ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-43889/2021 от 24.05.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

30 мая 2022 года                                                                                        Дело № А76-43889/2021

Резолютивная часть решения оглашена                                                             24 мая 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено                                                             30 мая 2022 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Челябинского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российский студенческие отряды», г. Челябинск (ОГРН <***>)

к Главному контрольному управлению Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>), Министерству образования и науки Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)

о признании недействительными представления (в части), предписания (в части) и уведомления

при участии в судебном заседании:

заявителя: ФИО1 – руководитель, паспорт;

заинтересованного лица: Главного контрольного управления Челябинской области: ФИО2 – представителя по доверенности от 12.01.2022, диплом от 05.06.2020, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Челябинское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации «Российский студенческие отряды» (далее – ЧОСО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным представления Главного контрольного управления Челябинской области (далее – ГКУ Челябинской области, контрольный орган) от 22.03.2021 № 03-07/804 в части нецелевого расходования Министерством образования и науки Челябинской области (далее – Министерство) средств областного бюджета на сумму 100 722,9 руб. (пункт 1.2 раздела 1. Нецелевое расходование средств областного бюджета);

о признании недействительным предписания ГКУ Челябинской области от 30.04.2021 № 03-18/1290 ГКУ Челябинской области в части требования от Министерства принять меры по возмещения причиненного ущерба в размере 100 722,9 руб. (пункт 1.2 неустранимого нарушения в представлении);

о признании недействительным уведомления Министерства № 1 о возврате средств субсидии в размере 100 722,9 руб. (письмо от 08.04.2021 №3498).

 Заявитель считает оспариваемые (частично) ненормативные правовые акты необоснованными, противоречащими законодательству Российской Федерации, нарушающими его права и законные интересы в экономической сфере.

ГКУ Челябинской области представило отзыв на заявление от 15.04.2022, в котором с требованиями ЧОСО не согласилось, оспариваемые ненормативное правовые акты находит правомерным (л.д. 114-117).

Министерство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв на заявление от 14.04.2022, в котором указало, что требования ЧОСО удовлетворению не подлежат (л.д.103-104).

На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя извещенного с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ Министерства.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные ими в заявлении, в отзыве на заявление соответственно.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим отклонению по следующим мотивам.

В силу части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 18.09.2013 № 319 утверждено Положение о Главном контрольном управлении Челябинской области (далее – Положение).

Согласно подпункту 1 пункта 6 Положения одной из основных задач ГКУ Челябинской области является осуществление деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

В силу подпунктов 3, 6, 10 пункта 7 Положения ГКУ Челябинской области в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

осуществляет контроль за соблюдением объектами государственного финансового контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

проводит проверки, ревизии и обследования в отношении объектов государственного финансового контроля, в частности, областных государственных учреждений;

направляет объектам государственного финансового контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, установлены правила проведения плановых, внеплановых и встречных проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также регламентировано назначение, подготовка и проведение, оформление результатов контрольного мероприятия.

Пунктом 46 указанного Федерального стандарта предусмотрено, что в рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий) могут проводиться встречные проверки. При проведении встречной проверки в отношении юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя (далее - объект встречной проверки) проводятся контрольные действия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее – Федеральный стандарт № 1095), установлено, что должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

В соответствии с предоставленными полномочиями ГКУ Челябинской области в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Плана проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля ГКУ Челябинской области на 2020 год проведена плановая выездная проверка Министерства образования и науки Челябинской области (далее - Министерство) на основании приказа начальника Главного контрольного управления Челябинской области от 08.09.2020 № 01-01/559 (с изменениями от 17.11.2020 № 01-01/717) по теме: «Целевое и эффективное использование денежных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области», «Повышение эффективности реализации молодёжной политики на 2018-2020 годы, а также целевое и эффективное их использование». 

В ходе проведения проверки целевого использования средств областного бюджета, предоставленных в 2019 году в форме субсидий ЧРСО выявлен факты нецелевого использования бюджетных средств, в частности, в размере 100 722,9 руб. в результате оплаты транспортных расходов участников представителей и коллективов Челябинской области в федеральных проектах, не относящихся к категории молодежи - свыше 30 лет, что отражено в Акте проверки от 30.12.2020 № 03-11-1/7.

На основании данного акта проверки ГКУ Челябинской области вынесено представление от 22.03.2021 № 03-07/804 об устранении нарушений и принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений (л.д.13-14).

30.04.2021 Министерству выдано предписание ГКУ Челябинской области № 03-18/1290 с требованием принять меры по возмещения причиненного ущерба, в частности, в размере 100 722,9 руб. (л.д. 15-17).

08.04.2021 Министерство уведомило ЧОСО о необходимости произвести возврат субсидии за 2019 года в размере 100 722 руб. 90 коп. (л.д. 18-19).

Не согласившись с оспариваемыми ненормативными правовыми актами (представление от 22.03.2021 № 03-07/804 – в части пункта 1.2 раздела 1. Нецелевое расходование средств областного бюджета на сумму 100 722,90 руб.; предписание от 30.04.2021 № 03-18/1290 – в части пункта 1.2 на сумму 100 722,90 руб.; уведомление от 08.04.2021 № 1) , полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ЧОСО обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Министерство образовано на основании постановления Губернатора Челябинской области от 17.06.2004 № 266 «Об органах исполнительной власти Челябинской области». На основании Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 410, Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику Челябинской области в сфере образования, науки, научно-технической деятельности.

Челябинское региональное отделение Молодежной общероссийской организации «Российские Студенческие Отряды» (далее - ЧРСО) является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в области государственной молодежной политики на территории Челябинской области, функции и полномочия учредителя, главного распорядителя бюджетных средств Министерство в отношении ЧРСО не осуществляет, ответственности по обязательствам ЧРСО не несёт.

В 2019 году  в целях реализации программы «Повышения эффективности реализации молодёжной политики в Челябинской области на 2018-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2017 № 666-П (далее – Постановление № 666-П), ЧРСО являлась получателем соответствующих субсидий.

В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2019 № 57-П «О распределении в 2019 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области государственной молодёжной политики на территории Челябинской области», ЧРСО предоставлены субсидии на организацию мероприятий на общую сумму 9 800 000 руб.

В соответствии с Постановлением № 666-П между Министерством и ЧРСО подписано Соглашение от 27.02.2019 № 130 о предоставлении в 2019 году субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере государственной молодёжной политики на территории Челябинской области (далее – Соглашение № 130, л.д. 20-29).

Предметом Соглашения № 130 является предоставление из областного бюджета в 2019 году Учреждения субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере государственной молодежной политики на территории Челябинской области в рамках государственной программы Челябинской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области на 2018-2020 годы», утвержденной Постановлением № 666-П.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 130 целью субсидии является организация и проведение мероприятий по участию представителей и коллективов Челябинской области в региональных, федеральных, международных детских и молодежных проектах.

Пунктом 1.3 Соглашения № 130 установлено, что субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные Соглашением № 130.

Согласно пункту 5.3.2.1 Соглашения № 130 предусмотрено, что Учреждение обязуется направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, указанных в пункте 1.2 Соглашения № 130.

Субсидия, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в доход бюджета Челябинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области (пункт 6.3 Соглашение № 130).

Согласно Соглашению № 130 финансирование за счет средств областного бюджета составило 9 700 000 руб. на реализацию следующих мероприятий:

подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие движения студенческих трудовых отрядов Челябинской области на сумму 1 370 000 руб.;

организация и проведение мероприятий по участию представителей и коллективов Челябинской области в региональных, федеральных, международных детских н молодежных проектах на сумму 8 330 000 руб.

Дополнительным соглашением от 24.04.2019 № 1 представлена Субсидия на проведение мероприятий, направленных на развитие и поддержку современных творческих направлений на сумму 100 000 руб.

Всего ЧРСО выделено Субсидий на сумму 9 800 000 руб.

Учёт движения средств Субсидий в ЧРСО осуществлён на счёте 86 «Целевое финансирование».

Согласно выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств Министерство направило в адрес ЧРСОв рамках соглашения от 27.02.2019 № 130 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году, средства областного бюджета на общую сумму 9 800 000 руб., в том числе:

22.03.2019 на сумму 1 370 000 руб., КБК 0120707210Е8ЮЛ632632;

03.04.2019 на сумму 8 330 000 руб., КБК 0120707210В8ЮЛ632632;

08.05.2019 на сумму 100 000 руб., КБК 0120707210Е8ЮЛ632632.

Основной целью государственной программы Челябинской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2017 № 666-П (далее – Государственная программа), является содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, проживающей на территории Челябинской области (пункт 3 Постановления № 666-П).

Основной задачей государственной программы является формирование условий, направленных на гражданско-патриотическое, духовное развитие и воспитание молодежи; оказание финансовой в организационной поддержки мероприятии для детей и молодежи, проводимых при участии социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области государственной молодежной политики на территории Челябинской области; реализация интеллектуального, творческого и спортивного потенциала молодёжи в интересах общественного развития; создание условий для более полного вовлечения молодёжи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Согласно пункту 2 Государственной программы настоящая государственная программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Законом Челябинской области от 24.08.2006 № 45-ЗО «О молодежи» (далее – Закон № 45-ЗО, Закон Челябинской области о молодежи).

Понятие «молодежь» (молодые люди) установлена статьёй 1 Закона Челябинской области о молодежи. К указанной категории граждан относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Челябинской области. Изменения Закона о молодежи (в редакции закона Челябинской области от 30.03.2021 № 327-ЗО), устанавливающие возраст молодежи - до 35 лет, вступили в силу с 30.03.2021, то есть после факта использования спорных бюджетных средств.

В ходе проверки установлено, что Учреждение осуществляло возмещение затрат по транспортным расходам участникам мероприятий по участию представителей и коллективов Челябинской области в федеральных проектах, возрастная категория которых составляет более 30 лет. Сумма произведенных затрат по указанным лицам составляет 100 722,90 рублей. Данные о лицах, а также их возрастная категория на момент совершения поездки, отражены в Таблице 1.

Таблица 1.

Наименование мероприятия

Основание направления на мероприятие

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Возраст на момент поездки

Направление

поездки

Дата поездки

Сумма транспортных расходов (рублей)

Всероссийский молодежный форум «Выше крыши»

Приказ ГБУ «МРЦ» № 119/1 от 13.08.2019

ФИО3

04.01.1989 Рі.

31 РіРѕРґ

Магнитогорск-Москва-Санкт-Петербург-Москва-Магнитогорск

19.08.2019 г. – 25.08.2019 г.

10 000,00

Всероссийский форум рабочей молодежи

Приказ ГБУ «МРЦ» № 33 от 28.03.2019

ФИО4

17.01.1986 Рі.

33 РіРѕРґР°

Екатеринбург-Казань-Екатеринбург

22.05.2019 г. – 26.05.2019 г.

2 937,10

ФИО5

01.05.1987 Рі.

32 РіРѕРґР°

4 575,60

ФИО6

15.03.1988 Рі.

31 РіРѕРґ

Екатеринбург-Казань-Екатеринбург

21.05.2019 г. – 26.05.2019 г.

5 000,00

ФИО7

16.04.1988 Рі.

31 РіРѕРґ

Екатеринбург-Казань-Екатеринбург

22.05.2019 г. – 26.05.2019 г.

3 381,20

Всероссийский форум молодых семей

Приказ ГБУ «МРЦ» № 113 от 02.08.2019 г.

ФИО8

02.04.1985 Рі.

34 РіРѕРґР°

Челябинск-Москва-Псков-Москва-Челябинск

03.08.2019 г. – 10.08.2019 г.

10 000,00

Фестиваль-конкурс Усадьба Jazz

Письмо Министерства № 1207/9598 от 05.09.2019 г.

ФИО9

18.05.1980 Рі.

39 лет

Челябинск-Москва-Сочи-Челябинск

12.09.2019 г. – 15.09.2019 г.

20 151,00

ФИО10

18.05.1985 Рі.

34 РіРѕРґР°

17 451,00

ФИО11

01.11.1987 Рі.

31 РіРѕРґ

20 151,00

«#мУЗыкабесконечна

Письмо Министерства № 1203/3356 от 29.03.2019 г.

Челябинск-Москва- Челябинск

31.03.2019 г. – 05.04.2019 г.

7 076,00

ИТОГО:

100 722,90

Согласно статье 28, 38 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, в нарушение статьей 28, 38, 306.4 БК РФ, подпункта 4 пункта 2 Порядка 1, пунктов 1.2, 1.3, 5.3.2.1, 6.3 Соглашения № 130, заявитель в 2019,году за счет средств субсидия из областного бюджета произвело оплату транспортных расходов представителям и участникам коллективов Челябинской области в федеральных проектах, не относящихся к категории молодежи - свыше 30 лет, на общую сумму 100 722,90 руб., что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, факт нецелевого использования ЧРСО бюджетных денежных средств (субсидий из областного бюджета) в 2019 году установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2021 по делу № А76-15760/2021.

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 № 2-П).

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что оспариваемые в рамках настоящего дела представление Главного контрольного управления Челябинской области от 22.03.2021 № 03-07/804, предписание от 30.04.2021 № 03-18/1290 в части нецелевого расходования Министерством образования и науки Челябинской области средств областного бюджета на сумму 100 722,9 руб. и уведомление Министерства от 08.04.2021 № 1 о возврате ЧРСО средств субсидии в размере 100 722,9 руб. являются правомерными и нарушают прав и законные интересы заявителя.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При этом суд учитывает, что на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

        Судья                                                                      О.Г. Наконечная