ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-43678/09 от 05.02.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело №А76-43678/2009-63-879/13

05 февраля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2010 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Михайлова,

при ведении протокола открытого судебного заседания судьей,

рассмотрев материалы дела по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Аша

к Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района

о признании недействительным отказа в приобретении недвижимого имущества, бездействия незаконным, обязании обеспечить заключение договора, принять решение об условиях приватизации, направить проект договора

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2, действующей по доверенности от 23.11.2009, паспорт; ФИО3, действующей по доверенности от 23.11.2009, паспорт;

от ответчика: ФИО4, действующего по доверенности от 22.10.2008, паспорт.

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО4, действующего по доверенности от 11.01.2010, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Аша (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области (далее – ответчик, администрация) о признании отказа в реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества – магазина №3, общей площадью 624,7 кв.м., расположенного по адресу: 456010, <...> недействительным, а бездействия незаконным; обязании Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области обеспечить: заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества – магазина №3, общей площадью 624,7 кв.м., расположенного по адресу: 456010, <...>, - в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принять решение об условиях приватизации муниципального арендуемого имущества, направить ИП ФИО1 проект договора купли-продажи арендуемого муниципального имущества – магазина №3, общей площадью 624,7 кв.м., расположенного по адресу: 456010, <...> (2-5).

В судебном заседании 12.01.2010 представителем заявителем заявлено об уточнении предмета требований, просит признать отказ Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области (уполномоченного органа) от 17.11.2009 №15-7891 в реализации преимущественного права Индивидуального предпринимателя ФИО1 на приобретение арендуемого имущества – магазина №3, общей площадью 624,7 кв.м., расположенного по адресу: 456010, <...> недействительным; обязать Администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества – магазина №3, общей площадью 624,7 кв.м., расположенного по адресу: 456010, <...>, - в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принять решение об условиях приватизации муниципального арендуемого имущества, направить ИП ФИО1 проект договора купли-продажи арендуемого муниципального имущества – магазина №3, общей площадью 624,7 кв.м., расположенного по адресу: 456010, <...> (л.д. 45-48).

Судом уточнение предмета требований в порядке ст.49 АПК РФ принято (л.д. 56).

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали с учетом уточнений, просили суд требования заявителя удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, уточнении к заявлению (л.д. 2-5, 45-48).

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 88-89), суду пояснил, что заявитель не соответствует установленным требованиям Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №159-ФЗ), поскольку со стороны заявителя как арендатора имело место неоднократное нарушение условий договора аренды, а именно: неоднократная просрочка внесения арендной платы за пользование арендуемым муниципальным имуществом, при этом пояснил, что задолженности по арендной плате у арендатора не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Комитета по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 99).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель ФИО1 23.09.1997 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Челябинской области за номером 264, о чем 30.03.2004 Межрайонной инспекцией ФНС России №7 по Челябинской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером <***> (л.д. 43, 7).

29.12.2004 на основании решения Ашинского городского Совета народных депутатов Челябинской области №50-М от 23.05.1993 «О передаче в муниципальную собственность нежилых помещений» (л.д. 151-154) зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Аша и Ашинский район» на нежилое помещение – магазин, общей площадью 1261,1 кв.м., по адресу: 456010, <...>, - о чем выдано свидетельство о государственной регистрации 74-АМ №028578 (л.д. 17).

01.01.2005 между МП ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям г.Аши и Ашинского района был заключен договор №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества (л.д. 12-18), на срок 5 лет. По указанному договору во временное владение и пользование заявителю было передано нежилое встроенное помещение, расположенное на первом этаже жилого пятиэтажного дома, общей площадью 622,5 кв.м., в нежилом помещении – магазин, общей площадью 1261,1 кв.м., расположенное по адресу: <...> (далее – Объект аренды), за плату в сумме 32132 руб. (без НДС) в месяц (л.д. 15, 18). Собственник передал указанный объект аренды по акту приема-передачи от 01.01.2005, а заявитель принял его без замечаний (л.д. 14).

04.03.2005 право аренды зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 18 оборотная сторона).

Ответчик обязался не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемого помещения без письменного разрешения арендодателя (п.3.2.5 Договора), не выполнение арендатором указанных требований, являющихся существенными условиями договора в сроки, установленные соответствующими предписаниями и согласованные с арендодателем, влечет досрочное расторжение настоящего договора.

26.03.2007 на основании Закона Челябинской области от 19.12.2006 №84-ЗО «О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением» зарегистрировано право собственности муниципального образования «Ашинское городское поселение Ашинского муниципального района» на нежилое помещение – магазин, общей площадью 1261,1 кв.м., по адресу: 456010, <...>, - о чем выдано свидетельство о государственной регистрации 74АА №098158 (л.д. 62).

22.08.2008 Ашинским филиалом ОГУП «Обл.ЦТИ» зарегистрировано преобразование нежилого помещения – магазина, площадью 1261,1 кв.м., по адресу: <...>, - на 2 помещения: нежилое помещение магазина, общей площадью 624,7 кв.м., и нежилое подвальное помещение, общей площадью 675,7 кв.м., о чем выдан кадастровый паспорт помещения (л.д. 20-22).

06.10.2008 на основании Закона Челябинской области от 19.12.2006 №84-ЗО «О разграничении имущества между Ашинским муниципальным районом и Ашинским городским поселением» зарегистрировано право собственности муниципального образования «Ашинское городское поселение Ашинского муниципального района» на нежилое помещение – магазин №3, общей площадью 624,7 кв.м. (этаж: 1, подвал), расположенное по адресу: 456010, <...>, - о чем выдано свидетельство о государственной регистрации 74АА №753140 (л.д. 63).

22.09.2009 зарегистрировано право собственности муниципального образования «Ашинский муниципальный район Челябинской области» на нежилое помещение – магазин №3, общей площадью 624,7 кв.м. (этаж: 1, подвал), расположенное по адресу: 456010, <...>, - о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершена запись регистрации №74-74-03/048/2009-412 (л.д. 25).

22.10.2009 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района и ИП ФИО1 заключено Соглашение о внесении изменения в договор №8/05 от 01.01.2005 аренды нежилого помещения, согласно которому срок действия договора аренды продлен на 11 месяцев до 22 сентября 2010 г. (л.д. 19).

19.10.2009 ИП ФИО1 обратился в Администрацию Ашинского муниципального района с заявлением (вх.№4057) о намерении использовать свое преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального недвижимого имущества – нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., - и представил пакет документов (л.д. 23, 26-29).

17.11.2009 Глава Ашинского муниципального района Челябинской области направил в адрес ИП ФИО1 письмо №15-7891, в котором сообщил об отказе в преимущественном праве на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., на основании ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ, в связи с несоответствием установленным требованиям Федерального закона (л.д. 49). В судебном заседании представитель ответчика пояснил суду, что под несоответствием заявителя установленным требованиям Закона №159-ФЗ в оспариваемом отказе следует понимать ненадлежащее исполнение обязанностей арендатора по уплате арендной платы.

Заявитель, полагая, что отказ ответчика выражается в уклонении от подготовки и принятия решения о реализации заявителем преимущественного права приобретения арендуемого муниципального имущества, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В пункте 6 постановленияПленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статей 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона №178-ФЗ для реализации единой государственной политики в сфере приватизации органы местного самоуправления принимают решения об условиях приватизации федерального (муниципального) имущества.

В силу статьи 14 Федерального закона №178-ФЗ в решении об условиях приватизации должны содержаться сведения о наименовании имущества, способе приватизации имущества, его нормативной цене и иные необходимые для приватизации имущества сведения.

В силу пп.1) ст.3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Закон №209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого отказа) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи (ч.3 ст. 4 Закона №209-ФЗ).

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия (ч.6 ст. 4 Закона №209-ФЗ).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.7 ст. 4 Закона №209-ФЗ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете ч.8 ст. 4 Закона 209-ФЗ).

Материалами дела подтверждается (л.д. 27-29) и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статья 6 Закона №209-ФЗ определяет основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым относятся, в т.ч. ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Статья 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №159-ФЗ) устанавливает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

При этом, часть 3. ст. 1 указанного закона устанавливает, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации).

Исходя из положений ст. 3 Закона №159-ФЗ (в редакции от 17.07.2009 №149-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В силу ч.1. ст. 10 Закона № 59-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2, 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Первая публикация Закона осуществлена в печатном издании «Российская газета», №158, 25.07.2008.

На дату вступления в законную силу указанного Закона заявитель в период с 01.01.2005 владело непрерывно более 3 лет (с даты государственной регистрации права аренды 04.03.2005 – владело непрерывно 3 года) на праве аренды объектом недвижимого имущества – нежилым помещением – магазин №3, расположенным по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., что подтверждается материалами дела (л.д. 12-14, 19) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с условиями договора аренды платежи должны производиться не позднее 5-го числа текущего месяца – (п.4.4 договора - л.д. 12 оборотная сторона).

Материалами дела подтверждается факт перечисления арендной платы (л.д. 64-87, 100). Платежные поручения свидетельствуют о том, что оплата производилась с нарушениями установленных сроков.

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на обстоятельство, что надлежащего перечисления арендной платы со стороны общества не было и указанное подтверждается фактом заключения мирового соглашения от 22.09.2009 о признании заявителем долга по арендной плате за 2006 год (на 01.01.2007) в размере 36871,86 руб. (л.д. 91-96). Согласно указанному мировому соглашению заявителем 05.10.2009 погашен долг по арендной плате, таким образом, на дату обращения ИП ФИО1 с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества (т.е. на 19.10.2009) задолженность по уплате арендной плате у заявителя отсутствовала. При этом, ответчиком доказательств наличия задолженности у заявителя за аренду недвижимого имущества суду не представлено, в материалах дела не имеется. Из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района от 04.12.2009 №3493 следует, что ИП ФИО1 задолженности по аренде нежилого помещения на 01.12.2009 не имеет (л.д. 26), следовательно, заявителем на дату обращения с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества требования пункта 2 ст.3 Закона №159-ФЗ выполнены.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что после того, как состоялся судебный акт об утверждении мирового соглашения, какие-либо иные меры ответственности к заявителю не применялись, за взысканием задолженности и неустойки за иные периоды аренды в судебном порядке ответчик не обращался.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии со ст. 37 Закона Челябинской области от 25.05.2006 № 22-ЗО «Устав (Основной закон) Челябинской области» (зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 5 июля 2006 г. N RU74000200600133) и ч.1 ст. 1 Закона Челябинской области от 28 февраля 2006 г. №1-ЗО «О Законодательном Собрании Челябинской области» Законодательное Собрание Челябинской области (далее - Законодательное Собрание) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Челябинской области (далее - область).

Статья 2 Закона области №1-ЗО определяет полномочия Законодательного Собрания, в число которых входит принятие Устава (Основной Закон) области, внесение в него изменения; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий области; осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) области, законами области, настоящим Законом.

Законодательное Собрание принимает законы области и постановления (ч.1 ст. 10 Закона №1-ЗО).

Законом Челябинской области от 30 сентября 2008 г. №303-ЗО установлены предельные значения площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности.

Статьей 1 вышеуказанного Закона Челябинской области установлено, что преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии, если площадь арендуемого имущества не превышает две тысячи квадратных метров.

Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества не может превышать пять лет (ст. 2 Закона Челябинской области).

Из материалов дела следует, что испрашивается преимущественное право в отношении недвижимого имущества, общей площадью 624,7 кв.м., не превышающее установленное Законом области предельное значение площади арендуемого имущества.

Частью 4 статьи 18 Закона №209-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

В силу ч.4.2. ст. 18 Закона №209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Ответчиком не представлено суду доказательств о том, что испрашиваемое заявителем недвижимое имущество – нежилое помещение – магазин №3, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 624,7 кв.м., - включено в утвержденный в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Доказательств обратного материалы дела не содержат, ответчиком не представлены.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что заявитель соответствует критериям, установленным ст. 3 Закона №159-ФЗ.

В силу ч.2. ст. 9 Закона №159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст.35 Устава Ашинского муниципального района Челябинской области, Администрация муниципального района осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района (л.д. 128).

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ашинского муниципального района, утвержденным постановлением Совета депутатов Ашинского муниципального района от 14.12.2005 №84 (далее - Положение), Глава Ашинского муниципального района принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления района решения об отчуждении имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества, закрепленного за Собранием депутатов района; распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пп. 7, 8 п.8 главы 2 Положения – л.д. 157).

Указанное свидетельствует о том, что общество обратилось в уполномоченный на принятие соответствующих решений орган.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (ч.3 ст. 9 Закона 159-ФЗ – в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого отказа).

В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч.4 ст. 9 Закона 159-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, заявителю письмом от 17.11.2009 №15-7891 (л.д. 49) было отказано в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Указанное письмо суд оценивает как решение органа местного самоуправления об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

В материалы дела не представлено доказательств того, что заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. Иных правовых оснований для отказа суду не представлено.

Вышеизложенное, свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в принятии оспариваемого решения.

В соответствии с ч.8. ст. 4 Закона №159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Следовательно, отказ не соответствует Закону №159-ФЗ.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает ИП ФИО1 преимущественного права выкупа арендуемого имущества.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый отказ может быть признан недействительным, имеется: отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона №159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера. (ч.2 ст.4 Закона №159-ФЗ).

Поскольку определение способа устранения допущенных нарушений является прерогативой суда, суд полагает, что исходя из положений ч.ч.1,2 ст.4, ч.3 ст. 9 Закона №159-ФЗ, учитывая, что отчет об оценке рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не составлялся, доказательств иного материалы дела не содержат, что надлежащим способом восстановления нарушенного права общества будет являться следующий:

Обязать Администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя ФИО1 путем:

обеспечения заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого Индивидуальным предпринимателем ФИО1 по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества – нежилого помещения - магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу;

принятия решения об условиях приватизации арендуемого Индивидуальным предпринимателем ФИО1 по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества - нежилого помещения - магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., предусмотрев в этом решении преимущественное право Индивидуального предпринимателя ФИО1 на приобретение указанного имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

направления заявителю проекта договора купли-продажи арендуемого Индивидуальным предпринимателем ФИО1 по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества - нежилого помещения - магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя - полностью или в части.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд искового заявления неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований заявителя, с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 100 руб. (сумма госпошлины - на дату обращения заявителя с заявлением в арбитражный суд), при этом, излишне уплаченная сумма госпошлины в размере 1900 руб., уплаченной по платежной квитанции от 04.12.2009 №234 в ОСБ 1661/16610, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 150, 151, 167-176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Аша удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, выраженный в письме от 17.11.2009 №15-7891, в предоставлении Индивидуальному предпринимателю ФИО1 преимущественного права приобретения арендуемого по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества – магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., как несоответствующий Федеральному закону от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обязать Администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя ФИО1 путем:

обеспечения заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого Индивидуальным предпринимателем ФИО1 по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества – нежилого помещения - магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу;

принятия решения об условиях приватизации арендуемого Индивидуальным предпринимателем ФИО1 по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества - нежилого помещения - магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., предусмотрев в этом решении преимущественное право Индивидуального предпринимателя ФИО1 на приобретение указанного имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

направления заявителю проекта договора купли-продажи арендуемого Индивидуальным предпринимателем ФИО1 по договору от 01.01.2005 №8/05 об аренде муниципального недвижимого имущества - нежилого помещения - магазина №3, расположенного по адресу: <...>, площадью 624,7 кв.м., в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Взыскать с Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, место нахождения: <...>, - в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1, место жительства: Челябинская область, г.Аша, ул.40 лет Победы, 12-25 (ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.

Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 1900 руб. по платежной квитанции от 04.12.2009 №234 в ОСБ 1661/16610.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Е.А. Михайлова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.