Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
г. Челябинск
21 февраля 2022 года
Дело № А76-43102/2021
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марининой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Челябинской области к Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области
о признании незаконным бездействия
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – сл. удостоверение;
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Заместитель прокурора Челябинской области к Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждению документации по планировке территории; обязании Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждении документации по планировке территории.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель прокурора в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, указал, что 24.01.2022 постановлением администрации Нязепетровского муниципального района № 32 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение документации по планировке территории».
Заслушав объяснения представителя лица, участвующего в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Нязепетровского муниципального района требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в части организации предоставления муниципальных услуг.
В ходе проверки установлено, непринятии мер Администрацией Нязепетровского муниципального района по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке и утверждению документации по планировке территории.
Полагая, что со стороны органа местного самоуправления – Администрацией Нязепетровского муниципального района допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Настоящие требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в том числе осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность на территории соответствующего муниципального образования, и обусловлено неисполнением Администрацией Нязепетровского муниципального района возложенной на нее законом обязанности по предоставлению и правовому регулированию муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2-3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.
Порядок принятия решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории регламентирован ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации согласно п. 7.4 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ относится утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории включены в Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 (п. 4, 5) и, соответственно, является муниципальной услугой.
Поскольку принятие решения о подготовке документации по планировке территории осуществляется органом местного самоуправления (Администрацией Нязепетровского муниципального района) в порядке, предусмотренном ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, оно не может быть принято иными государственными органами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Государственные и муниципальные услуги оказываются в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ). Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 данного Федерального закона).
Обязанность Администрации Нязепетровского муниципального района по разработке и утверждению административного регламента по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждению документации по планировке территории установлена требованиями приведенного выше законодательства.
Судом установлено, что Администрацией Нязепетровского муниципального района административный регламент по предоставлению данной муниципальной услуги не разработан, сведения о предоставлении данной услуги отсутствуют в Перечне муниципальных и государственных услуг, предоставляемых Администрацией района, утвержденном постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района от 25.07.2018 № 437.
Положение о порядке подготовки документации по планировке территории, утвержденное постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района от 02.04.2018 № 193, не регламентирует принятие такого решения, а регламентирует процедуру подготовки документации по планировке территории муниципального района.
Отсутствие соответствующего правового акта влечет неопределенность в деятельности органа местного самоуправления по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Нязепетровского муниципального района, так как указанное разрешение касается преимущественно коммерческой застройки территории муниципального образования.
В период рассмотрения настоящего дела судом установлено, что ответчиком 24.01.2022 постановлением № 32 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение документации по планировке территории».
Однако, исполнение требования прокурора о разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории произошло спустя определенное время после направления прокурором представления об устранении нарушений законодательства, которое 11.11.2021 ответчиком было отклонено, затем обращения в арбитражный суд.
Администрацией Нязепетровского муниципального района после выявления прокурором нарушений закона вовремя не были предприняты все зависящие от нее и входящие в сферу компетенции действия (меры) по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.
Бездействие органа местного самоуправления противоречило целям и задачам государственной политики, проводимой в области малого и среднего предпринимательства, препятствовало созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения.
Заявление предъявлялось прокурором в интересах муниципального образования «Нязепетровский муниципальный район», а также неограниченного круга лиц, осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность на территории соответствующего муниципального образования, и обуславливалось неисполнением администрацией возложенной на нее законом обязанности по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.
Бездействием администрации нарушались права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией не были предприняты все зависящие от нее и входящие в сферу компетенции действия (меры) по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что Администрацией Нязепетровского муниципального района обязанность по разработке и утверждению административного регламента по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждению документации по планировке территории не исполнена, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
Учитывая изложенное, требования Прокурора подлежат удовлетворению.
При этом, учитывая фактически совершенные Администрацией действия по разработке и утверждению правого акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждении документации по планировке территории, возложение обязанности по совершению действий по его разработке и утверждению, не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и принятию правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В. Мрез