ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-4375/09 от 16.04.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-4375/2009-53-149

23 апреля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2009 г. Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2009 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Васильева Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Южуралкондитер», г. Челябинск

к отделу государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г. Челябинск

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности № 013-2 от 11.01.2009.

от ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности б/н от 01.11.2007.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Южуралкондитер» далее именуемое – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к отделу государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об отмене постановления об административном правонарушении от 26.02.2009, прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ в отношении ОАО «Южуралкондитер».

В судебном заседании 07.04.2009 заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, уточнил предмет заявленных требований, просит признать незаконным и отменить постановление об административном правонарушении отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 19 от 26.02.2009 /л.д. 40/.

Принимая во внимание, что право на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований предоставлено заявителю ч.1 ст.49 АПК РФ, уточнённые требования судом приняты.

Представитель Заявителя требования в судебном заседании поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее именуемое – административный орган, УМТУ Ростехрегулирование) в судебном заседании возразил против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в отзыве /л.д. 47-48/.

Заслушав доводы представителей участников, исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд считает требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Южуралкондитер» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Советского района г. Челябинска 16.05.1996 № 733 за регистрационным номером 84, в Единый государственный реестр юридических лиц 01.10.2002 ИМНС России по Советскому району г. Челябинска внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1027402896795 /л.д. 18/. В соответствии с одним из основных видов деятельности, Общество осуществляет производство и реализацию кондитерских изделий и из полуфабрикатов.

При осуществлении Обществом торгово-посреднической деятельности, оптово-розничной торговли, последнее использует средства измерения, в связи с чем, обязано соблюдать законодательство об обеспечении единства измерений.

В ходе проверки, проведенной 24.02.2009 на предмет проверки применения Обществом средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в производственном цехе ОАО «Южуралкоондитер», расположенном по адресу <...>, сотрудниками УМТУ Ростехрегулирования установлено, что из 65 ед. средств измерений, подвергнутых надзору, признано непригодными к применению неповеренные и с истекшим сроками поверки 3 ед. средств измерений: весы электронные ВЭ-15, заводской номер 10259Б, весы циферблатные РН-10Ц13У, заводской номер 88307 – отсутствует поверительное клеймо, весы электронные Rapido, заводской номер 46388 – истек срок поверки (24.11.2007), что зафиксировано протоколом проверки применения средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям от 24.02.2008 (с учетом опечатки, л.д. 48), актом проверки соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений; наличия и соблюдения аттестованных методик (методов) измерений № 29 от 24.02.2009 /л.д.11-12,7-9/.

Рассмотрев материалы проверки, государственный инспектор, установивший в действиях заявителя факт нарушения ст. 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», выразившегося в применении неповеренных средств измерений, применение которых может привести к недостоверным результатам измерений при осуществлении товарообменных операций, в отношении Общества 24.12.2009 в присутствии законного представителя последнего, составил протокол № 07-14/38-3 об административном правонарушении /л.д. 6/ по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главный государственный инспектор Челябинской области по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, рассмотрев в присутствии законного представителя Общества дело об административном правонарушении, постановлением б/н от 26.02.2009 привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /далее – КоАП РФ/, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.

Заявитель, полагая постановление административного органа незаконным, обратился с заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что весы электронные «Rapido» применялись для технологических целей, в качестве блока управления накопительным бункером для конфет, взвешивание готовой продукции производилось на поверенных электронных весах ПВ-30 №М3360, находящихся далее в технологической цепочке. Указывает, что поверочные клейма на весах электронных ВЭ-15 №10259П и весах циферблатных РН-10Ц13У были повреждены в процессе эксплуатации, но имеются в паспортах на весы. Электронные весы ВЭ-15 №10259Б, указанные в актах административного органа, у Общества отсутствуют.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный орган, указывает, что в соответствии с р. 5.4 паспорта изготовителя весов РН-10Ц13У Тюменского приборостроительного завода, запрещена эксплуатация весов без пломбы с оттиском поверительного клейма.

Административным органом указано, что ссылка предприятия на п. 4.5 правил по метрологии «ГСИ. Поверительные клейма» несостоятельна, т.к. требования этого документа носят общий характер и распространяются на все СИ, попадающие в сферу государственного регулирования, тогда как к применяемым заявителем торговым весам ГОСТом 29329-92 «Весы для статического взвешивания. Общие технические требования», распространяющим свое действие на весы торговые, предъявляются специфические требования.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления датированного 26.02.2009, получена заявителем 27.02.2009, что подтверждается отметкой на копии оспариваемого постановления /л.д. 5-оборот/. Заявление о признании данного постановления незаконным и отмене сдано в суд нарочно 10.03.2009, что подтверждается оттиском календарного штемпеля отдела регистрации, т.е. в течение 10-дневного срока.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу пункта 7 статьи 3, статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 № 120-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» осуществление торговли и товарообменных операций, выполнение работ по расфасовке товаров входит в сферу государственного метрологического контроля, а, следовательно, средства измерений, эксплуатируемые в данной сфере, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, в процессе эксплуатации – периодической поверке.

Поверка средств измерений, в соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона «Об обеспечении единства измерений», определяется как совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Пунктом 1 статьи 13 Закона «Об обеспечении единства измерений» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели /п. 2/.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке /п. 4/.

Часть 3 статьи 19.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, заявитель в производственном цехе применял весы электронные ВЭ-15, заводской номер 10259Б, весы циферблатные РН-10Ц13У, заводской номер 88307 в отсутствии на корпусах весов поверительных клейм, что заявителем не оспаривается.

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель указывает, что поверочные клейма на весах электронных ВЭ-15 №10259П и весах циферблатных РН-10Ц13У были повреждены в процессе эксплуатации, но имеются в паспортах на весы.

В соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 № 125 (далее - Порядок проведения поверки средств измерений), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается "Свидетельство о поверке" /п. 1.7/.

Аналогичные требования установлены п. 4.2 Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма», утвержденные Приказом Госстандарта России от 26.11.2001 № 477.

При этом в силу абз 5 п. 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений поверительные клейма наносят на средства измерений во всех случаях, когда конструкция средств измерений не препятствует этому и условия их эксплуатации обеспечивают сохранность поверительных клейм в течение всего межповерочного интервала.

Если особенности конструкции (или условия эксплуатации) средств измерений делают невозможным нанесение на них поверительных клейм, то поверительные клейма наносят на паспорт или формуляр средств измерений /п. 1.7/.

В соответствии с требованиями ГОСТа 29329-92 «Весы для статического взвешивания» торговые весы должны иметь в легко доступном для обозрения месте оттиск поверительного клейма, который должен наноситься на весы согласно конструкторской документации. Узлы торговых весов, влияющие на метрологические характеристики, должны быть опломбированы /п. 2.12.5/.

В соответствии с требованиями технической документации весов РН-10Ц13У – весы рычажные настольные циферблатные, готовые к эксплуатации весы должны иметь клеймо органов Госстандарта СССР, без которого эксплуатация весов запрещена. Периодичность поверки весов, находящихся в эксплуатации не реже 1 раза в год.

Таким образом, техническая документация предусматривает конструктивную возможность на корпусе весов РН-10Ц13У циферблатных проставлять поверительное клеймо.

Весы электронные ВЭ-15 зарегистрированы в госреестре средств измерений за номером 14131-94, что подтверждается выпиской из реестра, применяемые заявителем при осуществлении вида деятельности, установленного уставом, подлежат поверке в соответствии с действующим законодательством.

Доказательств отсутствия у данных весов конструктивной способности иметь на корпусе поверительное клеймо в опровержение доводов административного органа, заявителем не представлено /ст. 65 АПК РФ/.

Кроме того, в соответствии с п. 2.1 Порядка проведения поверки средств измерений, средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Внеочередную поверку средств измерений, находящихся в эксплуатации, проводят, в том числе, при повреждении поверительного клейма, пломб, несущих на себе поверительные клейма или в случае утраты свидетельства о поверке /п. 2.14/.

Доказательств, опровергающих выводы административного органа об условиях эксплуатации данных весов обеспечивающих сохранность поверительных клейм в течение всего межповерочного интервала, заявителем не представлено. Доказательств проведения внеочередной поверки, при повреждении поверительных клейм, в материалы дела также не представлены.

Довод заявителя о том, что электронные весы ВЭ-15 №10259Б, указанные в актах административного органа, у Общества отсутствуют, признается судом несостоятельным, поскольку из пояснений административного органа следует, что допущена техническая опечатка при указании заводского номера весов, вместо № 10259 П, ошибочно указан № 10259 Б /протокол с/з от 07.04.2009, л.д. 43-оборот/.

Довод заявителя о неправомерности указания административным органом о нарушении им ч. 1 ст. 13 Закона «Об обеспечении единства измерений», при отсутствии товарообменных операций ввиду отсутствия контрагента и возмездности отношений, т.к. весы находятся в производственных цехах, несостоятелен, в силу следующего.

Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности, Общества является производство и реализация кондитерских изделий и их полуфабрикатов, что является товарообменной операцией, подпадающей в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Определяющим моментом (фактом) для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ является факт применения неповеренных средств измерений, применение которых при осуществлении товарообменной операции, может привести к недостоверным результатам измерений.

Довод заявителя о том, что весы электронные «Rapido» применялись для технологических целей, в качестве блока управления накопительным бункером для конфет, взвешивание готовой продукции производилось на поверенных электронных весах ПВ-30 №М3360, находящихся далее в технологической цепочке признается судом правомерным.

Административным органом не представлено доказательств внесения данной марки весов в Государственный реестр средств измерений РФ, а, следовательно, и необходимости у заявителя проведения поверки в отношении данных весов, а также не представлены доказательства иного их использования, чем указано обществом.

Необоснованность привлечения заявителя к ответственности за совершение правонарушения в отношении весов Rapido, не свидетельствует о незаконности постановления в целом.

Таким образом, суд приходит к выводу, о доказанности ответчиком в действиях заявителя нарушения требований законодательства об обеспечении единства измерений, т.к. Общество имело возможность для соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 № 120-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», но последним не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований.

Порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, административным органом не нарушен, штраф назначен в минимальном, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ размере, в связи с чем, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требования заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Южуралкондитер» о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении отдела государственного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 19 от 26.02.2009, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Т.Н. Васильева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.