского городского округа (далее - Администрация округа) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляющий отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области (пп.6 ч.1 ст. 1Устава).

В силу ч.1. ст. 24 Устава ЗГО Глава округа, в т.ч. от имени Городского округа, Администрации округа приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, издает в пределах своих полномочий, в том числе по вопросам, находящимся в ведении Администрации округа, правовые акты; осуществляет иные полномочия, установленные законодательством и настоящим Уставом.

В целях решения вопросов местного значения Администрация округа в силу ч.2 ст. 27 Устава ЗГО, в т.ч. организует разработку генеральных планов Городского округа, правил землепользования и застройки, документации по планировки территории, местных нормативов градостроительного проектирования; осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Городского округа для муниципальных нужд, осуществляет земельный контроль за использованием земель Городского округа.

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, принятое населением Городского округа непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории Городского округа, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (пп.10 ч.1 ст. 1 Устава ЗГО).

К правовым актам органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Городского округа относятся, в т.ч. постановления и распоряжения Главы Златоустовского городского округа (ч.1 ст. 34 Устава ЗГО).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что администрация ЗГО является компетентным органом по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в государственной собственности.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением от 31.07.2008 № 1402-р объединено 20 земельных участков, общая площадь участков составила 23 925 кв.м. В распоряжении имеется ссылка на площадь участков, их кадастровые номера, разрешенное использование (л.д. 95-96 т.1).

Материалами дела подтверждается, что на момент издания оспариваемого акта МУ «УКС» обладало правом безвозмездного срочного пользования в отношении участка 184 площадью 20866 кв.м (л.д. 97-100 т.1), объединенного с 19 остальными участками, оспариваемым постановлением, следовательно, в силу вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ у учреждения возникает право безвозмездного срочного пользования на вновь образуемый участок.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным органом, доказательств нарушения процедуры издания оспариваемого акта материалы дела не содержат.

В соответствии с ч.1. ст. 24 Земельного кодекса РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, в т.ч.:

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.

В постоянное (бессрочное) пользование в силу ч.1 ст. 20 ЗК РФ земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям.

В силу ст. 29 ЗК РФ в совокупности с положениями ст. 11 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Положения указанных ном не содержат ограничений по предоставлению земельных участков в безвозмездное срочное пользование в целях строительства, следовательно, органы местного самоуправления Златоустовского городского округа вправе были руководствоваться указанными положениями при предоставлении земельного участка учреждению.

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам, указанным в п.1 ст. 20 ЗК РФ, на торгах не предусмотрено.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением № 1901-р в безвозмездное срочное пользование земельный участок был предоставлен учреждению- МУ «УКС» (л.д. 94 т.1).

Вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлены доказательства наличия у него каких-либо прав на спорный земельный участок, заявитель не относится и к юридическим лицам, указанным в п.1 ст. 20 ЗК РФ.

Из смысла п.1 ст. 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Учитывая изложенное, каких-либо иных оснований, заставляющих администрацию ЗГО принудительно реализовать правомочие в объеме абсолютного права, принадлежащего заинтересованному лицу, суд не усматривает.

Суд отклоняет как основанный на неверном толковании закона довод заявителя о нарушении оспариваемыми распоряжениями его права на равный доступ к приобретению прав на землю (ст. 36 Конституции РФ, ст. 28 ЗК РФ, ст. 264 ГК РФ), которое заявитель понимает как право на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель не доказал нарушение его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность оснований, при условии наличия которых ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, отсутствует, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по госпошлине, уплаченной заявителем при обращении с заявлением по квитанции от 06.05.2009 в сумме 4000 рублей (л.д. 55 т.1), в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Именем РФ, руководствуясь 167-170,176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Архитектурно-проектное бюро «Гарант», г. Златоуст к Администрации Златоустовского городского округа о признании недействительными ненормативных правовых актов – распоряжений Главы Златоустовского городского округа от 31.07.2008 № 1402-р об объединении земельных участков от 29.09.2008 № 1901-р о предоставлении МУ «УКС» земельного участка площадью 23 925 кв.м (к.н. 74 25 0000000194 в безвозмездное срочное пользование, восстановлении нарушенных прав путем возложения обязанности на Главу Златоустовского городского округа» и МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа провести торги по предоставлению земельных участков, объединенных согласно распоряжению Главы Златоустовского городского округа от 31.07.2008 № 1402-р, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина