ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-43337/18 от 25.02.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

04 марта 2019 года                                                                 Дело № А76-43337/2018

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области  Горлатых И.А., при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва секретарем судебного заседания Абрамушкиной Ю.И., рассмотрев дело по заявлению ассоциации стрелково-охотничий клуб "Виктория", ОГРН 1027403893472, г. Копейск Челябинской области,

к ЦЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области,

об отмене постановления,

при участии в судебном заседании представителей до и после перерыва:

заявителя: Максимовой Е.В., действующей на основании доверенности,

ответчика: Шмидта А.А., действующего на основании доверенности,

установил:

Ассоциация стрелково-охотничий клуб "Виктория" (далее – заявитель, АСОК «Виктория») обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ЦЛРР Управления Росгвардии по Челябинской области (далее – ответчик, Управление) об отмене постановления №74ЛРР093071118001559 от 14.12.2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в виде наложении штрафа в размере 300 000 руб.

Определением суда 23.01.2019 заявление принято к производству арбитражного суда.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях (л.д. 3-6).

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал, выступил с устной позицией по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

26.10.2018 Управлением в соответствии с графиком проведена проверка наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов в отношении АСОК «Виктория».

В ходе проверки Управлением установлено, что АСОК «Виктория» допущено нарушение в  период с 01.01.2018 по 26.10.2018  правил учета оружия и патронов к нему, что выразилось в следующем:

- на сейфы, расположенные в комнатах хранения оружия № 1 и 2 не заведены описи, в которых указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, на сейфе в комнате хранения оружия № 1 не прикреплена бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалы лица, ответственного за сохранность оружия,  номера его печати или оттиска пломбира;

- в комнатах хранения оружия № 1 и 2 не размещены описи оружия и патронов, находящихся под охраной в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах, не вывешены описи с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются, на входных дверях мест хранения оружия и патронов (комнат хранения оружия № 1 и 2) не прикреплены бирки с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения (указаны не действительные сведения);

- в графе «фамилия, имя, отчество работника организации» Книги приема и выдачи оружия и патронов АСОК «Виктория», начатой 04.04.2008, не указано имя и отчество работника организации, получившего оружие, патроны (№ п/п 3458-3461, 3162-3171, лист книги № 74), в графе № п/п номера ведутся не по порядку (после № 3461 записан № 3162, лист книги № 74), в графе «вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам» не указаны вид и калибр оружия (№ п/п 3458-3461, 3162-3171, лист книги № 74), в графе «отметка о выдаче оружия и патронов. Дата и время выдачи» не указано время выдачи оружия (№ п/п 3458-3461, 3162-3171, лист книги № 74), в графе «фамилия, имя, отчество работника организации» книги приема и выдачи оружия и патронов, начатой 10.11.2016, не указано имя и отчество работника организации, получившего оружие, патроны (№ 62-78, лист книги № 3), в графе «вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам» не указан тип патронов (№ 62-78, лист книги № 3), в графе «отметка о выдаче оружия и патронов. Дата и время выдачи» не указаны время выдачи оружия (№ 62-78, лист книги № 3), учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществлялся в «Книге учета оружия, боеприпасов и патронов, принятых на временное хранение в АСОК «Виктория», не соответствующей форме приложения № 61 к Инструкции, в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия не велось;

-  заявитель не вел Книгу проверки наличия и технического состояния оружия и патронов;

- заявитель не вел список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах;

- в графе «дата, время и место проведения стрельбы» Журнала учета стрельб не указаны сведения о времени и месте проведения стрельб, не заполнена графа «наименование организации, с работниками которой проводятся стрельбы, номер и дата договора о предоставлении тира, ССК, стрельбища для стрельбы», в графе «фамилия, имя, отчество стреляющего» не заполнены сведения об имени и отчестве стреляющего, в графе «основания и цель проведения стрельбы (номер и дата приказа о назначении администрации стрельбы)» не заполнены сведения о номере и дате приказа о назначении администрации стрельбы, в графе «администрация стрельбы (фамилия, имя, отчество)», «раздатчик патронов» не заполнены сведения о фамилии, имени, отчестве раздатчика патронов (№ п/п 322-452, лист книги № 13);

- в графе «№ п/п» книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и переданного оружия и патронов не заполнены 2 последних номера по порядку по операциям, проведенным 06.10.2018 и 07.10.2018, в графе «расход, кому передано (наименование организации, адрес, фамилия, имя, отчество ответственного лица)» Книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и переданного оружия и патронов не заполнены сведения об имени и отчестве ответственного лица, в графе «наименование, номер расходного документа и его дата» не заполнены наименование, номер расходного документа и его дата (№ п/п отсутствует, лист книги № 7 записи от 06.10.2018, 07.10.2018);

- в графе «кому продано оружие и патроны (наименование организации, фамилия, имя, отчество покупателя)» книги учета продаж оружия и патронов не заполнены сведения о имени и отчестве покупателя, в графе «серия и номер лицензий (разрешения) территориального органа МВД России на приобретение (хранение) оружия и патронов, кем и когда выданы» не заполнены сведения о том, кем и когда выданы лицензии (разрешения) на приобретение оружия и патронов, в графе «проданное оружие и патроны», «вид, тип оружия (патронов)» не заполнены сведения о виде, типе проданного оружия (патронов), в графе «проданное оружие и патроны», «серия и номер проданного оружия (количество патронов по партиям изготовления)» не заполнены сведения о партиях проданных патронов;

- ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах не проведены. В реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов не подведены итоги (которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов), отсутствуют отметки с указанием даты их проведения «сверка проведена, расхождений нет», отсутствует заверение подписями лиц, проводивших проверку.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.10.2018 и расценены Управлением как нарушение требований:

 - статьи 25 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии" (далее – ФЗ "Об оружии");

- пунктов 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов на территории РФ" (далее – Правила оборота гражданского и служебного оружия…);

- пунктов 168, 127, 176, 131, 132, 137, 146, абзаца 5 пункта 143, формы приложений № 64, 61, 70, 67, 71 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 №288 (далее – Инструкция по организации работы внутренних дел…).

07.11.2018 в отношении АСОК «Виктория» составлен протокол об административном правонарушении № 74ЛРР093071118001559, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 74ЛРР093071118001559, постановлением от 14.12.2018 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Данное постановление оспорено АСОК «Виктория» в арбитражный суд.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление административного органа получено 14.12.2018. Заявление АСОК «Виктория»в арбитражный суд подано 25.12.2018 (л.д. 3).

Таким образом, заявитель не пропустил установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 28.3, 23.85 КоАП РФ полномочия по рассмотрению соответствующих дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, возложены на должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации.

Протокол об административном правонарушении № 74ЛРР093071118001559 от 07.11.2018 составлен инспектором по ОП ЦЛРР Управления капитаном полиции Титовым В.А., постановление о назначении административного наказания № 74ЛРР093071118001559 от 14.12.2018 вынесено начальником Отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Челябинску Управления подполковником полиции Шмидт А.А., в пределах предоставленных указанным лицам полномочий.

При этом доводы заявителя о нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности судом отклоняются по следующим обстоятельствам.

В части 1 статьи 28.2 КоАП установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Протокол подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).

Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.

        Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

       Какие-либо иные сведения, в том числе указанные заявителем, дата и место проведения проверки, фамилия, имя и отчество сотрудников, проводивших проверку, не указаны в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в качестве обязательных, в связи с чем, довод АСОК «Виктория» о наличии грубого нарушения при составлении протокола об административном правонарушении не может быть признан обоснованным.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель АСОК «Виктория» Максимова Е.В., действующая по доверенности. В протоколе об административном правонарушении имеется подпись указанного лица в графе об ознакомлении с протоколом, о разъяснении прав и обязанностей, о получении копии протокола.

Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ административным органом при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого администрации правонарушения.

В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении № 74ЛРР093071118001559 от 14.12.2018 вынесено в присутствии законного представителя АСОК «Виктория» Ледовских А.Ю. и представителя по доверенности Максимовой Е.В.

На основании части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.

        Довод АСОК «Виктория» о наличии грубого нарушения при вынесении постановления об административном правонарушении ввиду отсутствия в нем даты и основания проведения проверки также судом отклоняется, поскольку указанная заявителем информация в протоколе и в постановлении об административном правонарушении имеется.

При этом Управление верно определило, что совершенное правонарушение является длящимся и указал, что оно совершено в период с 01.01.2018 по 26.10.2018, поскольку в данном случае имело место длительное непрекращающееся невыполнение, а также ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей.

Кроме того, судом отклоняется довод заявителя о проведении проверки с грубыми процессуальными нарушениями.

 Так, заявитель при подаче заявления в арбитражный суд указал следующее: «…АСОК «Виктория» не была извещена о предстоящей проверке, график проверки …не был размещен на установленных законом информационных ресурсах, должностные лица, прибывшие для проведения проверки, не представили предписание о проведении проверки, при этом был представлен График проведения проверок, утвержденный руководителем проверяющего органа 31.10.2018 (проверка проходила 26.10.2018) и только при рассмотрении дела об административном правонарушении 14.12.2018 должностным лицом, рассматривающим дело, был приобщен другой график, который был утвержден 25.06.2018. Данные факты являются грубыми нарушениями проведения проверки, а значит результаты такой проверки должны быть признаны недействительными».

В силу специфики спорных правоотношений положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…") не распространяются на рассматриваемые мероприятия по контролю за оборотом оружия.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 №646 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и надзорного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (далее - Административный регламент), предусматривающий в том числе проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц (подпункт 28.6).

Согласно статье 28 ФЗ "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел. Должностные лица имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения своих контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) предоставляется право проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов (пункт 22 части 1 статьи 13).

Главой XII Инструкции по организации работы внутренних дел… определено, что проверки обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.

Более того, в пункте 24 статьи 13 ФЗ "О полиции" закреплено право полиции беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, осматривать места хранения огнестрельного оружия.

Сотрудниками Управления 31.10.2018 составлен акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, с указанием комнаты хранения оружия в качестве наименования проверяемого объекта.

В соответствии с пунктом 81 Административного регламента предметом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических лиц и юридических лиц, является установление соответствия количества, серий, номеров оружия, а также количества, калибра и номеров партий патронов учетным данным, указанным в лицензиях и (или) разрешениях; соблюдение физическим или юридическим лицом, в том числе лицензиатом, правил оборота оружия и патронов, то есть проверка фактического наличия оружия и патронов, а также осуществления его учета и хранения.

Такая проверка, с периодичностью не реже одного раза в квартал, является обеспечительной мерой по реализации государственной функции по контролю за оборотом оружия. В данном случае проверяется не юридическое лицо, а наличие оружия и место его хранения согласно пункту 22 части 1 статьи 13 Закона о полиции. Следовательно, положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…" не распространяются на мероприятия по контролю за оборотом оружия, поскольку определяют периодичность проведения проверок хозяйствующих субъектов, согласно статьям 1 и 2 указанного Федерального закона сферой его применения является проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не наличие оружия и мест его хранения.

Необходимость периодических проверок наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов (не реже одного раза в квартал) обусловлена цикличностью оборота оружия в организациях, которая в ряде случаев не превышает нескольких месяцев и зависит от целей его использования соответствующими субъектами

Задачами такой проверки является соблюдение лицами, имеющими во владении или (и) в пользовании оружие, патроны к оружию (боеприпасы), наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия патронов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 N АКПИ14-804).

В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, поскольку статьями 22, 28 ФЗ "Об оружии", положениями ФЗ "О полиции", пунктами 2, 5.1, 5.6, 28, 28.6, 79, 80, 81, 88 Административного регламента на органы внутренних дел императивно возложена обязанность по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации, а в рассматриваемом деле проверка комнаты хранения оружия заявителя произведена уполномоченными должностными лицами административного органа, суд приходит к выводу о соблюдении Управлением требований действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, приведенные обстоятельства в совокупности подтверждают факт соблюдения Управлением порядка привлечения заявителя к административной ответственности, существенных нарушений установленных статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения образует нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за соблюдение вышеуказанных правил.

В соответствии со статьей 22 ФЗ "Об оружии" гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Статьей 25 ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации постановлением от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия…

Пунктом 51 Правила оборота гражданского и служебного оружия… закреплено, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 ФЗ "Об оружии", осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.

Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Положениями пункта 127 Инструкции по организации работы внутренних дел… предусмотрено, что лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы:

а) книга приема и выдачи оружия и патронов (приложение 61);

б) книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение 62), за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений;

в) книга приема (сдачи) дежурств (приложение 63) и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны;

г) книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН);

д) описи оружия и патронов, находящихся под охраной (приложение 64) в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах (приложение 65);

е) список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах (приложение 66);

ж) список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.

Согласно пункту 131 Инструкции по организации работы внутренних дел… в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище или другом стрелковом объекте ведутся: а) журнал учета стрельб (приложение 70); в) документы, предусмотренные пунктом 127 настоящей Инструкции (при организации хранения оружия и патронов на стрелковом объекте в оружейной комнате); г) служебные документы по осуществлению пропускного режима.

Юридические лица, занимающиеся торговлей оружия и патронов, согласно пункту 132 Инструкции по организации работы внутренних дел… ведут:

а) книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и переданного оружия и патронов, а также отдельные книги учета по данным формам для оружия и патронов, поступивших на комиссионную продажу;

б) книги учета продаж оружия и патронов (приложение 71);

в) документы, установленные в подпунктах "а" - "г", "ж" пункта 127 настоящей Инструкции для каждого места хранения оружия или патронов (оружейной комнаты, помещения склада);

г) акты приема (передачи) (приложение 72) или рекламаций на оружие и патроны.

В силу пункта 137 Инструкции по организации работы внутренних дел…  спортивные организации и образовательные учреждения ведут:

а) книги наличия и движения, номерного учета имеющегося оружия и патронов, в том числе принятых на ответственное хранение;

в) заявки-расчеты на выдачу оружия и патронов для стрельб либо на учебные занятия (приложение 73);

г) раздаточно-сдаточные ведомости оружия и патронов на стрельбах;

д) акты списания израсходованных патронов;

е) акты приема (передачи) или рекламации на оружие и патроны;

ж) учетную документацию для размещения оружия и патронов в оружейных комнатах, а также документацию, предусмотренную для имеющихся стрелковых объектов.

Выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие. Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица. В случаях утраты или хищения оружия и патронов, имеющихся у юридического лица, незамедлительно информируется орган внутренних дел по месту их учета. Руководителем организации проводится проверка совместно с органами внутренних дел, по результатам которой принимается решение о снятии с учета оружия или патронов с составлением акта их списания. Прием оружия и (или) патронов на временное хранение, в том числе при проведении спортивных, охотничьих или иных стрелковых мероприятий, во время командировки работников может осуществляться на основании соответствующих распорядительных документов (приказов, распоряжений) руководителя юридического лица, его заместителя, ответственного за сохранность оружия и патронов в организации, или уполномоченного ими должностного лица организации (подразделения организации), ответственного за сохранность оружия и патронов на объекте их хранения. Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к настоящей Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), а хранение оружия и патронов - в комнатах (сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, стеллажах) или складских помещениях, в том числе в указанных помещениях временного хранения с учетом требований, установленных в пункте 177 настоящей Инструкции. Для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой "для временного хранения оружия и патронов", если на это помещение ранее не выдавалось разрешение одной из обозначенных серий. При организации смешанного режима хранения на действующих объектах постоянного хранения оружия и (или) патронов, имеющих разрешения названных серий, второе разрешение для временного хранения не выдается, временное хранение осуществляется на основании уже выданного разрешения (пункт 143 Инструкции по организации работы внутренних дел…).

       В организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.

Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку (пункт 146 Инструкции по организации работы внутренних дел…).

На каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира. Вышеуказанные описи подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений (пункт 168 Инструкции по организации работы внутренних дел…).

В каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются. Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений. На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения (пункт 176 Инструкции по организации работы внутренних дел…).

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в АСОК «Виктория» по месту хранения оружия и патронов: Челябинская область, г. Копейск, с. Калачево, ул. Южная, д. 8Г, в ходе которой выявлены нарушения правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, не содержащие уголовно наказуемого деяния, а именно:

в период с 01.01.2018 по 26.10.2018:

1.на сейфы, расположенные в комнатах хранения оружия № 1 и 2 не заведены описи, в которых указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, на сейфе в комнате хранения оружия № 1 не прикреплена бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалы лица, ответственного за сохранность оружия,  номера его печати или оттиска пломбира;

2.в комнатах хранения оружия № 1 и 2 не размещены описи оружия и патронов, находящихся под охраной в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах, не вывешены описи с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются, на входных дверях мест хранения оружия и патронов (комнат хранения оружия № 1 и 2) не прикреплены бирки с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения (указаны не действительные сведения);

3. в графе «фамилия, имя, отчество работника организации» Книги приема и выдачи оружия и патронов АСОК «Виктория», начатой 04.04.2008, не указано имя и отчество работника организации, получившего оружие, патроны (№ п/п 3458-3461, 3162-3171, лист книги № 74), в графе № п/п номера ведутся не по порядку (после № 3461 записан № 3162, лист книги № 74), в графе «вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам» не указаны вид и калибр оружия (№ п/п 3458-3461, 3162-3171, лист книги № 74), в графе «отметка о выдаче оружия и патронов. Дата и время выдачи» не указано время выдачи оружия (№ п/п 3458-3461, 3162-3171, лист книги № 74), в графе «фамилия, имя, отчество работника организации» книги приема и выдачи оружия и патронов, начатой 10.11.2016, не указано имя и отчество работника организации, получившего оружие, патроны (№ 62-78, лист книги № 3), в графе «вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам» не указан тип патронов (№ 62-78, лист книги № 3), в графе «отметка о выдаче оружия и патронов. Дата и время выдачи» не указаны время выдачи оружия (№ 62-78, лист книги № 3), учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществлялся в «Книге учета оружия, боеприпасов и патронов, принятых на временное хранение в АСОК «Виктория», не соответствующей форме приложения № 61 к Инструкции, в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия не велось;

4. заявитель не вел Книгу проверки наличия и технического состояния оружия и патронов;

5.заявитель не вел список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах;

6.в графе «дата, время и место проведения стрельбы» Журнала учета стрельб не указаны сведения о времени и месте проведения стрельб, не заполнена графа «наименование организации, с работниками которой проводятся стрельбы, номер и дата договора о предоставлении тира, ССК, стрельбища для стрельбы», в графе «фамилия, имя, отчество стреляющего» не заполнены сведения об имени и отчестве стреляющего, в графе «основания и цель проведения стрельбы (номер и дата приказа о назначении администрации стрельбы)» не заполнены сведения о номере и дате приказа о назначении администрации стрельбы, в графе «администрация стрельбы (фамилия, имя, отчество)», «раздатчик патронов» не заполнены сведения о фамилии, имени, отчестве раздатчика патронов (№ п/п 322-452, лист книги № 13);

7.в графе «№ п/п» книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и переданного оружия и патронов не заполнены 2 последних номера по порядку по операциям, проведенным 06.10.2018 и 07.10.2018, в графе «расход, кому передано (наименование организации, адрес, фамилия, имя, отчество ответственного лица)» Книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и переданного оружия и патронов не заполнены сведения об имени и отчестве ответственного лица, в графе «наименование, номер расходного документа и его дата» не заполнены наименование, номер расходного документа и его дата (№ п/п отсутствует, лист книги № 7 записи от 06.10.2018, 07.10.2018);

8.в графе «кому продано оружие и патроны (наименование организации, фамилия, имя, отчество покупателя)» книги учета продаж оружия и патронов не заполнены сведения о имени и отчестве покупателя, в графе «серия и номер лицензий (разрешения) территориального органа МВД России на приобретение (хранение) оружия и патронов, кем и когда выданы» не заполнены сведения о том, кем и когда выданы лицензии (разрешения) на приобретение оружия и патронов, в графе «проданное оружие и патроны», «вид, тип оружия (патронов)» не заполнены сведения о виде, типе проданного оружия (патронов), в графе «проданное оружие и патроны», «серия и номер проданного оружия (количество патронов по партиям изготовления)» не заполнены сведения о партиях проданных патронов;

9.ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах не проведены. В реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов не подведены итоги (которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов), отсутствуют отметки с указанием даты их проведения «сверка проведена, расхождений нет», отсутствует заверение подписями лиц, проводивших проверку.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от 31.10.2018.

При таких обстоятельствах,  АСОК «Виктория» осуществляло хранение боевого ручного стрелкового оружия и патронов с нарушением правил учета оружия и патронов к нему.

Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд приходит к выводу о том, что действия (бездействие) АСОК «Виктория» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлена Управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.

В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у АСОК «Виктория» имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, действия (бездействие) АСОК «Виктория»  образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное администрации правонарушение, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

Оснований для признания деяния малозначительным по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, постановление №74ЛРР093071118001559 от 14.12.2018 является законным.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер административного штрафа, назначенного Управлением.

В постановлении от 25.02.2014 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Суд, приняв во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, считает возможным в данном конкретном случае применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить АСОК «Виктория»  размер штрафа до 150 000 руб.,  что составляет половину штрафа, назначенного Управлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление ассоциации стрелково-охотничий клуб "Виктория" удовлетворить в части.

Изменить постановление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области от 14.12.2018 №74ЛРР093071118001559 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части определения наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., заменив его на административный штраф в размере 150 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                     подпись                                                     И.А. Горлатых

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.